Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ЦЕРКОВЬ МЕСТО ОБОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Η ΕΚΚΛΗΣΙΑ, O ΧΩΡΟΣ ΤΗΣ ΘΕΩΣΕΩΣ  ΤΟΥ ΑΝΘΡΩΠΟΥ

Архимандрит Георгий(Капсанис), проигумен священной обители

 прп. Григория, Святая Гора Афон (+2014)

Те люди, которые желают соединиться со Христом, а через Иисуса Христа с Богом Отцом знают, что это соединение совершается в теле Христовом, которым является Православная Церковь. Конечно же, соединение совершается не с Божественной сущностью, но с обоженной человеческой природой Христа. Однако это соединение со Христом не является внешним, и не является просто нравственным.

Мы не являемся приверженцами Христа, на подобии того как вероятно люди являются приверженцами некоего философа, или учителя. Мы являемся членами тела Христова, Церкви. Церковь является телом Христовым, реально, а  не нравственно, как ошибочно писали некоторые богословы,  не постигая глубины духа святой Церкви. Христос нас, христиан, принимает вопреки нашему недостоинству и нашей греховности, и нас сочетает со Своим телом. Он нас соделывает Его членами. И мы реально, а не нравственно становимся членами тела Христова. Как говорит апостол Павел: «мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5, 30).

Несомненно, в соответствии с тем духовным состоянием, в котором пребывают христиане, они являются либо живыми членами тела Христова, либо мертвыми. Например, если кто-то крестился, то он стал членом тела Христова.  Если же он не исповедуются, не причащается, не живет духовной жизнью, то он является мертвым членом тела Христова. Но  когда он кается, то немедленно приемелет божественную жизнь. Она его насыщает, и он становится живым членом тела Христова. И он не нуждается в том, чтобы его перекрещивали. Но некрещенный не является  членом тела Христова, даже если он и живет нравственной жизнью  по человеческим меркам. Он нуждается в крещении для того, чтобы стать членом тела Христа, для того чтобы сочетаться Христу.

Итак, поскольку мы являемся членами тела Христа, то нам преподается жизнь Христова и она становится нашей собственной жизнью. И, таким образом, мы оживотворяемся и спасаемся и обоживаемся. Мы не смогли бы обоживаться, если бы Христос нас не соделал членами Своего святого тела.

Мы не смогли бы спасаться, если не было бы святых Таинств Церкви, которые нас делают сотелесными Христу и нас соделывают, согласно Святым Отцам, сотелесными и единокровными  и единой крови со Христом.

Какое же великое благословение нам дается – причащаться пречистых Таинств! Христос становится нашим собственным, жизнь Христа становится нашей собственной, Его Кровь становится нашей собственной.  Поэтому то свт. Иоанн Златоуст говорит, что Бог человеку не дал ничего  столь более великого  из всего того что есть  нежели то когда Он подает человеку Божественной Причащение. Человек не мог чего-то требовать от Бога еще большего, нежели того, когда он принимает от Христа Божественное Причащение. Таким образом крещенные, миропомазанные, исповедавшиеся, мы причащаемся Тела и Крови Господа и мы становимся богами по благодати, соединяемся со Христом, мы более не является чуждыми Ему, но скровными Ему.

В Церкви, в которой мы соединяемся со Христом, мы переживаем эту новую реальность, которую принес Христос миру: новое творение. Им является жизнь Церкви, Христа, которая становится нашей собственной, как дар Святого Духа.

В Церкви все направляет к обожению. Божественная литургия, Таинства, богослужение, проповедь Евангелия, пост, все что там есть направляет. Церковь является уникальным местом для обожения.

Церковь не является неким социальным, политическим или историческим учреждением, которое можно уподобить иным мирским учреждениям. Она не является нечто таким, как различные светские институты. Вполне вероятно, что в мире существуют прекрасные институты, прекрасные организации, прекрасные учреждения и иные прекрасные вещи. Однако наша Православная Церковь является неповторимым, уникальным местом общения с Богом, обожения человека. Только в Церкви человек может стать богом, и нигде иначе. Ни в Университетах, ни в учреждениях социально-общественного служения, ни в том, чем либо ином прекрасном и добром, что существует в мире. Все это, пусть даже и весьма доброе, однако, оно не может принести человеку то, что подает Церковь.

Посему пусть даже и развиваются светские институты и системы, но они не могут ни в чем заменить Церковь.

Вполне возможно и такое, что мы слабые и грешные  в Церкви переживаем по временам кризисы и трудности. В лоне Церкви вполне вероятно появление и соблазнов. И это случается потому, что в Церкви мы находимся на пути к обожению, и существование человеческих немощей является вполне естественным.  Мы становимся обженными, но не являемся таковыми. Однако, хотя такое и случается, мы никогда не должны уходить из Церкви, потому что в Церкви у нас есть уникальная возможность соединяться с Богом.

Когда мы, например, идем в храм для того, чтобы причащаться и помолиться, то там вполне вероятно встречаемся с некоторыми людьми, которые невнимательно слушают последование служб и беседуют друг с другом, и в этот момент из-за этого  прерывается наше внимание, приходит поспешный благий помысл, который ему говорит: «Что же в итоге он получает в Церкви? Не лучше ли ему сидеть у себя дома, где он обретет в большей мере безмолвие и покой для творения молитвы?»

Однако мы должны с благоразумием воспротивиться этому лукавому помыслу:

«Да, конечно, вероятно я и обрету в большей мере внешнее безмолвие в моем доме, но я не буду иметь благодати Божией, для того чтобы с помощью нее обоживаться и освящаться. Я не буду иметь Христа, Который и теперь пребывает в Церкви Своей. Я не буду иметь Его святого Теда и Его честной Крови, которые находятся в Его храме, на святом Престоле. Я не буду соучаствовать в тайной Вечери Божественной Литургии. Мы будем оторванными от наших братий во Христе с которыми мы вместе составляем тело Христово».

Итак, если же это и произойдет, то мы не оставим Церковь, потому что только в ней мы обретаем путь для обожения.

Продолжение следует

Источник: Αρχιμανδρίτου Γεωργίου, καθηγουμένου της Ι. Μονής Οσίου Γρηγορίου. Η θέωσις ως σκόπος της ζωής του ανθρόπου. Ε Έκδοσις Ιερά Μονή Οσίου Γρηγορίου. Άγιον Όρος 2007,σελ.28-33

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.



Подписка на новости

Последние обновления

События