Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Календарный вопрос и его решение Православной Церковью

на

Всеправославных соборах в XVI столетии

Ἡμερολογιακὸ Ζήτημα

κα ο Πανορθόδοξες Σύνοδες το 16 αινα

 

Данная статья публикуется в связи с огромным недоумением и возмущением, которые вызвало у широкой православной общественности выступление митрополита Иллариона в передаче «Церковь и время» 21.05.2011, где было демонстративно заявлено о том, что «не существует никаких препятствий для принятия РПЦ Григорианского календаря и нового стиля» и, «когда Церковь созреет и народ будет желать этого, мы примем новый стиль».

1. Соборное осуждение нововведения

Συνοδικαίκατακρίσειςτςκαινοτομίας

(Соборы Православной Церкви 16 столетия и их осуждение введения Западной церковью новой Пасхалии и нового календаря)

 


 

а) Константинопольский собор 1583г.

Вселенский патриарх  Иеремия II узнал о причине папского нововведения от дожа Венеции Депонте и от  попыток армян.

Тогда, как пишет Афанасий Ипсиланти, патриархом Иеремией II «созывается Собор митрополитов в Константинополе, ныне присутствующий патриарх Александрийский Сильвестр, и был подвергнуто осуждению введенный папой Григорием XIII  календарь, и он не был отвергнут несмотря на просьбы латинян». Тогда «восточные отцы», пишет Мелетий Пигас в 1594г., «собрали в Константинополе собор» в 1583г., они осудили календарное нововведение папы, в «присутствии»  «находившегося в Константинополе приснопамятного предшественника оставившего нам по наследству престол  в Александрии Сильвестр».[1] Таким образом  «20 ноября 1583г. Патриарх Иеремия, тогда пребывавший в Константинополе и Александрийский Сильвестр, соборно собрались, отвергли  григорианский календарь».[2] Одновременно «патриарх издал соборное определение», «с помощью которого он осудил проводившуюся реформу календаря» папой. «Окружное послание было подписано» кроме патриарха Константинопольского Иеремии II  «Сильвестром Александрийским, Иоакимом Антиохийским и Гавриилом Охридским».[3] Это Окружное послание  и соборное решение «отвергло новый календарь» папистов и таким образом «Православная Восточная Церковь отвергла» проводимую календарную реформу папы Григория XIII.  В решении подчеркивается, что «пасхалия»  I Вселенского собора «навеки пребывает верной (ровной)» и «зло» совершили те, кто «убрали десять дней» под влиянием папистов.[4]

В отношении армян, «которые подпали под давление папы, навязывавшего принять новый (папский) календарь, испрашивают мнения» «Православной Церкви», им ответил патриарх Иеремия II письмом. В нем «приводится им решение» собора 1583г. В котором уверяет, «что Церковь безукоризненно соблюдает и до сего дня все то, что было установлено на Никейском соборе». Однако, несмотря на это, они ввели его позже, то есть в 1892г, а «в 1912г. Он был принят для всей Армянской Церкви». Так что ошибаются те, которые полагают в отношении праздников армян, что еще с древних времен у них произошло в целом отступление в праздниках благодаря григорианскому календарю папской ереси.

«В Египте и Абиссинии свою деятельность вели папские посланники, в особенности из ордена иезуитов, которая направлялась на соединение монофизитов пустынных районов с Римом. В течение декабря месяца 1582г. и по февраль 1583г. в Каире проходил собор». «Коптский Александрийский патриарх Иоанн принял участие в соборе, его убеждали  принять соединение с Римом, и одновременно принять Григорианский календарь». После этого «копты разделились в отношении принятия Григорианского календаря, одни принимали, другие отвергали его». Таким образом, папский календарь вызвал соблазн и стал причиной разделений, «выгодный помощник» папского отступничества. По причине разделения папский прозелитизм в Египте привел к поставлению патриарха для «коптов католиков», то есть папистов в 1900г.

И в Сирии вели свою деятельность паписты. В «1583г. Из Рима в Сирию был послан латинский епископ Сидонский, радушно обращаясь к православным с предложениями принять проводимую папой Григорием XIII реформу календаря, то есть  его использовал папа как средство» прозелитизма. «Антиохийская Церковь не проявляла одобрение участию» «в действиях Православной Церкви» направленных против этой папской реформы, «во главе которых стоял Вселенский патриарх Иеремия II» (+ 1595), но и не приступила в реформе. Однако латинский епископ Сидона вел активную деятельность, так что некоторых сторонников «среди православных Сирии».

