Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Протопресвитер Василиос Каллиакманис

Надежда мира

 

На протяжении пяти Великопостных воскресений во время Божественной литургии зачитываются выдержки из Послания к Евреям. В них упоминаются, главным образом, события и лица Ветхого Завета, которые служили прообразом воплощения Сына и Слова Божьего на Его земном пути, Его Креста и Воскресения. И в литургиях других дней Триоди преобладают мессианские тексты Ветхого Завета. Таким образом, Церковь символически и практически утверждает тайну веры и готовится к великому “переходу” – к христианской Пасхе.

naus2

Точно так, как Бог сдержал свои обещания патриарху Аврааму и явил Себя в старые времена, так и Христос стал постоянным идеалом и безусловной надеждой мира в любые времена. И как патриарх Авраам был тверд в своей вере, хотя и столкнулся с огромными трудностями, так и христиане призваны оставаться стойкими в вере своей. Авраам возвысил себя через абсолютное послушание воле Божией, решив принести своего сына Исаака в жертву. Но Бог, видя искреннюю веру верного слуги, Своим чудесным вмешательством предотвратил ее исполнение.

Якорь символизирует надежду христиан. И как корабль удерживается с помощью якоря, так и христианин, надеющийся на Бога, сохраняет свою веру. Эта надежда, как учил святой Исаак Сирин, проистекает из сердечной веры, она хороша, когда делается через “знание и усмотрение”. Ибо существует ложная надежда, являющаяся иллюзией, к которой толкают людей разные общественно-политические системы. Иллюзия, однако, ежедневно опровергается, в то время как христианская надежда животворит будущее и не дает человеку потерять его духовную трезвость.

Эта надежда подталкивает христианина к действию, подводит его к благочестивому соблюдению Божественных заповедей и никогда не разочарует его. “Расслабленный и ленивый к делу своему не может иметь такой надежды. Но кто во всем пребывает с Богом, к Нему приближается добротою дел своих и очи сердца своего неусыпно устремляет к благодати Его…” – учит Исаак Сирин. Таким образом, христианская надежда связана не с какой-то смутной мечтой о будущем, а с упорной духовной работой в настоящем.

Отсутствие надежды неблагоприятно воздействует на духовную жизнь. В святоотеческой традиции говорится: “Отчаяться бедственнее, чем согрешать”, в другом месте отмечается, что грех есть человеческое, безнадежность и отчаяние – демоническое, а искреннее раскаяние – Богочеловеческое. В качестве примеров приводятся ученики Христа – Иуда и Петр. Первого безнадежность и отчаяние подтолкнули к гибели. Второго – искреннее раскаяние и очищение слезами даровали искупление и привели к встрече с воскресшим Христом.

Терпение горестей и мужество перед лицом трудностей духовной жизни сохраняют надежду на Бога. Надежда есть соразмерность веры, которая не связана с прошлым и настоящим, а распространяется и на будущее. Уже в сегодняшнем мире люд Божий, удостоенный Божественными дарами и боговидением, посвящен в таинство вечности. Он вкушает будущих благ, даже если ведает о них “частично”. Неполное знание Божественных тайн укрепляет веру и надежду и придает им уверенность. В вечности, когда подтвердятся все Божественные истины, вера и надежда будут не нужны. Тогда воистину бесценной будет только любовь.

В последние годы надежда человека стала полностью опираться на научные открытия, технологии и непрерывные исследования, призванные решить все проблемы. Прошлое дискредитировано, настоящее подчинено материальному благополучию, все интересы устремлены, главным образом, в будущее. Однако “еще с начала времен пошел обратный отсчет. То, что раньше поддерживало надежду человека, разочаровало его. Множество созданных им же проблем, предвещающих серьезные угрозы в будущем, становится все более очевидным. Человек чувствует себя загнанным в тупик” (Г. Maдзаридис). Осознание трагической ситуации и вдохновение личностью Христа, Который есть “надежда мира”, может указать путь к спасению, открывая перед нами светлое окно в будущее.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2016/03/надежда-мира/



Подписка на новости

Последние обновления

События