Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

11/24.01 память прп. Феодосия Великого, Киновиарха

Мон. Кириллъ Скиѳопольскій († ок. 560 г.)
Житіе иже во святыхъ отца нашего аввы Ѳеодосія Киновіарха.

(424-529)

1. Достоблаженный и небожитель Ѳеодосій, великая слава Палестины, гордость пустыни, утвержденіе иноческаго образа, вождь и поборникъ правыхъ ученій, вождь и защитникъ общежительнаго правила, имѣлъ отечествомъ страну Каппадокійскую, весь именуемую Могарисъ, подчиненную городу Кесаріи [1], лежащую недалеко отъ города Команъ [2], прозываемаго золотымъ. Вслѣдствіе сего онъ изъ дѣтства сдѣлался полезнѣйшимъ пѣвцомъ въ святой Команской церкви и точно былъ наученъ церковному правилу, и изучилъ псалтырь и остальныя божественныя писанія. Затѣмъ, подчиняясь Божію произволенію и желанію, онъ пришелъ въ Іерусалимъ въ царствованіе боголюбиваго Маркіана [3], желая безмолствовать въ близъ лежащей пустынѣ. Его принялъ въ столпѣ Давидовѣ [4] нѣкій старецъ каппадокіянинъ, Лонгинъ, который былъ однимъ изъ рачителей Святаго Воскресенія Христа Бога нашего. Когда Ѳеодосій желалъ удалиться въ одинъ изъ пустынныхъ монастырей, такъ какъ былъ любителемъ безмолвія и облекся въ страхъ Божій, какъ бы въ одежду, блаженный Лонгинъ не дозволилъ, по причинѣ раскола пустынныхъ монаховъ, не общевавшихся каѳолической церкви, но увлеченныхъ любовью къ спору и не православіемъ Евтихія и Діоскора. Онъ, взявъ его, приставилъ къ иже во святыхъ Икеліи, которая тогда строила храмъ Богородицы въ Каѳисматѣ [5] какъ человѣка, который можетъ быть ей полезенъ въ церковномъ правилѣ и остальныхъ службахъ. Сія блаженная Икелія, прошедшая весь путь благочестія, указала въ числѣ первыхъ быть Срѣтенію Спасителя нашего Бога со свѣчами. Она, принявъ сего священнаго юношу Ѳеодосія и обрѣтя его прекраснымъ пѣвцомъ, сопричла къ чину бывшихъ подъ ея начальствомъ тамошнихъ ревнителей, мужей благоразумныхъ [6]. По истеченіи нѣкотораго времени и по кончинѣ блаженной Икеліи, ему поручается устроеніе этого мѣста. И когда онъ проходилъ оное безпорочно, случилось, что скончался игуменъ этого мѣста и всѣ согласно выбираютъ Ѳеодосія въ игумена церкви Каѳисматы. Онъ же, узнавъ и опасаясь опасности начальства, бѣжалъ и сперва прибылъ въ мѣста около Метопъ [7] къ блаженному отшельнику Марину и къ аввѣ Лукѣ Метопину [8] и выучился иноческому правилу отъ нихъ, которыхъ въ числѣ первыхъ воспиталъ въ монашеской строгости иже во святыхъ Евѳимій. Пробывъ у нихъ нѣсколько лѣтъ, авва Ѳеодосій взошелъ на вершину, гдѣ нынѣ съ Богомъ водружена его святая обитель [9], отстоящая отъ святаго града на шесть миль, и остался тамъ въ пещерѣ, въ которой нынѣ почиваютъ его честные останки, довольствуясь дико растущими травами. Затѣмъ, принявъ нѣкоего ученика, онъ обучилъ его такому же суровому образу жизни. Нѣкогда увидавъ, что онъ приготовляетъ горшокъ и котелокъ, прогналъ его, сказавъ: Если ты хочешь есть вареное, то не можешь оставаться со мною, ведущимъ болѣе суровую жизнь. Тотъ, будучи прогнанъ, прибѣгъ къ иже во святыхъ Маркіану [10], упомянутому выше и бывшему киновіархомъ близъ святаго Виѳлеема. Великій же оный Маркіанъ, призвавъ авву Ѳеодосія, сказалъ: Ты прогналъ брата, приготовлявшаго себѣ горшокъ. Се, дніе грядутъ, глаголетъ Господь, когда на носилахъ будутъ носимы сосуды твоего монастыря (Числ. 6, 14). Ибо не можетъ градъ укрытися верху горы стоя (Матѳ. 5, 14). Такъ и тебя, сокрытаго, Богъ сдѣлаетъ для всѣхъ явнымъ и извѣстнымъ. Это пророчество не погрѣшило, какъ сдѣлалось очевиднымъ для всѣхъ. Ибо благословеніемъ Бога Отца и содѣйствіемъ Христа и вдохновеніемъ Святаго Духа онъ создалъ тамъ большое и многочисленное общежитіе, первенствующее надъ всѣми Палестинскими киновіями. А что общежитіе аввы Ѳеодосія создалось по изволенію и содѣйствію Божію, а не человѣческими стараніями, это я попытаюсь показать вкратцѣ.

