Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

прп. Неофит Затворник

Άγιος Νεόφυτος Ἐγκλειστος

Радуйся Дева, прибежище в скорбех и причина нашей радости

Χαίρε Παρθένε, το καταφύγιο εν τη λύπη ημας και αιτία της χαράς ἡμῶν

Похвала Всечестному и божественному Рождеству Богородицы

γκώμιο ες τν Πάνσεπτη κα θείη Γεννηση τς Θεοτόκου

 

/images/st/1877/img_1877_af9c0f3e9fdf73d391fe27bcd6343253.jpg

То, что всякий плод своим началом имеет цветок — это хорошо известно. То, что началом нашего спасения является богодарованное и предрешенное Богом рождение Пречистой и Пренепорочной Марии Приснодевы, это вполне очевидно. Этому то рождению сегодня воздается почтение, мы его празднуем как весьма важное. Поскольку им получило благословение все время, ибо Она родилась в том месяце, который является первым в церковном году. А почила Она сном бессмертия в последний месяц года, так что промежуточные десять месяцев как бы благословляются Рождеством и живоносным Ее Успением. Мы ныне не будем говорить об Успении, но тогда, когда придет подходящее для этого время. Ныне же мы кратко коснемся Ее Рождества и будем говорить только о нем столько, насколько нас вдохновит божественная благодать.

Родители этого божественного дитя были Иоаким и Анна, происходившие из царского рода Давида, из колена Иудова, которые хранили закон и в точности соблюдали заповеди. Они были преисполнены благодати, изобиловали добродетелями по Богу, но были бедны в детях по причине бесплодия Анны. Поэтому то они были презираемы израильтянами, а священник не принял их двойных приношений Богу, и без всякого страха их высмеивал, поскольку они они были бездетными.

По этой причине праведный Иоаким, исполненный скорби и отдаляясь от всякого общения с людьми, удаляется в пустыню, где пребывает в посте в течение сорока дней. Слезами и постом он умоляет Господа, глаголя: «Избави меня Господи, избави меня от позора и насмешек и удостой меня дитя, а я его принесу его в дар, Владыко, Твоей благости». Таким образом праведный взывал к божественной любви, а посему он и получил то, чего он так желал. Как говорит Священное Писание: «воззваша праведнии и Господь услыша их». Точно также, вскоре, услышал и его многомилосердный Господь, дабы на его потомстве исполнить прежде веков предопределенное сокровенное таинство. Поэтому, когда к Иоакиму был послан ангел Божий, то он сказал праведнику, что «Господь услышал молитву твою» и жена твоя Анна зачнет дитя, и твое дитя станет известным по всей вселенной.

Праведная же Анна в своем саду, душераздирающе плакала по двум причинам, из-за удаления ее мужа и по причине ее безчадия. Она говорила, «что я даже не похожа на птиц небесных, потому что они не бездетны пред Богом, ни даже на земных животных, ни на рыб, поскольку я не могу принести Ему потомство. Но если, Ты Господи и Боже мой, сподобишь мне дать «плод во чреве моем», то я вновь принесу его Тебе в дар».

В то время как она со слезами все это говорила Богу, то и она подобным образом приемлет от божественного ангела радостную весть о рождении дитя. Когда ее муж возвратился из пустыни, то он принес в жертву множество животных, всему народу раздал много и в изобилии пищу. Анна же, поскольку она была освобождена Владыкой всей твари от бесплодия, носит в своем чреве божественное дитя — Марию, которую она родила сегодня, как начало нашего спасения, чистую Матерь Бога Слова, начало обновления нашего естества, которое было разрушено и погибло по причине преступления божественной заповеди. Согласно божественному слову, как при малой закваске вскисает все тесто, точно также и в данном случае, с помощью богозданной и чистейшей закваски, то есть Богородицы, все поврежденное тесто нашего естества пересоздается Творцом и Он его обновил. Это то и является поразительным чудом, которое нас изумляет, что с этой всецело чистой закваской соединился неизъяснимым образом Он Сам, пречистый испеченный хлеб, то есть Христос. Поскольку Он взял некую малую часть от Нее, чудесным образом образовал всю нашу природу. Поэтому то Он и говорил: «Я есмь хлеб жизни» и «Я есмь хлеб жизни, и всякий кто будет есть от него не умрет» и многое другое.

