Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Духовная жизнь

 

Молчание Бога

Беседа на 118-й псалом

Митрополит Лимассольский Афанасий

Время Господу действовать: закон Твой разорили (Пс. 118: 126)

«Время Господу действовать» может означать, что пришло время сделать нам что-нибудь для Господа. Правильным толкованием, однако, является такое: «Время действовать и Тебе, Господи». Человеческий опыт подтверждает это: как псалмы Давидовы, так и наша повседневная жизнь говорят о том, что всякий человек в своей жизни на опыте постигает великую тайну — тайну молчания Божия.

 

Христос на корабле Христос на корабле

    

Часто нам кажется, что Бог молчит. А еще точнее — что Бог отсутствует. Часто мы ищем Бога и хотим, чтобы Он сделал что-нибудь, но Он не делает ничего и позволяет событиям развиваться так, как они развиваются, а это развитие может быть для нас драматичным, трагичным, нас может душить несправедливость, скорбь, но, несмотря на это, Бог молчит. Он не вмешивается и ничего не делает.

Естественно, в человеке закипает протест, он как бы хочет сказать Богу: «Почему Ты не делаешь ничего?! Почему Ты не действуешь?! Почему не вмешиваешься и не останавливаешь это, всю эту несправедливость, ведь Ты видишь ее и она против Твоего закона?» Однако Бог молчит.

Бог всегда действовал так. Бог вершил Свои дела в молчании. Он являлся в мире, но в то же время словно отсутствует в том, что происходит в этом мире, и не только в личной жизни человека, но даже в жизни Церкви.

Когда мы читаем жития святых и особенно мучеников первых веков христианства (да и нашего времени), мы видим вот что. Были такие христиане, которых преследовали, которые мученически страдали и кровью заплатили за свою веру во Христа. Были периоды, когда казалось, что Церковь вот-вот рухнет, что враги Церкви достигли апогея своей мощи, силы и славы, а Церковь падает до самого нижнего предела бессилия и унижения. Кто-нибудь сказал бы: «Почему же Бог не вмешивается, почему еретики торжествуют? Почему при врагах Церкви дела идут хорошо, а при нас ничего хорошего нет и вместо благ мы катимся ко всё худшему и худшему?» Потому, думаю, что нас, посланников, Бог поставил последними, как бы приговоренными к смерти, ибо мы сделались позорищем для мира — для ангелов и человеков[1]. Последними людьми, самыми униженными оказались мы, апостолы.

Бог так действует в нашей жизни. Почему? Потому что Он хочет изменить образ нашего мышления, хочет, чтобы в нас включилось покаяние, изменение ума[2] и самого образа нашего мышления, чтобы мы отошли от мирского образа мыслей и вошли в Божий образ мыслей, который есть жертва, любовь и кеносис[3] за другого человека.

Подумайте и увидите, что Сам Господь в Своей земной жизни поступал так, когда был пойман, предан в руки людей и уничижил Себя самым унизительным образом. Тогда святой апостол Петр, руководствующийся человеческими критериями, хотел отрезать ухо слуге, чтобы проявить доблесть и исполнить свою волю, но Христос укорил его и сказал:

— Постой, ты что, думаешь, что Я не могу защитить Себя? Если захочу, Я защищу Себя и могу представить здесь 12 тысяч ангелов, чтобы они защитили Меня[4], но Я не хочу этого и не нуждаюсь в человеческой защите. Я добровольно предаю Себя на смерть, не противясь происходящему.

Естественно, подобное происходит в жизни каждого из нас, всех без исключения, тогда в душе действительно рождается такое чувство, что Бог больше не может молчать: «Боже, сделай же наконец что-нибудь! Восстань, пробудись!»

У нас на Кипре многие думают, что богослужение в Великую субботу утром — это и есть Воскресение, когда мы поем: «Воскресни, Господи, суди земли»[5]. Но это не значит, что Христос воскрес тогда, это просто молитва Церкви, в которой мы молим Бога воскреснуть: «Восстань, воскресни наконец, не будь столь безмолвен, унижен, сокрыт во Гробе». Это человеческое ожидание, наше желание того, чтобы что-то произошло. И хорошо, что мы не боги. Ведь если бы мы были богами, мы за пару минут перевернули бы весь мир с ног на голову! Мы осудили бы всех и посадили на скамью подсудимых — по-человечески!..

Вспоминаю, как однажды, когда я был молодым диаконом, произошло нечто, и я реагировал подобным образом:

— Ну, что это такое?! Этот человек должен быть наказан, его надо поставить на место, пусть он понесет такое-то наказание!

Старец, естественно, слушал меня, качал головой и ничего не говорил. А я сказал что-то из тех обычных слов, которые мы говорим, когда нас переполняет чувство несправедливости.

На другой день во время литургии читали Евангелие, в котором повествуется, как однажды Христа изгнали из одного города, и Он ушел, а ученики сказали Ему:

— Учитель, хочешь, мы помолимся, чтобы огонь сошел с неба и сжег их?[6] Ведь они Тебя гонят!

