Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

FILIOQUE НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕВОДЧЕСКОЙ ОШИБКОЙ, НО ЯВЛЯЕТСЯ ДОГМАТИЧЕСКИМ НЕЧЕСТИЕМ ПАПИСТОВ

 ΤΟ FILIOQUE ΔΕΝ ΕΙΝΑΙ ΑΠΟΤΕΛΕΣΜΑ ΛΑΤΙΝΙΚΟΥ ΜΕΤΑΦΡΑΣΤΙΚΟΥ ΛΑΘΟΥΣ, ΑΛΛΑ ΑΠΟΤΕΛΕΙ ΠΑΠΙΚΗ ΔΟΓΜΑΤΙΚΗ ΚΑΚΟΔΟΞΙΑ 

Του Β. Χαραλάμπους, θεολόγου

 В  статье почетного профессора Афинского Университета г. Панайотиса Бумиса, которая была опубликована под названием «Положительные последствия – шаги Всеправославного Собора»[1] на romfea.gr, между прочим говорится следующее относительно вставки в Символ веры filioque: «Полное и окончательное согласие по этому вопросу, мы считаем, является желательным и возможным поскольку как ученые:

 а) мы следуем правилам грамматики двух основных языков – греческого и латинского, б) мы исправим переводческую ошибку в соотвествующем тексте Священного Писания и латинском Символе веры . Исходя из этого им делается соответствующий комментарий к глаголам «исходить - ’εκπορεύεσθαι και procedere’’»»

Я не могу считать еретическую вставку за следствие ошибки в переводе и за неправильное истолкование слова, и никто естественно не может представить нечестивую вставку как «бессилие» латинского языка в том, чтобы передать глагольную форму «εκπορεύεται - исходит». Богословская позиция римо-католиков по данному вопросу о еретической вставке Filioque достаточно ясно показывает, что речь идет о богословской злочестивом учении, а не искажении в слове, неправильном его истолковании или языковом «бессилии». Свт. Григорий Палама, произнося слово о прп. Никифоре Исповеднике, говорит: «Происходя из мучимого рода италийцев, познавая их злочестивые учения, о прибег к нашей Православно Церкви» (О священно-безмолвствующих. 2, 2).

Если кто-то прибегнет к «Катехизису католической церкви»( Catechismo della Chiesa Cattolica) Папистов, (ст. 1, п. 245-248), то он убедиться в упорстве папистов в этой еретической вставке Filioque, в которое дается нескрываемое сообщение о том, что «Символ веры без этой вставки, как сообщает традиция, принадлежит Восточной (Церкви)».

Это мнение опровергается Церковной историей. Разве на протяжении стольких веков, с тех пор как был установлен II Вселенским Собором (381г.) Символ веры, она на Западе и на Востоке не провозглашался без еретического добавления? Церковь всегда имело тот Символ веры, который произносим мы, Православные. Если же имело место некое языковое искажение, а не богословская позиция, то проблема бы разрешилась для греков-папистов, материнский язык которых – греческий, а на нем не произносился Символ веры с еретической вставкой Filioque.

Следовало бы учесть и тот факт, что были и папы, которые были по происхождению эллинами: такие как – папа Анаклет (76-88), папа Еварест (97-105), папа Эгин (136-141), папа Елевферий (175-189), папа Сикст (257-258), папа Зосим (417-418), папа Феодор  I (родился в Иерусалиме от родителей греков) (642-649), папа Иоанн VI (687-705),но и папы эллины нижней Италии и Сикелии. Эо факт не укладывается в рамки языкового искажения.

Главная причина, по которой папы откололись от Церкви – это еретическая вставка Filioque. Она стала причиной для тог, чтобы оказаться вне Церкви. Святитель Григорий Палама об этой вставке говорит следующее: «за такой образ мыслей (т.е филиокве) латинян, они были изгнаны их пределов нашей Церкви» (Υπέρ των ιερώς ησυχαζόντων, Λόγος 3,1).

Либеллий (отлучительная грамота с анафемами – примеч. перевод.), который был брошен на святой престол Святой Софии в Константинополе кардиналом Гумбертом 15 июля 1054г., как посланца Папы, выставлял Filioque в качестве причины разрыва. В либеллиуме папистов православные осуждаются как духоборцы и богоборцы, поскольку они удалили из Символа веры еретическую вставку «и от Сына», которую якобы добавил  IIВселенский собор.

«Ересь  Filioque, - замечает архимандрит Георгий Капсанис (игумен Святогорской обители Григориат + 2014.), - имеет свои последствия как в церковной , так и в личной жизни, которые приобретают характер антропоцентичности», и что «уклонения от веры не только искажают богословие Церкви, но и извращают духовную и церковную жизнь» (Православие и папизм.). Итак мы не приемлем эту еретическую вставку.

Что же касается «латинского Символа веры», то он создает впечатление о его якобы некой исторической достоверности. Но Церковь всегда имела такой Символ веры какой исповедуем мы, православные. Римский папа Сергий IV  (796-816), который был православный, бел борьбу с Filioque. «Отец же является беспричинным и нерожденным. Он имеет бытие не из ничего, а в самом Себе. Сын же от Отца рождается. Дух Святой  и Он же от Отца, но не рождается, но исходит», - говорит прп. Иоанн Дамаскин.

«И от Сына» исхождение Святого Духа вводит двуначалие, некое саввелианство в Святую Троицу, уничижает Святого Духа и переделывает всю Триадологию, - соответственно говорит архимандрит Георгий (Капсанис) (Православие и Папизм.) Другое он отмечает в том же своем труде: «Через Filioque» Запад предпринял попытку путем «логики» постичь таинство Святой Троицы, упраздняя антиномию таинства Святой Троицы и обнаруживая антропоцентричный свой характер». Еретическая вставка Filioque является великим нечестивым учением.

 

http://aktines.blogspot.ru/2016/08/filioque.html

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год.

 

 

[1] Θετικά αποτελέσματα - βήματα της Πανορθοδόξου Συνόδου. μότ. Καθηγητής Παν/μίου θηνν http://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/9672-thetika-apotelesmata-bimata-tis-panorthodojou-sunodou

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События