Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Слово на Успение Богоматери

Богоматерь – Великая тайна вселенной

Μέγα θαύμα της οικουμένης η Θεομήτωρ

Преосвященнего Митрополита Касторийского г. Серафима

Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Καστορίας κ.κ. Σεραφείμ

Καστορίας Σεραφείμ : "Να τιμάτε και να ευλαβείσθε την Παναγία"

И вновь мы празднуем, мои братья «преславное Успение и на небеса Прехождение» Богоматери, которое для нас православных христиан, «богоматеринская Пасха» в сердцах способных его нести. Следуя истийннейшему преданию нашей Церкви, мы чтим и величаем песнопениями и песньми духовными «присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего».

Празднует небо, поскольку Дева, по сути являясь одушевленным небом, «вселяется в чертоги небесные».[1]

Празднуют Ангелы и Архангелы, поскольку чины Херувимов и Серафимов  предстала подле Нее с веселием и великой радостью, славословя Матерь Бога, которая является Границей между Нетварным и тварным.

Празднуют Пророки Ветхого Завета, которые будучи движимы Святым ухом, говорили о Ней и о Ее служении таинству вочеловечения Сына и Слова Божия.

Празднуют Апостолы. Поскольку «настало время девственного тела ЕЕ провождения и скорбными и погребальными песньми погребсти в веси Гефсиманской».[2]

Празднуют Святые, которые ее познали как благодетельницу всякой природы[3] и поклоняются ей как Царице, Госпоже, Владычице, Богоматери и истинно Богородице[4].

Празднует Церковь Христова и призывает своих верных чад, дабы вместе с изящнейшим богоносным Иоанном Дамаскиным воспели священными песньми:

«Эту священную песнь да воспоем мы днесь, мы, которые являемся народом Христовым…Да возблагодарим непорочностью души и тела Ту, Которая после Бога является истинно выше всех  непорочной… Она стала благой  посредницей за всех нас. Посредством Ее Бог сал человеком и в Боге человек вознесся».[5]

И мне хотелось бы, мои братья, на этом празднике неба и земли, чтобы вы уделили бы мне немного вашего внимания, ради того, чтобы я принес вашей любви одно удивительное высказывание светильника Православия свт. Григория Паламы. Говоря о Пресвятой Деве, он ее характеризует как «великую тайну вселенной».

А. Богоматерь – Великая тайна вселенной

Благословенный плод Иоакима и Анны. Плод молитвы и добродетели  Ее Святых родителей, которые более из всех других людей были селением Божиим. Праведный Иоаким, как его характеризуют священные тексты, «жил в созерцании слова Божия и возрадовался водам упокоения, которыми является благодать Божия».[6] Но и Анна, имя которой растолковывается как «благодать», была одарена многими добродетелями, имея лишь единственную немощь – безчадие. Бог же, желая спасти Свое больное создание, разрешает бесплодие женщины и одаряет ее такой дочерью, подобной которой никогда не рождалось и не родиться никогда.

«По какой же причине Матерь Дева родилась от бесплодной женщины?»- спрашивает богоносный Дамаскин. И отвечает: «Потому что подобало было тому, что является единственным и новым под солнцем, вершине всех чудес, то есть рождение Христа, дабы Он открыл Свой путь чудесами и чтобы от крайнего смирения явилось крайне великое». [7]

Б. Богоматерь чудо вселенной

Чудесным образом происходит творение мира: «Яко То рече, и быша: Той повеле и создашася». [8]Чудесным образом и даже страшным является творение мира.

И слуга этого чуда - смиренная девочка из Назарета, Мариам. Она освящается во Святая Святых, в месте недоступном и для архиерея того времени. И это место прообразовало Ее всесвятую личность. И она была в действительности Святое Святых, поскольку прияла прияла в себе не первосвященника из людей, но Самого Великого Первосвященника, «прошедшего небеса»[9], Господа Иисуса Христа, как об этом пишет святой Николай Кавасила: «образу следовало бы в действительности совпадать и с первообразом, а первообраз должен подходить тому лицу, которое он предоизображает».[10]

Поэтому в день Благовещения, знатный посетитель с небес, Архангел Гавриил, ее не только назвал радованной, но «Обрадованной», поскольку она была украшенной и преисполненной всеми добродетелями, при присутствии божественной благодати в области ее сердца и устремлении ее ума к небесам и созерцанию Бога. Так, принимая при свободном расположении своем, предложение стать слугой Божественного плана для спасения человека, чтобы со стороны всего человеческого рода заключить завет с Богом для перетворения и обновления смертного смешения. И как во всех чудесах происходит прекращение действий законов естества, так и в случае воплощения Сына Божия, «естество обновилось», то есть стало чем-то новым и великим, чем-то необычным и одновременно дивным, «единственно новым под солнцем», как его называет монах Савваит монах святой Иоанн Дамаскин. Бог, используя пренепорочную плоть Ее как одеяние, облек ее в ткань божественного естества, нешвенный хитон своей богочеловеческой Ипостаси.[11]

Так, Она принесла Сыну Божию прекраснейшую лепоту, то есть прекраснейшую человеческую природу, и  «яко прекрасная родила еси Прекрасного».[12] Таким образом произошло начало таинственного и духовного брака во Христе и в в человеческом естестве, которое с тех пор таинственно и через таинства соединяется с от Нее Воплотившего Господом, в особенности в таинстве Божественной Евхаристии. Нам говорит Сам Христос: «ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем».[13] Да, именно поэтому мы сразу же после Божественного Причащения благодарим Господа, глаголя: «Благодарю Тя, яко сподобила мя недостойно причаститися Пречистаго Тела и Честныя Крови Сыня Твоего».

