Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия, «униаты» и «теория ветвей»

 

Μητροπολίτης Γόρτυνος Ιερεμίας,Ορθόδοξη Εκκλησία και Παπισμός. Οι «ενωτικοί» καί η «θεωρία των κλάδων»

 
 

ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ПАПИЗМ
( Введение )

«Униаты»[1] и «теория ветвей»

ΟΡΘΟΔΟΞΗ ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΚΑΙ ΠΑΠΙΣΜΟΣ (Εἰσαγωγικό)
 

1 По причине сложности затрагиваемой темы, дорогие мои братья христиане, наши воскресные проповеди мы на протяжении длительного времени посвятим разъяснению тех различий, которые существуют между нашей верой, православной верой и заблуждением, ересью папистов-римо-католиков. Наша вера является тем самым главным из всего того, что у нас есть. Посему мы должны за нее даже отдавать нашу жизнь, и даже, если сего нас удостоит Христос, пролить за нее нашу кровь. Мы принадлежим, мои дорогие братья, к Православной Церкви, Которую основал Иисус Христос здесь, на земле. Она является Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью.
Вне церкви находящиеся называются «еретиками». Странно то, что  те,которые оторвались от единой и истинной Церкви, говорят и утверждают, что они таже составляют Церковь. Так что  нам приходится слышать такие выражения как: «Католическая Церковь», «Протестантская Церковь» и т.д.
В нескольких последующих наших проповедях мы постараемся в них показать что это не так, чтобы вы, дорогие мои братья, смогли бы понять, что пребывающие вне Православной Церкви, хотя они и веруют в пришедшего  мир Иисуса Христа и веруют в Церковь, а посему и говорят, что они являются «христианами», но они не являются Церковью. Впрочем это то и является темой нашей нынешней беседы. Наш вопрос состоит в том, каково должно быть наше отношение к еретикам, к тем, кто находится вне нашей Церкви? С ними, мои братья, мы не должны иметь никакого общения в Таинствах и безусловно, в самом главном Таинстве - Божественной Евхаристии. Нам это запрещают каноны Святых Отцов нашей Церкви.2 То есть нам, православным, не дозволяется совместное служение с ними и совершение с ними совместных молитв. Тот же, кто так делает и поступает, тот вступает в общение с ересью еретиков и сам считается еретиком.

1.    Однако и сегодня, как и в прежние времена, слышатся возражения. Эти возражающие голоса говорят о необходимости нам соединиться с еретиками и в особенности с католиками, чтобы с ними совершать совместные службы и совместные молитвы. Те же, кто такое говорят, их называют одним словом «униаты» (Οἱ «ἑνωτικοί»). В качестве основания для своих доводов и обычаев «униаты» имеют три вещи. Я их вам называю: Первое, что ими говорится — что всякая «церковь» не обладает полнотой истины, а так называемые в качестве «церквей» (Православная, Католическая, Протестантская и т. д.) обладают только частью истины. Поэтому, они и говорят, что необходимо соединиться всем частям «церквей», для того, чтобы мы обладали величайшей и насколько это возможно полной истиной. Второе, «униаты» говорят, что не существует существенных расхождений межу частями христианских «церквей», но даже если таковые и существуют, то эти отличия не настолько велики, дабы отвергать соединение между ними.  И, третье, «униаты говорят, что таинства инославных являются действительными. В нашей нынешней проповеди, которая является главной среди нового ряда наших проповедей, я дам ответ в основном и в сжатом виде на первый из трех доводов.

