Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ΣΥΝΑΞΗ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΡΩΜΗΩΝ


Синасксис-собрание клириков и мирян

ΣΥΝΑΞΙΣ ΟΡΘΟΔΟΞΩΝ ΚΛΗΡΙΚΩΝ ΚΑΙ ΜΟΝΑΧΩΝ

«Мы не мудрее Святых Отцов»

«Οὐκ ἐσμὲν τῶν Πατέρων σοφώτεροι»

Опровержение аргументов Экуменизма, высказанных в речи Вселенского Патриарха г-на Варфоломея в Великой Лавре















Ἀναίρεση τῆς ἐπιχειρηματολογίας τοῦ Οἰκουμενισμοῦ

μὲ ἀφορμὴ τὴν ὁμιλία τοῦ Οἰκουμενικοῦ Πατριάρχου

κ. Βαρθολομαίου στὴ Μεγίστη Λαύρα

(выборочные главы)

О безрассудном послушании

Περὶ ἀδιακρίτου ὑπακοῆς

Насколько же верным, но настолько же и недостаточным, ущербным является слово Вселенского Патриарха, в котором он отметил важность послушания монахов без рассуждения, для него существует и некое необходимое условие, которого он не коснулся: правильность веры ( ὀρθότητα τῆς Πίστεως). Когда игумен или Пастырь Церкви не правит слово истины, монах или простой верующий не просто имеет право, но и крайне важно, чтобы воспротивиться, утверждая истину.
Прпеподобный
Симеон Новый Богослов дает характерное наставление в своем духовном завещании: «В действительности же,в вопросах, где не замечается нарушения заповеди Божией, или апостольских правил, или постановлений, вам необходимо проявлять послушание во всем, и вам необходимо, и вы должны повиноваться ему (игумену) как Господу. Однако к том, когда существует опасность преступления против Енвангелия Христа и законов Его Церкви, вам не только не следует ему повиноваться, когда он вас станет убеждать и отдавать приказание, но также ели ангел, который если даже и сойдет с неба и станет благовествовать вам отличное от того, что проповедовали самовидцы Слова .».1 Святой Иоанн Лествичник, слова которого г-н Варфоломея использовал для поддержки самого себяв противовес самого нашего непослушания нам говорит: «В том, кто совокупляется со смирением, не бывает следа ненависти, не вида прекословия, ни вони непокорства, разве только где дело идет о вере».2
Это
и есть ответ монашестваКонстантинополя и иногона вопрос о послушании без рассуждения (τῆς ἀδιακρίτου ὑπακοῆς), которое представил в одномерном и выборочном варианте Вселенский Патриарх. Существуют, конечно же, как плохое, так и святое послушание и непослушание, как это вытекает из святоотеческих свидетельств протопресвитера о. Феодора Зисиса, почетный профессор Богословского факультета Фессалоникского университета, приведенных им в соответствующей работе.3
Даже
послушание, согласно Священному Писанию, цитату из которого представил г-н Варфоломей, «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17) , и чтопоскольку апостол Павел и, что - как апостол Павел замечает в другом месте - вы достойны того, чтобы подражать нам вере вашей, «поскольку они неусыпно пекутся о душах ваших» (Евр. 13, 7). К сожалению, если мы станем подражать нашим современным Предстоятелям и лидерам, за исключением нескольких случаев, то это приведет нас к пренебрежению и презрению к божественным и святым канонам и священным догматам. Тем не менее, в отношении священных канонов истинное соборное суждение высказано такое, что они имеют одинаковую силу и достоинство как и святое Евангелие и Священное Писание, поскольку в них выражено согласие - среди многих других свидетельствкак послание Восточных Патриархов 1716-1725гг.4 К сожалению, г-н Варфоломей, следует своим новоявленным мнениям, которые он изложил в своей докторской диссертации о священных канонах, попирает священные каноны Православной Веры, и как это оказалось, делает это уверенно в совместных молитвах и в документах по диалогу. Как могут требовать послушания от других те, которые первыми противятся Главе Церкви? «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?».5


