Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

«Заповедь Господня – не молчать к то время, когда вере опасность угрожает. Говори же, вещай, и не молчи...Поэтому и я жалкий, опасаясь Судии, глаголю».

 

прп. Феодор Студит. PG 99, 1321

 

Памяти Великого Адаманта Православия

Участие свт. Марка Евгеника на Ферраро-Флорентийском лжесоборе

 

̔Η συμμετοχὴ τοῦ ̔Αγίου Μάρκου Εὐγενικοῦ

εἰς τὴν ψευδοσύνοδον Φερράρας-Φλωρεντίας

Как он описывает сам

Протопресвитер Феодор Зисис

профессор Богословского факультета

Фессалоникского университета

 

Вводные замечания1

 

1422-1436. Свт. Марк (родился 1394/95 - + 23.6.1446) поселяется в святой обители св. Георгия в Манганах в Царьграде.

 

  • здесь он пишет многие труды, относящиеся к периоду до Ферраро-Флорентийского собора, в которые включаются написанные им многочисленные гимнографические тексты.

  • В это же время он становится послушником и верным учеником в последующее время патриарха Дионисия I.

1436-1437. Свт. Марк принимает участие в предварительных собеседованиях относительно богословских и догматических взглядов, которые должны будут защищать византийцы в соответствии на запланированном соборе в Ферраре по соединению.

 

  • Поскольку турки не позволяют другим патриархам прибыть в Константинополь, то необходимо избрать их представителей.

  • Свт. Марк с самого начала становится местоблюстителем патриарха Александрийского,а в последствии местоблюстителем патриарха Иерусалимского. В конечном итоге, после прибытия Византийской миссии в Италию, он назначается и местоблюстителем патриарха Антиохийского.

  • В 1437г. скончался митрополит Эфесский Иоасаф и Марк после настойчивых просьб со стороны окружения и его друга («со многими мольбами и многими доводами»), становится его преемником

1438-1439. Он принимает участие в заседаниях Ферраро-Флорентийском соборе, но не подписывает 5 июля 1439г. Определение собора о соединении Церквей.

1440 1 февраля он возвращается в Константинополь вместе с остальными членами Византийской делегации.

  • Несколькими месяцами позже император Святителю предлагает стать Патриархом, но свт. Марк отказывается.

 

1. Недружелюбные и надменные латиняне

Известно, что свт. Марк Эфесский Евгеник на предательском Ферраро-Флорентийском соборе (1437-1439) был главным героем и исповедником Православной веры, и этот собор не признало сознание церковной полноты, судя по его собственной борьбе с ним. Кроме других источников из которых мы черпаем сведения о созыве и ходе собора, наиболее авторитетным из них являются «Воспоминания» Сильвестра Сиропула, а также и другой небольшой труд самого свт. Марка, в котором он подробно в основных чертах излагает направление работы собора и разъясняет свою собственную позицию, которой он всецело отличался от остальных членов православной делегации.

Этот труд имеет название «Изложение святейшего митрополита Эфесского того, каким образом он принял архиерейское достоинство и разъяснение о соборе, происходившего во Флоренции»2

Опровержение этому важному труду пытается сделать известный отступник Иосиф Мефонский.3

С самого начала свт. Марк нам разъясняет, что он был простым иеромонахом и по этой причине совершенно не интересовался архиерейским достоинством, которого он считал себя недостойным. Но в конечном итоге он был вынужден стать епископом и последовать в Италию вместе с патриархом и императором. И несмотря на то, что он был болен и путешествие должно быть далёким и утомительным, он верил в Бога, в Его высшую силу, что все пройдёт хорошо, и удастся добиться нечто хорошего, достойного надежд и трудов.

Но едва они достигли Италии и встретились с латинянами, которые с ними повели не так, как надеялись византийцы, они сразу же разубедились в положительном исходе собора и кто-то из православных сказал: «Эти люди очень тяжёлые, поскольку с нами ведут с такой надменностью, что они откажутся от того, чтобы что-то менять из своих догматов и обычаев».

 

  1. Они не имеют ни священства, ни Таинств

После нескольких месяцев бездеятельного пребывания византийской делегации в Италии наконец-то начались совместные заседания с латинянами для обсуждения различий в вопросах веры.

Первый вопрос, который ими обсуждался, была добавка латинян в Символ веры filioque. В соответствии с уговорами прочих членов делегации первым слово произнёс свт. Марк Эфесский, который им изложил причину разделения и осудил их «недружелюбное и надменное» поведение, поскольку они, как это обычно происходило, защищались и отплачивали осуждениями и оправдывали самих себя. Впоследствии, на последующих заседаниях, им были представлены Деяния Вселенских Соборов и Вероопределения, где Святые Отцы запрещают делать какое-либо и было изменение в Символе веры, даже изменять кому-либо одно слово, или один слог. Они возглашают страшные проклятия и указывают на великие наказания тем, которые дерзают вносить изменения.

