Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

29.01/11/ 02 перенесение мощей смч. Игнатия Богоносца из Рима в Антиохию (107 г. по Р. Х)

 

Священномученик Игнатий Богоносец и его мученическая кончина

в связи с некоторыми неверными положениями из   документа «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных»

Он старался подражать апостолам не только смертью,

но и готовностью к смерти

свт. Иоанн Златоуст.

 

Недавно принятый на Архиерейском соборе важный документ «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных» из за ряда сомнительных высказываний. А это прежде всего и главным образом относится к утверждению, что «никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры», заставляет нас обратиться к той части истории Древней Церкви, которая была отмечена нескончаемым потоком крови святых мучеников за веру Христову. Сегодня Церковь Христова чтит память священномученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского.

Свмч. Игнатий Богоносец по словам свт. Иоанна Златоустого является «по власти» преемником апостолу Петру. Этот муж апостольский «близко общался с апостолами и почерпал о них духовные струи», подчеркивает свт. Иоанн Златоуст.«Он выражал во всем» апостольское учение. А поскольку его епископское служение выпало на период гонений на христианство, то ему пришлось претерпеть и мученический подвиг. Житие свмч. Игнатия Богоносца издревле было любимым чтением благочестивых христиан. И повествование о его страдания сохранилось в записи очевидцев мученической кончины Игнатия в Риме. Подвиг мученичества за Христа, который увенчал все его иные подвиги, последовал в 9 год управления империей императором Траяном.

«Ибо когда Траянъ, на девятомъ году своего царствованія, возгордился побѣдою надъ скиѳами, даками и другими народами, и думая, что ко всеобщей покорности недостаетъ для него только Богочестиваго общества христіанъ, сталъ грозить, что если кто не будетъ покланяться идоламъ вмѣстѣ со всѣми язычниками, то таковый подвергнется гоненію: тогда страхъ заставлялъ всѣхъ благочестно живущихъ или приносить жертвы идоламъ, или умереть. Тогда-то доблественный воинъ Христовъ, заботясь о Антіохійской Церкви, по своей волѣ былъ приведенъ къ Траяну, жившему въ сіе время близъ Антіохіи, и поспѣшавшему въ Арменію и къ парѳянамъ».1

Мы не станем останавливаться на исследовании источников о мученической кончине свмч. Игнатия, а остановимся лишь на одном из важных эпизодов. Им является передаваемый в житии диалог с императором Траяном, который прибыл в Антиохию лично. Во время этого диалога император Траян принуждал свмч. Игнатия принести жертв богам: «Оставь то, что ты говоришь, и послушай лучше моих слов: если желаешь сделать мне угодное и быть в числе моих друзей, то принеси с нами жертву богам и тотчас же будешь у нас первосвященником великого Дия и а зовешься отцом синклита».

Император не требует от свмч. Игнатия публичного отречения от Христа. И такое требование императора вполне созвучно его же указу-эдикту, который был дан после написания к нему Плиния Секунда письма с просьбой дать разъяснения относительно того ка поступать с христианами. Этот указ был дан уже через пять лет после мученической кончины в Риме свмч. Игнатия, в 112г. Суть этого эдикта заключалась в том, чтобы а) не разыскивать специально христиан2, б) предавать их казни после обвинения в принадлежности к христианству3, в)получит помилование всякий из христиан, если отречется от веры через принесение жертвоприношений, поклонению языческим римским богам4.

Римские власти как правило требовали от христиан участия в языческом культе, не настаивая на публичном отречении от Христа. Более того, как подчеркивает В. В. Болотов, император Траян не настаивал на необходимости «проклясть Христа» или отречься от него.5

Итак, свмч. Игнатий категорически отвергает предложение императора принять участие к языческом культе и совершить жертвоприношения. «Если ты отдашь меня на съедение зверям, или распнешь меня на кресте, или предашь мечу или огню, то я все-таки никогда не принесу жертвы бесам». Таков был твердый и решительный ответ свм. Игнатия. То есть само участие в жертвоприношении является отречением о Христа и принесением жертвы бесам. Чтобы понять смыл такого объяснения свмч. Игнатия, мы обратимся к апостолу Павлу, который раскрывает смыл участия в жертвоприношении или даже вкушения жертвенного мяса. «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения...Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа?» (1 Кор. 10, 14, 18-22)

То есть апостол Павел категорически запрещает участие в идолослужении и вкушении жертв, поскольку через это человек вступает в общение с бесами. Такое общение совершенно не совместимо с участием в Божественной Евхаристии, в которой христианин вступает в самое тесное общение с Богочеловеком Христом. Такова мысль и святы Отцов, комментирующих данное место из послания апостола Павла (свмт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт Болгарский, бл Феодорит Кирский).

