Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

О допустимости применения к Римо-Католической церкви термина церковь-сестра и Церковь

Его Святейшеству Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II
Докладная записка в связи с употреблением в официальных документах, обращениях и богословских текстах Русской Православной Церкви,
терминов церковь-сестра и Церковь по отношению к Римо-Католической церкви. 2006 г.

 

Основные выводы докладной записки:

  1. В Православной Церкви после великой схизмы 1054г. было выработано конкретное отношение к Римской церкви как еретическому сообществу из-за сделанных нововведений в области вероучения,

  2. Т.к. Римо-Католическая церковь рассматривалась как еретическое сообщество, то к ней недопустимо применять наименования «Церковь-сестра» или «Церковь».

  3. При переходе римо-католиков в Православную Церковь были выработаны два способа их принятия: через Крещение, т.е. путь церковной акривии (ακριβεια), и через Миропомазание – икономия (οικονομια). Путь икономии стал преобладать в церковной практике.

  4. Церковь никогда не признавала действительность-благодатность таинств еретиков, которые согласно 1 правилу Василия Великого «не имели власти преподати другим благодати Святого Духа, от которой сами отпали»1. Не признавала она и таинств римо-католиков.

  5. Принятие римо-католиков через Миропомазание означало не признание действительности их крещения, а являлось исключительно делом нисхождения Церкви, дабы облегчить переход латинян в Православие.

  6. В Русской Православной Церкви произошел отход от традиции Вселенского Православия принимать римо-католиков через Крещение или Миропомазание в XVIII веке, который был вызван исключительно сильным давлением прозападного правительства.

  7. В связи с вышеизложенным возникла необходимость пересмотра и серьезного исправления некоторых положений в «Основных принципах отношения Русской православной Церкви к инославию», принятого на Архиерейском Соборе 2000 года. Необходимо внести изменения прежде всего в пп. 1.15, 1.16, 1.17, 1.20

 

 

  1. В догматическом богословии Православной Церкви терминология занимает одно из самых центральных мест. Опираясь на систему Аристотеля Православная Церковь в ходе длительной исторической полемики с различными еретическими учениями выработала вполне конкретный философско-понятийный язык, т.е. терминологию. Для того чтобы осознать принципиальное значение терминологии в православном богословии достаточно вспомнить хотя бы период арианских споров в 4 столетии, когда была выработана Троичная терминология великими отцами Каппадокийцами2, а также христологичекие споры 5 и 6 веков, которые применимо к учению о втором Лице Святой Троицы выявили разницу и область применения терминов «природа»(φυσις) и «ипостась»(υποστασις), ввели такие важные термины как «воипостасность» (ενυποστατον), «из двух природ»(εκ διο φισεσιν), «взаимопроникновение природ»(περιχωρεσις) и др. То что для многих казалось «маловажными и незначительными предметами»3, а споры из-за терминов «мелочным и суетным словопрением»4, на самом деле составляло суть православной веры, спасения. Отказаться от точной терминологии правильно выражавшей содержание вероучительных христианских истин означало бы потерять «драгоценную жемчужину», спасительную веру «однажды преданную святым»(Иуд. 1, 3ы). Именно поэтому, начиная с I Вселенского Собора 325 г. и заканчивая VI Вселенским Собором фактически все споры шли за терминологию. Терминология стала тем инструментом с помощью которого Церковь Христова в лице своих духоносных отцов довела до философского совершенства богословие, четко очертив рамки ортодоксии за пределами которой, а значит и за пределами Церкви, оставались лишь «нечестие» (ασεβια) и «неправославие» (ετεροδοξια).5

  2. В последнее время в многочисленных официальных документах Русской Православной Церкви стало уже частым явлением, если не нормой наименования Римо-Католической церкви «Церковью-сестрой». Каковы же истоки этого новшества и насколько оно оправдано с токи зрения церковной истории, каноники и догматики?