Они уже совершили к тому времени некоторые чудеса как Христовы апостолы и думали, что поскольку Христос этого не делает, то лучше им самим помолиться, чтобы сошел огонь с неба и сжег жителей того города. Ведь те были грешными и неправедными, а они-то сами были «за справедливость».

И вот «случилось» это евангельское чтение.

Христос ответил им:

— Вы не знаете, какого вы духа! Вы еще не поняли, какого вы духа и какого духа мы. Я пришел не губить души человеческие, но спасать людей[7].

Как только я прочел Евангелие, старец остановил меня в церкви и сказал:

— Прочитай его еще два-три раза, что понять смысл сначала тебе самому, а затем и другим!

Действительно, это великое дело — изменить способ, которым мы мыслим, отстраниться от мирской справедливости и вступить в Божию справедливость, где Бог действует совсем по-другому, как Отец, желающий спасти всех людей, даже диавола. А мы функционируем как люди, желающие установления своей справедливости:

— Посмотри, он же меня мучает, тиранит, он угрожает моей жизни, хватит уже! Я не выдерживаю, не могу больше, закрой же ему рот! Или схвати его за горло! Ну, хорошо, я не говорю: «Убей его», но уж если он умрет, я не заплачу.

 

Святый апостол Карп Святый апостол Карп

В житии святого апостола Карпа, жившего в Риме и благовествовавшего Евангелие[8], говорится, что там был некий еретик-обманщик, притворявшийся христианином, и был он таким красноречивым и ловким шарлатаном, что всё время чинил апостолам препятствия, и им не удавалось проповедовать. Христиане хотели сделать что-нибудь духовное, а он шел и всё проваливал, и они, как люди, вознегодовали.

Молясь, святой апостол Карп имел видение в Святом Духе. Он увидел бездну, над которой висел тот еретик, буквально разорявший дело Церкви. Еретик дрожал и весь трясся, а бездна в любой момент готова была его поглотить.

— Ну, — сказал сам себе святой апостол Карп, — в конце же концов! Пусть он упадет туда, чтобы мы наконец вздохнули свободно! Сколько еще он будет терзать нас, он же просто измучил нас!

И как только произнес эти слова, он увидел перед собой распятого Христа, Который сказал ему:

— Посмотри, Я снова готов распяться за этого человека. А тебя, если будешь продолжать в таком же духе, Я отправлю в бездну! Если будешь продолжать думать так и не поймешь, Кто Мой Дух и какой дух должен иметь ты!

Это действительно трудно, но Церковь своим исцеляющим действием совершает это изменение, а более всего совершает его Сам Бог, Который действует, как знает, и в конечном счете это нам помогает. Иногда проходят долгие годы, а Бог вообще не говорит и попускает человеку терзаться, пока тот не изменит свой образ жизни. И нас разрывает это чувство — чтобы Бог в конце концов восстал и прекратил наши терзания.

Передо мной лежит один еще неопубликованный текст. Однажды некая семья поехала к старцу Софронию (Сахарову), этому святому человеку, в Эссекс, в Англию, к этому святогорскому старцу, описавшему жизнь преподобного Силуана Афонского, поистине современного святого. У этих людей была большая проблема с ребенком, у него была врожденная неизлечимая болезнь, и они действительно несли тяжкий жизненный крест. Ребенок этот был у них единственным. Жизнь их была сплошным мучением.

Пошли они к старцу Софронию, заплакали, открыли свою боль и скорбь, попросили сказать им несколько слов, и, помолясь, он с огромным состраданием рассказал им кое-что из своей жизни, что они тут же записали. Показали затем ему записанное, и старец подписал внизу: «Точно так я и говорил».

Архимандрит Софроний (Сахаров Архимандрит Софроний (Сахаров

Он был русским и безупречно говорил по-гречески, на кафаревусе[9]. Это небольшой текст, в нем он рассказывает о собственном жизненном опыте. Я зачитаю его вам, чтобы вы увидели, как драматично переносили святые это молчание Бога в своей жизни; в конечном счете, это и было ключом, помогшим им открыть дверь к святости. Старец сказал им следующее:

«57 лет я ношу рясу, и мне кажется, что я старался не быть нерадивым к моему спасению, с великим страхом и слезами я всегда молил Бога, чтобы Он стал для меня солнцем, чтобы Он простил мне все грехи и не отринул меня от подножия Своих ног.

Я старался, по силе своей, не обидеть никого на земле, и чтобы Бог скорее дал мне мужество служить как можно большим людям, не ожидая от них никакой отдачи — ни материальной, ни духовной, но лишь от Бога чая благодати на прощение грехов. И при всём том за всё это время (более половины века) я не знал ни мира, ни безопасности, но всегда чувствовал рядом с собой какую-нибудь опасность или, по меньшей мере, — неблагоприятное отношение (ко мне)».

Действительно, жизнь этого старца была запечатлена сильным отвержением его со стороны людей, но великими дарованиями со стороны Бога.

