Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Меморандум

Святой Горы Афон в отношении Всемирного Совета Церквей

 

Ὑπόμνημα

τοῦ Ἁγόυ Ὄρους για τὸ Παγκόσμιο Συμβούλιο Ἐκκλησιῶν[1]

 

Выводы

Из всего того, что нами прежде было раскрыто, и конечно благодаря тем сведениям, которые невозможно игнорировать, очевидным становится то, что:

1. ВСЦ представляет собой некую организацию целью которой является насаждение идеи объединения христианских церквей и исповеданий по двум видам:

а) как общее обязательство для взаимного признания (mutual recognition), взаимной ответственности (mutual accountability), совместного пути (stay together) в истории, сотрудничества на практическом уровне (cooperation) и   совместного свидетельства (common witness),

б) как призвание к единству в единой вере, единой евхаристии и общей жизни неразделенной Церкви.

 

Как уже стало ясно, как первый вид не составляет истинного единства, так и второй оказывается недостаточным, поскольку протестантские исповедания не признают, что апостольской верой является именно та самая вера, которой сегодня обладает конкретная историческая Православная Церковь.

2. Церкви-члены ВСЦ под проявлением формы единства понимают взаимное признание Крещения. К сожалению некоторые Православные Церкви пошли и далее, признавая крещение Антихалкидонитов и протестантских исповеданий Германии.[2] Однако последовательное признание Крещения инославных без догматического единства - несогласно с экклезиологией Православной Церкви. Протестантские церкви сохраняют  все те еретические учения, на которые указывали православные патриархи начиная с 16 столетия.

3. Совместные молитвы и участие в литургических собраниях составляли обычную практику экуменических собраний ВСЦ. Только после протеста православных в 1998г. был разработан проект некоего видоизменения, которое однако не меняет установленного порядка совершения совместных молитв, которые священными канонами Православной Церкви запрещаются и не они должны продолжаться.

4. Цель ВСЦ в отношении создания всехристианского видимого единства достигается построением на прочной основании протестантской экклезиологии «невидимой» Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и ее исторических видимых форм, каждая из которых не обладает полнотой апостольской веры, соборностью и благодатной жизнью. По этой причине эта цель ВСЦ по построению видимого единства не имеет места в сознании православных, которые признают в Православной Церкви полноту апостольской веры и благодатной жизни. Всехристианское единство в православном смысле понимается  как возвращение всех инославных к Православной вере и., таким образом, возвращение их к общество Православной Кафолической и Апостольской Церкви (Литургия свт. Василия Великого).

5. Во ВСЦ существует тенденция расширить христианское единство  и включить все религии мира, поскольку якобы  к спасению в Боге предназначены все люди, и нам не известны образы и способы проявления человеколюбия Божия. Это единство для Православной Церкви является абсолютно неприемлемым, поскольку, несомненно, спасение Богом приносится всем народам, но люди его отвергают, последуя тем путям, которые не приемлемы для спасения.

6.Некоторые определенные протестантские группы требуют от ВСЦ официального шага для признания крайних антиевангельских заключений в области нравственности (гомосексуализм и т.д.) Сейчас они не находят одобрения. Однако существуют доказательства того, что во имя человеческих прав будут проводиться, или уже ведутся, обсуждения и будут требоваться равное признание всех  течений. Православная Церковь не может игнорировать евангельское учение и совместно идти по пути беззакония (Ис. 52, 11; 2 Кор. 6, 14-7,1) Рукоположение женщин многими протестантсткими церквами - это также важный признак серьезного нарушения  Предания Церкви Апостолов и отцов.

7. Свидетельство Православной Церкви не одобряется протестантскими церквами ВСЦ в целом, как это стало ясно после шестидесятилетнего существования ВСЦ и в течение достаточно длительного исторического промежутка времени существования православно-протестантских контактов. Все показывает, что стремлением ВСЦ  является превращение в единое племя церквей членов ВСЦ при помощи многолетнего смешения.

8. Изменение  мышления православных (богословов, которые участвуют в ВСЦ и других) является фактом, который таит в себе опасность для дальнейшего пути Православной Церкви в мире. Существенной является и опасность внутри-православных расколов.

