Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Почитание Богородицы

Старец Иосиф Ватопедский (+2009)

"Рождество Богоматери", утешение человечества

«Το Γενέσιον της Θεοτόκου», η παρηγοριά της ανθρωπότητας [Γέροντας Ιωσήφ Βατοπαιδινός († 2009)]

 

 

Сегодня мы празднуем Рождество Госпожи нашей Богородицы.

Святые Отцы  не только по природным дарам, которыми они обладали, но и не по всецелому воздействию благодати Божией, которая обитала в их душах, не могли выразить Ей почтение настолько, наколько насколько Она того достойна, потому что в этой Деве заключается великое таинство. Нечто особенное я сообщаю и вашей любви, поскольку, если я постараюсь предприять нечно большее, то я лишь умалю Ее добродетельность. Некий солнечный луч, который воздействует на какое-то место, он его наполняет светом. Нетварная благодать, воздействовавшая на души каждого спасающегося, либо на Пророков, либо на Апостолов, либо Мучеников, либо Преподобных, либо Исповедников, либо  в целом на праведных людей, друзей Божиих, их освящала и совершенствовала для того, чтобы они стали наследниками обетований, чтобы войти им в  познание обожения, чтобы стать богами по благодати. На эту Деву не только воздействовала нетварная благодать, но в Ней вселилась вся полнота Божестве телесно.

Да, в Ней обитала вся полнота Божества телесно постоянно, а не временно, а вместе с Ней изменилось и совершенство человеческой природы, что было Ее особенностью, поскольку никогда никто не раждался, и не родиться подобный Ей … Отцы говорят, что если бы подле Бога оказалась бы вся тварь, видимая и невидимая, вещественная и невещественная, человеческая и ангельская, и только Пресвятую Девую, только Ее Он предпочтет всем. Не создавалось и не будет сотворено ничего совершеннее, нежели Она.  Вместа со своим совершенством, которое имела Ее святая душа, Она наследовала и обожение, потому что в Ней вселилось Божество телесно. А почему же так? Ради того, чтобы явилась любовь Божия к людям.

Итак, эта Дева  обладала силой,  благодаря совершеству Ее личности, словно всесильный магнит, чтобы привлечь из Отеческого лона «сияние славы Отца», и чтобы облечь во смирение человеческую природу, кроме греха, дабы спасти впавшего в преступление человека  от  бронхита смерти, и чтобы его возвести в Отеческое лоно, вплоть до того места, где подобает поставлять «Самого Творца», дабы сказать, что «уже более не называю вас  рабами, поскольку вы мои друзья». И для того, чтобы это доказать, Он обращается ко Отцу своему и говорит: «Отче, хочу, чтобы там, где Я, там и они были», радость,  которую они приняли для их естества от этой Пречистой Девы.

Кроме того, подле мудрости всех совершенных  поставлена еще одна. Та, которая потрясает каждое сердце:  центр всякого материнства. Теперь чья только боль не находит утешения? Кто из печалющихся и скорбящих сегодня  находится под давлением отчаяния? Теперь существует и принадлежит нашему естеству центр всякого материнства. Существует центр всякого отцовства и превыше всякого естества в Боге, но  недостижимом для нас, нетронутом, непостижимом, недоступном, недомыслимом. Эта Дева привлекла от Него всю нежность отцовской любви и стала  матерью вселенной. Пока не была открыта область отеческой любви, которая по причине грехопадения была до нас закрыта.

 Я не буду говорить еще, потому что я опасаюсь того, чтобы не умалить Ее величия. Но, ощущая Ее материнскую любовь,  я оставляю всякое мое бессилие и облекаюсь в дерзновение. Я верю, что все мои слабости отойдут в лоно ее материнский любви. Я напомню о бессилии нашей природы, которую Она не познала по естеству благодаря Ее совершенству, однако же, Она ее знает по причине закона о браке, потому что Она наша мать, и Она должна знать, что значит иметь боль о свох чадах. В лоне Ее материнства мы сможем обрести все наши обетования. В лоне Ее материнства мы развеем все наши опасения, и мы достигнем уверенности в успехе, поскольку Она отдала из Своих рук Бога Слова и Его отдала на Крест для того, чтобы нас через Его жертву запечатлеть воскресением и вечностью и «дабы соделать расстоящася воедино» и стать нашим Спасителем, дабы мы смогли исповедовать, что «тот кто верует в Меня, никогда не вкусит смерти», и что «всякий верующий в Меня, если он и умрет, то оживет». Теперь Она стоит между небом и землей, а Ее правая рука ниспускается вниз и низводит всесильно вниз божественное милосердие. Потому что Она не только Святая, и не только друг, но Она является Матерью и господствует. А другую руку Она подает другим детям, которые не могут ничего и по причине бессилия изгибаются и извиваются. Но Она вытягивает  из долу, снизу вверх и соединяет «разделенное воедино». Кто же теперь будет лишен надежды? Кто же теперь будет в опасности? У кого же теперь возникают недоуменные вопросы? Ни у кого, решительно ни у кого! Но я сказал, что если ыя буду продолжать свою речь, чо я умал. Ее величие.

