Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

19 января/1 февраля Православная Церковь совершает память свт. Марка митрополита Эфесского Исповедника

 

ЭФЕССКАЯ ЗВЕЗДА, ПОБОРНИК ПРАВОСЛАВИЯ

СВТ. МАРК ЕВЕГЕНИК, МИТРОПОЛИТ ЭФЕССКИЙ

Ο ΑΣΤΗΡ ΤΗΣ ΕΦΕΣΟΥ Ο ΥΠΕΡΜΑΧΟΣ ΤΗΣ ΟΡΘΟΔΟΞΙΑΣ

ΜΑΡΚΟΣ Ο ΕΥΓΕΝΙΚΟΣ

 

Свт. Марк Евгеник, митрополит Эфесский

 

Детские годы и его образование

В прошлом году исполнилось 560 лет со дня кончины иже во святых отца нашего и исповедника Марка, архиепископа Эфесского Евгеника.

Свт. Марк (в миру Эммануил) родился от благочестивых родителей в 1392г. в царствующем граде Константинополе. Его отца звали Георгий, он был главным судьей, саккелием и дьяконом Великой Церкви. Мать его звали Марией, которая была дочерью благочестивого врача Луки.

Оба родителя старались и стремились воспитать Эммануила в учении и страхе Господнем. Но смерть его отца сделала его меньшего брата сиротой еще в юные годы.

Началам письма и азбуки наш святой был обучен его отцом Георгием, который владел частной одноименной школой. После смерти его отца мать послала Марка обучаться к очень известным учителям того времени: Иоанну Хортазмену (позже митрополиту Силимврискому) и к математику и философу Георгию Гемисту Плифону. Среди его одноклассников был его в последствии непримиримый враг кардинал Виссарион.

 

 

 

Учитель и монах

Когда юный Эммануил завершил свое обучение, он принял на себя руководство школой отца и в течение небольшого временм он был признан одним из просвещеннейших учителей уже находящегося в состоянии агонии Константинополя. Среди его учеников, которые позже были выдающимися фигурами, были Георгий Геннадий Схоларий, первый патриарх после падения Константинополя, Феодор Агаллианос, Феофан митрополит Мидийский и его брат Иоанн Евгеник.

Но божественная любовь (ὁ θείος ἔρως) не покинула Эмануила, и он не соблазнился обещаний блестящей карьеры учителя, ни даже дружескими отношениями с императором. Эта любовь и повлияла на то, чтобы он отрекся от мира и пришел на остров Антигон Принцевых островов, вблизи которого жил известный подвижник Симеон. Там Эмануил жил, ведя духовную брань в течение двух лет. Позже, по причине водворения на островах турок, он пришел вместе со своим старцем-герондой в знаменитый в те времена монастырь Манганы в Константинополе.

Монах Марк продолжил свою жестокую подвижническую жизнь с новой силой покаяния. В монастыре Манганы свт. Марк сочинил почти большинство из своих ста трудов, которые сохранились и до сего дня. Особенно важном является труд, который он написал против латинофилов, противников свт. Григория Паламы, которого он весьма чтил и который являлся для него образцом. В этом монастыре свт. Марк принял, почти насильно, священство, поскольку он сам считал самого себя недостойным столь высокого служения. В скором времени он достиг положения известного духовника, поэтому многие клирики и миряне писали Святому, вопрошая его по многим различным вопросам.

 

На соборе в Ферраре и Флоренции

В 1436г., еще будучи иеромонахом, свт. Марк был определен патриархом Александрийским представителем на созываемом соборе для соединения церквей. В том же году император Иоанн Палеолог вынудил его занять кафедру митрополии Эфеса, которая к тому времени овдовела.

 

 

император ромеев Иоанн VIII Палеолог

 

Император удостаивает великой чести свт. Марка, когда определяет его главным экзархом собора. Во всяком случае свт. Марк был вынужден следовать за патриархом и остальными представителями в Италию.

Свт. Марк пришел на собор с наилучшими намерениями и показал в слове, произнесенном в присутствии папы, свои диалектические способности. Первый раз собор начал свою работу в Ферраре. Конечно, некоторые православные представители неправильно понимали в диалоге с кардиналом Кессарини диалектический стиль речи свт. Марка, как об этом говорит Виссарион, митрополит Никейский.

Первым вопросом для обсуждения стало учение об очистительном огне. Виссарион был бессилен говорить из-за отсутствии необходимых богословских доводов. Свт Марк говорил за православных и произнес по данному вопросу четыре защитительных слова.