В. Богоматерь – Великое чудо вселенной.

Ее рождение чудесно, чудесно и зачатие, чревоношение и вочеловечение Христа Спасителя.

Чудесно Ее служение Единородному Сыну Божию. Безмолвно Ее присутствие подле Его. Три слова подчеркивают положение Ее в жизни. «Соблюдающи», «слагающи», «собирающи» («Συνετήρει», «διετήρει», «συμβάλλουσα»). То есть собирала, хранила, сопоставляла.

Чудесным и изумительным является и успение Ее и перехождение Ее на небеса. «Свершишася странное, якоже чревоношение Пречистая твое воистину, такожде и божественное и славное Твое Преставление», - поет потрясающим образом священной песнописец. Церковь небесная и земная вся присутствует во главе со Спасителем Христом. Грядет Сам «к селению разрешившемуся о родов» и Своими господскими дланями Он приемлет Ее священную душу и с небесными силами Он восходит не просто на Небо, но и на Свой царский Престол[14], в пренебесная Святая Святых.[15]

Но и смерть жизненачальной Матери превосходит понятие смерти. Она уже не называется смерть, но успение и божественное преставление и исход, и явление ко Господу, как это подчеркивает священный Дамаскин. Оная является живоносной смертью и началом второго бытия, жизни вечной.[16] И это тело Ее, которое восприяло огонь Божества, не познала истления своего во гробе (гроб и умервщление не удержаста), но перешло оно на небо, поскольку оно соединилось с бессмертной Ее душой. Она ненадолго восприяло гроб, ее приняло небо, это духовное тело, новую землю, сокровище нашей собственной жизни, честнейшее Ангелов, святейшее Архангелов.[17]

К этому великому чуду вселенной мы сегодня прибегаем, мои братья. К нему мы возлагаем наши надежды и наше благоволение и вместе со священным песнописцем мы молитвенно просим: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим».

И если мы всегда должны  Ее чтить и проявлять к Ней благоговение, следую спасительному Ее заверению «се бо отныне ублажат Мя вси роды», чего в особенности нам следует делать в нашу бездуховную, бесцветную и греховную эпоху.

Сегодня, когда вновь земля обагряется кровью наших собратьев земля, а наша планета содрогается от явления войны.

Сегодня, когда люди вновь узнают, что такое гонение, потому что просто верят во Христа и содержат исповедание Его имени.

Сегодня, когда слезы и боль беженцев, страждущих, нуждающихся и проблемных людей, словно тучи горести и печали  покрывают нашу душу и наше сердце.

Наше общение со Христом, наше обращение к Богоматери, наше участие в жизни Церкви – вот то, что должно нас характеризовать.

Там где есть полнота всякого рода блага.

Там, где есть одушевленный образ всякого блага и благостыни.

Там, где Она предстоит не только подле Него и одесную Его.

Она может  ходатайствовать за нас, чтобы умирить нашу жизнь, чтобы разрешить наши трудности и чтобы даровать нам помощь и лечение. Поэтому сегодня, мы смиренно и молитвенно предстоим подле Ее мертвенного ложа, вместе с богоносным Паламой мы просим:

«Посему, щедро удели всем людям Твоим, всему достоянию Твоему милость и Твоя дарования, о, Владычице».[18]

Эту благодать и благословение Пресвятой Девы и непрестанную молитву и ходатайство  мы призываем на всех вас, мои братья. Аминь.

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год.

 

[1] . Αγίου Ιωάννου Δαμασκηνού, Ε.Π.Ε. 9, 276

[2] Αγίου Ανδρέου Κρήτης, PG 97,1100

[3] Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού, Η Θεοτόκος – Τέσσερις θεομητορικές ομιλίες» –, εκδ. Αποστολικής Διακονίας Αθήνα 1990, σελ.

[4] Там же.

[5] Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού, Η Θεοτόκος – Τέσσερις θεομητορικές ομιλίες» –, εκδ. Αποστολικής Διακονίας Αθήνα 1990, σελ. 57.

[6] Ευθυμίου Στυλίου Επισκόπου (νυν Μητροπολίτου) Αχελώου, Η Πρώτη, εκδ. Σήμαντρο, Αθήνα 1987 - εκδ. Β΄- σελ. 71

[7] Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού …σελ. 71

[8] Пс. 32,

[9] Евр. 4, 14

[10] Ευθυμίου Στυλίου, Επισκόπου (νυν Μητροπολίτου) Αχελώου, Η Πρώτη, εκδ. Σήμαντρο, Αθήνα 1987 - εκδ. Β΄- σελ. 85

[11] Там же., σελ. 200

[12] . Μηναίον Μαρτίου, σελ. 201

[13] Ин. 6, 56

[14] Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. Сочин., σελ. 135

[15] σελ. 177.

[16] σελ. 215

[17] . Επισκόπου Αχελώου Ευθυμίου Κ. Στύλιου, ό.π. σελ. 264

[18] Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, Ομιλία ΛΖ' στην Κοίμηση της Θεοτόκου, Ε.Π.Ε. 70, 463

http://www.imkastorias.gr/index.php/o-mitropolitis/2013-09-10-09-20-52/egkyklioi-eorties/item/1223-m-ega-thavma-tis-oikoumenis#sthash.3zFC3vkp.dpuf



Подписка на новости

Последние обновления

События