2. Когда онъ, какъ было сказано, скрывался въ пещерѣ въ большой вольной нищетѣ и, довольствуясь травами, пребывалъ единственно въ молитвѣ, пришедшій изъ Византіи нѣкій христолюбивый мужъ, почтенный саномъ иллюстрія [11], по имени Акакій [12], услышавъ объ его добродѣтели и будучи любителемъ къ пріобрѣтенію, по евангелію (Матѳ. 13, 45), прекраснаго бисера, пришелъ къ нему въ сказанную пещеру и поклонившись сѣлъ, слушая его увѣщанія и ученія. И узнавъ, что онъ никогда не дерзнетъ взять отъ кого нибудь даже мелкой монеты, молча просыпалъ въ пещерѣ сто золотыхъ и затѣмъ, облобызавъ его, вышелъ; онъ, вернувшись въ Византію, въ теченіи долгаго времени постоянно посылалъ каждый годъ нѣкое опредѣленное благословленіе золотомъ блаженному Ѳеодосію. И это сдѣлалъ Акакій, великій же Ѳеодосій, послѣ ухода иллюстрія найдя на слѣдующій день скрытое въ пещерѣ сказанное золото, прежде всего основалъ надъ пещерой страннопріимницу и принималъ всякаго, приходящаго къ нему. Онъ купилъ двухъ маленькихъ ослятъ и самъ по себѣ уходилъ и приносилъ на тѣлесную потребу. Отсюда онъ положилъ начало устроенію своего общежитія. И съ того времени начали стекаться къ нему многіе, прося жить съ нимъ и онъ, пріемля ихъ, руководилъ ихъ къ волѣ Божіей и Богъ содѣйствовалъ ему во всемъ. И былъ онъ мужъ благополученъ (Быт. 39, 2), какъ мы слышали про Іосифа.

3. Говорятъ про него, что онъ пріобрѣлъ три подвизанія: строжайшее подвижничество съ истинною и православною вѣрою, которая оставалась у него отъ юности до старости, и щедрую и нелицепріятную любовь къ страннымъ и нищимъ, и въ третьихъ напряженное и почти непрестанное служеніе Богу. Этими и таковыми подвигами и добродѣтелями отличался сей великій Ѳеодосій: и по успеніи во Христѣ иже во святыхъ аввы Маркіана, всѣ пустынные иноки, будучи собраны у патріарха Саллюстія, тогда болѣвшаго, единомысленно и единогласно избрали сего великаго Ѳеодосія архимандритомъ общежитій, бывшихъ подъ святымъ градомъ [13], на мѣсто Геронтія, бывшаго у блаженной Меланіи [14], вторымъ же послѣ него поставили иже во святыхъ Павла, игумена обители аввы Мартирія [15]. На мѣсто же блаженныхъ отцовъ Пассаріона [16] и Елпидія [17] они поставили архимандритомъ и законодателемъ всѣхъ Палестинскихъ лавръ и отшельниковъ иже во святыхъ отца нашего Савву, а вторымъ послѣ него блаженнаго Евгенія, игумена лавры иже во святыхъ аввы Герасима [18].