«Что бы я ни начинал делать, даже малейшее дело, почти всегда наталкивался на непреодолимые препятствия. Двери мира сего, почти все, были всегда закрыты предо мною».

Представьте себе человека, который 57 лет старается творить Божие дело, а все двери мира сего закрыты для него! Что бы он ни начинал делать, встречал огромные препятствия.

«Я состарился и так и не понял смысла всех этих испытаний — то есть проявление ли они гнева Божия ко мне, грешному, или тут происходит что-то другое? Всё, что я переношу, — препятствия, напасти и т. д., — случается, потому что Бог разгневан на меня из-за того, что я грешен, или что-то другое происходит в моей жизни? Я не мог этого понять. Много раз я молил Бога открыть мне, почему всё всегда идет так, но Бог всегда отвечал мне молчанием».

Этот старец, говоривший с Богом лицом к лицу, как приятель с приятелем, и испытавший такие великие состояния благодати, уникальные и редкие, молил Бога открыть ему, почему в его жизни всё идет так, почему у него столько трудностей и препятствий и всё закрыто для него, но Бог всегда отвечал ему молчанием. Бог никогда ему не отвечал. Поэтому старец сказал этим людям:

«Из всего того, что я сказал вам, вы поймете, что я не в состоянии дать вам объяснение того драматичного испытания, в котором вы находитесь, но всегда буду поминать вас в своих молитвах с любовью и состраданием».

И завершает:

«Нам трудно обвинить Бога и оправдать себя».

То есть это очень трудно — сказать, что Бог виновен или Бог разгневан, что всё в жизни у меня идет наперекосяк, но я сам невиновен. Нелегко нам сказать эти слова, взвалить всю вину на Бога и обезвинить себя.

«Но точно так же нелегко сделать и противоположное, подобно приятелям Иова, возжелавшим стать поборниками правды Божией, забывая о том, через какие страшные мучения проходил Иов».

Но опять же, говорит старец, нам нелегко сказать и: «Вы виновны, а Бог невиновен!» Стать адвокатами Бога и сказать страдающему человеку:

— Ты знаешь, Бог не виноват, это ты виноват и поэтому терпишь всё это!

«Другими словами, есть два положения. Первое: “Я невиновен, а виновен Бог, Который мучает меня и терзает, поскольку разгневан!” И второе: “Я виновен, а Бог невиновен!” Но оба они трудны. В первом случае ты не можешь приписать Богу затруднение, через которое проходишь, а во втором — не можешь приписать его одному себе и, без того страдая, понести на себе еще одно дополнительное бремя, а именно то, что ты причина тому и сам виноват во всём, то есть стать адвокатом Бога», — говорит старец Софроний.

И заканчивает он следующими замечательными словами:

«Поэтому Бог молчит, молчим и мы».

Поскольку Бог молчит, то молчим и мы и не можем сделать ничего, как только поминать друг друга в молитве с любовью и состраданием.

Думаю, это очень сильный текст. Все тексты и слова старца Софрония такие сильные. А это слово, которое было его живым словом к людям, я просто нашел, поскольку оно хранилось в монастыре для личного употребления, и попросил, чтобы мне сделали с него копию.

Действительно, как это характерно для нашей жизни! Для всех нас без исключения наступает час, когда мы проходим через такие трудности, когда мы не знаем даже, что и сказать. Взять ли на себя бремя ответственности? Но мы его не выдержим. Мы не можем его понести. На нас и без того давит столько напастей, что мы не выдерживаем их бремени и тягот. Приписать ли их опять же Богу? Но и это тяжело, этого мы тоже сделать не можем. Что же мы тогда делаем? Мы делаем то, что говорит старец Софроний: «Бог молчит, молчим мы». Вручаем жизнь свою в руки Божии с великим доверием. Это то, что мы возглашаем на святой литургии: «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим». Самих себя, все наши дела, всю жизнь свою предадим в руки Христа, чтобы обрести мир, чтобы перестать поедом есть друг друга, вести войну, бороться с Богом.

Почему со мной случается такое? Сколько трудностей, сколько мук, сколько превратностей? Почему ничего не идет как следует в моей жизни? Почему у меня всё не так? Я ничего не сделал, что пошло бы как следует! Всё идет наперекосяк! И старец говорил так:

«Все двери были закрыты, и никогда ни одна дверь не открылась передо мной».

И человек задыхается, это естественно, это по-человечески. Ты задыхаешься в этом вопросе, в этом «почему именно со мной?!» Но, несмотря на это, вопрос «почему?» не имеет ответа или, по крайней мере, такого ответа, которого ты хочешь. Потому что Бог отвечает тебе молчанием для того, чтобы ты понял, что тебе надо успокоиться, обрести мир, и когда ты предашь всё в руки Божии, когда сможешь, хоть и изнуренный всем этим, отдать себя в Божии объятия, прильнуть к Божиим объятиям, тогда ты поймешь, почему произошло всё это. Тогда Бог тебе ответит.

