Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 
 

Догмат и нравственность

Δόγμα καί ἤθος

Σεβ. Μητροπ. Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος

Преосвященнейший митрополит св. Власия и Навпакта Иерофей

 

 

 

Догматы являются не просто некоторыми теоретическими положениями, которые независимы от жизни христиан, но они связаны самым тесным образом с нравственностью, то есть со всей их жизнью. Это мы сможем кратко показать далее.

 

1.      Терминология

Когда кто-то начинает вести разговор на какую-то тему, то необходимо  определить смысл и значение каждого термина, потому что "начало мудрости – постижение имен", согласно словам мудрого Антисфена. Так и в данном случае нам необходимо определить, что понимается под словами догмат и нравственность.

Слово догмат происходит от глагола δοκώ, что означает  - верю, я верю, я считаю, думаю, и с помощью этого слова сообщается о некоем основополагающем принципе, который выражает научную истину, заявляется о некоем политическом событии. В христианстве под словом догмат понимается учение об основных вопросах веры, и считается, что они  обладают абсолютным авторитетом. Указ, который был издан  кесарем Августом, чтобы переписать всех жителей Римской империи называется догматом. "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей вселенней" (Лк. 1, 6).

 

В "Деяниях Апостолов" с помощью термина догмат именуются решения Апостолов, которые были приняты на первом Апостольском соборе, поэтому там и пишется: "Проходя же по городам, они же передавали верным соблюдать определения (φυλάσσειν τα δόγματα), остановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме" (Деян. 16, 4).

 

С это смысле названы и догматы и решения Вселенских соборов. Однако в сущности, решения по основным богословским вопросам, называются на языке Вселенских Соборов определения-оросы. Слово орос-определение, которое связано с границами-пределами, означает границы между истиной и заблуждением. Даже наука полагает границы между реальностью и образностью. В богословском языке, например, термин единосущный μοούσιος заявляет о том, что Бог Слово имеет ту же сущность, что и Бог Отец, и является несотворенным. Это верно, и за  пределами этой терминологии находится заблуждение, ложь.

 

 

 

Поместные и Вселенские Соборы кроме определений составили и священные каноны-правила. Определения-догматы относятся к триадологии (догмату о Святой Троице), вопросам христологии и экклезиологии, и при это используется фраза "изволися Духу Святому и нам (έδοξε τω Αγίω Πνεύματι και ημίν)", в то время как священные каноны касающиеся единства Церкви и следования христиан-членов Церкви по пути усвоения спасения и используется при этом главным образом фраза "ήρεσε τη Συνόδω". В действительности, священные каноны являются перенесением догматов  в церковную жизнь и способом, с помощью которого христиане могут переживать в своей личной жизни догматы. Именно в этой перспективе нам следуем смотреть на священные каноны, а не чрез призму законного судопроизводства.

 

Слово нравственность τό θος  свидетельствует о качестве характера человека. Это слово во множественном числе, принципы морали и нравственности (τά θη) относится к поведению и взглядам людей и общества, и когда они имеют стабильный и упорядоченный характер, тогда они получают наименование обычаи (τά θημα).

 

Свмч. Игнатий Богоносец в одном из писем говорит, что христиане, которые связаны во Христе "уподобляются Богу" («ομοήθειαν Θεού»). Конкретно он пишет следующее: "omoitheian бенефициаров Бога, entrepesthe друг друга, пусть никто не в соседа плоти и vlepeto, но в Иисуса Христа любить друг друга вечно."  В данном случае «богоуподобление» понимается как христоцентричное сознание, жизнь во Христе.

 

Слово нравственное используется в трудах Аристотеля, которые известны под именем «Этика» («Ηθικά»). Как слово, оно происходит от слова мораль  (τό θος) и связано  оно  со словом этос-обычай, привычка (το έθος) и указывает особенное на культуру и образ жизни людей, и имеет связь с обычаем и аскетикой.

 

 2. Отношения между догматом и нравственными принципами.


Существует большая тесная связь между догматом-определением и нравственными принципами, и эта же связь имеется между теоретическими положениями и практикой. Учение использует эксперимент, который и приводит его к определенному выводу,   который заключается в предложении, а затем предоставляется возможность для каждого человека иметь это предложение в качестве некоего начала  или принципа для проверки его собственного опыта. То же самое можно сказать и о связи между догматом и нравственными принципами. Догмат является выражением опыта обоженных людей, он становится образом жизни, так что христиане посредством нравственных принципов могли бы достичь созерцания.

 

Я приведу некоторые святоотеческие цитаты, чтобы ясно указать на связь между догматом и нравственными принципами - деятельностью.