4. Итакъ, богоносный авва Ѳеодосій, преуспѣвая въ преуспѣяніяхъ яже о Бозѣ, сдѣлался великимъ. И къ чему нужно много говорить объ немъ? Объ его добродѣтеляхъ можетъ возвѣстить его житіе о Богѣ и духовное состояніе его честнѣйшей и славнѣйшей обители. Кромѣ того, честнѣйшій Ѳеодоръ, преподобнѣйшій епископъ города Петры, бывшій его ученикъ, отличающійся иноческими и архіерейскими подвизаніями, ясно и точно описалъ объ его богонравной жизни по обилію.

5. Итакъ, подвизаяся въ сей пустынѣ пятьдесятъ лѣтъ, и борясь, и явившись увѣнчаннымъ, и явивъ безчисленныхъ борцевъ и побѣдоносцевъ благочестія, достигнувъ глубокой старости, онъ впалъ въ тѣлесный недугъ и съ благодарностью претерпѣвъ оный въ теченіе времени, предалъ духъ въ руцѣ Божіи, старецъ и исполненъ дній. Кончина его случилась въ одинадцатый день Января мѣсяца седьмаго индиктіона, въ двадцать второй мѣсяцъ царствованія богохранимаго царя нашего Юстиніана [19].

Игуменство надъ обителью аввы Ѳеодосія пріялъ нѣкто Софроній, оказавшійся доблестнымъ въ иноческихъ подвизаніяхъ. Сей Софроній родомъ былъ Армянинъ, изъ веси, называемый Зомери, прилежащей къ митрополіи Севастійской [20]. Еще въ юности оставивъ отечество, онъ пришелъ въ Іерусалимъ и встрѣтившись съ многими отцами и узнавъ добродѣтель и подвизанія каждаго, и изобразивъ въ своей душѣ, пришелъ и въ обитель блаженнаго Ѳеодосія; облекшись въ иноческій образъ и воспитанный въ иночествѣ, корнемъ и основаніемъ своихъ подвизаній сдѣлалъ смиренномудріе и послушаніе. Пройдя чрезъ всѣ добродѣтели подвижничества и исполнивъ въ сей обители много разнообразныхъ послушаній и сдѣлавшись славнымъ, онъ въ теченіе 15 лѣтъ былъ вторымъ въ обители, и, по рѣшенію аввы Ѳеодосія, при его кончинѣ, пріялъ игуменство обители. Сей блаженный Софроній имѣлъ племянника, нѣкоего Маму по имени; этотъ Мама въ юности, подвергшись нѣкоей болѣзни, былъ оскопленъ врачами и придя въ Византію, сдѣлался кувикуляріемъ [21] царя Анастасія и, преуспѣвая со временемъ, сталъ препозитомъ [22]. Онъ принесъ монастырю многое и несказанное плодоношеніе, изъ каковаго плодоношенія иже во Святыхъ Софроній въ четверо увеличилъ обитель и расширилъ послѣ успенія божественнаго Ѳеодосія. Онъ воздвигъ съ основанія въ этой святой обители церковь всепѣтой Богородицѣ и Приснодѣвѣ Маріи. Но что говорить много? Труды Софронія и его подвизанія блистаютъ въ обители блаженнаго аввы Ѳеодосія: ибо онъ не только обогатилъ его имѣніями и ежегодными доходами, но и въ трое умножилъ въ ней дружину во Христѣ. Говоря просто, добрѣ управлявъ ею въ теченіи 14 лѣтъ и двухъ мѣсяцевъ, онъ скончался въ радости мѣсяца Марта 21-го, пятаго индиктіона [23]. Передъ кончиною онъ сказалъ стоявшему возлѣ и плакавшему ученику: Не окорби, чадо, ибо если я обрящу дерзновеніе, на седьмой день возьму тебя; чтобы ты былъ со мною въ мѣстѣ упокоенія. Это и случилось [24]. Ибо на седьмой день скончался ученикъ, и всѣ узнали о дерзновеніи Софронія передъ Богомъ.
 