 

Старец Ефрем Катунакский Старец Ефрем Катунакский

Вы помните пример со старцем Ефремом из Катунаки? Этот старец был послушником у одного очень сурового старца[10], трудного, придирчивого. 42 года в пустыне оказывал он послушание этому тирану, этому человеку с очень тяжелым характером и соблюдал полное повиновение. Хранил себя от того, чтобы осудить старца и пойти против него.

Много раз он задыхался в помысле своем и говорил себе: «Всё, больше не могу, уйду отсюда, оставлю его, пойду туда-то! С ним невозможно жить в таких условиях!» Каждый раз, когда он решался уйти и говорил: «Ухожу, всё!» — Бог покидал его, и он видел (будучи богоносцем), как благодать оставляет его. Ничего не менялось к лучшему, однако он возвращался обратно, плакал и испрашивал прощения у Бога за то, что решился бежать, изменить своему послушанию и уйти оттуда.

Прошло 42 года, а он всё молился, желая понять, что ему делать в таком положении. Под конец его старец лишился рассудка и стал совершенно невыносимым. Жизнь старца Ефрема превратилась в сущее мучение. Как бы там ни было, но в какой-то момент его старец почил. Началось погребение, и, как водится на Святой Горе, перед тем как опустить тело в гроб, авва Ефрем подошел взять у своего старца последнее благословение, поцеловать его, мертвого, чтобы затем его погребли. И в ту минуту, когда он склонился над своим старцем, чтобы взять у него благословение, Бог в Святом Духе ответил ему: «На то, что ты делал, оставаясь послушником у этого человека 42 года, была Божия воля!»

В такой миг он получил это духовное известие от Бога. И он сам говорит, что ответил Богу в благодати: «Сейчас ли Ты говоришь это мне? Когда старец умер и его кладут в гроб? Почему Ты столько лет не говорил мне этого? И оставлял меня 42 года?»

Он ушел на Святую Гору в 20 лет, и ему было 62, когда старец почил. Целых 42 года — молодым человеком пришел на Святую Гору и состарился, проходя это мученическое повиновение.

«Какой смысл это имеет для меня сейчас, когда он умер?» И Бог ответил ему: «Если бы ты ушел (раньше), ты бы погубил себя!» Бог так ему ответил.

Разумеется, то, о чем я вам говорю, не вдохновляет, и, естественно, мы не обладаем их мерой. Не каждый день появляются такие старцы. Не думайте, что старец Софроний, авва Ефрем или те великие старцы, жития которых мы читаем, проводили безмятежную жизнь. Напротив, их жизнь была мучением, каждый день труд, боль, скорбь, слезы, пот и борьба. Эти люди не видели покоя в своей жизни. И то, чем они занимались, тоже не шло как хотелось бы, но что в глазах людей казалось утратой и унижением, в очах Божиих, однако, было их славой.

В конечном счете, они были прославлены Богом, поскольку прошли этот путь бесславия, терпения, веры, отказа от утешения, надежды на одного только Бога и ни на кого больше. В конечном счете, таково послание Божие, проходящее сквозь всё это: «Не надейся ни на что другое, кроме Бога! В Нем да будет твоя надежда, и только в Нем ты найдешь утешение и благодать».

* * *

И продолжим далее текстом псалма:

А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого (Пс. 118: 127).

То есть во всём этом я открыл, что заповеди Твои дороже всего в этом мире: золота, жемчугов, бриллиантов. Самое дорогое — это Ты и Твои заповеди, Твое слово. Поэтому я возлюбил Тебя больше всего, и не счел, что что-либо другое заслуживает любви, и открыл, что любовь Твоя превосходит всякую иную любовь на этом свете.

Все повеления Твои — все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу. Дивны откровения Твои; поэтому хранит их душа моя (Пс. 118: 128–129).

Как когда заходишь в магазин и видишь хорошие, замечательные вещи, они тебе нравятся, ты стоишь и разглядываешь их одну за другой, тратя на это всё свое время, поскольку они такие ценные и удивительные. Не этому ли уподобляется человек, который внезапно открыл глаза души своей, увидел дивные дела Божии и исследовал их?

Видите, даже Ветхий Завет — не Евангелие — Божие слово и Святой Божий Дух восхваляет человека исследующего, и нигде не говорится: «Веруй и не исследуй!» — но нужно исследовать дивные дела Божии. Как говорит столь красиво в этом псалме пророк Давид: «С великим удивлением, изумлением и желанием проследил я их, исследовал, открыл и увидел, сколь дивны и многоценны чудные дела Божии».

Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых. Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду (Пс. 118: 130–131).

Давайте вспомним здесь слова Христа: Итак, положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам (Лк. 21: 14–15). Не говори себе: «Дай-ка я сяду и посмотрю, как я буду отвечать на этот вопрос, который мне зададут». Ничего! Христос говорит, чтобы мы ничего не делали и шли безо всякой подготовки. Почему? Потому что в тот час Святой Дух научит тебя, что сказать. Христос словно говорит так:

— Если ты сядешь, чтобы самому подготовиться, ты испортишь всё, ты не скажешь этого как надо! Оставь всё как есть, положись на Бога, и Святой Дух просветит тебя, что сказать.

