Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

О кандидате в Патриархи

краткий историко-канонический обзор

Υποψήφιος Πατριαρχης

μὶα σύντομη ἐπισκόπηση τῆς ἰστορικῆς καὶ κανονικό

 

Патриарший Успенский собор Московского Кремля

Избрание какой-либо поместной Православной Церковью своего предстоятеля является одной из серьёзных и важных проблем в жизни этой церкви. Мы, члены Русской Православной Церкви, находясь на пороге избрания своего нового Первосвятителя, должны всё-таки знать то, каков

 

 
Святитель Тихон, патриарх Всероссийский  Патриарх Московский и всея Руси Алексий II


 

должен быть предстоятель поместной Церкви, какие требования предъявляет Православная Церковь к кандидатам на Первосвятительское служение. Острота данной проблемы сегодня заключается ещё и в том, что некоторые современные православные публицисты и богословы, как, например, дьякон Андрей Кураев, обладающие в определённой околоцерковной и светской среде большим авторитетом и уважением, основываясь, подчёркиваем, на чисто личных убеждениях и пристрастиях, уводят свою аудиторию и православных людей от подлинно церковного понимания и видения патриаршего служения и качеств Первосвятителя Русской Православной Церкви. А это, в свою очередь, создаёт в сознании многих верующих совершенно ложный образ Первосвятителя и неверное понятие о его служении, вносит лишь смуту в умы нашего народа. И как здесь не вспомнить прекрасные слова свт. Григория Богослова: «У нас не тот совершеннее, кто из страха Божия не произносит праздного слова, но тот, кто как можно больше злословит ближнего, или прямо, или намеками, нося под языком своим труд и болезнь (Пс. 9, 28), или, говоря ближе, яд аспидов (Пс. 139,30)».1

 

 

Митрополиты Кирилл и Климент

 

Тем не менее, Церковь Христова и даже Российская начала своё существование не вчера и даже не позавчера. Её более чем тысячелетняя история, опирающаяся на традиции Великой матери-церкви Константинопольской, не столько выработала свои собственные принципы и взгляды на служение первосвятительское, сколько их по преемству благочестия живо и с любовью восприняла из Царьграда, из этого, по мысли свт. Григория Богослова, «ока вселенной, взаимного узла Востока и Запада, откуда, как из всеобщего торжища, ...исходит всё важнейшее в Вере».2

 

 

Храм святой Софии в Константинополе

 

История, например Вселенской Константинопольской патриархии свидетельствует о том, то это избрание происходило порой очень живо, а иногда в эту проблему жёстко вмешивались ромейские императоры, а после падения Константинополя и султаны. Последние вплоть до упразднения Османской империи и создания светского государства Турция (1921-24гг.) не участвовали в выборах, но утверждали выбор Синода Вселенской Патриархии. Активное участие в выборах Константинопольского Патриарха ромейских василевсов никогда не расценивалось как вмешательство в церковные дела. Принцип симфонии, на котором зиждилось устройство Восточно-Римской империи, который был заложен в основу устройства государства, предполагал, что Церковь и государство составляют один сложный и нераздельный организм, при этом государство выполняло функцию материи, а Церковь – души.3 Но Церковь, её каноны и законы всегда в государстве играли первостепенную роль. Как душа выше тела, так и священство выше царства. На этот принцип, как священный, указывали православные Римские папы и Патриархи тем императорам, которые дерзали вмешиваться в вопросы вероучения. «...В вопросе о взаимоотношении Церкви о государства Византия не только ограничила принцип всемогущего и всепоглощающего государства (quod principi placuit, legis habet vigorem – что угодно государю, то имеет силу закона), но и на первый план выдвинула идею Церкви, - подчёркивает наш выдающийся отечественный историк и византолог И. И. Соколов, - но и на первый план выдвинула идею Церкви, провозгласила превосходство церковного канона над гражданским законом, власти церковной над властью светской, учения церковного над принципами общественно-политической жизни. По византийскому воззрению, государство лишь постольку выполняет своё назначение, поскольку оно проникается духом церковного учения».4

 

св. император Константин Великий

Именно этот дух церковности государства Восточно-Римской империи предполагал самое широкое участие разных слоев населения в выборах нового Первосвятителя Константинопольской Церкви. Сам избирательный процесс состоял из нескольких последовательных этапов: приготовление к выборам патриарха, окончательный выбор кандидата в Патриархи, посвящение в Патриархи в храме Святой Софии.

