Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Митрополит Морфский Неофит

«Церковь и инославные»

Μητροπολίτης Μόρφου Νεοφύτου: ''Εκκλησία και ετερόδοξοι''

 

Его Преосвященство Митрополит Морфский Неофит, вернувшись с Крита, где он участвовал в Святом и Великом Соборе Православной Церкви, считает своим настоятельным долгом по отношению к духовенству и верующим своей богоспасаемой Митрополии, которых он представлял на упомянутом Соборе, обнародовать свое заявление по поводу документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Публикация на официальном веб-сайте Митрополии данного заявления, составленного и изложенного Его Преосвященством на Соборе, позволит довести его позицию до сведения широкой общественности.

И не только, чтобы информировать тех, кто интересуется церковными событиями, но и ради исторической правды, его Преосвященство заявляет нижеследующее:

Единственный документ, который он не подписал во время работы упомянутого Святого и Великого Собора, ─ это последний документ, обсуждаемый и принятый большинством архиереев-членов Собора: «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

Чтение опубликованного ниже заявления его Преосвященства, митрополита Морфского, дает четкий и красноречивый ответ на вопрос, почему он не подписал вышеупомянутый документ, согласованный на Соборе.

Преосвященнейший митрополит Морфский был лично знаком с такими святыми отцами и старцами нашего времени, как Порфирий Кавсокаливит, Паисий Афонский, Иаков Цаликис, Евмений Саридакис и Софроний Сахаров. В заявлении, опубликованном ниже, он цитирует некоторые весьма характерные отрывки из их жития и учения, связанные с данной темой, где в высшей степени ясно говорится о том, какая Церковь является Единой, Святой, Соборной и Апостольской и какова занимаемая Ею позиция в отношении инославных христиан. Мудрость Православной Церкви всегда является ясной и понятной.

Таким образом, Преосвященнейший Владыка Морфский, «последуя святым Отцам», исповедал перед Святым и Великим Собором нашу святоотеческую веру, и в устной, и в письменной форме. В делах веры мы должны «являть истину в любви». И тогда, по слову Господа, вы «познаете истину, и истина сделает вас свободными»[1].

На таком Великом Соборе как тот, что прошел на Крите, требуется догматическая ясность и четкое определение того, что представляет собой Церковь, а что ─ инославные христиане. Мы смиренно считаем, что вышеупомянутый документ, согласованный и принятый на Соборе, страдает из-за намеренно допущенной в нем богословской двусмысленности.

Обязанностью пастырей Христовых, как в отношении православных, так и в отношении инославных, является ее уточнение, не только в историческом плане, но прежде всего и главным образом с позиции богословия. Мы с надеждой молимся о том, чтобы это удалось на следующем Соборе Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заявление

к Святому и Великому Собору Православной Церкви, проходящему на Крите, относительно его специальной сессии на тему «Отношения Православной Церкви

с остальным христианским миром»

Митрополит Морфский Неофит

 

Всесвятейший Отче и Владыко, Вселенский Патриарх Константинопольский кир Варфоломей, Председатель этого Святого Собора,

Блаженнейшие Предстоятели Святых Поместных Православных Церквей,

Преосвященнейшие епископы,

Дорогие братья во Христе!

 

Что касается темы нынешнего Собора, «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», мы из глубины души прославляем Отеческий Промысел Триединого Бога, который удостоил нас [чести] поделиться с Вами опытом святых людей относительно того, что такое Церковь и какое значение имеет Церковь в опытном богословии и в богодухновенном опыте великих богословов современного Православного мира, обладающих общепризнанным авторитетом. Это именно так, потому что, согласно святым Отцам, истинный и не заблуждающийся богослов ─ это тот, кто умертвил страсти путем делания, а именно путем соблюдения божественных заповедей, очищения, просвещения Троическим светом и по благодати достигший обожения посредством чистой молитвы в Духе Святом.