Теперь я перехожу к иному фактору: Мне необходимо выбать аллегорию, метафору за пределами блаженной надежды, когда божественная благодать вдохновляет наши души. Мы не можем скрыть нашей противоестественной греховности с многочисленными нашими слабостями. На такой стадии и в такой запутанности этих трудных дней, в которые мы живем, мы уподобляемся некой беспложной жене, которая разочарована в том, что она не сможет стать матерью.  Но и здесь мы видим пример бесплодной Анны, когда то «что невозможно человекам, все возможно Богу». Мы это непосредственно видим, когда исслеуеи таины нашего всеблагого Иисуса, Который нас непогрешимо призвал. Итак, этот Спаситель мира, Которого привлекла эта Дщерь своей святостью и Его вынудила снизойти в юдоль жалобного плача, чтобы обрести заблудших овец не вдали с помощью богоприличной силы, но с помощью реального средства – Ее человеческой природы, которую Господь воприял, чтобы в нее облечься. Это нам дало мужество, ибо Он и нам сказал: «Не бойся малое стадо, потому что вас Отец Мой небесного  удостоит царствия своего».

Таким образом, никто не может потерять свое дерзновение, мужество. У нас есть слабые стороны. У нас  есть вечность.  У нас есть коварный враг, но у нас есть и всеблагий Спаситель. И мы, имея бесплодные наши души, которые согласно нашим собственным  представлениям считаем, что мы не достигнем нашей цели, вооружены  надеждой в Него, который сказал: «Аз есмь с вами во вся дни», и «Аз не оставлю вас сирыми». И мы научаемся опыту, что терпением и правой верой в Него и терпеливым ожиданием и наши бесплодные души будут раждать плоды. И не только рождать, но  и раждать выбор, как бесплодная Анна родила единственного, но преимущественно одного, выше всех других существ, видимых и невидимых.

Сегодня мы находимся в этой каше, как мы ее ранее описывали, и при отсутствии действительных путеводителей, и мы живем сиротами без оринетированности. Мы овцы, не имеющие пастыря. Жестокое слово, но реальное. Мы ощущаем наше сиротство как никакое другое поколение. И не только это, но даже там, где мы неоднократно надеялись на поддержку, и там мы находим разочарование. Итак, теперь, вполне разумно заняться этим вопросом, для того чтобы в нас самих укрепить блаженную надежду, «дабы терпением и уешением из Писаний мы бы сохраняли надежду», для того чтобы нам  беспрепятственно продолжать наш путь.

Мы вчера вечером сделали замечание из священного слова апостола Павла «мы приняли такое решение, так что наш приговор к смерти был неизбежным». Почему? «Поскольку мы уже не надеялись более на наши собственные силы, как только на помощь от Бога, которая воскрешает мертвых».

В этом лабиринте, духовном тепле, мы весьма часто теряем нашу оринтированность, становимся битыми от страстей и бессилия, неведения и ярости сатаны, потому что «пришел в ярость», говорит Откровение, «змий (дракон) на жену ( которая является Церковью) и отправился воевать с другими ее детьми», и это нам дает возможность понять, что он каким то образом побежден. Таковы дни, в которые мы  живем. Однако же мы не станем гворить нечто такое, что нас, мол, победил дьявол. Да не будеь сего никогда! Как нас может победить кто-то, когда придает силу выбор, а выбор сделан не ангелом, ни человеком, но Самим Богом и Отцом? будет бить нас, если выборы действительными, и выборы не сделал ни ангелом, ни человека, но это Бога и Отца? «Никто не приходит,- говорит Он, - ко Мне, если не привлечет к себе Отец Мой». Обратили ли вы на это внимание? «Если не привлечет его!»

(расшифрованная запись беседы, сделанная на магнитофон)

http://www.pemptousia.gr

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016г.

http://agioritikesmnimes.blogspot.ru/2016/09/2009.html

Чудотворныя иконы Божіей Матери въ русской исторіи.

 

Мѣсяцъ Іюнь. 
День одиннадцатый.

 

Икона Божіей Матери «Достойно есть».
Чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть»

Чудотворная икона Божіей Матери «Достойно есть» находится въ алтарѣ Протатскаго собора на Кареѣ (св. Гора Аѳонъ).