В истории Церкви церковью-сестрой как правило именовались братские православные поместные Церкви как сохраняющие «единство веры и духа в союзе мира». В отношении же Римо-Католической церкви подобное наименование, как об этом недвусмысленно свидетельствует история , начиная с драматических событий церковного разрыва 1054 Восточные Православные Церкви не использовали. Происхождение этого термина весьма недавнее, а прецедент для подобного наименование Римо-Католической церкви был создан в 1993г. в Баламанде. Заседавшая там Международная Смешанная Комиссия православных и римо-католиков приняла в частности следующие решения:

  • «Католики и православные…снова объявляют себя Сёстрами-Церквами»(пар.12)

  • « всякое перекрещивание исключено» (пар.13)

  • «взаимно признают друг друга в качестве Церквей-Сестер, совместно сохраняющих Церковь Божию» (пар.14)6


Однако необходимо заметить, что данный документ:

    1. не подписан представителями всех поместных Православных Церквей7,

    2. не прошел процедуру обязательного обсуждения в поместных церквях всей церковной полнотой (д.б. выражено мнение всего епископата, духовных школ, монастырей, профессоров, мирян)


Следовательно данный документ не может быть принят в качестве канонического руководства для какой-либо поместной Церкви. «Никакие документы и материалы богословских диалогов и переговоров не имеют обязательной силы для Православных Церквей до окончательного утверждения их всей Православной Полнотой»,- читаем в «Основных принципах отношения Русской Православной Церкви к инославию», принятого на Архиерейском соборе 2000г.

 

  1. Отношение к Римо-Католической церкви Православной Церкви всегда строилось на основании святоотеческого Предания, подтвержденного жизненным опытом Церкви.8

Прежде чем перейти к изложению отношения Отцов Церкви к Римо-Католицизму, мы сочли необходимым напомнить о некоторых истинах особенности церковной жизни, которая всегда должна строиться на началах соборности. Эти, казалось бы, очевидные истины сейчас предаются все большему забвению:

      • Ни епископ, как преемник апостольского служения в Церкви, ни предстоятель какой-либо поместной Церкви, ни даже Собор9 не вправе изменять Предания Церкви.10

      • И епископ11, и предстоятель Церкви, и Собор как орудия Святого Духа12, его органы призваны быть выразителями Священного Предания, а это означает строго следовать учению духоносных Отцов Церкви13 и Вселенским Соборам.

      • Решая вопросы религиозного плана и определяя, во что должно веровать, Церковь никогда не издает новых догматов, а лишь свидетельствует об откровенной истине и неизменном предании главных поместных церквей и в определенной форме, согласно потребностям времени, выражает истину, о которой возник спор и которую некоторые начали уже ошибочно понимать и ошибочно проповедовать.14



Напомним, что Церковь Христова, основываясь на 1 правиле свт.Василия Великого, отколовшихся от Апостольской Церкви распределяет по трем категориям: еретики, раскольники и самочинные сборища (παρασυναγωγη). К еретикам Церковь относит такие деноминации, которые погрешают хотя бы в малом в вероучении, т.е. искажают догматы веры, вводят новые догматы.

Наиболее полное и точное отношение к Римо-Католической Церкви было сформировано в сознании Православной Церкви после 4 Крестового похода в результате которого был зверски разгромлен и разграблен Новый Рим, Лионской Унии, породившей многочисленных мучеников на святой Горе за Православие. Отношение к римо-католикам было исключительно как еретикам.15В 14 веке т.н. исихастские споры и победа свт. Григория Паламы над Варлаамом свидетельствовала о неприятии духовного опыта православного монашества западными христианами. У свт. Григория по отношению к Римо-Католической церкви мы находим вполне конкретные и далеко нелестные высказывания, которыми фиксируется отношение к римо-католикам не только Святой Горы, но и Вселенской Церкви, прославляющей этого святителя как «православия светильника и Церкви утверждение», соборно признав не только его святость, но и абсолютную чистоту православия его творений16. Относительно Латинской церкви святитель Григорий говорит, что за искажение учения о Святом Духе, и как прямое следствие – появление учения о тварности божественной благодати, латиняне «были изгнаны из пределов нашей Церкви»(ο των της καθ' ημας εκκλησιας απεληλανται περιβολων)17. Вероисповедание и таинства латинян он называет «латинской нечистотой»18.