Свт. Григорий Богослов писал: «Восходи посредством дел, чтобы чрез очищение приобретать чистое. Хочешь ли со временем стать Богословом и достойным Божества? Соблюдай заповеди и не выступай из повелений. Ибо дела, как ступени, ведут к созерцанию. Трудись телом для души»[2]. По мнению же преподобного и богоносного отца нашего Нила Подвижника[А1] : «Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если ты молишься истинно, то ты – богослов».

Мы последовательно изложим вышеупомянутый богословский опыт по данной теме, и, прежде всего, приведем соответствующие цитаты из важнейшего произведения: «Опытная догматика Православной кафолической Церкви», составленного на основе устных высказываний протопресвитера Иоанна Романидиса, которые записал и издал наш брат и сотрудник о Господе Митрополит Навпакта и святого Власия Иерофей.

а. «Членами Церкви являются те, кто крещается и миропомазуется; те, кто причащается Тела и Крови Христовых и занимается умным деланием: молитвой, совершаемой умом в сердце... Члены Церкви ─ это те, кто получил Святого Духа».

б. «Христос спасает людей через Свою Церковь и любым другим известным Ему способом, но мы знаем [только один] путь ко спасению, а именно через Таинства Церкви и православное благочестие, которые суть очищение, просвещение и обожение, или, другими словами, через делание и созерцание.

Вне Церкви нет спасения. Христос предлагает Свою спасительную благодать всем людям. Когда кто-то спасается вне видимой Церкви, то это значит, что его спасает Сам Христос. Если такой человек является инославным, то он спасается потому, что его спасает Сам Христос, а не та «группировка», к которой он принадлежит, поскольку Церковь, которая спасает, ─ Единая и Единственная, и Она неотделима от Христа».

в. «Церковь не может принять решение о действительности Таинств там, где нет православного учения. По словам святых отцов, духовность неразрывно связана с православным учением о вере... Критерием действительности Таинств для нас, православных, является православное учение, в то время как для инославных ─ это апостольское преемство. Для православной традиции недостаточно только цепочки непрерывных рукоположений, восходящей к апостолам, важно, чтобы учение было православным... Правое делание возможно только там, где есть правильное учение. «Православие» означает правую веру и правое делание».

г. «Существует тождество между православным богословием и Таинствами».

д. «Церковь, как Тело Христово, ─ это то место, где пребывает нетварная слава Божия. Мы не можем отделить ни Христа от Церкви, ни Церковь от Христа.

В папизме и протестантизме делается четкое различие между Телом [Христовым] и Церковью... Для Православной Церкви это невозможно».

е. «Церковь ─ видимая и невидимая... Святые опытным путем познали сосуществование видимого и невидимого в Церкви. Явление многих святых живущим членам Церкви, достигшим обожения, доказывает, что это действительно так. Вот почему истинным знанием о том, что такое Церковь, обладают лишь те, кто познал это на собственном опыте».

Эти и многие другие подобные высказывания принадлежат истинному чаду Православной Церкви и подлинному продолжателю святоотеческой традиции, в Бозе почившему протопресвитеру Иоанну Романидису, который настоятельно призывает нас к тому, чтобы мы прибегали к личному опыту святых Отцов Церкви.

И в нашей личной жизни, Высокопреосвященнейшие и Преосвященнейшие архиереи, мы искали такого общения с такими богоносными Отцами и Матерями. И благость Божия даровала нам «несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (см. Еф. 3, 20) и удостоила нас близкого знакомства и общения с истинными подвижниками благочестия.

Двумя из них были преподобные старцы Порфирий Кавсокаливит и Паисий Святогорец, которые были недавно причислены к лику святых Почтенной Вселенской Патриархией.

Далее я приведу некоторые характерные отрывки из учений этих богоносных мужей, связанные с исследуемым нами вопросом, и, конечно же, имеющие отношение к диалогу с инославными; к подходу, который следует применять при общении с ними и к нашей ответственности перед этими людьми.

Святой старец Порфирий говорил своим духовным чадам;

«Вы должны занимать православную позицию и держаться Православия (в диалоге с папистами). Если они (паписты) захотят последовать за нами, мы не можем и не должны им в этом мешать..