Объ этой иконѣ между святогорскими иноками сохранилось такое преданіе. Одинъ старецъ жилъ отшельникомъ съ ученикомъ своимъ въ кельѣ въ разстояніи полуверсты отъ Кареи; рѣдко оставляли они свое уединеніе, и развѣ только по крайней нуждѣ. Случилось такъ, что старецъ однажды, пожелавъ выслушать бдѣніе подъ воскресенье въ Карейскомъ соборѣ, отлучился туда, а ученикъ его остался дома. Не совсѣмъ книжный, но благоговѣйный юноша совершенно не могъ, а, можетъ быть, и не хотѣлъ, въ разнообразіи пѣсней духовныхъ изливать предъ Богомъ чувства души своей; а потому, поручая себя особенному предстательству Богоматери, болѣе всего къ Ней прибѣгалъ и Ее величалъ въ простотѣ непорочнаго своего сердца. И въ настоящій разъ, оставшись въ кельѣ одинъ, онъ, по наступленіи вечера и ночи, немолчно пѣлъ предъ иконою Небесной Царицы вытверженную имъ пѣснь Церкви: «Честнѣйшую Херувимъ и славнѣйшую безъ сравненія Серафимъ» и прочее, не прилагая болѣе никакихъ славословій, кромѣ вздоховъ умиленной души. Чѣмъ болѣе пѣлъ юный инокъ, тѣмъ отраднѣе, тѣмъ живѣе трепетало его сердце отъ чувствъ признательности къ Славнѣйшей горнихъ Силъ нашей Заступницѣ; смиренный голосъ его звучно отзывался въ убогихъ стѣнахъ кельи и, переливаясь изъ тона въ тонъ и изъ звука въ звукъ, непонятнымъ для него самого образомъ, проникалъ въ небо и доносился до славимой тамъ отъ Ангеловъ — Матери Божіей, съ материнской любовью назирающей пѣвцовъ своихъ. Тогда какъ распѣвалъ такимъ образомъ свои сердечныя чувства благоговѣйное чадо святогорской пустыни, внезапно является предъ нимъ прекрасный юноша. Между ними завязался разговоръ. «Что ты дѣлаешъ?» спрашиваетъ инока явившійся. — «Да вотъ, пою Честнѣйшую!» прстодушно отвѣчаетъ тота. «Ну-ка спой: я послушаю, какъ ты поешь», прибавилъ явившійся. Скромный инокъ, не измѣнивъ ни чувствъ, ни голоса, запѣлъ съ трогательнымъ умиленіемъ, заученную имъ пѣснь: «Честнѣйшую Херувимъ». — «Ты не такъ, братъ, поешь, и не по нашему», замѣтилъ явившійся, выслушавъ до конца пѣніе инока. «У насъ не такъ величаютъ Божію Матерь». — «Какъ же?» спросилъ удивленный инокъ. — «А вотъ какъ», проговорилъ тотъ и запѣлъ: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а послѣ этой пѣсни мы уже припѣваемъ и «Честнѣйшую...», прибавилъ прекрасный гость и замолчалъ. «Прости Бога ради», началъ тогда инокъ: «я такъ научился отъ своего старца пѣть, и до сей поры еще не слыхалъ такой пѣсни — «Достойно». Хорошо было бы, если бъ ты мнѣ написалъ: я бы ее вытвердилъ; а то я такой безпамятный, что наизусть, безъ записки, что́ ни выучу, черезъ часъ все и забуду». — «Изволь, братъ, дай бумагу и чернилъ: я тебѣ запишу, для памяти пѣснь нашу». Инокъ кинулся искать, и не нашелъ ни лоскута бумаги и ни капли чернилъ. Съ прискорбіемъ возвѣстилъ онъ своему гостю, что, занимаясь молитвою и рукодѣліемъ, рѣдко нуждаются они въ бумагѣ и чернилахъ, потому и не имѣютъ ихъ въ настоящее время. «Что́ же я теперь буду дѣлатъ?» сказалъ инокъ явившемуся, «выучить бы крайне хотѣлось, а ужъ, вѣрно, безъ записки — забуду». — «Когда такъ, то не безпокойся, братъ», отвѣчалъ тотъ, «я тебѣ напишу для памяти эту пѣснь вотъ на этомъ камнѣ, и ты, заучивъ ее, самъ такъ пой и скажи всѣмъ христіанамъ, чтобы такъ славословили Пресвятую Богородицу». Тутъ явившійся юноша подошелъ къ близлежавшей каменной плитѣ и перстомъ началъ писать на ней сію Богородичную пѣснь. Какъ воскъ умягчился камень подъ рукою таинственнаго посѣтителя; пишущій перстъ его глубоко врѣзывался и слова четко и ясно отпечатывались на камнѣ. «Не забудь же сказать, чтобъ отселѣ всѣ такъ славословили Божію Матерь», повторилъ еще явившійся иноку и какъ молнія исчезъ отъ изумленныхъ его взоровъ. Радостный трепетъ объялъ скромнаго инока при видѣ исписанной доски; онъ недовѣрчиво ощупывалъ нѣсколько разъ и, перечитывая, вытверживалъ чудесныя слова удивительнаго юноши. Къ разсвѣту пѣснь Божественная торжественно звучала уже въ устахъ бдительнаго отшельника; онъ всю ночь провелъ безъ сна въ признательности Господу и Его Пречистой Матери, и старецъ, возвратясь съ Кареи, засталъ его поющимъ чудную пѣснь. Новизна ученической пѣсни поразила старца.

«Гдѣ ты выучился пѣть такъ?» спросилъ старецъ ученика своего, и тотъ разсказалъ ему случившееся и указалъ на чудный камень, исписанный рукою незнакомаго посѣтителя. Долго стоялъ надъ камнемъ изумленный старецъ; нѣсколько разъ перечитывалъ онъ Божественную пѣснь и, разсматривая письмена неземного перста, не постигалъ свершившагося чуда. «Что́ жъ ты не спросилъ явившагося тебѣ юношу, кто онъ и какъ его имя»? сказалъ, наконецъ, по долгомъ раздумьи старецъ ученику своему. «Прости, отче», отвѣчалъ онъ, «я и забылъ про то. Помнится только, что онъ назвалъ себя Гавріиломъ». — «Такъ ты и не понялъ, какой Гавріилъ былъ у тебя въ кельѣ?» прибавилъ старецъ съ улыбкой и, ставъ предъ иконою Богоматери на томъ самомъ мѣстѣ, гдѣ пѣлъ «Достойно есть» явившійся юноша, въ слезахъ сердечнаго умиленія и признательности, онъ запѣлъ славословіе Богоневѣстной Матери. Ученикъ его присоединился къ нему; и кто можетъ выразить вполнѣ ихъ отшельническія чувства въ эти мгновенія? Того же дня старецъ явился къ проту, разсказалъ обстоятельно про все случившееся въ его отсутствіе съ его ученикомъ, представилъ даже и самый камень предъ соборъ святогорскихъ старцевъ, которые едиными устами и единымъ сердцемъ прославили Господа и воспѣли новую пѣснь: «Достойно», рождшей Его Преблагословенной Дѣвѣ Маріи. Вслѣдъ за тѣмъ было донесено святѣйшему патріарху и царю о чудесномъ явленіи св. Архангела Гавріила святогорскому иноку. Въ подтвержденіе истины представленъ былъ при донесеніи къ нимъ и самый камень, чудесною рукою исписанный. Съ той поры начала звучать и звучитъ въ устахъ Церкви Христовой радостная пѣснь «Достойно» достойной славы и божественнаго величія Приснодѣвственной Маріи, Матери Бога нашего [1].