О согласии и мире

Περὶ ὁμονοίας καὶ εἰρήνης





Вселенский Патриарх в особенности подчеркнул важность согласия и мира в монашеском братстве. Мы не понимаем кто дал повод или кто подстрекал специально говорить и специально делать о этому поводу замечание в пребывающей в мире священной обители Великой Лавре. Неужели поскольку там есть монахи, которые неся послушание указаниям Святых, выражают свое недовольство отпадениям церковных лидеров от Православной веры, в то время как в остальном их поведение находится в рамках подобающего проведения и послушания? Однако вековое мышление, сознание Церкви состоит в том, что церковный мир и согласие разрушаются ораторами «новыми демонами», а не защищающими Предание, как об этом говорит апостол Павел: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас»6 и «Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение»7."
Преподобный
Феодор Студит говорит в словах, которые настолько соответствуют к тем, которые смущают Церковь: « Мы, почтенный, не отщепенцы от Церкви Божьей; да не случится этого с нами никогда!...Производить смятения и отделяться от той, которая поистине не имеет никакой скверны или порока (Еф.5:27), как в предметах веры, так и в отношении к постановленным правилам от начала века и до сих пор, свойственно тем, вера которых извращена и жизнь проводится вопреки канонам и законам....Поэтому знай, что у нас не отделение от Церкви, но защита истины, оправдание божественных законов; а иное, как сказала честность твоя, было бы нарушением истины и извращением правил...»8
Но
и преподобный Афанасий Афонский, также был использован патриархом в качестве свидетельства, но кроме призывов к послушанию, он очень выразительно подчеркивает, что не следует монахам лавриотам не следует делать различие между собой и приходящими монахами как «чуждепостриженными» (т. е. в ином месте), делает разъяснение, что для этого предполагается соответствие в вере. Так, отличие монахов заключается не в монастырях, но в добродетели: «Разве может считаться чужим (монах), не инославный,..пребывающий в тех же здравых догматах, также разве не может соединяться с нами тот, который в своем месте принял обет и принял схиму?...как же тогда мы повсюду суть являющиеся от единого Христа, разве мы не имеем эту же благодать и единую матерь Святую Божию Церковь, ее веру и один обет, не имейте ссоры и брани у себя, и не называйте чужим таково монаха, живущего, и только предпочитайте добродетель».9 Следовательно прп. Афанасий знает из священного Предания о твердой экклесиологической позиции, что прежде послушания и согласия требуется заверение и убежденность в Православии братства и предстоятелей, предмет, который самым ясным образом разъяснен и конечно же общеизвестен в монашестве царствовавшего града Константинополя.


Об осуждении предстоятелей

Περὶ ἐπικρίσεως τῶν Προεστώτων


То, что осуждение является страшным грехом, нам об этом говорит все церковное Предание. Однако, поскольку добродетель является средством и ведет к частным и детальным сторонам равновесия, существуют в главной добродетели исключения во избежания осуждения. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что дозволяется в вопросах веры и критика, осуждение предстоятелей, несмотря на то, что это запрещается в вопросах нравственности: «Итак, почему Павел говорит «Повинуйтеся наставникам вашим и покоряйтеся? Поому что, поскольку несколько ранее он сказал «ихже визирающе на скончание жительства , подражайте вере»; а потом и говорит «повинуйтесь наставникам вашим и покаряйтеся». Что же скажешь, когда (начальник) нехорош, - тогда не нужно повиноваться ем? Нехорошо, - в каком смысле? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба10... Но недостатки касательно веры неявны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить других. Также слова «не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1), относятся к жизни, а не к вере»11.
Прп. Анастасий Синайский, когда он пишет против осуждения, в особенности пастырей, делает замечание касательно вопросов веры: «Одно это исследование и изучение сокрытого. Необходимо познать самого себя, понять, что всякий выше тебя и предоставить суд праведному Судии. Во всяком случае священник должен не ошибаться в догматах в отношении Бога, однако в остальном тебе не надо быть судией».12 Св. Мелетий Галисиот также в своем послании Алфавитарионе собрав все церковное учение, пишет и касательно осуждения догматических ошибок клириков: «Однако же, друг мой, в отношении священников, хотя их и видишь что-то делающих беззаконно, однако, кроме разве ереси, поклонись им и почти их как служителей Христовых с тем, чтобы те, смягчаемые ради благодати обрели бы у Творца скорое услышание их собственных молений».13