«Не бойтесь. Папа Римский с давних пор намеревается подчинить себе Православную Церковь. Но настанет день, когда диалог с католиками зайдет в тупик. Ведь униаты, этот троянский конь, показывают яснее ясного, что католиков интересует только одно — чтобы православные признали главенство Римского папы»[3].

И преподобный отец наш Паисий Святогорец говорил следующие, крайне важные слова:

«Многие Святые Мученики, не зная догматов веры, говорили: «Я верую в то, что установили Святые Отцы». Говоря так, человек свидетельствовал о Христе, становился мучеником. То есть, христианин не мог привести доказательств истинности христианской веры, чтобы убедить в ней гонителей, но он имел доверие ко Святым Отцам. «Как же я могу не доверять Святым Отцам? – думал он. – Ведь они были и более опытны, и более добродетельны (чем я), они были святы.

Как я могу согласиться с бессмыслицей и стерпеть хулу на Святых Отцов?» Мы должны доверять Преданию. Сегодня, к несчастью, и у нас появилась европейская «корректность», и люди стремятся показать себя добрыми. Желая проявить свое «высшее благородство», они заканчивают тем, что кланяются двурогому диаволу. «Пусть будет одна религия», — говорят они и все ставят на одну доску. Ко мне в каливу тоже приходили несколько человек с такими взглядами. «Нам, то есть всем, кто верует во Христа, — говорили они мне, — надо объединиться в одну религию».

«Это все равно, что предлагать мне собрать в одну кучу столько-то каратов золота и столько-то отделенной от этого золота меди, чтобы снова сделать из них один сплав, — ответил я. – Но разве разумно опять смешивать золото с дешевыми металлами? Ведь было столько борьбы, чтобы очистить догмат от мусора». Святые Отцы знали, что делали. Они воспретили общение с еретиками не без причины.

Но сегодня призывают к совместным молитвам не только с еретиком, но и с буддистом, огнепоклонником и сатанистом. «Православные, — говорят, — тоже должны присутствовать на экуменических совместных молитвах и конференциях. Это – свидетельство!» Да какое там еще «свидетельство»! Эти люди разрешают все проблемы с помощью логики, они находят оправдание тому, чему не может быть оправдания. Европейский дух считает, что с прилавков Общего Рынка можно торговать даже духовными предметами»[4].

«Каждый православный христианин обязан пробуждать у инославных доброе беспокойство, чтобы они поняли, что находятся в заблуждении, не успокаивали себя напрасно и не лишились как в этой жизни богатых благословений Православия, так и в иной жизни больших и вечных благословений Божиих»[5].

Другим святым нашего времени, с которым, по милости Божией, мы были связаны духовными узами, был светлой памяти старец Иаков (Цаликис) по прозвищу «Простите». В недавно опубликованной книге о его святом житии описывается следующий характерный случай, который, по нашему мнению, имеет отношение к данной теме, обсуждаемой на Соборе, и обладает особой ценностью для пастырской практики. Мы изложим его ниже:

«Однажды, когда в монастыре остался переночевать один католик, Геронта отнесся к нему с любовью. Посетитель был доброжелательным, и у него было много вопросов. Геронта беседовал с ним с добротой и кротостью.

Тогда в монастыре не было еще большой трапезной, как теперь, и все ели вместе (монахи, священнослужители, миряне) в маленькой трапезной (столовой) на первом этаже, рядом с источником. Все уже собрались в трапезной и, сидя за столом, ждали только Геронту. Когда Геронта вошел, все встали из уважения к нему, а также чтобы прочитать обычные молитвы перед вкушением пищи.

Геронта сел и сказал, чтобы другие тоже сели, перекрестился и начал есть. Католик был верующим человеком, поэтому он спросил старца: «Геронта, разве мы не будем молиться?». Старец спокойно ответил: «Лучше помолчим», ─ и продолжил есть. Тем, кто настаивает на совместных молитвах с инославными, следует понять духовное устроение этого святого старца».

Другой богоносный отец нашего времени, знакомства с которым мы удостоились в молодости, ─ это бывший в то время священником афинского лепрозория (Больницы лепрозных заболеваний) приснопамятный старец Евмений (Саридакис), уроженец острова Крит ─ где проходит и нынешний Собор, ─ духовное чадо преподобного Никифора Прокаженного.