В противном случае, если ты ответишь по-человечески, может, ты и скажешь что-нибудь хорошее, но это не будет иметь силы Божия слова. Другими словами, я отверз уста мои, и они тотчас исполнились Святого Духа, и так я отвечал и сказал то, что нужно было сказать.

Видите, мы говорим уйму всего, но ничего не получается. А когда говорит один Божий человек, и слушают его, скажем, 50, то каждый говорит:

— Ты знаешь, то, что он сказал, он прямо для меня сказал!

— Нет! — говорит другой. — Он сказал это для меня.

— Но он же про меня это говорил!

— Нет, про меня!..

Каждый думает, что Божий человек говорил о нем, но это не так, однако Святой Дух есть Тот, Кто дает каждому понять то, что ему нужно понять в данный момент.

Мне довелось слышать людей, которые ходили посмотреть на одного добродетельного человека, и потом они сказали:

— Мы пошли туда, но он перед всеми сказал, о чем мы думали, и мы обиделись.

Тогда у старца и в мыслях этого не было, просто он открыл уста и сказал пять слов, о которых Бог просветил его. Но эти пять слов были для каждого тем, в чем он нуждался, и они восприняли то, что нужно было воспринять. Как это было у евреев, когда они ели манну, одинаковую для всех, но для каждого она становилась тем, в чем он нуждался.

То же самое и со Святым Причастием. Как замечательно говорится в одном месте святой литургии: «По потребности каждого»[11], — молим Господа, да причащение Святого Тела и Крови Господних да станет для каждого тем, в чем он нуждается. В тех, кто испытывает нужду, да будет оно в удовлетворение нужды. Светом для нуждающихся в просветлении. Опорой для немощных. Для каждого Бог да станет тем, в чем он нуждается. Бог так действует, Божие слово так действует.

Иными словами, предай себя в руки Божии, как ребенок отдается в материнские объятия. Не отталкивай Бога, не бей Бога, держащего тебя в Своих объятиях, ибо услышишь то, что услышал святой апостол Павел, которого Бог держал в Своих объятиях несмотря на то, что он гнал христиан. В тот день, когда Христос преградил ему путь, по которому шел святой апостол Павел, бывший гонителем христиан, Христос сказал ему: Трудно тебе идти против рожна (Деян. 9: 5).

Очень тяжело бить голыми пятками по гвоздям. Представляете себе человека, который пинает рожон голыми ногами? Есть ли боль и безумие страшнее, чем это? Так не пойдет. Тяжело сопротивляться Божией любви, отталкивать Бога, когда Он держит тебя в Своих объятиях.

Сумей же оставаться в Божиих объятиях. Когда ты поймешь это и смиришься, тогда обретешь покой, успокоишься, тогда ты глубоко вздохнешь и положишься на великую любовь и мир, подаваемые человеку Божиим присутствием.


[1] Ср.: 1 Кор. 4: 9.

[2] Греческое слово μετάνοια означает одновременно и покаяние, и изменение ума.

[3] Κένωσις (букв.: опустощение) — самоумаление, самоуничижение Бога через принятие им образа человека, вочеловечение.

[4] См.: Мф. 26: 53.

[5] На литургии Великой субботы перед чтением Евангелия единственный раз в году поется песнопение: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс. 81: 8).

[6] См.: Лк. 9: 54.

[7] См.: Лк. 9: 55–56.

[8] Житие св. Карпа, апостола от семидесяти (II в.), см. в «Житиях святых в переложении свт. Димитрия, митр. Ростовского», книга 9, 26 мая ст. ст. Об этом рассказывает и сщмч. Дионисий Ареопагит, которого св. Карп принимал в своем доме, см. его послание 8, к Демофилу, § 6.

[9] Кафаревуса — современный греческий литературный язык.

[10] Старцами в Греции называют не только духоносных подвижников благочестия, но и игуменов монастырей и начальников келий.

[11] Это слова из тайной молитвы священника, которую он читает в святом алтаре после пения «Отче наш»: «Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе…».

 

 

Перевела с болгарского Станка Косова

http://www.pravoslavie.ru/put/64772.htm

Святой Афанасий Афонский (†5/18 июля)
  Старец Иосиф Ватопедский (†2009)  


Святой Афанасий, как сказано в его житии, происходил с Востока, из Трапезунда. Едва окончив учебу (он был филологом), влекомый Божественной благодатью, Афанасий оставил мир в молодом возрасте и ушел в монахи под попечением своего дяди, преподобнейшего отца Михаила Малеина.
 