©перевод «Православного Апологета» , декабрь 2011г.

1 Αγιου Νικητα Στηθατου, Βίος τοῦ Συμεών 66, ὑπὸ Π. Χρήστου ἐν Ε.Π.Ε. Φιλοκαλία τῶν Νηπτικῶν καί Ἀσκητικῶν 19Α, Πατερικαί Ἐκδόσεις Γρηγόριος Πα­λαμᾶς, Θεσσαλονίκη, σελ. 146· «ἐν ὅσοις γὰρ οὐκ ἔστι παράβασις Θεοῦ ἐντολῆς ἀ­ποστολικῶν κανόνων καὶ διατάξεων, ἐν πᾶσιν ἀνάγκη πᾶσα ὑπακούειν αὐτῷ ὀφεί­λετε καὶ ὡς τῷ Κυρίῳ πείθεσθαι· ἐν ὅσοις δὲ κινδυνεύει τὸ τοῦ Χριστοῦ εὐαγγέλιον καὶ οἱ νόμοι τῆς ἐκκλησίας αὐτοῦ, οὐ μόνον οὐ δεῖ πείθεσθαι τούτῳ παραινοῦντι ὑμῖν καὶ διατασσομένῳ, ἀλλοὐδὲ ἀγγέλῳ ἄρτι ἀποὐρανοῦ καὶ ὑμῖν εὐαγγελιζο­μένῳ, παρ οἱ αὐτόπται τοῦ Λόγου εὐηγγελίσαντο».

2Лествица, Слово 26. О смиренномудрии 9 (10-й в русском переводе) Κλῖμαξ, Λόγος ΚΕ΄, Περί ταπεινοφροσύνης 9, ἐκδ. Ἱ.Μ. τοῦ Παρακλήτου, Ὠ­ρωπός Ἀττι­κῆς, 1994[6], σελ. 268· «Οὐκ ἔστιν ἐν τῇ ταύτης συναφείᾳ μίσους ἐμφά­νεια, οὐκ ἀντιλογίας εἶδος, οὐκ ἀπειθείας ὀσμή, εἰ μή που περὶ πίστεως λόγος»

3Проторесвитер Феодор Зисис. Плохое послушание и святое непослушание.Πρωτοπρεσβυτεροῦ Θεοδωρου Ζηση, Κακὴ ὑπακοὴ καὶ ἁγία ἀνυπακοή, Θεσσαλονίκη 2006.