Приготовительный период был самым, можно сказать, ответственным и длительным. Время для отыскания достойных кандидатов на Первосвятительский престол иногда растягивалось на несколько месяцев. В самом выборе кандидатов принимали участие не только василевс и царские сановники, но и клирики и миряне. На то, что в избрании кандидата принимали все слои населения империи, указывает, например, в своём письме Римскому папе Николаю свт. Фотий Великий, патриарх Константинопольский. Он говорит Римскому папе и патриарху Антиохийскому, что занял патриарший престол по выбору не только митрополитов, но клира и народа.5

 

Патриарший τύπος

В течении истории в Византии выработался особый принцип, который был наименован как τύπος-образец. В нем отражались все основные взгляды православной церковной империи на то, каков должен быть облик Константинопольского первосвятителя. Безусловно, эти основные духовно-нравственные качества Первосвятителя, выделяемые ромеями, являются своего рода выражением евангельского идеала о добром пастыре, полагающем душу за овцы своя.

«Намечая кандидатов для патриаршества и оценивая их достоинства, - подчёркивает И. И. Соколов, - Византийская церковь руководствовалась определённым образцом (τύπος). черты которого и преподносились сознанию её членов всякий раз, как на общее суждение ставился вопрос о новом византийском патриархе. Этот τύπος, или идеал Византийского патриарха весьма рельефно был начертан и в правовых памятниках Византии, и в общественном самосознании, и в реальных фактах жизни и истории. Эпанагога императора Василия Македонянина (IXв.), Синопсис Малый (XIIв.), Синтагма Матфея Властаря – все эти правовые памятники Византии, имевшие значение и действующего закона, в аналогичных чертах живописуют τύπος первоиерарха Великой Христовой Церкви». Далее мы специально процитируем то очень важное заключение, которое делает проф. И. И. Соколов, очерчивая основные черты этого τύπος Патриарха, всецело основываясь на вышеназванных важных памятниках канонического права, подчеркнём, не только Византийской церкви, но и всей Православной Церкви.

«Патриарх, по их изображению, есть живой и одушевлённый образ Христа, в словах и делах выражающий истину. Задачей Патриарха является сохранение в благочестии и нравственной строгости тех, кого он принял от Бога, обращение к Православию и единению с Церковью по возможности всех еретиков и раскольников и привлечение неверных в число подражателей веры посредством деятельности выдающейся, удивительной, замечательной. Конечное назначение патриарха состоит в сохранении вверенных ему душ, в жизни во Христе, сораспинании миру. Свойства патриарха – быть учительным, безусловно одинаково относиться ко всем, к лицам как высокого, так и низкого положения, быть кротким в отправлении правосудия и обличительным в отношении неповинующихся, без страха возвышать свой голос в защиту истины, и догматов даже перед лицом царя»6.

Кстати говоря, именно последнее служение патриарха, как защитника чистоты православной веры, её догматов и канонического строя в последнее время всё чаще стал забываться. Роль патриарха все больше стала восприниматься как исключительно «сильной фигуры» и чисто в светских рамках и представлениях. Но именно та «сила», которое имеет божественное происхождение, Первосвятителями черпалась через личный подвиг. Последний подавал Святителям необыкновенное дерзновение становиться бесстрашными защитниками Православия и народа Божия перед лицом императоров, князей и царей. Некоторые высказывают совершенно неправославное мнение о том, что якобы патриарх не должен быть молитвенником, а, видимо, лишь «духовным менеджером» и талантливым администратором для поддержания внешнего единства разными допустимыми и недопустимыми средствами.

Ошибочность данных мнений становится очевидный для всякого православного человека, который знаком с основами православной аскетики и историей Церкви. Но кроме того, мы, ссылаясь на проф. И. И. Соколова, хотели бы указать ещё на некоторые необходимые и основополагающие качества византийского τύπος первосвятителя Церкви. Константинопольский патриарх мыслился:

  • общим духовным отцом, поставленным свыше от Бога,

  • как заботящийся о спасении всех православных христиан и молитвенник за всех,

  • покровитель и защитник всех христиан,

  • вселенский учитель христиан в вере и нравственности,

  • путеводитель ко всякому совершенству,

  • ходатай к Богу,

  • является духовным господином всех христиан,

  • является духовным защитником божественных законов и канонов.7

Именно такой образ патриарха жил в сознании ромеев, а затем и у русских людей вплоть до преобразований императора Петра Алексеевича. И эти чаяния ромеев и русичей имели своё реальное выражение во многих Первосвятителях Восточно-Римской империи и России. Отрицать этого невозможно по ряду нескольких хорошо известных причин. И всякий раз, когда перед ромеями вставал вопрос об избрании нового патриарха, этот τύπος преподносился Церковью всякий раз. 8Возможно именно поэтому столь высокие требования к предстоятелю Церкви и приводили к затруднениям и длительному периоду поиска нового кандидата.