Богомудрые родители всечестного божественного дитя, исполняя свое обещание, приносят его, спустя уже три года, Богу, во Святая Святых при сопровождении дев и с возженными светильниками И тем самым исполняется изреченное во псалме «внидут во царствие» Божие «девы вслед ея» и «пойдут в храм царя», то есть царя Соломона, и «слыши дщи и виждь», что и исполнилось. И Она оставила народ и отеческий дом, живя в доме Господнем и во Святая Святых. Там, куда только однажды в год входит первосвященник, девственная отроковица пребывала ежедневно, дабы исполнились слова Священного Писания.

У нас нет нужды теперь говорить о введении Девы во Святая Святых, но когда придет время этого праздника, тогда мы будем говорить так, как просветит нас Бог и божественное дитя Мария. Теперь же нам следует коснуться вкратце богодарованного Рождества Ее. А поскольку мы прославляем Ее как новую чистую царицу, то мы завершим слово, потому что мы не стремимся быть многословными, но желаем говорить кратко, понятно и просто, дабы повествовать о данном событии и при этом слушателям оставаться бодрыми, дабы она не были охвачены разленением, но с интересом бы внимали бы слову.

Радуйся боговенчанная Владычица мира, девственная отроковица пречистая, которая была прежде веков избрана Богом в жилище Слова, богорадованная, и сегодня, поскольку Ты явным образом родилась для принесения плодов вечной жизни и примирения мира с Богом.

Радуйся, Владычица, сило земных царей. Поскольку Он предвидел, что Ты станешь матерью Бога ангелов, то божественный ангел возвестил тебе все, что относится к Тебе. Поэтому и отец, который тебя родил и мать, которая тебя носила во чреве, восприняли радостную весть святого ангела о Тебе. И когда ты поселилась во Святая Святых, то Ты действительно принимала пищу от божественного ангела, поскольку ты была этого достойна.

Радуйся, чистая Дева, ключи девства, слава дев, стена «Церкви Божией», «начало и конец» нашего спасения и божественное сокровище, намного ценнее всего золота в мире.

Радуя Богородица дева, невеста Отца, матерь Сына и всесветлое жилище Духа Святого.

Радуйся, пренепорочная чистая Дево Богородице, одушевленное жилище нераздельной Троицы, святая голубица, чистейшая горлица, прекрасная ластовица, которая предвозвещает весну, сладкоглаголивый соловей, который для нас поет спасительные моления, а главным образом Ты - причина всех благ.

Радуйся, Богородице Дево, одушевленный граде, божественная палата царя славы, великий и высокий Его престол, ложе и трапеза царя небесного.

Радуйся Дево чистая, неприступная крепость, которая удаляет врагов, прибежище верных, и радосте для тех, которые в Тебя уверовали, всепетая.

Радуйся. Богородице Дево, вместилище вместившее невместимого, радосте всех живущих на земле, радосте ангелов, надеждо людей, небесная дверь для верных, одушевленное всесветлое небо жилища Божия.

Радуйся, чистая Дево, причина родости нашей, Которая прияла «радость» от ангела и Которая восприяла и родила одно из лиц Святой Троицы, и стала причиной нескончаемой радости, которая всецело удалила печаль праматери Евы.

Теперь, поскольку Ты слышишь и это последнее «радуйся», всечистая Отроковице, то Ты «услышала быстро» богорадованная, для всех нас, тех, которые чтут Твое честное рождество, да наследуем мы вечные блага благодатью и человеколюбием Трисвятого Бога, Которому принадлежит слава и сила ныне и присно и в безконечные веки. Аминь.

 

© перевод выполнен Интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014 год.

 

Источник: Αγίου Νεοφύτου του Εγκλείστου, Συγγράματα τ. Γ΄, έκδ. Ι. Βασιλικής και Σταυροπηγιακής Μονής Αγ. Νεοφύτου, Πάφος 1999, σ. 135-140.



Подписка на новости

Последние обновления

События