Земная жизнь Пресвятой Богородицы».) 
 

Примѣчаніе: 
[1] По древнему преданію это чудо произошло 11 іюня 980 года. Икона, именовавшаяся «Милующей», передъ которой впервые была воспѣта эта пѣснь, была перенесена въ Карейскій Протатскій соборъ и получила нынѣшнее наименованіе «Достойно есть». Повторно празднуется также 13 іюля въ день памяти св. Архангела Гавріила. (см.: «Н. Тальбергъ. Пространный мѣсяцесловъ русскихъ святыхъ и краткія свѣдѣнія о чудотворныхъ иконахъ Божіей Матери. Jordanville,1951., с. 80») 
 

Источникъ: Прот. Александръ КиселевъЧудотворныя иконы Божіей Матери въ русской исторіи. — Издано Комитетомъ Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. — New York., 1976. — С. 85-87.

Успение как тайна Церкви

Η Κοίμηση της Θεοτόκου ως μυστήριο της Εκκλησίας

 

Μητροπολίτης Ναυπάκτου και Αγίου Βλασίου Ιερόθεος
Преосвященнейший митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

 

Во время праздника Успения Богоматери мы лобызаем священную икону, которая изображает событие Её Успения. Икона не может изобразить всего того, что произошло во время погребения Богоматери, но она показывает, что такое Церковь. Речь идёт об иконе, которая в наиболее удачной и изящной манере указывает на таинство Церкви.

Церковь — это не некая человеческая организация, но Богочеловеческое Тело Христа. Это единство Бога и людей в лице Христа. В священной иконе Успения Богоматери мы видим, что Церковь в своём центре имеет Христа и Богоматерь, как Матерь Христа, а вокруг них расположены Апостолы, епископы и Ангелы.

Следовательно, в священной иконе очевидным становится то, что в Церкви смерть упразднена, и то, что мы называем смертью, является простым сном. Тело приемлет божественную благодать и просвеляется, но и душа после смерти живёт, и, если человек освятился, то есть стал святым, то он находится «в руке Божией». То, что произошло с Пресвятой Девой Марией, мы желаем , чтобы аналогично произошло и с нами. То есть, мы желаем того, что когда придёт время уйти из этого мира, чтобы мы были в Церкви. Необходимо молиться, чтобы подле нас были духовные отцы, дабы мы приняли от них их молитву, а главное, чтобы мы причастились Тела и Крови Христа.

Даже Аффоний, который стремился обесчестить тело Девы, не смог этого сделать. Точно также существуют разные враги, которые стремятся осквернить Тело Христово, которым является Церковь, но они не смогут достичь этого и ничего не сделают, потому что Церковь — это не человеческая организация, но богочеловеческое Тело Христа. Церковь обладает огромной силой, и она вовсе ничего не боится, но она спасает всех и даже тех так называемых её врагов, когда они приходят к покаянию.

Вся композиция иконы Успения, которая состоит из предстоящих лиц, составляет умозрительный Крест. Горизонтальная планка Креста образуется ложем, на котором лежит тело Богоматери. Вертикальная же планка Креста образуется в верхней части тем, где прямо стоит Христос, а нижняя часть образуется евреем Аффонией, который возжелал обесчестить тело Богоматери. Это мысленный Крест, который образуют Христос, Богоматерь и присутствующие при Успении Её, большинство из которых воспевают Её, а один из них пытается нанести бесчестие.

Крест — это слава и бесчестие, спасение и проклятье. Апостол Павел заявляет, «Слово о кресте для погибающих есть безумие, а для спасаемых сила Божия» (I Кор. 1, 18).

У Церкви также есть свои искушения, исходящие от людей, которые не живут таинством Креста и Воскресения Христа и не понимают его. Они не могут вкусить богообразной жизни и не могут быть посвящены ему, и они противодействуют тем, которые живут в несколько ином жизненном измерении.

Тайна Креста явным образом является в тех людях, в которых изображается икона Успения Богоматери. Боль и страдание, любовь и молитва, восторг и видение, песнопения и молчание, все они являются причастностью тайне Креста Христова.

В учении Отцов Церкви говорится о таинстве Креста и Воскресения Христова, которым является любовь Божия, исходящая от Троичного Бога ещё прежде создания мира и во время его творения, до грехопадения человека и после него, до вочеловечения Христа и во время вочеловечения Его, до Пятидесятницы и после неё. Это любовь Божия, которая делает нас причастной ей различными образами, как зажигающая и просвещающая, сообразно двойному действованию Креста.

Это таинство Креста проявляется в тех людях, в которых изображается икона Успения Богоматери. Боль и страдание являются причастностью таинству Креста Христова.