Некогда преподобного Михаила Малеина, духовного отца святого Афанасия, посетили, желая исповедоваться, молодые военные Никифор и Лев, которые впоследствии сыграли важную роль в истории Византийской Империи. Преподобный Михаил направил их в место, где подвизался святой Афанасий, которому на тот момент было тридцать лет, сказав, что желает открыть им некое сокровище. Встречи и беседы с Афанасием поразили полководцев, словно они на самом деле нашли огромное богатство. С тех самых пор они получили наказ все свои мысли, возникающие на протяжении жизни, рассказывать этому монаху. И на самом деле, святой Афанасий оставался духовным отцом этих двух великих людей до самой их смерти. С Никифором они настолько сблизились, что дали друг другу взаимное обещание всегда жить вместе, как монахи. Однако Никифору не удалось исполнить это обещание, ведь как военный он был призван освобождать Крит от пиратов, после чего воцарился на троне. Император был убит и поэтому не сдержал обещания, данного Афанасию. Однако он никогда не прекращал оказывать поддержку Великой Лавре, основанной святым Афанасием.
Удалившись из Вифинии, Афанасий отправляется на Афон. Посетив Кариэс, центр тогдашнего монашества, он не открыл, кто он есть на самом деле, притворившись неграмотным и неотесанным. Старец пытался научить его алфавиту, чтобы тот смог читать свое молитвенное последование. Но Афанасий притворялся, что не имеет способностей к обучению. Старцам Протата, которые просили старца обучить своего послушника грамоте, тот простодушно отвечал, что его послушник недалек и не способен учиться.
В конце концов, однако, люди, знавшие его, открыли, кто он на самом деле, и ему пришлось признаться, что он знаменитый Афанасий. С тех пор, как узнали его имя, он не смог продолжать жить в неизвестности, которую так любил. Афанасий стал путешествовать по Святой Горе в поисках подходящего для себя места. Так он достиг восточной части Афона, места, называемого Мелана, где он некоторое время жил в пещере, предаваясь аскетической жизни. Однако после многочисленных уговоров Никифора Афанасий начал постройку Лавры. Но еще до окончания воздвижения монастыря святой получил известие, что Никифор стал императором. Это означало, что Никифор не сможет сдержать данного Богу обещания стать монахом, и святой Афанасий с огромной скорбью, но вместе с тем со смирением, с неприятием тщеславия и любовью покидает Лавру, отправляет Никифору обличающее послание и вместе со своим учеником Антонием отправляется на Кипр.
Однако оказавшись на Кипре, Афанасий получает от Бога призыв вернуться назад и завершить свою миссию. Таким образом, он возвращается и продолжает свое дело. Воздвигнув Великую Лавру, святой становится оплотом афонской монашеской жизни.
Ему удалось сделать так, что между находившимися в уединенности скитами и обителями появилось общение, как и с его собственными учениками, находившимися в монастыре. Постепенно монахи стали подчиняться ему. Находясь в своих обителях, они духовно зависели от святого Афанасия. Так было достигнуто то самое великое равновесие, на котором, если говорить искренне, и зиждется долгоденствие афонского монашества. По этой причине Афанасий по праву может быть назван незаменимым устроителем и управителем афонского монашества. Ему удалось объединить недосягаемость и уединенность афонских отцов, дав свободу каждой личности, убедить каждого, что он может стать монахом, придерживаясь философии отцов. Афанасию удалось воплотить в жизнь слова апостола Павла о служащих в служении и начальствующих с усердием.
Поэтому для нас, афонских монахов, преподобный Афанасий не просто один из многочисленных святых, но наш общий духовный отец. В его личности, его отцовской любви и заботе, просвещенном разуме, его деликатности каждый из нас, независимо от поколения, находит то, что близко именно ему. Таким образом, каждый добродетельно и непорочно продолжает свой путь с блаженной надеждой на то, что ему удастся преуспеть в монашеской жизни.
Несколько основных качеств ярко характеризуют этого великого просветителя. Во-первых, крайнее трудолюбие, непрестанное несение креста, которое святой считал важнейшим условием, стержнем монашества, главным средством аскетического образа жизни, которого святой придерживался с самого начала и до того момента, как создал Лавру. Он был так увлечен аскезой, что часто признавался: если бы не имел к ней такой большой склонности, то взял бы на себя огромное количество социальных обязательств, естественно, монашеского свойства. Он пламенно желал освободиться от забот и жить по своей склонности к уединенной жизни, которой он предавался в пещере, находившейся к юго-востоку от Лавры и называвшейся Виглан.
Другие важнейшие качества святого Афанасия – это любовь, общительность, самопожертвование. Даже будучи по отношению к себе строжайшим и трудолюбивым аскетом, к своему ближнему он всегда относился с привязанностью и истинной любовью. Его огромная нежность и любовь по-настоящему объединила и продолжает хранить единство афонского монашества. Мы верим, что это будет продолжаться до конца времен, который наступит по Божественному провидению и неустанному заступничеству этого великого святого. Конечно, нам не хватит слов, чтобы описать его. Но и все эти скудные сведения, приведенные нами, помогут каждому из нас пробудиться и стараться подражать хотя бы одному из бесчисленных и разнообразных добродетелей святого. Он так стремился оказать поддержку своей пастве, что сидел слева от святого престола даже во время службы и принимал на исповедь своих братьев, не только из Лавры, но также из многих других монастырей.
В свободном духе своей отеческой заботы, стремясь дать отдохновение всем монахам, как сильным, так и слабым, святой искусно применял и свои знания человеческой психологии, желая облегчить жизнь людей так, чтобы даже слабые характером стали гордиться своим монашеским служением и перестали впадать в уныние. По своей отеческой заботе, он создал некую программу, которая до него не только не применялась, но и, согласно традиции, уединенности монашеской жизни Афона, подвергалась критике. Святой обустроил порты, дороги, кладовые, виноградники, сады – все, что могло обеспечить элементарное, в разумных рамках удобство всем людям, желавшим ступить на путь монашества. Однако это получило неправильное толкование и, как сообщает житие святого, было названо «привлечением новых демонов», и впоследствии святой был оклеветан, так что даже административное начальство Святой Горы было настроено против него. Его даже собирались судить, обвинив в нарушении монашеских правил и устоев отцов. Но тут лично вмешалась Госпожа наша Богородица и усмирила обвинителей, а святому Афанасию внушила продолжить свои начинания, не боясь. Когда приходили трудности, в частности финансовые, когда святой Афанасий не мог завершить начатое им великое дело, Пресвятая Богородица придавала ему смелости. Ее обещания были такими живыми, явными и убедительными, что однажды, когда кладовые оказались пусты, Она явилась и сказала: «Я стану экономом монастыря, чтобы вы не заботились об этом». И действительно, по Ее благословению, в тяжелой ситуации, когда многочисленные рабочие и монахи не имели достатка, кладовые вновь наполнились продуктами. С тех самых пор эта святейшая обитель никогда не имела эконома, как было заведено в монастырях, а лишь помощника эконома. И одна из икон Богородицы, находящаяся в кладовой монастыря, именуемая Экономисса, изображает это чудо. Эта икона сотворила множество чудес, и монахи с особым благоговением воздают ей благодарение. Столько раз Богородица благословляла и восполняла различные материальные нужды обители.
Так кратко я рассказал вам то, с чем вы и сами знакомы. И сейчас обратите особое внимание и проявите уважение к этому. Ведь несмотря на то, что существуют уставы и различные благословенные старцы, тайно для всех нас нашим великим Старцем, заступником, наставником, духовным отцом остается преподобнейший отец наш Афанасий, являющийся продолжателем истинного служения и руководителем этого места, если не сказать всего восточного монашества.
Молитвами Святой Владычицы нашей Богородицы, Господи Иисусе Христе Боже наш, благослови и спаси нас. Аминь.
Старец Иосиф, Афонские поучения, монастырь Ватопед, с.93 – 99.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.
 