4 Ответы Восточных Православных Патриархов Англиканскому Свщенноначалию. Ἀποκρίσεις τῶν Ὀρθοδόξων Πατριαρχῶν τῆς Ἀνατολῆς πρὸς τοὺς Ἀγγλικα­νοὺς Ἀνωμό­τας (1716/1725), Ἀπόκρισις α΄[τῶν δευτέρων], ἐν Πρωτοπρεσβυτεροῦ Ιω. Ρωμανι­δου, Δογματικὴ καὶ Συμ­βολικὴ Θεολογία τῆς Ὀρθοδόξου Καθολικῆς Ἐκκλησίας, τόμ. Β΄, ἐκδ. Πουρναρᾶ, Θεσσαλονίκη 2009[4], σελ. 413ἑ.· «Οὐ γὰρ ἀνεχόμεθα τὰ καλῶς καὶ δικαίως καὶ ὡς ἔδοξε τῷ ἁγίῳ Πνεύματι διορισθέντα καὶ νομοθετηθέντα καὶ κα­νονισθέντα ὑπὸ πνευματοφόρων καὶ ἁγίων ἀνδρῶν συνοδικῶς καὶ συμψήφως ἀ­θετῆσαι ἀλλοιῶσαι ἀποβάλλεσθαι, καὶ ἕτερα ἀντινομοθετῆσαι γεννήματα τῆς καρδίας ἡμῶν, καὶ οὐ κατἐπίπνοιαν τοῦ ἁγίου Πνεύματος, καὶ ταῦτα μὴ ταῖς θείαις Γραφαῖς ἀντικείμενα ὄντα, μᾶλλον δὲ καὶ συνάδοντα. Τοὺς γὰρ τῶν προγεγενημένων ἱερῶν καὶ ἁγίων ἑπτὰ Συνόδων καὶ τῶν τοπικῶν, τῶν ἐν τῇ Ἀνατολῇ δηλονότι συγκε­κροτημένων (ἀπὸ τῶν χρόνων τῶν Ἀποστόλων μέχρι τοῦ χρόνου καθ΄ ὃν ἐβασίλευσεν ἐν Κων/λει Βασίλειος Πορφυρογέννητος), θεσμοὺς καὶ κανόνας, ὡς αὐτὰ τὰ ἅγια εὐαγγέλια δεχόμεθα [...] Εἰ δὲ τίς ποτε συγκατάβασις καὶ οἰκονομία ἐγένετο, ἴσως ἐν ὅσοις τρόπῳ συμβουλῆς περὶ ἤθη καὶ τάξεις καὶ συνηθείας μακρὰς ᾠκονομήθη, ἀλλοὐκ ἐν ὅσοις περὶ πίστεως καὶ δογμάτων λόγος».

5См. Рим. 2, 23 «Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?»

62 Фессал. 3, 6

7Гал, 5, 10

8 Прп. Феодор Студит. Послание 28. К Василию, монаху, Αγιου  Θεοδωρου  του  Στουδιτου,  Ἐπιστολὴ (28) Βασιλείῳ Μονάζοντι,PG  99, 997 C.D καὶ 1001C.D· «Οὐκ ἐσμὲν ἀποσχισταί, θαυμάσιε, τῆς τοῦ Θεοῦ Ἐκκλη­σίας [...] Τὸ δὲ ταράττειν καὶ ἀποσχίζειν ἀπαὐτῆς, τῆς μηδεμίαν ἐχούσης ἀληθῶς κηλῖδα ῥυτίδα κατά τε τὸν τῆς πίστεως λόγον, καὶ τὸν τῶν κανόνων ὅρον, ἀπἀρ­χῆς αἰῶνος μέχρι καὶ τοῦ δεῦρο, ἐκείνων ἐστίν, ὧν πίστις τὸ ἐνδιάστροφον ἔχει, καὶ βίος τὸ ἀκανόνιστον καὶ ἄθεσμον [...] Διὸ ἴσθι μὴ εἶναι σχίσμα τῆς Ἐκκλησίας· ἀλλ΄ ἀληθείας ἐπικράτησιν καὶ τῶν θείων νόμων ἐκδίκησιν· ἕτερον δέ, ὡς ἔφθη εἰποῦσα τιμιότης σου, τῆς ἀληθείας ῥῆξις καὶ τῶν κανόνων παράλυσις».