Далее мы расскажем о чудесном событии, которое произошло со старцем Евмением и которое непосредственно связано с обсуждаемой темой, в том виде, как оно описано в нашей недавно опубликованной работе. Об этом случае старец Евмений рассказал нам лично. Однако в вышеупомянутой книге мы приводим его со слов нашего духовного брата, монаха Иерофея, дабы, по слову Господа, «устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18, 16).

«Наш старец Евмений (Саридакис) когда-то молился за дьявола, но его остановил Бог, говоря ему, что эта молитва является напрасной и не принесет желаемого результата. Когда-то старец по секрету рассказал мне, что поминал на Проскомидии

 

 

знаменитого европейского гуманиста Рауля Фоллеро, католика по вероисповеданию, потому что он был благотворителем лепрозория и очень хорошим человеком. Но Ангел Господень трижды сбросил частицу, вынутую за его здравие, с дискоса.

В третий раз, Ангел явился ему и сказал, что на Проскомидии следует поминать только членов Церкви. Он объяснил ему, что по четкам можно молиться обо всех: о еретиках, иноверцах, убийцах, преступниках, блудниках, обо всех людях, населяющих вселенную, как о живых, так и об умерших. А совершать евхаристическое возношение можно только о Православных, потому что это члены Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви».

Мы также часто цитируем богодухновенные слова св. Николая Кавасилы: «Тайны означают и Церковь, так как Она есть Тело Христово, и члены отчасти... И указуется Церковь Тайнами не как символами, но как сердцем указуются члены… Ибо здесь не одинаковость только имени, и не аналогия подобия, но тождество дела...»[6].

Итак, давайте рассмотрим личный опыт святого Отца нашего времени Евмения Саридаки, о святости которого Ваше Всесвятейшество с теплотой рассказывает  во вступительном праздничном приветствии Митрополии Гортинской и Аркадийской (2014 г.), где Вы приводите крайне важные, потрясающие своей простотой и замечательной точностью, написанные на высочайшем богословском уровне слова св. Николая Кавасилы, подтверждающие все вышесказанное.

А именно: то, что «Тайны означают и Церковь» на священной Проскомидии во время Божественной Евхаристии. Заслуживает внимания тот факт, что эта величайшая, Богом дарованная истина была открыта Ангелом Господним: чем на самом деле является Церковь, кто является Её членами и какова наша обязанность по отношению к тем, кто находится за Ее оградой.

И, наконец, мы приведем еще один крайне важный текст ─ письмо великого старца нашего времени преподобного Софрония Сахарова, основателя Патриаршего монастыря Святого Иоанна Крестителя в Эссексе (Англия)[7].

«В настоящее время значительная часть христианского мира склоняется к принятию одной из опаснейших ересей (Прим.: старец имеет в виду экуменический синкретизм), которая состоит в том, что якобы нет в настоящее время ни одной церкви, которая в полноте сохранила истину учения Христова, в полноте обладает ведением тайны святой благодатной жизни христианской в отношении нравственно-аскетическом, что многие из церквей, именуемых Христовыми, имеют равную благодать, и поэтому должно произойти соединение церквей на какой-то общей всем им программе.

Один из самых частых вопросов, с которым приходится встречаться, ─ это вопрос о том, кто спасется и кто не спасется. Обычно эти люди думают, что спасется не только православный (по учению Православной Церкви), или не только католик (по учению Католической Церкви), но и все вообще добродетельные люди, верующие во Христа. Это мнение от протестантов перешло и к верующим других церквей; есть многие среди православных, держащихся этого мнения.

Некоторые думают, что ни за одною из существующих ныне церквей нельзя признать полноту ведения и благодати, так как каждая из них в той или иной мере уклонилась от истины; что они (сии мудрецы) только теперь «на конец веков» постигли вполне дух учения Христова, а что до сих пор весь христианский мир в течение стольких веков заблуждался; что теперь пришло время, когда нужно соединить все расколовшиеся части во единую соборную и апостольскую Церковь, которая будет вполне истинствовать во всех отношениях, если при этом соединении будет принято только то, что является общим всем церквам.

