Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О причащении на Светлой седмице

и дополнительный комментарий от Православного Апологета на 66 правило VI Вселенского собора

ХРИСТОСЪ ВОСКРЕСЕ!

В современной жизни Светлая Седмица — время резкого сокращения церковной и домашней молитвы. Тот, кто не ленится и всю седмицу ходит к каждой службе, проводит в храме за сутки 3 – от силы 3,5! — часа, полтора вечером, полтора утром. Домашняя молитва укладывается в 10-15 минут в сутки: пропевается пасхальный час утром и еще раз перед сном. Соответственно на Светлой Седмицеобычно не причащаются. Я резко против того, чтобы прихожане – без особой на то нужды! – причащались на Светлой Седмице. Исключение допускается для тех, кто готовился причащаться на Страстной Седмице, но почему-то не смог. Также для тех, кого кладут на операцию и, конечно, для умирающих.

В последнее время некоторые священники, ссылаясь на 66-е Правило VI Константинопольского Собора (Трулльского), причащают на Светлой Седмице каждый день и без исповеди. Это новшество заставляет вникнуть в истинный смысл 66-го правила. Вот его текст: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего — до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквахнепрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся (то есть, каждый день Светлой Седмицы мы должны проводить так, как положено по уставу в Великую Субботу, когда после Литургии мы, не выходя из храма, обязаны слушать Деяния святых апостолов до начала Пасхального богослужения)… Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание или иное народное зрелище».

Говоря современным языком, на Светлой Седмице не следует смотреть телевизор или заниматься иными развлеченими — мы должны непрерывно славить Воскресшего Господа. «Ибо таким образом со Христом воскреснем и вознесемся». Может быть наши потомки и научатся так проводить Светлую Седмицу. Тогда можно будет поднять вопрос и о ежедневном причащении. Но не без Исповеди, так как мы грешим каждый день. Кто этого не замечает, тот еще не начал христианской жизни. Если христианин не научился отслеживать ежедневные грехи (хотя бы некоторые) и каяться в них, ему нельзя и причащаться. А пока всецелое исполнение 66-го правила нереально. Мы можем его воспринимать только как идеал, к которому мы должны стремиться.

Но из этого правила неообновленцы выхватили слова «Святыми Тайнами наслаждатися» — и причащают на Пасху без воздержания в пище и развлечениях и, конечно, без исповеди. А уж о «непрестанных псалмехи пениих и песнех духовных» и о чтении Божественных Писаний, которые требует это правило — и речи нет! Канон — только повод, чтобы нарушить сложившуюся практику (в частности, на Пасху не читается Псалтирь) и тем внести разброд, а то и раскол в души верующих. Так у неообновленцев работают канонические правила!

Следует предупредить священников — бывает, что на Пасху приходят с просьбой причастить их люди, много лет или даже всю жизнь не причащавшиеся. Практика показывает, что такие внезапные порывы бывают у вполне здорового человека перед смертью — Бог призывает к покаянию. Таким людям в Исповеди и Причащении лучше не отказывать (даже если священник очень измучен — на пределе сил).

Но то же нужно иметь в виду и в другие времена года. На исповеди нужно внушить, что причащаться нужно каждый год. Кроме того — каждый день утром и вечером молиться и каждую неделю — лучше в воскресный день — приходить в храм на службу, простаивая ее целиком. Это — минимум воцерковленности.

 

Из статьи протоиерея Владимира Правдолюбова «О подготовке ко Святому Причащению»

http://www.blagogon.ru/digest/649/

 Некоторые дополнения от Православного Апологета: 

Дух и буква 66 правила Шестого Вселенского собора дозволяют и рекомендуют причащениеТайн Христовых

