Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Пост накануне Богоявления
профессор литургики Фессалоникского университета Иоанн Фундулис
 

Часто говорят, что пост накануне праздника Богоявления связан с принятием великой святой воды, обязательным условием для которого является однодневный пост. Скажем несколько слов о таком посте, ведь он является одной из самых обсуждаемых тем, связанных с богоявленским освящением воды. О нем верующие часто спрашивают совета духовника.

βαρθολομαίος-αγιασμός2

Никто не ставит под сомнение, что великое освящение воды «занимает второе место после Святых Таин» (Ευχολόγιον, κωδ. Βατοπαιδίου 134 [754], 1538 г.), то есть является вторым по святости после Таинства Евхаристии. Это «вода возрождения» святого Крещения, которая с помощью призывания и сошествия Святого Духа, «преображается», согласно святому Кириллу Александрийскому (Толкование на Евангелие от Иоанна), и становится «нетления источником, освящения даром, грехов разрешением, недугов исцелением» для верующих, которые употребляют ее и окропляются ею, даром освящения и благословения для всего творения.

Факт, что вода великого освящения не отличается  от воды Святого Крещения, становится очевидным из сходства освятительных молитв, содержащихся как в древней, так и в современной практике Церкви, которая крестила и продолжает крестить в этой воде оглашенных. В частности, святой Симеон Фессалоникийский пишет о том, что считает эту воду Крещения «ничем не меньшей воды Святого Богоявления» (Диалог против ересей, гл. 70). Поэтому святая вода дается верующим взамен Святого Причастия, если они по каким-то причинам не могут причаститься.

Именно это породило ряд «благочестивых» недоразумений: мнение, что богоявленская вода может заменить Святое Причастие, поскольку в какой-то мере является равной ему, и, как следствие, употреблению этой воды должен предшествовать пост. Первое не стоит комментировать, поскольку великое освящение воды в силу названных нами причин стоит на втором месте после Святой Евхаристии и ни в коем случае не является Причастием Тела и Крови Господа, а значит, не может их заменить. Но, несмотря на это, существуют народные воззрения, согласно которым на Богоявление нет необходимости причащаться, поскольку святая вода, которую мы возьмем в церкви, будет «тем же самым».

Что же касается поста перед великим освящением воды, то он появился по аналогии с более поздней традицией поста перед Святым Причастием. Однако этот пост не мог стать трехдневным, поскольку все праздничные 12 дней, предшествующие Богоявлению, являются скоромными, кроме, соответственно, кануна праздника. Пост же в канун Богоявления, который, как считают многие, совершается для принятия святой воды, на самом деле, не связан с ним. Пост соблюдается вне зависимости от того, употребит человек освященную воду или нет. Соответственно, этот пост не упраздняется, даже в случае принятия святой воды накануне праздника.

Традиция соблюдения всей Церковью одного постного дня накануне великих праздников является достаточно древней. Как многие считают, она связана с крещением оглашенных, которое совершалось в праздничные дни, или же олицетворяла собой способ прославления великого праздника и приготовления к нему постом, воздержанием и молитвой. Пост не связан с принятием воды, поскольку, по новейшей традиции, освящение ее, равно как и принятие, совершается накануне Богоявления. Кануну же никогда не предшествует пост. Кроме того, пост соблюдается даже в том случае, если канун Богоявления выпадает на скоромный день, субботу или воскресенье.

Таким образом, пост не предшествует принятию святой воды? Разумеется, предшествует. Однако этот пост не является более строгим и продолжительным, чем предусмотренный для причастия Святых Таин «евхаристический пост», являющийся четким и нерушимым, с единственным исключением – угрозой жизни. Он включает в себя полный отказ от пищи и питья после ужина или после полуночи накануне Причастия, в какой бы час оно не совершалось: утром в непостные дни или вечером в постные.

И, как мы знаем, великое освящение воды и ее принятие, согласно церковному уставу и традиции, совершаются после Святого Причастия, но перед раздачей антидора, или, с литургической точки зрения, после евхаристических молитв и возгласа «Яко Ты еси освящение наше» (по старому уставу), или, по новой традиции, после заамвонной молитвы и «Буди имя Господне благословенно…» и последующей раздачей антидора и отпустом.

Согласно святым отцам и традиции Церкви, пост является «великим добром». Однако существуют определенные предписания традиции относительно его продолжительности и характера, которые мы призваны соблюдать. И выход за установленные рамки может иметь отрицательные последствия для воли Бога и цели Церкви, освящения верующих и всего творения с помощью Причастия и окропления святой Богоявленской водой. Удачным компромиссом между старой и новой традицией может стать установление сухоядения в вечер накануне Богоявления, когда он выпадает на субботу или воскресенье, – продление евхаристического поста в разумных пределах.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События