Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

30.1-12.02 Православная Церковь с 11 столетия совершает память Трех Вселенских учителей и святителей Церкви Христовой: свт. Василия Великого, свт. Григория Богослова и свт. Иоанна Златоуста. Их Церковь чтит как защитников православной веры во Святую Троицу, борцов против арианской ереси и ее ветвей. В Греции с 19 столетия праздник этих трех столпов Православно веры празднуется как день образования. Ибо эти Три Святителя, получив блестящее классическое  образование, положили фундамент и основу христианского образования и воспитания.

Истинные образцы образования и воспитания

Трех Святителей

Τα αληθινά πρότυπα αγωγής και παιδείας των Τριών Ιεραρχών

Του π. Γεώργιου Δ. Μεταλληνού, Ομοτ. Καθηγητού Παν/μίου Αθηνών

Протопресвитера Георгия Металлиноса, почетного профессора Афинского Университета

alt

В нашей греческо-православной традиции между терминами «образование – воспитание (παιδεία - γωγή)" и "образование (μόρφωση)" имеется самая непосредственная связь. Образование-пайдейя, как обучение человека, это воспитание и руководство его на пути к конкретной цели, которое проявляется в образовании, в формировании личности человека во Христе. Образование это цель воспитания. Напротив, воспитание ( κπαίδευση) - это развитие с помощью школьных знаний навыков человека давать ответ на практические проблемы жизни. Истинное  образование – пайдея является таковым, какое оно сложилось к 11 столетию в православном эллинизме благодаря непосредственному участию  Трех Святителей, и  мы в сжатом виде представим его главные характеристики:

 

а) образование-пайдейя  непосредственно связано  с личностью учителя. В православии же оно отождествляется с пастырством и педагогикой. В первом преобладает двоякая схема  духовный отец - духовные чада, а во втором учитель – ученик. В связи с этим существует их взаимное подобие и взаимосвязь как двух взаимодополняющих сфер образования православного человека - эллина. Этим и объясняет свой скептицизм свт. Василий Великий в отношении учителей, когда он говорит: «Много, правда, слышал я и душеполезных речей; впрочем, ни в одном из учителей не нашел добродетели, соответствующей речам. » (Επιστολή ΜΒ΄ Πρός Χίλωνα τον ατομαθητήν PG.32, 358). То есть, ни один из учителей не показывает в себе соответствия между словами своими и добродетелью. Это можно было бы сказать сегодня не только о нас, учителях, но в особенности о политиках.

б) образование является богоцентричным. Его цель состоит в том, согласно свт. Василию Великому, чтобы «уподобиться Богу сообразно силам человеческой природы. Подобие невозможно без знания, знание же невозможно без научения»( P.G. 32, 69). То есть обожение является плодом  правильного научения, которое осуществляет движение человека в этом направлении, и это является делом греко-православной школы.

в) Когда свт. Иоанн Златоуст сказал в своей проповеди «так что забота о наших детях должна занимать первое место» (PG 62, 151), и он связывает образование непосредственно с семьей. Три Святителя познали в лице своих родителей, и конечно же в своих матерей, не имеющее аналогов образец воспитания. Свт. Василий Великий с большой признательностью свидетельствует о том, что формирование его личности  было следствие тех семейных порядков, которые были установлены его бабушкой прп. Макриной и его матерью Еммелией.

г) Наше собственное предпочтение денег и хилиастических мечтаний о процветании, которые нам обманчиво обещают дать на протяжении десятилетий наши политики, ведет идолопоклонству пред человеком homo oeconomicus.  Тем не менее, образование-пайдейя Трех Святителей всецело направлено на совершенство человека во Христе. Произнося знаменитое слово Менандра, свт. Иоанн Златоуст провозглашает: «Истинный человек это тот, который спасается во Христе, Который и является его первообразом-архетипом., посредством исполнением божественных заповедей».

д) Цель образования-пайдейя (παιδεία)и это не обретение сухой эрудиции, но достижение полноты человека  во Христе. Это не приводит, конечно, к «незначительным» стараниям. Свт. Иоанн Златоуст говорит: Говорит Златоуст: По желание научить своих детей Библия, «и пусть никто не думает, что будто я узаконяю, чтобы дети оставались невеждами., нет, если только кто поручится на счет самого необходимого, я не стану препятствовать, чтобы у них было в избытке и это искусство»( P.G.47, 368). Святые отцы не проповедуют невежество, безграмотность, но стараются предотвратить абсолютизацию знания, которое всегда у человека недостаточно.

е) Образование-пайдейя (παιδεία) Трех Святителей оказывает помощь помочь в определении приоритетов в жизни человека и создании реалистической философии жизни. Первый шаг -это самопознание. Григорий Богослов: «Я малый и великий, смиренный и высокий, смертный и бессмертный, земной и небесный» (PG.35, 785). Человек, благодаря своей причастности нетварному миру, становится «в малом великим миром» (PG. 36, 524). И свт. Василий Великий преподает свое собственное правило жизни: «Презирай плоть, но предавай все свои  попечения о душе, творении бессмертном» (PG. 31, 204). Н душа превосходит тело, потому что она создана Творцом бессмертной. И свт. Иоанн Златоуст подчеркивает: «Нынешняя жизнь… это странник, а не гражданин..Нынешняя жизнь это гостиница» (PG. 52, 401). То есть человек в этом мире лишь временно и он является путником на пути к иной жизни, вечности. Наша теперешняя жизнь это гостиница. Наше отечество находится на небесах (Филип. 3, 20).

г) Широта мышления Трех Святителей проявляется в положительной оценке искусства образования- пайдейи, которое обретает характер особой значимости и пользы. В то время, когда искусство руководства называется "жестокостью", свт. Иоанн Златоуст заявит: Позор должны в себе ощущать «те, которые питаются и пребывают в праздности», то есть те материально обеспечены, которые не прикладывают никакого труда, а других используют в качестве обслуги, утверждаются на других, живя от труда других» (PG 61, 47), т.е. благодаря эксплуатация ближних.

ч) Однако, конечная цель образования,  согласно мнению наших Святителей, состоит во всецелом сочетании человека с социальным организмом. Свт. Васили Великий был основателем киновии, основы киновиального жительства, которое является продолжением древнегреческого «общества», которому поражался  как эллин, и он, и подражал ему.

Это,  в несколько сжатом виде изложенном, богатство образования-пайдейи наше нации. Удаление полное или в большей мере от зрения этого образования, которое воплотили и провозвещают Три Святителя, нуждается в нашей полном охранении от какого-то ни было чуждого «огня».

http://aktines.blogspot.ru/2016/01/blog-post_886.html

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2016г.



Подписка на новости

Последние обновления

События