Из-за этого восстал в Александрии против активной папской агрессии в защиту Православия Мелетий Пигас, в последствии патриарх Александрийский (1590-1601гг.) Мелетий не только в своих устных проповедях, и «с помощью своих посланий  повсюду утверждал в православной вере»[5], а «также оказывая сопротивление иезуитам и иного рода пропагандистам» ереси папизма. «Как протосинекел патриарха Александрийского» Сильвестра, «выдающийся» «Мелетий Пигас составил Александрийский Томос, то есть его специально деяние посвященное» вопросу календаря, «было посвящено патриарху Александрийскому» Сильвестру. С помощью его «он доказывает, что проводимая Римским папой» календарная и праздничная «реформа противоречит тому, что установлено относительно праздника Пасхи» «Церковью, в 6 апостольском правиле», «в решении I Вселенского собора и в 1 правиле Антиохийского собора». Этот Томос был составлен в 1563г.[6] «против нового (папского) календаря»[7] и «получил наименование Александрийский»[8], «в отличие от Константинопольского». «И Томос был написан», - говорит Мелетий Пигас в 1594, «назван Александрийским, в отличие по этому же вопросу составленного в Константинополе соборного Томоса».[9] Также в годы 1583-84 Православная Церковь в Константинополе и в Александрии дала отпор и отвергла папский календарь. Кроме того, «Мелетий Пигас принял на себя попечение о просвещении русских»[10],«по данному вопросу», поскольку папство «приложило огромные усилия» «во введении нового (папского) календаря также и в южной России».[11]

 

б) Константинопольский собор 1587г.

Папское нововведение в календаре было «осуждено» «и в 1587г.».[12]  В этом году «в Константинополе состоялся второй собор»[13]  «в присутствии патриарха Константинопольского Иеремии, Александрийского Мелетия и Иерусалимского Софрония»[14], то есть Вселенского патриарха Иеремии II, местоблюстителя «Александрийского Пигаса и» патриарха «Иерусалимского Софрония». «Этот собравшийся в Константинополе святой собор»  против папского календаря «отверг, как рискованный шаг, и как не нужный, это исправление Святой Пасхи как более чем преступление, как противное священным канонам и как вызывающее большой соблазн во всех христианских народах».[15]

 

 

в) Великий Константинопольский собор 1593г.

То есть тогда велась огромная антиеретическая борьба православных по отношению в активно действующим папистам. Паписты использовали в отношении православных антиправославный прозелитизм и беззаконные средства. Как оказалось, на Ионических островах и в Венеции православные подверглись насилию со стороны «латинского клира» принять папские нововведения. Кроме насилия паписты пустили в ход золото и лживые доводы. Говорилось, что «Антиохийский патриарх Михаил VI, идя на уступки, подписал латинское исповедание веры» в 1563г. Однако это не является правдой, «поскольку Михаил скончался в 1582г. до присылки в Сирию латинского епископа». Существует филопаписткое письмо под именем патриарха Иеремии II , «в котором приемлется новый (папский) календарь, но он просит о предоставлении срока в два года для его введения». Однако «это письмо не является подлинным, поскольку Патриарх и прежде и, в последствии, публично осуждал» папский «календарь, поскольку в то время когда было написано это письмо (1584), патриарх Иеремия находился в изгнании, а патриаршим престолом управлял патриарх Пахомий II (1584-1585)». Кроме того, принадлежность автора в папству католицизму выявляется из того факта, что он называет папу звездой благости и спасения, кротким и человеколюбивым, имеющий большую любовь и отеческую ласку, а предприятие с календарным нововведением характеризует как «богоугодное дело». «Так что все это является доводами нечестия».