9.Под влиянием ВСЦ Православные и Антихалкидониты принимают участие  как Православное крыло ВСЦ, признавая друг друга как православных. Такой дух привел к неприемлемой с православной стороны симфонии (Совместные Заявления) Православных и Антихалкидонских богословов в неофициальных диалогах и в официальных диалогах Православной Церкви с соответствующими антихалкидонскими церквами.

10. Перспективы на будущее (предложения для совместного празднования дня Пасхи и созыв Вселенских Конференций без догматического единства) не являются обнадеживающими, и требуется пристальное внимание и бодрствование.

11. Разрыв отношений Православных Церквей с ВСЦ был единственным постоянным вопросом, который продолжает быть своевременным, поскольку протестантские церкви члены ВСЦ очевидно не станут воздерживаться от своих экклезиологических оснований. Православные Церкви своим участием в ВСЦ на практике показывают, что они отказываются от своей экклезиологической идентичности. В знак этого римо-католики находятся на формальном  отдалении  от ВСЦ, они являются более последовательными в их экклезиологии в отличие от того, что мы православные имеем у самих себя.

12. Православные не имеют никакой выгоды от участия в ВСЦ. Наоборот, мы привносим лишь вред и растление. Наша миссия  состоит в том, чтобы проповедовать весть о Православии инославным, но она не обещает успеха, поскольку  протестанты в ВСЦ не ориентируются на принятие Православия, но расположены к сосуществованию с нами, добиваясь создания формы полного взаимопризнания церквей. Такая ориентация их находится в согласии с их экклезиологией. Однако мы, православные, разве можем участвовать в некой Организации (ВСЦ), состав которой, структура и служение основываются на протестантской экклезиологии, без нашего участия, чтобы указать, что они отказываются от нашей экклезиологии?

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Вследствие всего этого, Православную позицию в отношении ВСЦ мы могли бы охарактеризовать основываясь на следующих положениях:

  1. Участие православных в ВСЦ не приносит пользы ни Православной Церкви, ни инославным, оно не имеет пользы в желанном стремления к единству всех христиан в истинной апостольской вере и Церкви первых христианских веков. Возможно ли, что со временем Православные Церкви разорвут их отношения с ВСЦ.
  2. Если по вышесказанной причине,  правильно мыслящие и боголюбиво заинтересованные в пользе некоторые Православные Церкви (см. Πηδάλιον, ἐκδ. Ρηγοπούλου 1982, σελ. 56, что такое польза) и по причине осведомленности критикуют необходимость всяких форм сотрудничества с ВСЦ, то требуется изменить наименование ВСЦ во “Всемирный Христианский Совет” и чтобы с ним поддерживались небольшие отнгошения, осуществляемые с помощью простых наблюдателей, без всякого наложения уз и ответственности, которые противоречат экклезиологии Православной Церкви.
  3. В этом случае не будут совершаться совместные молитвы и богослужебные церемонии. Участие в ВСЦ будет исключительно только на академическом уровне, а требуемая же от православных позиция будет четко излагаться с помощью отдельных Заявлений, как это происходило вплоть до Генеральной Ассамблеи в Нью Дели (1961г.)
  4. Единство,если когда-то  и произойдет, то оно не должно быть результатом смешивания, но плодом молитвы, верности нашему Православному самосознанию и главным образом даром Всеблагаго Бога.

 

Святая Гора Афон 18 февраля 2007г.

 

 

 

Члены Комиссии:

 

от священной обители Ватопед

+ игумен, архимандрит Ефрем

от священной обители Филофей

геронда Лука

от священной обители прп. Григория

+ игумен, архимандрит Георгий


[1]              журнал Παρακαταθήκη 2007 Ἰαννουάριος-Φευρουάριος. www. orthodoxnet.gr

[2]              все те еретические учения, которые отмечали православные патриархи с 16 столетия и Именно такой взгляд в корне противоречащий православной экклезиологии выражен в официальном документе РПЦ МП «Отношение РПЦ к инославию».




Подписка на новости

Последние обновления

События