Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

 


Вторая Неделя Великого Поста - память свт. Григория Паламы

Β! ΚΥΡΙΑΚΗ ΝΗΣΤΕΙΩΝ – Αγ. Γρηγορίου Παλαμ

 

Этот божественный отец Церкви, был родом из Азии (родился в 1296г.) и в детстве был воспитан в царском дворце в Константинополе. Он получил совершенное образование в области философии, риторики и физики.

Что же касается логики, когда он завершал свою лекцию в присутствии императора, то ректор университета с восхищением произнес, что если бы ныне здесь присутствовал сам Аристотель, то он бы его похвалил.

После окончания своих занятий, он, однако, отклонил предложение занять высокий пост при императоре. Он покинул царствующий град и в течение двадцати лет вел подвижническую жизнь на Горе Афон. Вначале он подвизался в монастыре Ватопед, затем в Лавре прп. Афанасия и пустынном местечке Глоссия, современное местечко Провата. Затем он отправился из Афона в Иерусалим, однако в Салониках он был удостоен видения св. великомученика Димитрия, который попросил, чтобы он остался и жил монахом поблизости. В то время он тогда остался в Верии и в тридцать лет стал священником. Сюда за советом к нему приходило множество монахов и мирских людей. Через пять лет, из-за вторжения сербов он вернулся на Афон и поселился в келье близ Великой Лавры, где он достиг высоты просвещения и в видении он принял благословение заниматься догматами веры. Затем, по причине высокого к нему уважения он был вынужден стать игуменом монастыря Эфсигмен, где игуменствовал в течение года. Позже он стал архиепископом Фессалоникийским, где был на кафедре двенадцать лет, однако только на половине пути в Фессалоники его ожидали, вплоть до заточения, различные по причине его деятельности перепитии.

Он был приглашен на созванные в 1341 и 1347 соборы, и вел борьбу с злыми ересями приверженцев западного образа мышления Варлаамом и Акиндином.
  Он написал множество богословских трактатов, в особенности догматические для борьбы с еретиками, как, например, касательно Святого Духа, а также письма к антиисихастам, различные тексты исповедания веры. Он является богословом благодати, нетварного света.
  После застоя, который наблюдался в течение нескольких столетий, свт. Григорию удалось обновить богословскую терминологию и дать новые направления в богословской мысли. Он начал с личного опыта и доказал, что задача богословия гораздо выше философии и науки. Он расценивает внешнюю мудрость как ограниченную, сообщая о двух видах познания, божественного и человеческого, и двух божественных дарах, естественных – для всех людей, и сверхъествественных или духовных, которые подаются от Бога так как Он желает Сам, и только очищенным и святым, совершенным. Богословие завершается богозрением (θεοπτία).
  Противники Паламы поверили в отрывку из Ианна Богослова, что «Бога никто никогда не видел», и обвинили монахов, которые достигали богозрения в омфалопсихии. Свт.Григорий утверждал, что Господь сказал: «...чистые сердцем Бога узрят» (Матф. 5,8). Фундаментальный вклад свт. Григория в богословие состоит в различении сущности и энергии Божией. Существование Бога состоит как бы двух вещах: в Его сущности, которая нетварна, непостижима и независима, и именуется главным образом как Божество (θεότις) и (в данном случае никогда не видимое) и в Его действиях (ἐνέργιες), так называемых качествах или свойствах, которые же являются нетварными, но постижимыми. Итак, одним же является божество, а другим царь, святость т.д.
  Человек представляет собой сочетание двух разных миров, и стоит во главе всего сотворенного. Последуя учению святых отцов Церкви, в отличии от Платона и Варлаама он считает, что человеческое тело не является злом, но составляет жилище ума, поскольку прежде всего оно становится жилищем Бога, и таким образом оно вместе с человеческой душой составляет единое целое. Возрождение человека происходит с помощью крещения, а обновление с помощью Святой Евхаристии. Это два главных тайнств божественного домостроительства.
  Наиболее существенным элементом учения в свт. Григория Паламы является восхождение человека превыше этого мира (горний мир). Опыт обожения уже возможен здесь при удивительной связи исторического времени с надисторическим. Свет, которые видели ученики Христа на г. Фавор , это свет, который сегодня и чистые сердцем исихасты и суть века будущего составляют три этапа единого и духовного события в некой сверхвременной реальности.
  Поэтому Церковь совершает память этого святого во второе Воскресенье Великого Поста, как продолжение, так сказать, продление первого Воскресенья Великого Поста - торжества Православия. Память святого Григория Паламой является вторым образом Воскресения Торжества Православия. Святитель Фессалоникийский умер в возрасте 63 лет 14 ноября (по Юлианскому календарю) от болезни и вскоре был прославлен в лике Святых. Святые его мощи сегодня хранятся митрополичьем храме Фессалоник.

