Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Бесконечная радость Рождества Богородицы

Η απέραντος χαρά του Γενεσίου της Θεοτόκου

 

Слово архимандрита Георгия (Капсанис) (+2014), проигумена священной обители прп. Григория, святая Гора Афон

Γέροντας Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου († 2014)

на праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Богородица является тем, кто никто из людей столько не оказал содействия воплощению Сына Божия и Бога Слова, так что Она родила Христа в девстве и полностью отдала себя Христу. Она же стала и первым гражданином Царства Небесного и первой после Христа получившей обожение, первым обоженным человеком, богом после Бога, согласно словам свт. Григория Паламы, она была второй после Святой Троицы, и предстательствующей о спасаемых, согласно точному высказыванию православного богослова.

Итак, Госпожа Богородица возглавляет Церковь и все собрания и праздники Церкви, и  к Ней обращены моления и молитвы, Она занимает первое место после Христа Спасителя, Единородного Сына.  На Ней, Приснодеве исполняется ее собственное пророческое слово, которая Она изрекла в Духе Святом: «от ныне  ублажат Мя вси роди»[1], и той простой женщины «блаженно чрево носившее Тя  и сосцы, яже еси ссал»[2].

Эту реальную, действительную радость  вместе с Церковью сегодня разделяем и мы, в день святого Рождества Госпожи Богородицы. И всегда мы, как недостойные Ее дети, но по благодати являющиеся Ее чадами, и мы сегодня празднуем  Ей, испытываем радость, Ее благодарим, Ее славословим, Ее  окружаем по благодати и в радости и в ликовании, Ее умоляем и просим не лишить каждого из нас, и всякого в Церкви и на Святой Горе и каждого из христиан  Ее предстательства и покрова, но и просим Ее далее продолжать возносить Свои неусыпные молитвы к Богу о нашем спасении.

На нашем слуху в особенности слова богоносного святого Отца нашего Григория Паламы, который был одним из тех великих Отцов Церкви, которые богословствовали о святой Богородице и переживали в тайне таинство Богородицы, Приснодевы.  Слова, как я говорю, этого богоносного Отца, которые дают наставление и к христианам, живущим в браке, но преимущественно они касаются живущих в девстве. Они в особенности слышимы ушами наших душ, они относятся к нам, которые вышли из мира по благодати Божией и мы стремимся жить таинство девства Богородицы и Святых.[3]

Внемлем святому Григорию, который нам говорит - насколько великой является миссия пребывающего в девстве. Он говорит,  что оно состоит не только в том, чтобы иметь чистым тело, но и свою душу от всякого помысла, который загрязняет его чистоту и его непорочность, дабы он был чистейшим сосудом Всесвятого Духа. Его девство должно быть девством служения и любви к Богу. Не будет иметь девства через самооправдание, через гордость, тот, кто его пытается сохранить посредством чувства своего некоего превосходства и высоты по сравнению с другими людьми, но оно должно быть приношением совершенной любви к Богу. Девственником является тот, кто горит божественной любовью  и не знает того, что выражать свою любовь ко Христу можно не иначе как посредством священного девства, посредством полной непорочности души и тела.

Итак, от Девы рождается девственный Господь Иисус, Сын  и Бог Слово, и от девственного Отца, согласно словам свт.Григория Паламы, предвечно и девственно рождается молитвами Госпожи Богородицы ради оказания всем нам помощи в том, чтобы мы шествовали путем девства, славя «со страхом и трепетом совершая свое спасение»[4] и взирая на Деву Богородицу и на совершенство Ее девства, которое Она жила дабы девство нашей Пресвятой Девы стало бы мерой нашего собственного девства.

Таким образом, как я полагаю, и мы, пребывающие здесь на Святоименной этой Горе Афон, проводя жизнь в девстве по образу и в подражании девству Пресвятой Богородицы, Которой и принадлежит сей Сад, доставим радость Госпоже Богородице. И Она будет нас с радостью ценить, любить, с радостью Она будет защищать братства Святой Горы и с радостью Она будет нас вести и направлять  каждого из нас к Ее возлюбленному Единородному Сыну и нам добре будет оказывать помощь в том, чтобы мы совершали подвиг в нынешней жизни и чтобы мы были бы удостоены Царствия Небесного.

 

Источник:  Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους,  Α΄έκδοσις 2015

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.



[1] Лук.1, 48

[2] Лук. 11, 27

[3] См. Ἁγίου Γρηγιρίου Παλαμᾶ, Λόγος ΜΒ’, Εἰς τ¨ην σωτήριον Γέννησιν τῆν πανυπεράγγνου Δεσποίνης Θεοτόκου καί ἀειπαρθένου Μαρίας, ΕΠΕ, Θεσ/νίκη 2008, τόμ. 10, σελ. 592’602, пп. 6-10

[4] См. Филип. 2, 12

 



Подписка на новости

Последние обновления

События