и во все дни Пасхальной недели

Практика непричащения Святых тайн Христовых в течение всей Светло Седмицы является, скорее всего чисто русской практикой Синодальной эпохи. Дело в том, что если мы обратимся к авторитетным византийским истолкователям свяш=щенных канонов, то мы невольно обратим на тот факт, во всех их комментариях не исключаются слова указанного правила "и святыми тайнами наслаждаяся". Греческий текст канона дает нам еще более точное разъяснение, поскольку русско-славянский перевод оказывается не совсем точен. Указанная нами часть о святых Таинствах звучит несколько иначе - "Καί τῶν ἁγίων μυστηρίων κατατρυφῶντας", то есть "и святых Тайн особенно наслаждаясь". То есть в тексте правила делается некий сугубый акцент на важности приобщения Святых Тайн в эти святые дни, которые Церковью рассматриваются как "один день Господень и праздновался одинаковым образом". (Никодим (Милаш), епископ Далматино-Истирийский. Правила Православной Церкви, т.1, с. 556). 
Так, Аристин пишет: "Званные от Христа, мы должны праздновать, заботясь не об удовольствиях своих, роскоши и праздности, но веселясь духовно". И далее он раскрывает в чем состоит для православного христианина это "духовное празднование, веселие", следуя рекомендациям еще свт. Григория Богослова, который в своем слове на Пятидесятницу подробно касается принципиального отличия празднования христиан от нехристиан:"Празднуем и мы, но как угодно Духу (в отличие от элиннов): а ему угодно, чтобы мы или говорили, или делали что-либо одобающее. И праздновать значит у нас приобретать для души блага постоянные и вечно обладаемые, а не преходящие и скоро гибнущие". (Слово 41. На святую Пятидесяницу). "Торжествует и иудей, - говорит вселенский святитель в другом слове, - но по букве; празднует и эллин, но в угождение демонам: а у нас, как все духовно: действие, движение, желания, слова, даже походка, и одеяние, даже мановение, потому что ум на все простирается, и во всем образует человека по Богу; так духовно и торжествование и веселие". (Слово 11, брату свт. Василия Великого). И Аристин, опираясь на христианский, святоотеческий опыт и понимание празника пишет: "а духовное веселие состоит в том, чтобы  так именно мы праздновали праздник Пасхи, упражняясь всю седмицу в церквах, поя Господеви в псалмах  и пениих, и таким образом торжествуя во Христе со вниманием занимались чтением божественных Писаний и наслаждались Божественных тайн". То есть и ежедневное посещение храмового богослужения, и участие в песнопениях, и постоянное внимательное чтение Священного Писания и участие в приобщении Божественных Тайн Христовых составляют единое целое в понимании празднования и духовного веселия, благодаря которому "со Христом купно вокреснем и вознесемся; воскреснем от греховного падения и дольней и земной жизни, а вознесемся к высшему и по-истине духовному житию". Совершенно очевидно, зная смысл и содержание таинства Причащения, которое венчает подвиг христианина и соделывает, при достойном причащении в духе непрестанного покаяния и самоукорнения, человека сотелесным Христу, обоженным (свт. Кирилл Александрийский), то подвиг без приобщения святых тайн Христовых не доставляет человеку полноту богообщения, невзирая даже на то, что разные способы аскетического делания, и молитва являются средствами и способами богообщения (свт. Григорий Палама). Но они недостаточны. Другой выдающийся канонист, патриарх Антиохийский Вальсамон, комментрия это же правило, также упоминая о запрете на всякого рода посещения увеслительных зрелищ, пишет: "Святые отцы определили, чтобы мы не так праздновали эту пасхальную седмицу, но боголюбезно и по возможности свято, то есть упражнялись в церках и питали себя божественными песнопениями, и поелику сделались достойными праздновать Воскресение Господа, то чтобы совоскресли Воскресшему и Возведшему нас на небо Христу Богу нашему". Итак, Вальсамон указывает на смысл причащения святых Тайн Христовых в Светлую, Пасхальную седмицу - "совоскрешение Воскресшему и Возведшему нас на небо Христу Богу". То есть мы, как удостоившиеся празднования Пасхи Христовой, обязательно приступали бы к святым Тайнам Христовым, и таким образом во всей полноте приобщались бы Тайне Воскресения Христа. И именно такой смысл заложен в комментарии данного правила Вальсамоном, это доказывают его последующие слова: "И так заметь, что все верные должны быть готовы приобщаться святых таин каждый день, если возможо, как об этом и прежде сказано в других правилах". Следовательно ежедневная подготовка к причащению Тайн Христовых в дни Пасхальной недели должна быть даже нормной жизни для христианина. При этом обратим наше внимание на то, что Вальсамон говорит не просто о причащении тайн Христовых, а о "готовности". То есть христиан должен подготавливаться ко причащению святых Тайн Христовых. Эти слова являются обличением для тех священнослужителей, которые "благословляют" без всякой необходимой подготвоки причащаться Тайн Христовых в дни Пасхальной Недели. 

В чем должна состоять эта подготовка, это уже несколько иной вопрос. Но она всегда связана с таким ключевых понятием духовной жизни как "трезвение" - ἡ νῦψις. Это весьма глубокий и объемный термин, которым обозначается особый образ жизни в непрестанном внимании, воздержании, молитве и т.д. Из контекста этого слова очевидным становится и содержание слова "готовность" ко причащению Святых Тайн Христовых, при этом учитывая запреты на пост в эти дни. В практике отцов трезвения, опытных монашествующих лиц это внешнее трезвение заключалось в говении с рыбой, не вкушении пищи после вечернего богослужения, либо уже полного воздержания после заката солнца. Быбло бы странно пренебрегать этим правилом, или обычаем, поскольку оно отражает апостольский образ жизни "в молитвах, непрерывном посте, голоде, жажде и т.д." Упуская этот немаловажный момент из апостольского образа жизни, современные сторонники частого причащения отступают отдревних апостольских обычаев, пропагандиря лишь чисто внешнее частое приобщения Святых Тайн Христовых без должного благоговения и серьезной подготовки. нет необходимости говорить и об исповеди, ее важности и необходимости, поскольку даже практика монастрей, где жизнь проводится более внимательная и духовно наряженная существует практика обязательной исповеди перед литургисанием и приобщением Тайн Христовых. Эта практикак соотвествует заповеди Господа "трезвитесь, бодрствуйте", вопреки легкомысленной практике частого причащения без исповеди.

.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События