Потерпевшая неудачу попытка создании Унии во Флоренции в 1937-38гг., несмотря на придание Собору авторитета Вселенского, лишний раз подтвердила отчужденность Православной Церкви от Римо-Католицизма. Святитель Марк Эфесский, опровергая доводы в пользу Унии умеренного крыла греческого епископата, в своем знаменитом Окружном послании писал: “Но потому [мы отложились от них], что они имеют нелепое и нечестивое суждение и нежданно негаданно сделали прибавление. Итак, мы отвратились от них, как от еретиков, и поэтому отмежевались от них. Что же еще нужно?- Ведь благочестивые законы говорят так: «Является еретиком и подлежит законом против еретиков, тот, кто хотя бы и немногим отклоняется от Православной Веры». Если же латиняне ничем не отклонились от правой Веры, то, по-видимому, мы напрасно их отсекаем; но если они совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого – величайшая из всех опасностей, то ясно – что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков. Почему же и миром мы помазываем их, которые от них приходят к нам? Не ясно ли – как еретиков?”19Именно за искажение догмата о Св. Духе, как говорит свт. Марк Эфесский, «отделили их и отсекли от общего Тела Церкви». Согласно VII правилу II Вселенского Собора в Церкви установилась практика принимать римо-католиков как и ариан через миропомазание. Эта же практика перешла из Константинопольской Церкви и в Киевскую митрополию. Отношение к римо-католикам как к еретикам и необходимость их принимать через миропомазание была закреплена на Константинопольском соборе 1448г. Однако эта практика не всегда соблюдалась и применялся принцип акривии, когда латинян крестили. Такая практика получила одобрение на Московском соборе 1620 при патриархе Филарете, но позже отмененная. Особые обстоятельства заставили утвердить принцип применения акривии к римокатоликам на Константинопольском соборе 1756г. решением которого и до сих пор руководствуются многие грекоязычные поместные Православные Церкви20.

Итак, Вселенская Православная Церковь на протяжении всей своей истории после 1054 года, т.е. окончательного разрыва Римской поместной церкви со Вселенским Православием, считала Римо-Католическую церковь не столько расколом, сколько еретическим сообществом, принимая приходящих от нее либо через крещение, либо через миропомазание. Несмотря на то, что с XVIII в. под давлением государства Русская Церковь изменила самостоятельно практику приема римо-католиков, однако и в ней сохранялось отношение к Римо-Католической церкви как к еретической конфессии. Это доказывают и единодушные высказывания величайших русских святых 19-20 вв: святитель Игнатий (Брянчанинов), свят. Феофан Вышенский, преп.Амвросий Оптинский, святой прав. Иоанн Кронштадтский и др. Поэтому, нет никаких оснований считать Римо-Католическую церковь «Церковью-сестрой» или «Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений»21. Признать это означало бы перечеркнуть всю историю борьбы с Унией, пренебречь подвигом тех святителей и мучеников, которые категорически отвергали римо-католицизм как ересь. Кроме того, в 1 правиле Василия Великого вполне однозначно решается вопрос о благодатном преемстве, которого не может быть в принципе не только у еретиков, но даже и у раскольников. Церковь знает исторические свидетельства принятия в сущем сане22, но они являются не правилом, а исключением, которое вовсе не меняет взгляд Церкви на недействительность таинств еретиков. Как тонко и глубоко заметил свят.Феофан Затворник, что таинства еретиков можно уподобить водопроводным трубам по которым не течет вода, т.е. нет благодати Божией.

 

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Но отторженные, соделавшись мирянами (λαικοι γενομενοι), не имели власти, ни крестити, не рукополагати, и не могли преподати другим благодать Святого Духа (ουκετι δυναμενοι χαριν Πνευματος Αγιου ετεροις παρεχειν), от которой сами отпали (ης αυτοι εκπτωκασι)». Правила святых апостол, святых соборов, Вселенских и поместных и святых отец с толкованием. М. 1876, с.152

2 См. В.Н. Лосский. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М. 1991, Троичная терминология., сс. 212 – 217. «Так тринитарное богословие открывает перед нами новый аспект человеческой реальности – аспект личности. Действительно, античная философия не знала понятия личности », .214

3 Сократ Схоластик. Церковная история. М. РООПЭН, 1996, кн.1, гл.7,с.154. Из письма императора Константина епископу Александру и Арию.

4 Там же.