Кристально чистые православные взгляды, которые были представлены свт. Марком, вызывали духовно-нравственный подъем у императора, который провидел во свт. Марке единственного богослова, который был способен с легкостью отвечать на доводы папистов. Но в отношении божественных вещей ни от кого не зависимый византийский император надеялся, что православные взгляды будут иметь перевес, не зная того, что паписты останутся неизменными в своих заблуждениях. По этой причине, когда он увидел, что неразумное упорство латинян руководилось политической целью, а именно - соединением двух церквей и только после этого предоставление помощи от папы для отражения турок, он начал оказывать давление на православных, чтобы они следовали более мягкой и более уступчивой линии.

 

Лжеуния

Латиняне начали применять известную тактику наговоров, лжи и насилий, и таким образом в то время в Ферраре распространили сотни листовок, в которых были записаны 54 еретических вероучительных положений православных!!! Видя, что положение православных самым серьезным образом ухудшилось, двое из авторитетных члена представительства византийской партии, митрополит Ираклийский Антоний, первый по чести митрополит Вселенской кафедры, и брат свт. Марка Иоанн предприняли попытку сбежать из Феррары, но им помешал император. И поскольку Иоанна сопровождал до порта его брат, император и патриарх опасались и других возможных попыток бегства, и, по обоюдному согласию с папистами, заседания собора были перенесены из Феррары, которая была расположена возле моря, во Флоренцию.

Когда собор возобновил свою деятельность, свт. Марк стал главным докладчиком православных. Но ясные его ответы и ниспровержение латинских злочестивых учений вызвали ярость у латиномыслящих православных, которые с помощью молчаливого одобрения императора и благодаря его терпению попытались оклеветать свт. Марка, распуская слух о том, что святитель Эфесский сошел с ума. на одном из заседаний православных представителей, когда митрополит Эфесский назвал папистов “еретиками”, митрополит Лакедемонский и Милитинский начал оскорблять Святого и пытался его ударить.

 

 

Марк Эфесский не подписался

 

свт. Марк убеждался в том, что все его попытки заставить православных, ставшими жертва папистов, не идти далее в направлении унии были тщетными, он отстранился от активного участия в работе собора.

В итоге, 5 июля 1439г. была подписана уния и, как сообщает Марк Сиропулос, большинство православных представителей подписали документ о соединении без особого желания и из боязни императора. Когда же Папа Евгений спросил подписался ли свт. Марк и получил отрицательный ответ, то он вслух сказал: «Итак, мы ничего нн сделали». Высокомерный и деспотичный папа с бесстыдством потребовал от безвольного императора, чтобы он прислал к нему свт. Марка, и чтобы тот предстал перед судом собора, но, к счастью, император отказался это делать.

Флоренция, храм санта-Мария-дель-Фьоре, где была подписана в 1439г. позорная флорентийская уния.

 

Однако позже император убедил свт. Марка, поскольку он дал устные уверения в том, что святитель перед папой будет в безопасности, явиться перед Римским понтификом и изложить ему свою позицию. Свт. Марк проявил послушание к приказу императора и пришёл к папе. Но тщетными оказались старания архиересиарха запада заставить святителя Марка принять чудовищную унию. Когда же папа увидел, что свт. Марк остается неизменным в своих взглядах, он прибег к насильственным мерам и угрожал ему, что он осудит нашего святого как еретика. Но свт. Марк не сдался и ответил, говоря с дерзновением: «Соборы Церкви осуждали как бунтовщиков тех, которые нарушали какой-либо догмат и проповедовали так и боролись за сие, почему и назывались они “еретиками”...Но я, отнюдь, не проповедовал моего собственного учения, и не вводил ничего нового в Церкви, и не защищал никакую чуждую и ложную доктрину…»

 

 

Народ одобряет свт. Марка

После предательской Ферраро-Флорентийской унии ромеи-византийцы покинули Италию для того, чтобы возвратиться в осаждаемый Константинополь. Император принял на свой корабль свт. Марка. После трёх с половиной месяцев плавания они, наконец, достигли Константинополя. Его жители с враждебными чувствами и неодобрением приняли подписавших унию, но одобрили и прославили нашего Святого. И как сообщает его оскорбитель греко-латинский епископ Мефонский Иосиф, «Митрополит Эфесский видел множество людей прославляющих его как не подписавшего унию и толпа людей поклонялась ему словно Моисею и Аарону и хвалили его и звали святым». ( PG 159, 992)

Простой народ Божий провидел во свт. Марке единственного иерарха, который имел дерзновение и способность защищать его Православную веру. Они уже узнали, что те, которые подписали унию получили взятку от папы, в то время как руки свт. Марка были чисты. Когда император решил поставить кого-то на овдовевшую патриаршую кафедру, он послал своих представителей к свт. Марку, прося его восприять высокое достоинство Патриарха, но наш святой отказался.