Статуи языческих богов, или же иначе — идолы, были символами почитаемых демонов. В этих статуях обитали демоны и через них они давали свои прорицания6. Поэтому поклонение им, как символам и внешним знакам демонов, было запрещено всегда. Точно также это, как мы уже видели ранее, касается и идольских жертв на которыми совершаются обрядовые действия. Всякое участие в языческих культах вера христова воспрещала, поскольку такое участие вводило человека в общение с демонами и по своей сути является отречением от Христа. Поэтому, как подчеркивает свт. Иоанн Златоуст, апостол Павел строго запрещает всякое внешне участие в языческом культе7. Такое участие во внешних церемониях-обрядах, принятие внешних символов-знаков всегда вредило «духовному здоровью» христиан, поскольку делало их общниками не Христа, а бесов, оскверняя их совесть и душу. Это участие в языческом культе рассматривалось как «сознательная измена Христу и поругание веры».

Пройдя огромный путь от Антиохии до Рима, свмч. Игнатий принял смерть на арене цирка, куда были выпущены дикие львы (20 декабря по Юлианскому календарю). Известно из истории, что жители Вечного города хотели ходатайствовать перед императором об отмене казни. Однако свмч. Игнатий стремился окончить свою жизнь на арене римского цирка, дабы «зубы зверей» его измельчили и «сделали чистым хлебом Христовым»8.

««Боюсь любви вашей писалъ между прочимъ, — чтобы она не причинила мнѣ вреда... Не дѣлайте для меня ничего, кромѣ того, чтобы я покоренъ былъ Богу... Только просите мнѣ у Бога внѣшней и внутренней силы, чтобы я не только говорилъ, но и желалъ, чтобы не назывался только христіаниномъ, но и на самомъ дѣлѣ былъ... Я пишу всѣмъ Церквамъ и всѣмъ свидѣтельствую, что добровольно умираю за Бога, если только вы не воспрепятствуете. Умоляю васъ: не оказывайте мнѣ неумѣстной любви. Оставьте меня сдѣлаться пищею звѣрей и посредствомъ ихъ достигнуть Бога; я пшеница Божія: пусть измелютъ меня зубы звѣрей, чтобъ я сдѣлался чистымъ хлѣбомъ Божіимъ. Лучше приласкайте звѣрей, чтобъ они сдѣлались гробомъ моимъ, и ничего не оставили отъ моего тѣла, дабы и по смерти не быть мнѣ кому-либо въ тягость. О, еслибы не лишиться мнѣ приготовленныхъ для меня звѣрей. Я молюсь, чтобъ они скорѣе бросились на меня. Я буду ласками манить ихъ, чтобъ они тотчасъ же пожрали меня, а не такъ, какъ случилось съ нѣкоторыми, къ коимъ они побоялись прикоснуться. Если же добровольно не захотятъ, — я принужу ихъ. Простите меня, я знаю, чтó для меня полезно. Теперь только начинаю быть ученикомъ. Ни видимое, ни невидимое, ничто не удержитъ меня придти къ Іисусу Христу. Огонь и крестъ, толпы звѣрей, разсѣченіе, расторженіе, раздробленіе костей, отсѣченіе членовъ, сокрушеніе всего тѣла, лютыя муки діавола пусть придутъ на меня, — только бы достигнуть мнѣ Іисуса Христа... Его ищу, умершаго за насъ, Его желаю, за насъ воскресшаго. Простите мнѣ, братіе! Не препятствуйте мнѣ войти въ жизнь, не желайте мнѣ смерти [7]. Хочу быть Божіимъ, — не отдавайте меня міру. Позвольте мнѣ быть подражателемъ страданій Бога моего. Кто самъ имѣетъ Его въ себѣ, тотъ пойметъ, чего желаю я, и окажетъ мнѣ состраданіе, видя, чѣмъ я занятъ!.. Зависть да не обитаетъ въ васъ, и если бы я даже лично сталъ просить васъ (объ иномъ), не слушайте меня, а вѣрьте болѣе тому, о чемъ пишу вамъ. Живой пишу вамъ, горя желаніемъ смерти. Моя любовь распялась, и нѣтъ во мнѣ огня, любящаго вещество, но вода живая и говорящая во мнѣ, извнутри взываетъ мнѣ: «иди къ Отцу». Молитесь о мнѣ, дабы я достигъ. Не по плоти я написалъ вамъ это, но по волѣ Божіей»9