(*) Ε.Π.Ε ΓΡΗΓ. ΠΑΛΑΜΑ τόμ. 9ος


 

Сегодня на Второй неделе Великого Поста прославляется свт. Григорий Палама

 

Σήμερα, τη δεύτερη Κυριακή των Νηστειών, τιμάται από την Εκκλησία ο άγιος Γρηγόριος Παλαμάς.

Александр Гикас, профессор

Ἀλέξανδρος Γκίκας, καθηγητής Πεο1

 

 

Свт. Григорий родился в Константинополе в 1296г. То положение, которое он занимает в истории Церкви, свидетельствует о том важном месте, которое ему предоставлено за его труды и его учение Православной Церковью. Свт. Григорий служил архиепископом в Салониках в 14-м веке.
Св. Григорий Палама именуется Церковью как «
Православия светильниче».
Тишина и безмолвие составляли характерные черты земной жизни Святого. Свт. Григорий был исихастом и значительная часть его жизни прошла в полном безмолвии. Святой соблюдал молчание и мог бы остаться как писатель и защитник Православия совершенно неизвестным, если бе не был вызван на борьбу с монахом Варлаамом из Калабрии (Южная Италия), который выступил с резкой критикой и полемикой против исихастов, собратьев свт. Григория.
Молчание святых следует рассматривать не как инертность, а как на некий образ интенсивного действия. Движение Бога к человеку не совершается только явным образом, но сокровенным. По этой причине , чтобы человеку приблизиться к Богу, недостаточно только воспринять Его сокровенные действия, но ему необходимо пройти далее, «пребывая в молчании», принять таинство Его непостижимости. Недостаточно человеку слушать свой разум, но ему необходимо пойти далее — услышать божественную безмолвие-исихию.
Свт. Григорий Палама, становясь на путь великих Отцов Церкви, преподносит Божественному разуму некое новое изложение веры в соответствии с причинами и проблемами его времени. С учением Григория мы возвращаемся к подлинному-авторитетному изложению Православия, которое, не препятствуя появлению новых форм жизни и их выражений, является неложным указателем и руководством для жизни Церкви и ее богословия.
Христос, Который есть Истина, одновременно является и Путем, и Жизнью для людей. Истина, как она была открыта «во Христе», имеет динамичное и возрождающее содержание. Она несет человеческому обществу жизнь и указывает ему на действительную цель его жизни, как чада Божия в мире.
Современный человек, который замкнулся в своей индивидуальности и тем самым довел себя до состояния раба потребностей, пристрастий и своих желание, нуждается в искупительной и возрождающей силе «благотворных Христовых лучей», чтобы обрести подлинное безмолвие-исихию в своей личной жизни и своих отношениях с другими людьми.
Этот великий богослов, питающий глубочайшее благоговение к Преданию, в новых образах выражения его содержания словно идет вперед. Сегодня, когда Церковь и Предание распространяется повсюду, своим примером и своим учением он «
просвещает» наш путь.

http//1.bp.blogpot.com



Подписка на новости

Последние обновления

События