 

Заключение свт. Марка на о. Лемнос

4 мая 1440г. он был вынужден бежать из Царьграда, потому что опасался за свою жизнь. И он отправился в свою митрополичью область в Ефес, который был уже под властью турок. Поскольку там он недолго пас свое словесное стадо, он был вынужден вновь покинуть Эфес, который теперь находился под властью турок и униатов, и взойти на корабль, плывший на Святую Гору. Там он решил провести оставшиеся годы своей жизни. Однако, когда корабль сделал остановку на о. Лемнос, святитель был узнан и в соответствии с приказом императора немедленно схвачен и посажен в тюрьму, где находился в течение двух лет. В течение своего заключения он многое претерпел, но как он писал иеромонаху Феофану на о. Эвбея «Слово Божие и сила Истины не могут быть связаны, но еще больше текут благоухают, и многие из братий, моим изгнанием ободрившись, изобличают преступников и предателей правой веры...»

Из Лемноса Святитель посылает свое известное Окружное послание ко всем находящимся на материке и на островах православным христианам. С помощью резкого в нем порицания тех православных, которые приняли унию и с помощью убедительных фактов Святитель доказывает, что латиняне являются обновленцами и в связи с эти говорит: «как от еретиков мы отвратились от них и поэтому отмежевались от них». Святитель призвает верующих избегать еретиков, поскольку они являются «лжеапостолами и злыми делателями».

 

Продолжение борьбы в Манганском монастыре

После освобождения из тюрьмы свт. Марк, имея расстроенное здоровье, не мог жить на Святой Горе, и поэтому возвратился в свой монастырь в Константинополе, в котором он был принят верующим народом с почестями как святой и исповедник. Из монастыря св. Георгия в Манганах новый исповедник вёл свою борьбу с униатами, пиша послания монахам и клирикам, побуждая их удерживать правую веру и не сотрудничать с униатами.

Гонения, уничижения и насилия, ухудшили состояние здоровья святого отца, и таким образом 23 июня 1444г., в то время когда он созвал многих своих духовных чад и возложил на Георгия Схолария руководство борьбой против унии, он преставился ко Господу. Тогда ему было 52 года.

 

 

Почитание святого после его смерти

Верующий народ Божий осиротел, и весьма оплакивал потерю своего духовного отца. Георгий Схоларий, произнес погребальное слово в котором между всем прочим сказал, что святой «блистал в священстве, просветился в архиерействе, вёл борьбу за Церковь как твердейший адамант... и ныне преставилась обнаженная душа, исполненная блаженства познав доброту и воспринимает с тех пор, изучив и ожив, сокровенную жизнь во Христе, и поставлен со священными учителями веры, и к ним сопричтенный всегда пребывает праведным». Духовным плодом свт. Марка являются два святых ученика патриархи Константинопольские — Геннадий и Дионисий.

Сразу же после блаженной кончины свт. Марка, он почитался как Святой и исповедник.

Об этом с болью свидетельствует и современник свт. Марка, его непримиримый враг Иосиф, униатский епископ Мефонский, который говорит, «Совершенно как многим и другим, и восхваляемым Паламе и Эфесскому Марку, людям не иначе как разумным, но славным и мудростью исполненным, никаких же добродетелей или святости в себе не имевшие, только говорили и сочиняли против латинян, их вы прославляете и воспеваете и их иконами украшаете храмы и совершаете праздники, им молитесь как святым и покланяетесь». (PG. 159, 1357)

Первое богослужебное последование в честь Святого составил его брат Иоанн философ. В начале его память праздновалась 23 июня, но позже было определено её совершать 19 января – день перенесения мощей святителя и положения их в монастыре св. Лазаря в Галате. Борьба свт. Марка как и его ученика Геннадия была признана и оправдана на великом соборе в Константинополе в 1484г. и его их имена были занесены как святых отцов в Синодик Православия.

 

 

ΟΡΘΟΔΟΞΟΝ ΚΕΝΤΡΟΝ ΠΑΤΕΡΙΚΟΝ ΜΕΛΕΤΩΝ «Ο ΑΓΙΟΣ ΜΑΡΚΟΣ Ο ΕΥΓΕΝΙΚΟΣ», ΜΕΘΩΝΗ - ΠΙΕΡΙΑΣ

Праввославный центр святоотеческих исследований “Святой Марк Евгеник”, Мефони- Пиерия

http://impantokratoros.gr




Подписка на новости

Последние обновления

События