Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Рождество Богоматери

Το Γενέθλιον της Θεοτόκου

 

Константин Аф. Иконому, преподаватель

του Κωνσταντίνου Αθ. Οικονόμου δασκάλου

Основное: Пресвятая Богородица занимает центральное место в православном богослужении. Церковный год завершается богородичным праздником.    Он начинается «Рождеством Пресвятой Богородицы», а завершается «Положением Честного Пояса Богородицы».

Сегодня мы празднуем рождение Приснодевы и Богородицы Марии, цветка «от корня Иессеова». Мы празднуем «всемирную радость рождества и входа всех праздников и предтечи таинства Христова». (Св. Андрей Критский)Рождество Богоматери является апогеем, завершением ветхозаветного педагогического подготовительного водительства   человеческого рода для принятия воплощенного Спасителя, Сына Божия и Бога Слова. Богородица является гранью между Ветхим и Новым Заветом. В Ветхом Завете Она оставляла предмет проповеди святых Пророков,  благоволение праведных, в то время как в Новом Завете  Она является сладчайшей для ангелов, славой Апостолов, дерзновением мучеников, радостью и усладой преподобных отцов, хвалой человеческого рода. Наша Пресвятая Дева является «плодом всех творений», согласно св. Николаю Кавасиле, то есть таким знамением, к которому устремляется все творение. В нынешний день благодаря рождению Всенепорочной нашей Приснодевы   благодетельствуется все творение. Богородица была не просто самой лучшей женщиной на земле, но Она была Той единственной, Которая смогла низвести небо на землю, соделать Бога человеком. «Всегда невместимый» вмещается в девственную утробу Богородицы, дабы Пресвятая Дева, Его матерь   стала «вместилищем Невместимого». Сегодня разрешается бесплодие праведной Анны, и рождается «сокровище вселенной», согласно высказыванию свт. Кирилла Александрийского. Подобного рода чудо Бог совершал и в Ветхом Завете и много раз: с Саррой, супругой праведного Авраама, Ревеккой, супругой Исаака, Анной, матерью пророка Самуила, Елизаветой, матерью пророка и Предтечи Господа Иоанна. Дети вышеназванных матерей, которые родились после чудесного разрешения многолетнего бесплодия, но только Мария, чадо праведной Анны и Иоакима стала «облагодатствованной» и стала, непостижимо для  людей и для ангелов, матерью Бога.

Исторические сведения: Сведения о Рождестве Богоматери мы имеем только в Протоевангелии Иакова, в этом апокрифическом священном тексте, который не принадлежит к священному канону книг Священного Писания. Эти сведения вошли в круг церковной жизни и стали вполне достаточными для всех верующих для богослужебного использования.

Согласно этому повествованию благочестивый и состоятельный Иоаким и его супруга Анна были весьма опечалены по причине бесплодия Анны, они не имели дитя. Когда же Иоакиму было запрещено принести первую жертву во время некоего праздника, он удалился в пустынное место, где в течение сорока дней он постился и молился Богу, прося подать дитя. Анна оставалась в своем доме, и сообразно обретенному ей смирению она взяла служанку ля оказание ей помощи в ее положении бесплодия. Она постоянно молилась Господу, дабы Он услышал ее просьбу о даровании дитя. Спустя несколько дней Анне явился ангел Господень, который ей дал обещание, что вскоре будет исполнено ее желание. И тогда же, преисполенная радости, она дала обещание, что ожидаемое дитя она посвятит Богу. Другой же ангел явился Иоакиму в пустыне, обещая то же самое что и его супруге. Тогда Иоаким, преисполененный радости, вернулся в свой дом. Спустя семь месяцев Анна родила девочку, которую она назвала Марией и ее питала с великим вниманием, а позднее она посвятила дитя Богу.

Праздник: После III Вселенского собора было принято решение совершать празднование всех праздников Богоматери в разное время. По сей причине появилось множество храмов в честь Богоматери. И вплоть до чего времени Богоматери воздается честь во время праздника Сретения Господня.  Так в конце 5 столетия было установлено празднование Рождества Богоматери 8 сентября (по Юлианскому календарю, то есть теперь 21 сентября по гражданскому календарю). Содержание праздника было заимствовано из повествования Протоевангелия и было внесено в официальные Синаксари. В западных церквах этот праздник распространился в течение 11 столетия.

Святоотеческое слово: Прп. Иоанн Дамаскин выявляет в Ветхом Завете многочисленные прообразы Богоматери. Так, Богоматерь это ковчег Завета, который посредством рождения Господа спасет мир, погруженный в волны греха. Богоматерь – это горящая, но не сгораемая купина-куст. Великий отец Церкви даже говорит следующее: Радуйся купина, чудесно объятая огнем, неприступная для греха (так как и купина, явившаяся Моисею, была неприкосновенна), и божественным рождением Своим сделавшая небо приступным для земнородных. Радуйся ковчег, Богоустроенное жилище, управительница новосозданного мира, от которой происходит Христос — новый Ной, наполняющий высший мир нетлением. Радуйся жезл, Богонасажденное растение, одна из всех дев чадородная, безсеменно прозябшая цвет — Бога всех и Священноначальника. Радуйся стамна, златый сосуд, отделенный от всякаго сосуда; из Тебя весь мир получает манну — хлеб жизни, испеченный огнем Божества. Радуйся скиния, небо Божества, превосходящее устройство видимого неба; чрез Тебя Бог самолично беседовал с человеками, и пришло в мир вечное очищение. Радуйся кадильница, златый сосуд; Ты носишь в себе божественный угль и из Тебя разлилось благоухание Духа, изгоняющее из мира зловонное тление. Радуйся трапеза, Богом предложенное смешение, исполненное всеми благами добродетелей причащение для Того, кто говорит в Песнях: Ты — «чаша источена, не лишаемая мста» (Песн.7:3). Радуйся храм, чисто устроенный дом Господень, о котором Давид говорит: «свят храм Твой, дивен в правде» (Псал.64:5—6), из которого Христос, устроив Себе храм, т. е. тело, соделал смертных храмами живого Бога.

