Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕВГЕНИК, МИТРОПОЛИТ ЭФЕССКИЙ О ЛАТИНЯНАХ

Митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

 

Ο ΑΓΙΟΣ ΜΑΡΚΟΣ Ο ΕΥΓΕΝΙΚΟΣ ΔΙΑ ΤΟΥΣ ΛΑΤΙΝΟΥΣ

Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου κ.Ἱεροθέου


Митрополит Навпактский и св.Власия Иерофей

Свт. Марк Евгеник, митрополит Эфесский, бы неустрашимым исповедником веры во время Ферраро-Флорентийского собора, поскольку он не подчинился давлению со стороны папы и его насильственным мерам, а оставался вплоть до самого конца исповедником веры. Он не только указал на заблуждения латинян во время собора, но и в тоже время указал на искажения, которые были сделаны латинянами в текстах Святых Отцов Церкви.

Несомненно, что в самом начале свт. Марк вел себя в отношении латинян с большим благородством и почтительно, но позже, когда он убедился в их мошенничестве, давлении, искажениях, и насильственных мерах ими предпринимаемых, а также в и их лукавстве, он стал исповедником веры. Его позиция ранее была характерной для прежнего Рима, потому что истинные римляне это аристократы духа, они могут вести диалог и весьма разумно, мирном русле, благородно, но когда речь идет об отхождении от Богооткровенной истины и когда они видят коварство других, тогда они становятся исповедниками веры. Поэтому Христос желает иметь не только вопрошающих Его, но и исповедников за Него .

Свт. Марк Евгеник обладал ясным и точным пониманием сути вещей. Таким образом он знал, что мы отсекли от Церковного тела латинян, потому что латиняне впали в ересь Filioque. Я приведу один его текст, который является вполне точным и выразительным. Свт. Марк пишет: «Причину же раскола они дали, открыто сделав прибавление, которое до того говорили тайно (сквозь зубы досл.); мы же откололись от них первыми,лучше же сказать мы отделили их и отсекли от общего тела Церкви. Почему же, скажи мне? Потому ли, что они имеют правую веру или православно сделали прибавление (т.е. в Символ веры)?Но кто бы так не стал говорить, разве уж весьма поврежденный головой? Но потому ( мы откололись от них), что они нелепо и нечестиво мыслят и сделав неразумное прибавление. Итак, как от еретиков,мы от них отвратились и поэтому отмежевались от них... Они являются еретиками, следовательно мы их отсекли как еретиков».1

Из этого отрывка мы можем вывести несколько истин:

Первое, латиняне явили ересь Filioque, в которую прежде верили тайным образом, её произносили тайно (сквозь зубы).

Второе, мы, православные, отделились от латинян по нашему желанию, в действительности же это равносильно тому, что мы их отсекли от общего церковного тела, как верующих в нечестивые догматы, и поскольку в Символ веры неразумно было добавлено слово Filioque.

Третье, латиняне из-за прибавки Filioque являются еретиками и как еретиков мы отсекаем их от Церкви. Те же, кто утверждают, что латиняне верят правильно и правильно излагают догмат о Filioque, те являются людьми с «весьма повреждённой головой».

Следовательно согласно учению отцов Церкви, как его излагает свт. Марк Евгеник, латиняне являются еретиками, отрезанными от Церкви и в действительности находятся вне Церкви и не имеют таинств.

 

Источник: «Θεοδρομία» Τριμηνιαία ἔκδοση Ὀρθοδόξου Διδαχῆς, ἔτος Γ, Ἰούλ-Σεπτ. 2001 , опубликована в газете Ὀρθόδοξος Τύπος, 5 Φερουαρίου 2009, σελ. 3

 

1Данный текст взят из знаменитого «Окружного послания» свт. Марка. Πρός τοὺς ἁπανταχοῦ τῆς γῆς καὶ τῶν νήσων εὑρισκόμενους Ὀρθοδόξους Χριστιανούς. PG 160,



Подписка на новости

Последние обновления

События