В виду этой наглой прозелитической деятельности папистов и вызванного смущения у православных, календарное нововведение папы было осуждено в третий раз. «Через десять лет» после собора 1583г., то есть в 1593г. «В Константинополе был созван Великий собор», - пишет Афанасий Ипсиланти, «в храме Всеблаженной, в феврале месяце»[16], на котором присутствовали три Патриарха и представитель четвертого. «Кроме председателя Собора, Вселенского Константинопольского патриарха Иеремии II на нем присутствовали Александрийский Мелетий» Пигас, «замещавший и место Иоанна IV Антиохийского (1590-93), Иерусалимский Софроний (1579-1608), 40 действительных архиереев и бывший Меленийский Анастасий»[17], «при председательстве Московского царя Феодора»[18]. Сохранились две части решений Собора. «Первую часть» этих правил «подписали 12 февраля, а вторую в мае 1593г. И первая часть составлена из 8 правил, вторая же из 10 правил, или «глав». Этот «Великий Собор, прежде всего, провозгласил о верности Православной Церкви тому, что было определено Вселенскими Соборами относительно нововведений Рима». Собор утвердил учреждение «Русской Патриархии»[19] и «отверг григорианский календарь, как новейшее противоречие канонам и определениям Церкви. Главное Собор 8 правилом вновь напомнил об определении I Вселенского Собора о Пасхе, приняв решение оставаться непоколебимо верным ему, и запретил праздновать Пасху с иудеями»[20], согласно 1 правилу Антиохийского собора. Таким образом, папское нововведение календаря, или дней праздников, подверглось осуждению со стороны Православной Церкви, этим одновременно и завершилось XVI  столетие.

 

Перевод «Православного Апологета» 2011г.

 

Источник: глава из научного фундаментального исследования

Α. Δ. Δελήμπαση. Πάσχα Κυρίου. Δημιουγία — Ανακαίνισις καί Αποστασία. Αθήναι. 1985 σελ. 571-576



[1]      Μελετίου Πηγά, Επιστολή πρός Θεοδώρον Ρωσίας, Εκκλησιαστικός Φάρος, τόμ. ΝΓ, 2971, IV σ. 611

[2]         Χ. Παπαδοπούλου, Ιστορία της Εκκλησίας Αλεξανδρίας, Αλεξάνδρεια 1935,σ. 629

[3]       Χ. Παπαδοπούλου, «τό Γρηγοριανόν ημερολόγιον εν τη Ανατολή», Εκκλησιαστικός Κύρυξ, 14. 4, 1918, σ. 172, 173

[4]       Αποφάσεως Κον/λεως 1583, παρά Σάθα, ενθ ανωτ. σ. 30-31

[5]      Χ. Παπαδοπούλου, Ιστορία της Εκκλησίας Αλεξανδρίας, Αλεξάνδρεια 1935, σ. 635-636

[6]       Χ. Παπαδοπούλου, Ιστορία της Εκκλησίας Αλεξανδρίας, Αλεξάνδρεια 1935, σ.628-629

[7]       Χ. Παπαδοπούλου, «τό Γρηγοριανόν ημερολόγιον εν τη Ανατολή», Εκκλησιαστικός Κύρυξ, 14. 4, 1918, σ. 174

[8]       Φιλαρέτου Βαφείδου, «Εκκλησιαστική Ιστορία», τόμ. Γ, εν Κονσταντινουπόλει 1912, σ. 125

[9]       Μελετίου Πήγα, Επιστολή πρός Θεόδωρον Ρωσίας, «Εκκλησιαστικός Φάρος» τόμ. ΝΓ, 1971 IV, σ. 611

[10]     Χ. Παπαδοπούλου, Ιστορία της Εκκλησίας Αλεξανδρίας, Αλεξάνδρεια 1935, σ.629

[11]     Ανθίμου Βιζύης, ένθ. Ανωτ. σ. 24

[12]     Φ. Βαφείδου, ένθ.ανωτ. σ. 125

[13]     Α. Κ. Υψηλάντου, «τά Μετά τήν Άλωσιν», εν Κονσταντινουπόλει 1870, σ. 113

[14]     Δοσιθέου Ιεροσολύμων, περί των εν Ιεροσολύμοις πατριαρχευσάντων, εν Βοκουρεστίου 1715, σ. 1169

[15]     Δοσιθέου Ιεροσολύμων, αυτόθι

[16]     Α. Κ. Υψηλάντου, «τά Μετά τήν Άλωσιν», εν Κονσταντινουπόλει 1870, σ. 116

[17]     Χ. Παπαδοπούλου, Ιστορία της Εκκλησίας Αλεξανδρίας, Αλεξάνδρεια 1935, σ. 642

[18]     Α. Κ. Υψηλάντου, «τά Μετά τήν Άλωσιν», εν Κονσταντινουπόλει 1870, σ. 116

[19]     Χ. Παπαδοπούλου, σ. 642-643

[20]     Χ. Παπαδοπούλουб «τό Γρηγοριανόν ημερολόγιον εν τη Ανατολή», Εκκλησιαστικός Κύρυξ, 14. 4, 1918, σ. 189

 




Подписка на новости

Последние обновления

События