 

Свт. Григорий Нисский в письме[1], ссылаясь на заповедь Христа, данную им Своим ученикам, чтобы они научили «все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф. 28., 19), говорит: «христианское жительство разделяется на две части: нравственность и точность догматов, в крещении нам передан спасительный догмат, который надо сохранить, в жизни же нашей мы призваны достигать хранения заповедей». Это означает, что крещение тесно связано с хранением заповедей Христа. А далее он пишет, что дьявол все свое внимание обратил на то, как ввести  людей в заблуждение, главным образом в вопросах веры, потому что как это бывает в последствии, через это меняется и жизнь христианина. Поэтому святитель Григорий Нисский дает совет, что те, которые не проявляют интереса к своему спасению не должны быть удалены от простота первых слов, а также должны принять «в душе Отца и Сына и Святого Духа», эти лица не являются многоименной ипостасью, но каждое лицо Святой Троицы является одной ипостасью.

 

Свт. Кирилл Иерусалимский пишет, что «образ богопочтения заключается в сих двух принадлежностях, в точном познании догматов благочестия и добрых делах; догматы же без добрых дел не благоприятны Богу; не приемлет Он и дел, если они основаны не на догматах благочестия».[2]  Бог хочет, чтобы человек сохранял догматы, но чтобы он имел и благие деяния, то есть истинную жизнь. Прп. Анастасий Синайский пишет, что совершенный христианин является «истинным домом Христа, благодаря благим делам и благочестивым догматам».

 

Прп. Максим Исповедник, касаясь образа спасения христианина, говорит, что это достигается тремя способами, а именно, соблюдением заповедей, хранением догматов и верой во Святую Троицу. А потом, поясняет, что «заповеди, когда их кто-то их применяет, очищают ум от страстей (очищение - κάθαρση), догматы нас приводят к познанию сущих (просвещение - φωτισμός) и вера возводит человека к созерцанию Святой  Троицы (обожение – θέωση). В другом месте он говорит, что Христос, через   их одаривает  просвещением  ведения».

 

Согласно прп. Иоанну Лествичнику, глубина догматов невероятно велика[3], что означает, что догмат это не просто теоретическое учение, некий общий термин, но по сути своей – это целая жизнь. А потом он говорит, что уму исихаста-безмолвника не безопасно погружаться в них[4]. Опасно плавать кому-либо в своей одежде, точно также опасно приближаться кому-либо к богословию, обладающему страстями.[5] Как пловец снимает свою одежду, чтобы плавать, так и человеку для того чтобы постичь догматы необходимо освободиться от страстей.

Прп. Григорий Синаит пишет, что «предел православия есть чисто ведать два догмата веры, - Троицу и Двоицу»[6]. Говоря о триаде, он мыслит троичного Бога, «Троицу неслиянно и нераздельно созерцать и ведать», и говоря о Двоице, он мыслит о двух природах в лице Христа «два естества в едином лице» т.е. единого Сына исповедать и ведать и прежде воплощения, и после воплощения в двух естествах и волях, Божеской и человеческой, неслиянно сславимого». Здесь следует подчеркнуть, что эти догматы кто-либо может постичь «в чистоте», которая означает, что они своим условием как бы то ни было имеют чистоту сердца и откровение Божие. Это вовсе не является логическим восприятием некоего теоретического учения, но откровением Бога в человек, которое изменяет все его бытие. И в другом месте он пишет: «истинная вера (δόξα περί Θεο ληθής) о Боге и неложное познание сущих составляет совершенство догматов православия».

 

В действительности, мы можем сказать, что предшествовало возрождению человека, благодать Божия и свобода человека, и что в последствии Бог открывает Себя человеку. Это мы видим из жизни Моисея, который поднялся на гору Синай, вошел во мрак,  увидел Бога, Сущего, принял закон и принес его людям для того, чтобы и они, применяя закон, были приведены к видению Бога. Именно в этой ретроспективе разъясняет жизнь Моисея святитель Григорий Нисский в своем "труде  «О жизни Моисея». Это мы видим и у апостолов, которые в течение трех лет жили подле Христа, так как они оставили все связи с земной жизнью, трое из них взошли на гору Фавор и узрели славу Его Божества, но все, кроме Иуды, дожили и пережили таинство Пятидесятницы. Путь человека для уствановления связи с Богом и общения с Ним это тот, который называется этикой-нравственностью (ηθική) которая, как мы увидим далее, непосредственно связана с аскетикой-подвигом.

 

(Πηγή: "Εκκλησιαστική Παρέμβαση" Μάιος 2009)

 

© перевод «Православный Апологет» 2011г.




[1]    Ἐπιστολή 24, Ἡρακλειανῷ αἱρετικῷ, PG Migne. t. 46, p.1089

[2]    Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводствеенные. Поучение 4, 2, с. 42

[3]    «Глубина догматов неисследима» Слово 27, 10

[4]    «...и уму безмолвника не  безбедно в нее пускаться». Там же

[5]    «небезопасно плавать в одежде, небезопасно и касаться богословия тому, кто имеет какую-нибудь страсть». Слово 27, 11

[6]    Прп. Григорий Синаит. Главы о заповедях и догматах...26, Добротолюбие . т. 5, с. 185



Подписка на новости

Последние обновления

События