«Ничто да не отнимет у вас надежду»

Цель жизни каждого из нас – стать совершенным и святым, быть истинными чадами Божиими и удостоиться Царствия Небесного. Но давайте задумаемся: может, ради нашей нынешней жизни мы лишаем себя жизни будущей, может, ради житейских забот и попечений мы пренебрегаем нашей главной целью?

ag-nektarios ok

Пост, бдение и молитва сами по себе не приносят желанных плодов, потому что они не цель нашей жизни, а лишь средство к её достижению.

Украсьтесь добродетелями. Научитесь отсекать страсти от своей души. Очистите ваше сердце от всякой скверны и храните чистоту, чтобы Господь пришел и поселился внутри вас, чтобы Святой Дух исполнил вас святыми дарами.

Возлюбленные мои чада, все ваше усердие и забота должны сосредоточиться на этом. Это непрестанно должно быть вашей главной целью и стремлением. Об этом подобает молиться Богу. Просите ежедневно Господа, но внутри сердца своего, а не вне его. И когда найдёте Его станьте со страхом и трепетом, как Херувимы и Серафимы, ибо ваше сердце стало престолом Всевышнего.

Но чтобы найти Господа, необходимо смириться даже до земли. Ибо Господь, стыдясь гордых, любит и посещает смиренных сердцем.

Если ты будешь вести эту благую битву, Господь укрепит тебя. В этой битве мы столкнемся со своими слабостями и недостатками. Это зеркало нашего духовного состояния. Тот, кто не ведет этот бой, никогда не познает себя.

Остерегайтесь даже маленьких падений. Если по своему невниманию вы совершили грех, не впадайте в отчаяние, а скорей воспряньте духом и припадите к Богу, который властен поднять вас.

Внутри каждого из нас глубоко укоренились различные слабости и страсти, многие из которых наследственные. Их сразу с маху не вырвешь и не победишь их леностью и унынием. Помочь их искоренить может лишь терпение, усердие, настойчивость, попечение и внимание.

Излишняя печаль таит в себе гордость. Тем самым она вредна и опасна для нас. Часто ее внушает дьявол, пытающийся заставить нас прекратить борьбу.