Крест — это слава Христа с Его любовью и Его уничижением-кеносисом, но это и слава Богоматери, Которая в течение всей Своей жизни с глубочайшим смирением жила тем, что является богоподобным и высочайшим кеносисом, то есть таинством Креста и Воскресения. Этим жили и Апостолы, и святители, которые стали друзьями Божиими, друзьями Креста.

В конце концов, пребывая в этом мыслимом образе Креста, можно выявить и подчеркнуть достоинство человека, когда в течение всей свой жизни и его образе успения, сообразно прообразу Богоматери, имеет место быть горизонтальная планка Креста, и к нему добавляется верхняя планка Креста, которой является божественная благодать.

Пресвятая Богородица принесла в мир великую радость, потому что Она родила Христа, Который является нашей радостью и надеждой нашего спасения. Посему мы Её любим и Её просим о Её предстательстве за нас, чтобы Она нас укрепила в различные моменты нашей жизни, чтобы Она молилась за нас, чтобы мы оставались в Православной Церкви, чтобы Она была посредницей в том, чтобы нам удостоится победить смерть силою Христа, и чтобы нам войти в небесную Церковь.

+ Митрополит Навпактский и св. Власия ИЕРОФЕЙ
parembasis.gr

 

© Перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет», 2014 год

Успение Богоматери

Η Κοίμηση της Θεοτόκου

 

Преподаватель Константина Иконому

ου Κων. Α. Οικονόμου δασκάλου

 

Праздник Успения Богоматери, который мы празднуем 15 августа (по Юлианскому календарю, 28 по гражданскому) является величайшим из всех Богородичных праздников, то есть тех праздников, которые Церковь установила в честь матери нашего Господа. Вполне вероятно, что он является самым древним из всех праздников.

Первые исторические свидетельства об этом великом празднике появляются в 5 столетии, в то время когда был созван III Вселенский Собор (431г.). Положение нашей Пречистой Девы в богослужебном круге нашей Церкви было подтверждено Ефесским Собором, хотя несомненно то, что намного ранее воздаяние почтения Богоматери было развито в некоторых христианских общинах. Сведения о жизни Богоматери, до Благовещения и после Вознесения Господа, мы черпаем из Православного предания, в то время как книги Нового Завета не позволяют нам узнать о каких-то сторонах жизни этого периода жизни Богоматери. Эти сведения из священного Предания перекочевали в так называемые апокрифические и ложно подписанные книги.

Там мы могли бы сказать, что 15 августа является историческим свидетельством этих книг. Итак, таковыми главными источниками являются: Апокрифическое сказание святого Иоанна Богослова «Об Успении Богоматери Марии», хотя некоторое дополнительные сведения мы берем из творения «О божественных именах» свмч. Дионисия Ареопагита, из «Похвальных слов на Успение» разных отцов нашей Церкви, таких как свт. Модест иерусалимский, свт. Андрей Критский, свт. Герман Константинопольский, прп. Иоанн Дамаскин и другие, а также из тех стихир, которые поет наша Церковь. В этих текстах сохраняется «древнее и истеннейшее» (αρχαία και αληθεστάτη) предание Церкви об этом событии из жизни богоматери. В прочем, одной частью этого предания является и православная иконография.

Согласно сведениям, которые нам дают выше упомянутые тексты, Богоматерь была извещена Ангелом посланным от Бога о предстоящей Ее смерти. Посему Она потом взошла на гору Елеон для того, чтобы помолиться, а затем спустилась в свой дом. Там она известила знавших Ее о ее отхождении из этого мира, и Она подготовила для Себя место погребения. Вокруг смертного одра Богоматери собрались все апостолы, кроме апостола Фомы. Сила Святого Духа на облаках взяла их из различных мест вселенной, где они проповедовали, и собрала их в Иерусалиме. «Сие богоносное тело с песнопениями ангелов и апостолов, Она скончалась и была погребена, в во гробе положена в Гефсимании, и на сем месте в течении трех дней непрерывно воспевалось пение ангелов и ангелы окружали его».

После же на третий день пение ангелов прекратилось, оставшиеся Апостолы, один из них отсутствовал (Фома), а после третьего дня они возжелали прийти поклониться богоносному телу, они открыли гроб. И тело же это достославное не могли нигде найти, только «нашли надпись надгробную и из гроба иточалось благоухание неизреченное». Ее Сын, который воплотился от нее, приял на небеса ее пречистое тело и Ее святую душу.

Это предание нашей Церкви прекрасно резюмируется в эксапостиларии праздника Успения, «Апостоли отовсюду совокуплени зде, в Гевиманийстей веси, погребите тело Мое, и ты Сыне и Боже мой, приими дух мой».

Успение Богоматери охватывает Ее смерть, погребение (гроб) и Ее переселение на небеса. Как говорится в кондаке праздника, «гроб и умервщление не удержатся (Богоматерь), яко же живота Матерь, к животу пристави, во утробу вселивыйся приснодевственную». То есть гроб и смерть не смогли удержать Богоматерь, потому что Господь, Который есть источник истинной жизни, восприял человеческую плоть от утробы Богоматери и родился от нее. Так Она становится Всесвятой Его матерью, матерью жизни, источником жизни.