Примѣчанія:
[1] У подножія горы Аргея, близъ р. Галиса, нынѣ Кесарія.
[2] Команы Каппадокійскія или Золотыя въ 72 миліаріяхъ (около 100 верстъ) отъ Кесаріи.
[3] 450-457 гг.
[4] Древняя башня въ Іерусалимской крѣпости у Яффскихъ воротъ.
[5] Παλαιῷ ϰαϑίσματα, Каѳисма, каѳисматская церковь упоминается и въ житіи св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38). На полпути между Іерусалимомъ и Виѳлеемомъ, близъ дороги.
[6] Подобно Св. Меланіи, и Икелія была основательницей и попечительницей обители иноковъ, стоявшихъ подъ непосредственнымъ начальствомъ игумена.
[7] Предположительно хирбет-жубб-ер-Румъ по дорогѣ изъ Іерусалима въ лавру Св. Саввы.
[8] О Маринѣ и Лукѣ см. въ житіи Св. Евѳимія (Пал. пат. вып. 2, стр. 16) и житіи Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 38).
[9] Обитель Св. Ѳеодосія и теперь существуетъ въ развалинахъ, называющихся дер-Доси. Онѣ находятся на горѣ, къ западу отъ лавры Св. Саввы.
[10] Святый Маркіанъ начальникъ общины близъ Виѳлеема, скончался въ Декабрѣ 492 г.
[11] Т. е. vir illustris, каковой титулъ придавался высшимъ придворнымъ чинамъ.
[12] Можетъ быть онъ же былъ при Анастасіи военачальникомъ въ Александріи.
[13] См. объ этомъ житіе Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 40 и 103).
[14] См. житіе Св. Евѳимія (Пал. пат. вып. 2, стр. 71, 78).
[15] Можетъ быть теперешній хирбет-Муруссусъ.
[16] Преп. Пассаріонъ, хорепископъ Іерусалимскій, † 429 г. Память 11 Августа и въ Сырную субботу.
[17] Ученикъ и преемникъ преп. Пассаріона. См. житіе Св. Евѳимія (Пал. пат. вып. 2, стр. 47, 56) и Св. Саввы (Пал. пат. вып. 1, стр. 8) и др.
[18] Св. Герасимъ, иже на Іорданѣ, † 475 г. Память 4 марта.
[19] 529 г.
[20] Митрополія первой Арменіи, вновь укрѣпленная Юстиніаномъ, теперь Сивасъ.
[21] Спальникъ, въ каковую должность обыкновенно назначались евнухи.
[22] Т. е. praepositus sacri cubiculi, главный начальникъ надъ спальниками.
[23] 21 Марта 543 г., что падаетъ не на пятый, а на шестой индиктіонъ.
[24] Подобное же чудо было съ Дометіаномъ, ученикомъ Св. Евѳимія. См. житіе Св. Евѳимія (Пал. пат. вып. 2, стр. 70).
 

Источникъ: Кирилла монаха объ иже во святыхъ аввѣ Ѳеодосіѣ. // Палестинскій патерикъ. Выпускъ 8-й. — Второе изданіе   И м п е р а т о р с к а г о   Православнаго Палестинскаго Общества. — СПб.: Типографія В. Киршбаума, 1899. — С. 83-90.



Подписка на новости

Последние обновления

События