И буквально несколько слов о среде из которой избирались кандидаты в Первосвятители. Те высокие требования в духовно-нравственным качествам, которые предъявлялись τύπος-ом возможно и заставляли искать кандидатов на патриаршую вакансию не в среде епископов Великой Церкви, а в монашестве. И. И. Соколов приводит сводную статистику избранных с 843 по 1453гг. кандидатов в патриархи Константинопольские. «В течение этого периода византийский престол занимали семьдесят пять патриархов. Из них 46 до вступления на патриарший престол принадлежали к братству того или другого византийского монастыря или были настоятелями обителей. Затем, 19 лиц до занятия патриаршего трона или входили в состав патриарших чинов и клира Св. Софии, или принадлежали к придворному духовенству. 6 патриархов достигли первостоятельства в Церкви путём перемещения в Константинополь из других епархий, где они раньше занимали митрополичьи кафедры. Наконец, 4 патриарха были избраны на Вселенский престол непосредственно из мирского звания».9

Данные статистики показывают, что сознание ромеев было таково, что они патриарха предпочтительно избирали из монашеской среды, несмотря даже на то, что в среде византийских иерархов в рассматриваемый период было достаточное количество архиереев, достойных по своему образу жизни патриаршего престола. Как замечает проф. И.И.Соколов, «на патриарший престол избирались большей частью простые монахи или иеромонахи, иногда в звании игуменов, из состава же высшей современной иерархии, - подчёркивает он, - немногие восходили на высоту патриаршества».10 И такой подход был оправдан ещё и потому, что тем самым пресекались всякие поползновения к раздорам между иерархами. Кстати сказать, ведь никто из иерархов не то что не выставлял своей кандидатуры для голосования, как это делается сегодня, но они тщательно избегали даже мыслей о стремлении к столь высокому и ответственному служению в Церкви. Патриарший τύπος выполнял уникальную и замечательную функцию защиты Патриаршей кафедры от посягательств на неё людей бесчестных, интриганов и реформаторов, не говоря уже о вероотступничестве.

Патриарший τύπος и наше время

К глубокому сожалению, в силу ряда исторических и политических факторов, в начале XX столетия, выйдя из под жёсткой опеки Порты, Константинопольская патриархия подпадает под пагубное влияние Великобритании, а затем США. И при избрании Предстоятелей Вселенской патриархии предаётся забвению выработанный ромеями патриарший τύπος. На первое место выдвигаются совершенно противоположные качества и способности. Ярким примером такой новой личности с новым τύπος-ом является незаконно поставленный при давлении США и Великобритании митрополит Мелетий (Метаксакис). Эта личность стала знамением новой эпохи для Православной Церкви, разрушением её вековечных устоев, Священного Предания. Политиканство становится новым мерилом патриархов новой эры. И незаконное и насильственное введение в употребление Константинопольской (1923г.), а потом и Элладской Церковью (1924г.) нового календаря – это первое видимое знамение отхода от византийского τύπος-а, в основе и перспективе которого стоит последовательный отход от Православия.

 

 

В России, несмотря на страшные и опустошительные Февральскую и Октябрьскую революции 1917-1918гг., совершено было чудо соборного избрания свт. Тихона. Он стал знамением Православия, исповедничества и ограждения Церкви от реформации и обновленчества, заступником русского народа перед богоборческой и антинародной властью.

 

 

Поместный собор 1917 г. Москва. в центре свт. Тихон, патриарх Всероссийский

 

Своим Божественным промыслом Господь до сего дня хранил нашу Всероссийскую Церковь, возводя на патриарший престол людей святой жизни, глубоко церковных и противящихся реформаторским устремлениям. Всероссийская Церковь оставалась хранительницей вселенского Православия, неким τύπος-ом. Россия наряду со Святой Горой Афон возвещали своим бытием об истине Святого Православия. Сохранит ли и на этот раз Господь нашу Церковь, дарует ли ей мудрого архипастыря, духовного отца и вождя, хранителя Православия? Это зависит, безусловно и от нас самих, от нашего личного благочестия, глубины и искренности покаяния и обращения ко Христу.

 

1Слово3. Оправдание своего удаления в Понт, Творения. Репринт. СТСЛ. 1994, т.1, с. 53

2Свт. Григорий Богослов. Слово 42, прощальное, с. 592

3См. И. И. Соколов. Лекции по истории греко-восточной Церкви. СПб. 2005, ч.1, стр 1218

4Там же, с. 13

5И. И. Соколов. О византинизме в церковно-историческом отношении... СПб.2003, с.62

6Там же, с.71

7Там же, с. 71-72

8Там же, с. 72

9Там же, стр. 76-80

10Там же, с. 80



Подписка на новости

Последние обновления

События