Поскольку Господь своей крестной смертью попрал и упразднил смерть, так что вполне естественно, чтобы Он возвел на небеса и Свою Матерь, и даровал бы Ей славу в вечности. Как говорится в стихире Успения, смерть … Та, от которой родилась жизнь, переносится к жизни. Так смерть Богоматери называется «бессмертным Успением». И все это потому, что Пресвятая Мария первая среди людей осуществила обожение человека, которое является продолжением воплощения. В лице Богоматери человечество принесло Новую Еву, в которой бы осуществилось бы то, что Сам Бог предполагал осуществить в первозданных людях после их грехопадения.

Примирение с Богом и обожение человека. Как точно об этом говорили Святые Отцы «Бог вочеловечился, дабы мы обожились». «Бог становится человеком, дабы Бог усовершенствовал человека». Это обожение было показано на Богоматери, потому что, как говорит св. Николай Кавасила, Она явила человека таким, каким он был в начале в раю, и каким ему подобало стать в последствии. Успением  Богоматери предвозвещена та слава, которая нас ожидает. Никифор Феотокис добавляет: «Ее слава, которую Богородица восприняла, является величайшей из всех слав, чтобы воскреснуть самой первой по времени от тления, дабы прославиться прежде свершения суда и расследования, чтобы прежде восприять воздаяние прежде, нежели пришел день воздаяния, чтобы в завершении быть почтенной с почестями, подобными тем, что Ее Сын ». То есть то, что верующие получат после Второго пришествия Господа и страшного суда, прежде этого получает это Матерь Божия. Таким образом, и объясняется, почему праздник Успения Богоматери является в сознании церковной полноты некой Второй Пасхой. «Инаго жития вечнаго начало», которое мы празднуем во время Пасхи Христовой, первым плодом его является слава Пресвятой Богородицы.

Поскольку для нашей Церкви Богородица является «падшего Адама воззвание, слез Евиных избавление», то мы завершим в качестве эпилога наше слово словами великого отца прп. Иоанна Дамаскина: «Богородица содействовала воплощению Христа, Она послужила всемирному спасению, потому что благодаря Ей осуществился предвечное решение Божие: воплощение Слова и наше собственное спасение».[1]

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2017год.

 

[1] Ιωάννης ο Δαμασκηνός, Β' Εγκώμιον εις την πάνσεπτον Κοίμησιν της Θεομήτορος, 18.(прп. Иоанн Дамаскин. Похвальное слово на Успение Богоматери)

 

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)

Пресвятая Богородица как образ человеческой свободы

Не свободен ли я? (1Кор. 9: 1)

[Бог является] как убеждающий, а не принуждающий, ибо Богу несвойственно принуждение.

(Послание к Диогнету VII, 4).

panagia2

Что мы принесем Тебе?

В одном из чудных православных песнопений, поющихся на Рождественской вечерне, совершаемой в Навечерие праздника, Дева Мария называется величайшим и ценнейшим даром, который человечество может принести своему Творцу:

Что Тебе принесем, Христе,

 яко явился еси на земли, яко человек, нас ради?

Каяждо бо от Тебе бывших тварей

благодарение Тебе приносит:

Ангели – пение;

небеса – звезду;

волсви – дары;

пастырие – чудо;

земля – вертеп;

пустыня – ясли;

мы же – Матерь Деву.

Будучи высшим человеческим даром, Матерь Божия является для нас идеалом – следом за Самим Христом и по благодати Божией – того, что значит быть личностью. Она, как зерцало, отражает наше истинное человеческое лицо. И как идеал и пример для нас Она являет нам, прежде всего, человеческую свободу. «Не свободен ли я?» – вопрошает себя Апостол. Пресвятая Богородица точно указует нам, что значит эта свобода.

Свобода, то есть способность сознательно принимать нравственные решения с чувством полной ответственности за них перед лицом Божиим, – это и есть именно то, что более всего отличает человека от прочих животных. Сёрен Кьеркегор пишет, что «самой страшной вещью, данной людям, был выбор, свобода» [1]. Без свободы выбора не существует подлинной личности. Когда Бог говорит Израилю: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери …» [2] – он предлагает нам дар, нередко горький и мучительный, даже трагичный, которым очень нелегко распорядиться достойно, но без которого мы не можем по праву называться людьми, ибо именно свобода выбора более всего остального и составляет образ Божий в нас.

Несомненно, этот тезис нуждается в разъяснениях. Божественная свобода безусловна, тогда как наша свобода в сем грешном и падшем мире ограничена, но, тем не менее, она не может быть отнята у нас, и остается, в определенном смысле, постоянной и неотъемлемой.

Давайте рассмотрим вместе природу этой свободы, столь значимой для нашей человеческой личности и столь полно явленной Преблагословенной Богородицей при Благовещении.

Ответ на свободу

По мнению Карла Барта, является грубейшей ошибкой считать, что при Благовещении Пресвятая Богородица принимает решение, от которого зависит спасение мира. Однако взгляд на Богородицу (это утверждает Барт в своем труде «Церковная догматика») как на «человеческое творение, содействующее как служитель в деле своего избавления на основе предварительно излитой на нее благодати», есть ересь, которой должно сказать решительное «нет». Согласно Барту, роль Богородицы при Благовещении должно понимать как роль «человека без воли, без свершений, без способности к творчеству, без свободы выбора, лишь как человека, способного только принимать, только быть готовым, только позволять вершить что-то над – и вместе – с собой» [3].