Если епископы или клирики утрачивают Священство и благодать, в то время как миряне анафематствуются, то что же в действительности означает отпадение от Бога:

«Так что епископы же и клирики являются не освящёнными, и поэтому чужды подаваемой им благодати, миряне же подлежат анафеме, что является отпадением от Бога».

Данная позиция свт. Марка, которая основывается на решениях Вселенских Соборов, помимо всего прочего, доказывает насколько нечестивыми являются латиномыслящие нашего времени, и насколько они далеки от православного самосознания, когда утверждают, что Папизм является Церковью, хранительницей благодати с действительными Таинствами, которые она совершает.

Только ересь filioque папских священников делает «неосвящёнными», то есть лишёнными священства и благодати.

  1. Он не безразличен к истине. Хорошее и плохое единство

 

Наблюдалось открытое сопротивление латинян важным и неопровержимым доводам свт. Марка.

Они показали себя и проявили себя как не имевшие интереса к истине.

«Они не ставили истину своей целью и никогда её не обнаруживали для того, чтобы положить её для научения».

 

Они, просто возражая, хотели показать самим себе, что разоблачают доводы православных и что истина на их стороне.

Подле этого вожделенного зловерия оказался свт. Марк, который вступил в диалог; латиняне просто настойчиво призывали возвратиться «к доброму согласию», которое имелось между ними и православными, но и по отношению к Святым Отцам, то есть в то время, когда все имели ту же веру и не было раскола:

 

«И почему бы нам не возвратиться к тому доброму согласию, которое мы имели первоначально и в отношении самих себя и друг друга, и Отцов, которое победило то, о чем говорили, и не было между нами раскола».

 

Эта позиция свт. Марка указывает на то, что и сегодня существует единственный путь для соединения и согласия: возвращение к общей вере и единство со святыми отцами. Соединение, которое игнорирует единство и тождество в вере, которое стремиться к осуществлению вопреки различиям в вере и противоположность учению Святых Отцов, не является доброй, но плохим соединением и согласием.

Свт. Марк использует различные примеры, чтобы доказать невозможность для исправления латинян: это было бы как если бы запел глухой, или словом бы мы жарили камень, или словно сеяли бы на камнях, или писали бы на воде.

Они подверглись неизлечимой болезни.

  1. Из-за прибавления в вероучение. Из Феррары во Флоренцию

Латиняне призвали в дальнейшем созвать собор по вопросу о вставке в Символ веры и заняться догматом, учением об исхождении Святого Духа «и от Сына» (filioque), потому что считали, что они смогут доказать, что учение это является здравым, и таким образом была бы покрыта дерзость поступка вносить вставку в Символ веры.

Православные с самого начала не принимали это предложение - заняться вероучением прежде, чем будет исправлена и удалена вставка. Мы воздаём честь свт. Марку за то, что благодаря ему православные вынуждены были пребыть непреклонными и даже в том случае, если бы было бы принято решение собора. Однако некоторые из них же соблазнились, говоря, что нам было бы неправильно отделяться прежде того, как будет что-то сказано об учении об исхождении. И таким образом было принято решение о переходе от прибавления в Символе веры к догматам, и одновременно решено было о переносе собора из Феррары во Флоренцию.

Когда там начались прения, латиняне представили цитаты, которые, однако, были из апокрифических и неизвестных книг, а также поддельных и фальшивых. С помощью их латиняне старались доказать утвердить догмат о filioque.

Со стороны православных опять принял участие свт. Марк, чтобы изложить их позицию. И несмотря ни на что, он вполне ясно показал, что тексты, на которые ссылаются латиняне, не подлинные. Латинян это не убедило и выжидали время.

Святитель на основании подлинных текстов Священного Писания и Святых Отцов полностью и обширно изложил верное учение о том, что Святый Дух исходит только от Отца. Из всего этого вытекало, что новоявленный догмат латинян был запрещён. Поэтому он сказал, что не видит смысла в многочисленных прениях и что он или воздержится от заседаний, или же замолчит.

К сожалению Православные соблазнились и продолжили прения. Говорили только латиняне, возражая свт. Марку., и никто из православных не дерзал противостоять им. Это случилось по сговору начальников с тем, чтобы им избежать диспутов и прений.

Таким образом латиняне без всякого сопротивления явились в виде победителей.