9Τυπικὸν ἤτοι κανονικὸν τοῦ Ὁσίου καὶ Θεοφόρου Πατρὸς ἡμῶν Ἀθανασίου τοῦ ἐν τῷ Ἄθω 13, ἐν Μοναχοῦ Νικοδημου Μπιλαλη,  Ὅσιος Ἀθανάσιος Ἀθωνίτης, τόμ. Β΄(Τὰ εὑρισκόμενα κείμενα), ἐκδ. Παρουσία, Ἅγιον Ὄρος 2000, σελ. 122ἑ.126

10Гал. 1, 8

11 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа на послание к Евреям. русском переводе, т. 12, кн. 1,Беседа XXIV, стр. 275-276) Αγιου Ιωαννου του Χρυσοστομου, Ὁμιλία εἰς τήν πρός Ἑβραίους 34, 1, PG 63, 231.232· «Πῶς οὖν Παῦλός φησι· Πείθεσθε τοῖς ἡγουμένοις ὑμῶν καὶ ὑπείκετε; Ἀνωτέρω εἰπών, Ὧν ἀναθεωροῦντες τὴν ἔκβασιν τῆς ἀναστροφῆς μιμεῖσθε τὴν πί­στιν, τότε εἶπε, Πείθεσθε τοῖς ἡγουμένοις ὑμῶν, καὶ ὑπείκετε. Τί οὖν, φησίν, ὅταν πο­νηρὸς ᾖ, καὶ μὴ πειθώμεθα; Πονηρός, πῶς λέγεις; Εἰ μὲν πίστεως ἕνεκεν, φεῦγε αὐ­τὸν καὶ παραίτησαι, μὴ μόνον ἐὰν ἄνθρωπος ᾖ, ἀλλὰ κἂν ἄγγελος ἐξ οὐρανοῦ κατιών· εἰ δὲ βίου ἕνεκεν, μὴ περιεργάζου [...] Πίστεως δὲ ἕνεκεν, οὔτε δῆλόν ἐστιν ἅπασιν, τε πονηρὸς οὐ παραιτήσεται διδάσκειν· ἐπεὶ καὶ τό, Μὴ κρίνετε ἵνα μὴ κριθῆτε, περὶ βίου ἐστίν, οὐ περὶ πίστεως».

12 Прп. Анастасий Синайский, Слово к священному собранию что не следует осуждать и памятозлобствовать. Αγιου Αναστασιου του Σιναϊτου, Λόγος περὶ τῆς ἁγίας Συνάξεως καὶ περὶ τοῦ μὴ κρίνειν καὶ μνησικακεῖν, PG 89, 848A.Β.· «Ἄλλος ἐστὶν τῶν κρυπτῶν γνώ­στης καὶ ἐξεταστής. Ἐπίγνωθι σαυτόν, ὅτι σοῦ πᾶς ὑψηλότερος, καὶ παραχώρησον τῷ δικαίῳ κριτῇ τὴν κρίσιν· ἔστω δὲ ἱερεύς εἰς τὰ περὶ Θεοῦ μὴ σφαλλόμενος δόγματα· τῶν δέ λοιπῶν οὐκ εἶ σὺ δικαστής».



13Прп. Мелетий Галисиот. Алфвитарион, 172, священниках)Μελετιου του Γαλησιωτου, Ἀλφαβηταλφάβητος ροβ΄ (Περί τῶν ἱερέων),στ. 7-33 ἐν Ἀρχιμ. Θεοφιλου Σιμοπουλου, Μελέτιος Γαλησιώτης (1230-1307), Ἀθῆναι 1978, σελ. 475:

«Πλὴν ἀλλὰ σὺ τοὺς ἱερεῖς, ὦ φίλε, κἂν καὶ βλέπῃς

χωρίς τινος αἱρέσεως ἑτέρως ἀνομοῦντας,

ὡς ὑπηρέτας τοῦ Χριστοῦ καὶ τίμα καὶ προσκύνει,

ἵν’ ὑπὲρ σοῦ τὸν ποιητὴν ἐκεῖνοι δυσωποῦντες

ἐπήκοον εὑρίσκωσι ταῖς τούτων ἱκεσίαις».



Подписка на новости

Последние обновления

События