Христианский Восток предлагает совершенно иной подход к этому вопросу. Народный богослов XIV века святой Николай Кавасила сформулировал его следующим образом:

«Воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа – благоволения Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также и делом воли и веры Девы. Ибо как без участия Трех Божественных Ипостасей решение о воплощении Слова не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры Предвечный Совет не мог бы быть осуществлен. Бог, научив и убедив Ее таким образом, делает Ее Своей Матерью. Он заимствует Свою плоть от знающей об этом и желающей этого. Бог желал, чтобы Матерь носила Его во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добровольно, чтобы Она стала Матерью по желанию и доброй воле» [4].

Кавасила осознает важное значение тварной человеческой свободы Девы в Воплощении. «Как убеждающий, а не принуждающий» – это заявление из Послания к Диогнету полностью осуществилось в событии Благовещения. Бог стучит в дверь, а не ломает ее.

Богоматерь была выбрана, но и Сама Она делает свой выбор. Она не просто принимает, Она не является созданием «без воли, без свершений, без способности к творчеству», но свободно отвечает Богу. Согласно высказыванию святого Иринея, «Мария содействовала устроению» [5]. По словам же Апостола Павла, Она является «содеятелем» Бога, то есть не просто послушным орудием, но активным участником таинства. В Ней мы видим не пассивность, но соучастие, не слепое подчинение, но содействие, не передачу, но взаимные отношения.

Кратко смысл всех этих рассуждений содержится в словах Богоматери Ангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» [6]. Этот ответ совсем не был очевиден, Пресвятая Богородица вполне могла ответить отказом. Насилие чуждо Божественной природе, и потому Бог не воплотился бы, не испросив предварительно согласие Той, которую Он хотел сделать Своей Матерью. Как утверждает Папа Павел в своем знаменитом послании «Marialis Cultus» («О почитании Пресвятой Девы Марии») (2 февраля 1974 г.), Пресвятая Богородица «допущена как бы к диалогу с Богом» и «деятельно и добровольно дает Свое согласие». В ней должно видеть женщину, «не просто пассивно подчиняющуюся обстоятельствам повседневной жизни», но «поступающую свободно и дерзновенно» [7]. Она самостоятельно принимает решение. Поразительный факт, еще не осознанный нами до сих пор в полной мере, состоит в том, что в отличие от сотворения мира, осуществленного исключительно действием Божественной воли, возрождение мира произошло при содействии простой деревенской девушки, невесты плотника.

Соучастие, молчание, страдание

Если Богородица предстает как истинный образ человеческой свободы, подлинной свободы и освобождения в момент Благовещения, то ее действия и ее слова в непосредственно последовавших за этим, согласно Евангелию от Луки, событиях, являются иллюстрацией трех важнейших последствий того, что значит быть свободным. Свобода сопряжена с соучастием, с молчанием и со страданием.

Свобода сопряжена с соучастием. Первый поступок Пресвятой Богородицы после Благовещения был связан с желанием поделиться с кем-нибудь добрым известием. И вот Она с поспешностью пошла в нагорную страну, в дом Захарии, и приветствовала свою двоюродную сестру Елисавету [8].

Здесь присутствует одна важная составляющая свободы: нельзя быть свободным в одиночку. Свобода не индивидуальна, но социальна. Она подразумевает человеческие отношения, не только «меня», но и «тебя». Эгоцентричный человек, отвергающий любые обязательства по отношению к другим, может обладать лишь ложным чувством свободы. В действительности же, он самым жалким образом несвободен. Освобождение, в правильном значении этого слова, означает не презрительную изоляцию от других и уж тем более не агрессивное самоутверждение, но содействие и взаимопомощь. Быть свободным значит ощущать себя одним лицом, смотреть глазами других, чувствовать их чувствами, ибо, если «страдает один член, страдают с ним все члены» [9]. Я стану свободен, лишь став личностью, обратив свое лицо к другим, глядя им в глаза и позволяя им глядеть в мои. Отвернув же лицо, отказавшись от соучастия, я тем самым лишаюсь свободы.

В этом вопросе христианское догматическое учение о Боге находится в непосредственной связи с нашим пониманием свободы. Как христиане мы веруем в одного Бога, который не просто «Един», но «Един в Трех Лицах». Божественный образ в нас есть не что иное, как образ Троичного Бога. Бог, наш Создатель и Первообраз, – это не одно лицо, самодостаточное и любящее лишь Самое Себя, но есть общение Трех Лиц, в котором Одно пребывает в Другом в непрестанном движении взаимной любви.

Из этого следует, что Божественный образ, содержащийся в нас и являющийся нетварным источником нашей свободы, есть образ отношений, проявляющихся в дружбе и взаимообщении. Сказать: «Я свободен, ибо сотворен по образу Божию», равнозначно тому, что сказать: «Ты нужен мне, чтобы я был самим собой». Как настоящей личности не существует там, где нет двух личностей, связанных между собой взаимоотношениями, так и настоящей свободы нет там, где эту свободу не разделяют, по крайней мере, два человека.

В этом как раз и состоит первая составляющая свободы, которой мы учимся на примере Пресвятой Богородицы. Эта составляющая есть общение, открытость другим, отзывчивость. Никто из нас не может быть свободным, не рискуя, не подвергнув себя всем опасностям разделенной любви.