 

  1. Сторонники икономии и среднего пути. Православных принуждают даже голодом. Других убеждают назначениями на должности и деньгами.

В результате чего православные начали склоняться к формулированию точек зрений о необходимости икономии и снисхождения; вполне чётко проявилось латинство и латиномыслие некоторых православных, которые предлагали остановиться на некой формальности этих двух учений, компромиссном, переходном. Однако то, что было принято в качестве решения являлось всецелым согласием с догматом латинян и исповеданием того, что Святый Дух исходит и от Отца.

После достигнутого согласия опять в бездеятельности прошло достаточно времени. Православные хотели возвратиться домой, поскольку кроме всего прочего они начали голодать. Им не давали достаточного количества согласованного материального содержания для того, чтобы их вынудить подчиниться во всем:

 

«ничего никому не давалось из согласованных расходов, дабы принудить тем постепенно покориться им».

 

«Предатели благочестия и своего спасения» из православных сделали все, чтобы провести собор и публично провозгласить латинство в присутствии императора, патриарха и деспота (Димитрия Палеолога).

Они представили учение Святых Отцов таким, каким захотели. На основании этого они дошли до того, что стали открыто утверждать, что Сын является причиной Духа, то есть то, о чем в действительности явно не говорилось в текстах латинян. Свт. Марк не колеблясь говорит о том, что это произошло потому, что некоторые погубили свою веру, потому что им дали в замен деньги и почести, как впрочем позднее согласились на «радужные обещания и подачки».

К сожалению, с этими предателями вступил в сделку и патриарх, потому что и он несчастный уже был соблазнён и потому что жаждал возвратиться в Константинополь, несмотря на то, что его уже вела судьба к смерти.

Свт. Марк же подготовил своё мнение, в виде некоего Исповедания, поскольку оно было затребовано от всех. Это Исповедание сохранилось и мы его со временем представим.

Когда же он увидел, что все рьяно спешат к соединению, и даже те, которые прежде его поддерживали, не предоставил своего написанного мнения для того, чтобы их не раздражать, но устно заявил, что не существует иного способа для того, чтобы согласовать названных западных и восточных Святых отцов как только согласно исследованию, которое делает прп. Максим Исповедник, и таким образом мы не можем говорить, что Сын является причиной Духа. Более того, он не согласен с прибавкой filioque в Символе веры., поскольку оно не хорошо и не благословенно.

 

 

  1. Отделение от латиномыслящих означает соединение со Святыми Отцами.

 

Эпилог этого небольшого труда свт. Марка Евгеника должен был бы стать руководством в особенности сегодня для тех, которые торопятся соединиться с Папой и протестантами без исправления их заблуждений и ересей.

Итак, он говорит, что тогда отделился от них, прервал с ними общение, поминовение, как мы бы сказали сегодня, только он один ради того, чтобы иметь единение со Святыми Отцами и Учителями. Но это он сделал и потому, чтобы кто-то в будущем смог бы осудить, если он защищал и восхвалял Православие, усвояемые догматы, или если принял унию с испорченными догматами и учениями.

Мы предлагаем в качестве заключения этот текст:

«После этого они занялись своими делами и обратились к составлению Ороса4 и всего прочего для соединения; я же с тех пор отмежевавшись от них, занялся самим собой, дабы непрестанно согласуясь с моими Святыми Отцами и учителями, всем сделать известным моё мнение через моё писание, дабы всякому желающему было бы возможно взвесить: истово хваля здравое учение, или же некое искажение, я не принял заключённую унию».

1газета Ὀρθόδοξος Τύπος, ἀριθμ/ 1691/ 1.6. 2007, σελ. 1 καί 5

2Оно было издано L. Petit, вместе с другими трудами свт. Марка Евгеника, Patrologia Orientalis t. 17 Documents Relatifs au Concile de

Florence. II, Oevres anticonciliaires de Marc d’ Éphèse, Brepols Turnhout/Belgique

 

1974, p. 443-449.

 

3 См. PG 159, 1024-1093: « ̓Ιωσὴφ τοῦ θεοφιλεστάτου ἐπισκόπου Μεθώνης, ̓Απολογία εἰς τὸ γραμμάτιον κῦρ Μάρκου τοῦ Εὐγενικοῦ, μητροπολίτου ̓Εφέσου, ἐν ᾧ

ἐκτίθεται τὴν ἑἐαυτοῦῦ δόξαν, ἢν εἶχε περὶ τῆς ἐν Φλωρεντίᾳ ἁγίας ἱερᾶς συνόδου».

 

 

4Соборное определение



Подписка на новости

Последние обновления

События