Радуйся кадильница, место молитвы, возносимой пред Господом о всем мире; Ты исполнена благовонием Духа; о Тебе некто с удивлением воскликнул: «кто сия восходящая от пустыни, яко стебло дыма кадящее?» (Песн. 3:6). Радуйся злато чистое, огнем Духа испытанное в горниле Божием и никакой нечистоты зла не имеющее, из которого сделанный светильник, и трапеза, и все, что по закону составлено было из золота, в иносказательном значении прилагается к Тебе, имеющей златыя и многия наименования. Радуйся, древо негниющее; Ты не допустила червя тления греховного и из Тебя устроен Богу духовный жертвенник, составленный не из дерев негниющих, но из чистой утробы. Радуйся, царская порфира; Ты из девственных кровей Своих соткала пурпуровую одежду для Того, кто говорит в Песнях: «заплетение главы Твоея, яко багряница. Что украсилася еси и что усладилася еси» (Песн.7:5—6)? Радуйся, виссон свитый; Ты сокрыла в уме Своем высокия, божественные мысли и не открыла входа для противных обольщений. «Како будет сие, — сказала Ты, — идеже мужа не знаю»(Лук.1:34)? Чрез Тебя приготовлена пурпуровая и золотая одежда для Священноначальника высших сил. Радуйся гиацинт, волна девства, имеющая огненный вид; из Тебя таинственно сделана Богу одежда плоти. Радуйся легкое облако; земное и тяжелое Ты делаешь легкою, как бы воздушною скиниею и заключаешь хлеб жизни, как в жертвеннике; на Тебе почивает Господь, как предвозвестил Исаия (Ис.11:1—3). Радуйся непорочная, неприкосновенное украшение девства; Ты родила непорочное Слово и от Тебя возсияло девство. Радуйся чистая; Ты одна можешь похвалиться, что имеешь чистое сердце; гора, истинно приятная Богу, от которой новый Израиль очищаетея лучше и прочнее, нежели древний. Радуйся неискусобрачная, подобно матерям изобилующая млеком для питания Младенца, из которой извлекает девственное млеко Тот, кто питает все. Радуйся нескверная, одна достойная того, чтобы Бог обитал в Тебе и по рождению Своему имеющая божественное достоинство; посему кланяются Тебе и все небесные силы. Радуйся руно, сумвол победы Гедеона; из Тебя образно проистекла вечная роса — Тот, кто сам говорит: «дерзайте, яко Аз победих мир» (Иоан. 16:33). Радуйся место Божие, — вместившая во чреве Невместимого во всем, который горстию содержит все и тогда, когда находится на Твоих руках. А это если и выражается словами, то непонятно; если же и понимается, то необъяснимо. Радуйся Матерь Божия, одна раба собственного Сына, и притом по естеству; после Тебя нет матери-девы, когда блаженное девство достигло прежнего нетления, бывшего в раю. Радуйся, принявшая Бога, световидная стихия божественной беспредельности; Твоим малым чревом объемлется Беспредельный, объемлющий Собою все концы. Радуйся Богородица в собственном и истинном смысле, приводящее в трепет соединение человеков с Богом; чрез Тебя небесное соединено с земным, человеческое с Богом, божественное с человеком. Радуйся чертог, украшенный девственными дарами для Того, кто говорит в Песнях: «внидох в вертоград Мой, сестро Моя невесто» (Песн. 5:1). О соединении Его с плотию говорится в следующих словах:«изыдите и видите в царе Соломоне, в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его» (Песн. 3:11). Радуйся агница, безплодная для брака и родившая от Божественнаго зачатия; от Тебя происшел«Агнец Божий, вземляй грех мира» (Иоан. 1:29). Радуйся светлое облако, молитвенно осеняющее нового Израиля в пустыне жизни; из Тебя услышаны благодатные установления; из Тебя возсияло Солнце правды, освещающее все лучами нетления. Радуйся светильник, золотый и твердый сосуд девства; светильнею сего светильника служит благодать Духа, а елеем — святое тело, заимствованное из чистой плоти: отсюда происходит невечерний свет — Христос; Ты осияла вечною жизнию сидящих во тьме и тени смертной. Радуйся Благодатная; Ты — и по самому делу и по имени — вожделеннее всякой радости; из Тебя пришел в мир Христос — непрестанная радость, врачевство Адамовой печали. Радуйся рай, место, которое блаженнее Едема: в сем раю опять зазеленело всякое растение добродетели и явилось древо жизни; причащаясь его, мы возвращаемся в прежнюю жизнь, между тем как пламенное оружие «плещи дает», как написано. Радуйся «град великаго Царя»(Пс.43:7) — скажу словами Давидовыми — в котором отверсто Царство небесное и земнородные, написанные, в числе граждан, радуются; в котором слышны повествования великия и удивительные для всех языков и умов, во Христе Иисусе, который чрез Тебя помиловал меня; за что я бедный и неразумный должен был прославить безчисленные Твои совершенства. Ему принадлежить всякая слава и честь и поклонение — со Отцем и Святым Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.[1]

 

 

http://aktines.blogspot.ru/2012/09/8.html

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015г.



[1] Слово 2-е прп. Иоанна Дамаскина на Рождество Богоматери. Мы в отличие от автора привеодим не пересказ слов прп. Иоанна, а дословный текст из Слова.  

 



Подписка на новости

Последние обновления

События