Однако свобода, сопряженная с соучастием, сопряжена и с молчанием, иными словами, со способностью слушать. «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему», – отвечает Пресвятая Богородица при Благовещении. Ее позиция – это слушание Слова Божиего. И действительно, не вслушавшись в Слово Божие и не приняв его через слух в сердце своем, Она никогда бы не смогла зачать и носить во чреве своем Божественное Слово. Евангелист Лука не раз подчеркивает эту отличительную особенность Богородицы – способность к слушанию. После поклонения пастухов новорожденному Христу он пишет: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» [10]. Затем сходными словами евангелист завершает и рассказ двенадцатилетнего Христа: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» [11]. Ее способность слушать столь же явно подчеркивается в ее наставлении служителям на свадьбе в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» [12]. Эти слова являются последними Ее словами, сообщаемыми в Евангелии, Ее духовным завещанием Церкви: «Слушай, прими, отвечай». Далее в Евангелии от Луки, когда одна жена из народа прославляет Матерь Христову, а Он отвечает: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» [13], без малейшего намека на отсутствие уважения к Родившей Его, Христос показывает нам, в чем состоит Ее подлинная слава. Богородица почитается не просто за факт своего природного материнства, но за то, что слушала Слово Божие всем желанием своим и в полном достоинстве Своей личной свободы, и приняла Его в сокровенные свои, и сохранила Его в себе.

Следовательно, нам был явлен и второй способ, сделавший Богородицу образом человеческой свободы. В учении святого Григория Паламы и в Православной мистической традиции Богородица называется «исихастрией» – безмолвницей – служащей Святому Духу молчанием сердца. Внутреннее молчание такого типа не является отрицательным – просто отсутствием звуков или паузой между словами – но утверждающим и живым, исходящим из самых глубин нашего существа и являющимся одной из важнейших составляющих нашей личности. Без молчания мы не можем считаться по праву людьми и не обладаем подлинной свободой. Непрерывная болтовня порабощает, тогда как способность слушать есть важная часть свободы. Богородица свободна, поскольку она слушает. Если мы не сможем слушать других – если мы не взрастим в себе, по мере сил наших, творческое внутреннее молчание, как это сделала Она, – мы будем страдать от отсутствия подлинной свободы. Лишь тот, кто умеет хранить молчание и слушать, способен принимать решение, имея подлинную свободу выбора.

Однако существует и третья грань свободы, отмечаемая в Евангелии от Луки. Недаром при Сретении Господнем Симеон говорит Пресвятой Богородице: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» [14].

Воистину, свобода сопряжена и со страданием. Она приводит к кенозису (внутреннему опустошению), поднятию креста, отречению от жизни ради других. Добровольный выбор Пресвятой Богородицы при Благовещении породил и горе, и радость. Среди современной русской интеллигенции Николай Бердяев, прозванный критиками «пленником свободы» и сам любивший это свое прозвище, очень точно подметил эту высокую цену свободы. «Но я всегда знал, – пишет он в своей философской автобиографии «Самопознание», – что свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание. Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя» [15].

Мучительный и жертвенный характер свободы столь же явно проступает и в «Легенде о великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Инквизитор укоряет Христа в том, что он дал человечеству свободу и, следовательно, подверг его столь мучительному страданию, которого оно не могло выдержать. Он утверждает, что именно из жалости к человеческим страданиям он и его соратники и лишили людей этого тяжкого дара свободы. «Мы исправили подвиг Твой», – говорит он Христу. И он прав. Свобода – это, действительно, тяжкое бремя, как хорошо поняла Пресвятая Богородица у Креста. Но в то же время без свободы невозможны ни подлинная личность, ни взаимная любовь. Если мы отказываемся воспользоваться даром свободы, который Господь предлагает нам, мы опускаемся до уровня недочеловеков, если же мы отказываем другим в свободе, мы лишаем их права быть людьми.

Это лишь некоторые из путей, которыми Богородица, зерцало и идеал человеческого рода, является образом человеческой свободы. «Не свободен ли я?». Действительно, каждый из нас был создан свободным. Однако, свобода – это не только дар, но и вызов, подвиг, который должно совершить каждому из нас, как явствует из примера Богоматери. Свободу не достаточно просто принять, ее необходимо открыть в себе, ей должно научиться, ее нужно использовать и защищать – и, наконец, отдать. Приведем здесь окончание цитаты Кьеркегора, с которой мы начали наш рассказ: «Самой страшной вещью, данной людям был выбор, свобода. И если хочешь спасти свою свободу и сохранить ее, есть только один способ: в ту же секунду вернуть ее Богу — и себя вместе с ней». Лишь с возвращением нашей свободы Богу – через соучастие, молчание и страдание – мы сможем воистину стать свободными личностями по образу Лиц Святой Троицы, взяв себе за образец Преблагословенную Богородицу.

Примечания:

[1] «Статьи», перевод Α. Dru, Оксфорд, 1938, §1051.

[2] Второзаконие 30: 19.

[3] Т. 1, часть 2 (Эдинбург, 1956), стр. 143, 191.

[4] Св. Николай Кавасила. Слово на Благовещение IV – V. Pastrologia Orientalis 19, 488.

[5] Св. Ириней. Против ересей. 3.21.7/PG 7, 953B.

[6]  Лк.1: 38.

[7] § 37.

[8]  Лк. 1: 39-40.

[9] 1 Кор. 12: 26.

[10] Лк. 2: 19.

[11] Лк. 2: 51.

[12] Ин. 2: 5.

[13] Лк. 10: 27- 28.

[14] Лк. 2: 35.

[15] Из журнала «ВИМОФИРО» № 1. С. 42-46.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События