Некоторые, что еще хуже, помышляют в сердцах своих о каком-то особо высоком мистическом сверхцерковном понимании христианской религии, которое… не буду обо всем этом говорить.

Для того только уклонился в эту беседу, чтобы сказать Вам, что мне так хочется (и Богу молюсь об этом), чтобы Вы не прельстились этим всем, но твердо в сердце и уме убеждены были в том, что существует на земле та одна единая истинная Церковь, которую основал Господь, что Церковь эта хранит неповрежденным учение Христово, что она во всей своей совокупности (а не в отдельных членах своих) обладает полнотою ведения и благодати, и непогрешима.

Что то, что некоторым кажется неполнотою в учении, есть не иное что, как еще остающаяся возможность научной разработки неисчерпаемого бесконечного богатства ее, что, однако, нисколько не противоречит сказанному выше об обладании полнотою ведения.

Выраженное на Вселенских Соборах в окончательной форме учение Церкви не может быть подвергнуто никаким изменениям, всякая дальнейшая работа ученая должна обязательно согласоваться с тем, что уже дано в Божественном откровении и учении Церкви Соборной Вселенской. Так же и в отношении благодати; полноту благодати может иметь только одна, единая Церковь, все же другие, имеют благодать за веру во Христа, но не в полноте.

Можно верить и в то, что даже в наше время есть люди, которые по благодати Святого Духа равны древним великим святым (говорю это в связи с тем, что мне приходилось слышать о некоторых людях в России), ибо Христос днесь и во веки Тот же. Все это истина. Если кто отойдет от этой веры, тот не устоит...».

* * *

Ваше Всесвятейшество, Блаженнейшие Предстоятели, Преосвященнейшие епископы, братия во Христе!

Если мы хотим пребывать в истине, «следуя Святым Отцам», то мы должны со всей серьезностью рассмотреть их богословский опыт и их опыт в Духе Святом. И такой Собор, как этот, который хочет иметь статус Святого и Великого, безусловно, должен принять во внимание [опыт] святых людей и великих подвижников нашей Веры.

Мы смиренно считаем, что решения Всеправославного Собора, пусть даже его статус будет Межправославным из-за вопиющего отсутствия некоторых Церквей, заслуживают принятия духовенством и мирянами в той мере, в которой с ними согласны небо и земля, ангелы, святые и верующие люди.

Термины, используемые в решениях такого исторического и столь значимого Собора должны отличаться божественной мудростью и кристальной богословской ясностью. Вселенские и Поместные Соборы, благовествовавшие таким образом, устанавливали догматы веры в Духе Святом, согласно апостольским словам «изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15, 28). Невозможно, чтобы решения Всеправославного Собора содержали технические термины или были плодом «дипломатической корректности». Только тогда они смогут способствовать единству Церкви и представлять собой безопасный богословский ориентир для потомков.

Чтобы не утомлять Вас своими словами, мы сочли более уместным передать Вам просвещающий и способствующий исследованию данного вопроса богодухновенный опыт святых людей и подвижников благочестия нашего времени, являющихся членами Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Испрашивая Ваших молитв, пребываем

 

С братской любовью во Христе

+ Митрополит Морфский Неофит

 

 

 

 

 

http://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/9121-mitropolitis-morfou-neofutou-ekklisia-kai-eterodojoi

 

 

 

[1] Ин. 8, 32.

[2] http://www.pravoslavie.ru/put/nasledie/grig-bogoslov.htm

[3] http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_14591/

[4] http://predanie.ru/paisiy-svyatogorec-prepodobnyy/book/85234-s-bolyu-i-lyubovyu-o-sovremennom-cheloveke/

[7] Цитируется по оригиналу: «Из писем к Д. Бальфуру» http://www.wco.ru/biblio/books/sofrony1/main.htm


 [А1]Я нашла, что это высказывание принадлежит на самом деле Евагрию Понтийскому

http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt1.htm



Подписка на новости

Последние обновления

События