В мученических актах о последнем дне земной жизни смч. Игнатия Богоносца и его кончине говорится в следующих словах: «Нѣкоторымъ же онъ повелѣлъ молчать, когда тѣ горѣли желаніемъ и предлагали удержать народъ, чтобы онъ не требовалъ смерти праведника. Онъ же тотчасъ провидя это, и сдѣлавши всѣмъ привѣтствіе, просилъ ихъ имѣть истинную любовь къ нему, и сказавши имъ болѣе, нежели сколько было въ письмѣ, убѣдилъ не препятствовать ему стремиться къ Господу; и такимъ образомъ, съ колѣнопреклоненіемъ всѣхъ братьевъ, помолившись Сыну Божію о Церквахъ, о прекращеніи гоненія, о взаимной любви всѣхъ братьевъ, поспѣшно былъ отведенъ къ амфитеатру, и по прежнему повелѣнію Кесаря, былъ тотчасъ впущенъ въ оный, потому что зрѣлища скоро должны были кончиться, (сіе же зрѣлище, называемое на римскомъ языкѣ тринадцатымъ, было самое знаменитое, и народъ весьма охотно стекался на оное) преданъ жестокимъ звѣрямъ подлѣ храма, такъ что симъ, соотвѣтственно Писанію желаніе праведнаго пріятно (Прит. 10, 24), совершенно исполнилось желаніе св. мученика Игнатія, чтобы не обременить никого изъ братьевъ собираніемъ его останковъ, такъ какъ онъ еще прежде въ письмѣ желалъ, чтобы таковъ былъ конецъ его. Ибо остались только твердѣйшія части его тѣла, которыя были отвезены въ Антіохію, и положены въ полотно, какъ безцѣнное сокровище, по благодати, обитавшей въ мученикѣ, оставленное св. Церкви».

«Он, -говорит свт. Ианн Златоуст, - так радостн смотрел на диких зверей, как будто не насильственно должен был расстаться с жизнью, но призывался в жизнь лучшую, духовнейшую».10

 

P.S. Применительно к нашему времени и современной ситуации: Архиерейский собор фактически не назвал черное черным, а белое белым, предоставляя каждому человеку совершать выбор сообразно своим личным взглядам и совести. Такой подход к цифровой идентификации документов удостоверяющих личность в перспективе и в контексте процесса создания глобального «сетевого общества», иными словами антихристианского общества, или государства антихриста абсолютно неприемлем с точки зрения христианского учения и христианской нравственности. Сегодня в этом новом обществе не требуют как и во времена императора Траяна отречения от Христа. Ты можешь ходить в храмы, молиться, участвовать в сакраментальной жизни Церкви (причащаться, исповедоваться и т. д.), однако ты обязан для того, чтобы жить полноценной жизнью в новом социуме, выполнять указания и жить по принципам этого социума в основе которого лежит идеология Нового Века, идеология антихристианская и сатанинская. Технологии являются неотъемлемой частью этой идеологии, они порождены этой идеологией и мистически приобщают к этой идеологии. Поэтому принятие электронного идентификатора, электронного паспорта или паспорта с числом антихриста 666 (таковым является и бумажный российский паспорт) ставит любого христианина перед выбором: сохранить верность Христу и не брать «символы» и «знаки» антихристова общества, либо принимать все документы и идентификаторы, ставя под ними подпись, используя и применяя их, тем самым поклоняясь идеологии Нового Века и создателю ее, входя в духовное общение с бесами. При этом это общение с бесами и степень их влияния на сознание и волю человека возрастает с каждым новым шагом втягивающим в сеть глобального общества. Вот почему люди, принимающие уже электронный паспорт становятся бесноватыми, одержимыми. Вот почему после принятия ИНН уже притупляется покаяние и начинает угасать вера, а параллельно возрастает похоть, как признак умаление благодати Божией. Кроме того происходит постепенное помрачение ума, человек не видит и не чувствует опасности в происходящих процессах построения электронного концлагеря.

Итак в наше время используются слугами дьявола те же механизма принуждения к отречению, что и в раннехристианские времена — политические, принятие государственных документов мирового стандарта и проставление под ними подписи. Ставя подпись, человек становится участником «электронного культа», где Христу отводится придаточное место.

 

 

 

1О мученических актахъ св. Игнатія Богоносца. п. 2. http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=vitae.acta_004

2«разыскивать их не следует»

3«но если их обвинят и уличат, то их должно казнить»

4«Однако,тот, кто не признает себя христианином докажет этот самим делом, т. е. поклонившись нашим богам, тот получит прощение за раскаяние».

5В. В. Болотов. Лекции по истории Древней Церкви. . Репринт. М. 1994, т. 2., с. 71

6Свт. Иоанн Златоуст. Репринт. Творения. М. 2001, т. , кн. 2, с. 442 «Он присутствует и сидит в них, приводит их в движение и обольщает».

7См. Свт. Феофан Затворник. Токование посланий апостола Павла. Первое послание к Коринфянам. Репринт. М. 1998, с. 372

8Свмч. Игнатий Богоносец. К римлянам.

9Свеч. Игнатий. Послание к Римлянам

10Свт. Иоанн Златоуст. Творения, т. 2, кн. 2, с. 640. Похвала святому священномученику Игнатию Рогоносцу.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События