Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Иерофей, Преосвященнейший Митрополит Навпактский и св. Власия

«Определение» Церкви и ее свойства[1]

«ρισμός» ΄καί διότητες τς κκλησία

продолжение

00043


 

  1. Свойства Церкви Οἱ ἰδιότιτες τῆς Ἐκκλησίας

В «Символе веры» мы исповедуем, что мы верим «во Едину, Святую, Кафолическую (Соборную), Апостольскую Церковь». В действительности эти четыре слова нам указывают на свойства Церкви. Нам следует на них посмотреть самым внимательным образом, потому что тогда мы сможем дать самое обширное разъяснение тому, что мы прежде говорили о Церкви.

А) Единая

  •  

Церковь одна. Это обусловлено тем, что Церковь является Телом Богочеловека Христа. Христос обладает одним Телом, и не имеет множество тел. Поскольку глава только одна, то и Тело также одно.

Христос апостолу Петру, который исповедовал Его божественность, сказал: «ты Петр, и на этом камне я созижду (создам )Мою Церковь»(Мф. 16, 18). В данном случае слово Церковь стоит в единственном числе, а не во множественном. Апостол Павел пишет: «один хлеб, и мы многие одно тело» (1 Кор.10, 17). Существуют и другие места, которые сообщают об этом факте, но мне не хочется их приводить здесь. Во всяком случае, из всех них очевидным то, что Церковь Христова одна.

Говоря о единстве Церкви, мы имеем в виду две основные мысли. Первая, что, несмотря на множество членов, существует одно тело, а второе – что существует единственное место для спасения человека.

Прежде всего, необходимо нам сказать, что Церковь единственная, несмотря на многочисленность ее членов. Христос выразил эту реалию с помощью образа пастыря и паствы. Поскольку один только пастырь, который направляет все стадо, а все стадо составляет одну паству, то это означает, что единство Церкви не нарушается многочисленностью верующих, но и поместными Церквами, которые, однако же, являются соединенными и связанными между собой в вере и жизни. Каждая поместная Церковь не является одной из многочисленных так называемых Церквей, но есть Церковь Христова. Даже приходы не разрывают единства Церкви, потому что каждый приход является Церковью в микрографии. Происходит примерно то, что и сАгнцем, Телом Христовым. Христос на святом престоле является «разделяемым и неразделимым», а поэтому, когда мы причащаемся Пречистых тайн Христовых, мы не облекаемся в одну часть Христа, но во всего Христа, поскольку Христос «разделяется неделимо в раздельных».

Так, не взирая на существование многих поместных Церквей и приходов, единство Церкви не разделяется. Разделение происходит при появлении ереси. Тогда, конечно же, не происходит разделение Церкви, но разделение членов Церкви и удаление их от Церкви. И не утрачивается единство Церкви, но от единства Церкви отпадают еретики, которые не принадлежат к единственному Телу Христа.

Прп. Максим Исповедник говорит, что хотя христиане разделены на разные категории соответственно возрасту, происхождению, национальностям, языкам, местам и обычаям, научным знаниям, характерам и, конечно же «одни являются разделенными, многие расходятся во мнениях относительно случающегося, но сим Духом мы возрождаемся и воссозидаемся», тем не менее «от Христа всем подается и даруется единый божественный облик и надежда, и Им именуются». А свт. Василий Великий, касаясь единства Церкви, характерно говорит: «Церковь Христова Одна, хотя и в разных местах ее восхваляют». Эти места, а главным образом места жизни Церкви упраздняют всякое национальное сознание. Естественно, не упраздняются сами народы и их Родина, но национализм, который является ересью, большой опасностью для Церкви Христовой.

Единство Церкви является внутренним. Оно проистекает от ее связи со Христом, от общей веры, которая является прежде всего и главным образом жизнью, благодаря общему богослужению, общему образу терапии человека. Как ученые какой-нибудь отрасли науки во всем мире применяют те же методы и способы для убеждения в чем-то, то тоже самое происходит и в Церкви. Все члены использует один и тот же способ лечения. И, естественно, таким образом, проявляются действительные члены Церкви.

Церковь, кроме всего, является единственным местом для спасения. В Церкви мы имеем уверенность, что мы достигнем общения и единства со Христом, и что мы станем действительными Его членами. Согласно этому способу мы можем достигнуть обожения. Несомненно, и вне Церкви существуют случаи, когда кто-то обретает благодать, как в Ветхом Завете, нотолько в Церкви кто-либо может стать членом Тела Христова, вкушать Тело и Кровь Христа.

Те же, которые оторвались от Церкви, они не разрывают ее единства, но сами, как мы говорили прежде, от нее отрываются и теряют возможность быть соединенными с Богочеловеческим Телом Христа. Поэтому прп. Максим Исповедник и сказал: «Мы, прежде всего, да сохраним наше великое и первое лекарство для спасения; говорю наследие нашей доброй веры; с дерзновением исповедуя душой и устами то, как научили наши отцы».

В Церкви каждый может жить все евангельские добродетели. Поэтому без истинной веры не существует истинной любви, ни истинной праведности и мира. Следовательно, самым первым делом христианина является хранение единства с Церковью, чтобы он имел веру, и что касается исповедания ее и жизни, чтобы он мог иметь все евангельские добродетели.

Конечно, сегодня есть люди, которые говорят о единстве Церквей. Этот термин является не уместным с точки зрения богословия. Мы не можем говорить о единстве, но о единстве веры. Мы не можем говорить о Церквах, которые являются разделенными и которые ведут борьбу за то, чтобы обрести истину и единство, но о Церкви, которая всегда является соединенной со Христом, и которая никогда не утрачивала истину, кроме людей, которые отделились от нее.

Некоторые, которые говорят о единстве Церквейиспользуют в качестве главного аргумента первосвященническую молитву Христа, которая есть в Евангелии от Иоанна, в особенности, что касается момента, когда Христос умоляет Отца, дабы ученики «да будут едино» и «да будут все едино» (Ин.17, 20-22). Однако если кто-то внимательно прочтет весь этот текст, то он убедиться, что Христос не говорит о некоем единстве Церквей, которое произойдет в будущем, но о единстве учеников, что произойдет в день Пятидесятницы, когда они примут Всесвятого Духа.

В этом тексте говорится о прославлении Апостолов, которое свершилось в день Пятидесятницы. Действительно, в день Пятидесятницы Апостолы стали членами Тела Христова. Те, которые в своей жизни переживают Пятидесятницу, те достигают единства между собойв единомТеле Христовом.Апостол Павел, хотя он и не был в день Пятидесятницы со Апостолами, однако же Церковь его рисует на иконах Пятидесятницы, потому что и ондостиг видения Христа а, следовательно, он имеет единство с другими Апостолами.

[1]Глава из новой книги митрополита Иерофея: «Ἐκκλησία καί ἐκκλησιαστικό φρόνημα»- Γ΄ Ἔκδοση. Ἱερά Μονή Γενεθλίου τῆς Θεοτόκου ( Πελαγίας). 2017.

 Продолжение следует…

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017г.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События