5 См. А. Катанский. Об историческом изложении догматов.// Христианское чтение. 1871, т.1, сс.791- 843. Терминология по мысли профессора А. Катанского является видоизменяемой стороной догмата, которая со временем оттачивается «до тех пор, пока выработаны были известные догматические термины, которые приняты всеми и т.о. уже не изменяются». Такими терминами безусловно являются те, которые были приняты прежде всего Вселенскими Соборами. Первым же в истории Церкви является, несомненно, термин ομοουσιος, в его предельной философской точности при описании внутреннего взаимоотношения между лицами Отца и Сына (см. А. Спасский. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. СПб).

6 См. Баламандский документ. // Пагубное единомыслие. СПб. 1996, сс.57-56

7 Отсутствуют подписи Иерусалимской, Сербской, Польской, Грузинской, Элладской, Чехословацкой Православных Церквей

8 «Понятие «святые отцы Церкви» неотделимо от понятия церковного Предания – одной из глубочайших основ веры»(с. 9), «Отцами Церкви считаются такие личности, такие учители и писатели, в которых Церковь единодушно признает авторитетных свидетелей, т.е. людей, глубоко понимавших и правильно толковавших Откровенную Истину» (с.11). Протоиерей Иоанн Мейендорф. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001

9 «каноны предписывают обращать внимание на то, чтобы законы этих соборов не только не нарушали вселенские основы устройства и не противоречили истинному духу Церкви христовой, именно духу Православия, святости, нравственной чистоты и иерархических правил, но касались лишь частных сторон канонов, а не общего их содержания…Поетому, если поместный собор случайно издает закон, не имеющий строгого канонического основания, он должен быть тотчас же, как только усмотрит это, по собственному, непосредственному побуждению, принять меры к его изъятию и , вместо него, обнародовать другой, имеющий каноническое основание». Никодим, епископ Далматинский. Указ. Соч., с.454

10 VII правилом III Вселенского Собора Церковь предает анафеме всякого, кто дерзает в чем-либо повредить установленные догматы.

11 «Это епископство, которому Основатель Церкви предал Свое учение для проповедования его и с которым обещал быть до скончания веков, имеет своею главною задачеюхранить откровенное учение и непогрешимо свидетельствовать о его истинности».Никодим, епископ Далматинский. Православное церковное право. СПб. 1897, с. 425

12 См. В.В. Болотов.

13 «Правомыслящим небезызвестно, что все святые – одни уста, движимые одним духом». Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М. 1995, Триада 2, 1., с.150

14 Никодим, епископ Далматинский. Указ. Соч, с.425-426

15 См. Афонский патерик.

16 См. Протоиерей Иоанн Мейендорф. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. СПб

17 Свт. Григорий Палама. Триады в защиту священнобезмолствующих. М. Канон. 1995, Триада 3, 1, 3, с.270 Γρηγοριου του Παλαμα. Συγγραμματα. Τομ.Α Θεσσαλονικη 1988, σελ.618

18 там же, с. 271, «τους εκειθεν απομματοντα σπιλους» «дабы омыть их сверну (пятно)». Σελ. 619

19 Цит. По. Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Б.М. 1994, с.333

20 См. Никодим, епископ Далматинский. Указ. Соч., с.564, а также А.Серафимов «О принятии неправославных христиан в Православную Церковь»//КДА 1864, II Однако этот труд далеко не безупречен, т.к. игнорируется практика Константинопольской Церкви XVII-XVIII вв. Автор принимает взгляд блаженного Августина о не повторяемости крещения в принципе, где бы оно не совершалось. Однако VII правило II Вселенского собора вполне конкретно говорит о том, кого и при каких условиях Церковь обязана принимать через совершение таинства Крещения.

21 Хотя такой взгляд на римо-католическую иерархию имелся в дореволюционной России. А.С. Павлов в своем «Курсе Церковного права», изданного в Сергиевом Посаде в 1902г.,с.516, он пишет: «Православная и католическая церковь признают иерархию непосредственно-божественным установлением, видят в ней продолжение того служения церкви, которое Христос поручил своим Апостолам, и удерживают тот же самый способ передачи иерархических полномочий,… т.е. рукоположение, которое обе церкви признают за одно из таинств Нового Завета… Поэтому, в случае обращения католических священников и архиереев в Православную Церковь, они могут, если пожелают, остаться в прежнем сане».

22 Эти случаи приведены у А.Серафимова



Подписка на новости

Последние обновления

События