2.    Первое, то говорят «униаты», что всякая «церковь» не обладает всецелой истиной, поэтому то и необходимо всем соединиться, для того, чтобы выражать тем самым целую истину. Это, мои дорогие, является величайшим заблуждением и ересью. Это так называемая «теория ветвей». Согласно   этой теории мы не обладаем всем древом истины, но лишь только ветвью, только частью, и нам всем необходимо соединиться, ради того, чтобы создать, дабы мы создали дерево истины. Эта теория, которая является изобретением протестантов, является величайшей ересью. Я объясню почему:

а) согласно нашей Православной вере, дорогие мои, и согласно вере всех христиан, Иисус Христос пришел на землю и возвестил всю истину и ее передал Своей Церкви. Нам также Христос сказал:  «Познайте истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8,32). Но если, согласно протестантской «теории ветвей», истина Христова была утрачена, и теперь она разбросана по разным частям, тогда, пусть нам и скажут приверженцы этой теории, к кому должен прибегать современный человек для того, чтобы научиться истине Христовой и спастись? Нет! Истина Христова, мои дорогие братья, не разбросана по частям в разных группах, но полностью и во всей чистоте находится в нашей Православной Церкви. Поэтому что наша Церковь не может принять идею о соединении с другими «церквами», которые верят в «теорию ветвей», поскольку только сторонники этой теории исповедуют, что они не обладают истиной, полной истиной.


б)Ошибочная «теория ветвей» является противоположной тому, что мы называем "Кафолической" Церковью. Знаете ли вы , мои братья, почему наша Церковь называется «кафолической»? Это очень важно и необходимо знать для нашего спасения. Наша Церковь называться «кафолической», потому что она обладает всецелой, то есть всей истиной, в то время как ереси ее не имеют. Я вам это разъясню с помощью одного образа: представьте себе всю нашу веру в виде блюда наполненного особой пищей. Эта пища является божественной пищей учеия Христа и ее необходимо принять ее всю полностью. Еретики принимают только одну из частей из этого блюда, ту часть которая их отделяет. Она часть отсюда, другая часть оттуда. То есть, они не принимают всего учения Христа и Апостолов, но принимают только то, что они предпочитают. Глагол «предпочитаю» в древнегреческом языке произносился иначе «αἱρέομαι – αἱροῦμαι» (= избираю, предпочитаю, ἐκλέγω, προτιμῶ). От этого глагола мы и имеем слово «еретик», которое в точности дает определение тому, кто не принимает всей истины Церкви, но принимает только то, что согласно его мнению является верным. «Теория ветвей», о которой мы ведем речь, является ересью, и ее приверженцы являются еретиками, потому что отвергают «кафоличность» Церкви, потому что они не принимают, как мы уже говорили, того, что на земле существует одна Церковь Христова, которая  обладает полнотой истины. Они же считают, что истина разнесена по всем христианским конфессиям. Это страшная ересь, мои христиане, и как страшно, если вы так мыслите. Эта идея ниспровергает весь институт Церкви. Эта теория является, как ее охарактеризовал один благочестивый православный собрат, «экклезиомахией»- борьбой против Церкви. Паписты, которых мы именуем «Католики» и «римо-католики», не принимают «теорию ветвей», потому что они веруют, что их «церковь» обладает полной истиной. Веруют, что их общество является «Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церковью», как меня в этом чуть ли не с кулаками убеждал «архиепископ» католиков о. Наксос и Тинос в своем письме в ответ на наше собственное исповедание веры и на письмо борца за православную веру Преосвященнейшего митрополита Пирейского и Фалирского г-на Серафима. В ряде наших проповедей я вам покажу и докажу, мои братья, что паписты находятся вне Церкви, что они не являются Церковью, и что они имеют страшные ереси. И с помощью Христа и по молитвам Богоматери я начну об этом говорить в нашей следующей проповеди.

 

Со многими молитвенными пожеланиями

+ митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия.

 

© перевод «Православного Апологета» 2013  год.

 

Источник:

 


[1]   Речь идет не об униатах, т. е. о  католиках восточного обряда, а о православных иерархах активно участвующих в экуменическом движении и активно стремящихся к соединению «церквей» на сновании догматического минимализма, отвергая существование между конфессиями серьезных догматических различий.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События