Путь, ведущий к совершенству, долог. Молитесь Богу о том, чтобы он даровал силы с терпением принимать падения и быстро подниматься, а не стоять, как дети, на месте, где упали, плача и рыдая безутешно.

Бдите и молитесь, дабы не впасть в соблазн. Не отчаивайтесь, если впадаете постоянно в старые грехи.  Многие из них и по природе своей сильны и вошли в привычку. Но временем и усердием побеждаются и они. Ничто да не отнимет у вас надежду!

Из серии брошюр “Отеческий глас” монастыря Параклиту, Оропос, Греция

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 

Вера и неверие

 Монах Моисей Святогорец

 
 

В конечном итоге, апостол Фома не был неверующим. Он искал вещественных доказательств своей веры, которых воскресший Христос так и не дал ему.

ΨΗΛΑΦΗΣΙΣ ΤΟΥ ΘΩΜΑ_2

Вера живет в добрых и смиренных сердцах, живет непоколебимо. В сердцах людей, принявших Благодать Святого Духа. Великое чудо Православия состоит в том, что вера сохраняется в целостности и чистоте, невзирая на признаки нездоровья в церковном руководстве. Невзирая на людей, вызывающих своими взглядами и своим образом жизни серьезные проблемы и озабоченность, и нередко смущающих народ. К счастью, есть и там люди добродетельные, не дающие вере угаснуть среди всего этого. Так посреди тлена пробивается родник истины и любви.

Да, есть и клирики-профессионалы, но не подлежит сомнению, что существует и много истинных служителей Всевышнего, чья жизнь является образцом чистоты, скромности, смирения и кротости. Их житие поражает и побуждает. Нередко люди не понимают многого в жизни Церкви. Однако, именно привычка способна помочь им узнать многое. Несправедливо забрасывать Церковь камнями, ни разу не войдя в нее. Участие в жизни Церкви благословляет человека. Погружаясь все глубже и глубже в эту жизнь, он почувствует умиление, сладость, красоту и единение со всеми.

Святые помогают нам прийти ко Христу. Своими словами, своими книгами, но главным образом святым примером своей христоподражательной жизни они ведут нас в объятия Божии. Они вещают нам о том, как они любят Христа, и с какой радостью и упоением трудились они, выполняя Его заповеди. И сегодня везде есть «тайные» святые, которые не открываются любопытным и несмиренным сердцем. Иногда они обитают там, где ты не ожидаешь их увидеть. Они могут жить неузнанными в двух шагах от тебя. Ты считаешь их глупцами, и не удостаиваешь их даже беглого взгляда. Несомненно, что святость существует и сегодня.  Ей не нужны крики, блеск, шум и реклама. Любопытство Фомы не было плохим. Фома искал, желал, алкал истины.

Фома зовет и нас коснуться перстами Христа. Не остаться вне брачного чертога Христова. Христос любит ищущих, требовательных слушателей, подлинных учеников. Он хочет, чтобы мы были живыми, истинными, старательными и трудолюбивыми. Людьми, горячо любящими себя самих и ближнего своего. Церковь – это благословенный  овечий двор Христов. Он зовет всех наслаждаться и возрождаться. И важную роль в этом играю наши клирики.

Служащие священники, проповедники и исповедники могут повлиять на многих. Чистые, смиренные и богоблагодатные иереи могут принести великую пользу многим.

Православная Церковь не обманывает, не дает ложного утешения, не балует. Она живая, крепкая и сильная. Она не изгоняет ставящего все под сомнение Фому. Она позволяет ему свободно искать, исследовать и убеждаться. Православная Церковь святописна и традиционна. Ее богатство в ее нищете. Она не сеет страх и  не угрожает своим возлюбленным чадам. Она знает, что имеет и чего желает, и никогда не ждет плодов там, где не сеяла. Она обладает пониманием, терпением, терпимостью и любовью. Приди же сам и убедись в этом.

Изучи и отвергни. Фома зовет тебя. Его «неверие» привело его к великой вере. И сейчас он пребывает в покое, благодати, радости и счастье.

Неверие – это болезнь, могила, боль и страх. Человек думает, что он свободен, но ему чего-то не достает. Он раздираем противоречиями. Он не знает истинной радости. Простота Церкви дарит помощь душам. Она изгоняет злобу и дает человеку возможность испытать подлинную радость. Вера проста, неверие сложно. Жар нашей веры приведет в недоумение неверующих. Цельная вера поражает всех. Ее простота притягивает к себе. Фома по-братски ведет нас к источнику веры. На самом деле он совсем не был неверующим, но обладал достаточной верой. Мы благодарим его за то, что он подвел нас к источнику, способному утолить нашу жажду. Брате мой, святый Фома, пошли силы тем, кто робеет, боится, раздирается противоречиями и не решается сделать шаг.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Дух Триоди

Τὸ πνεῦμα τοῦ Τριωδίου

 

 

Благословенный период, который начинается с Недели о мытаре и фарисее и завершается вечером Великой Субботы именуется Триодью (Постной).

В течение этих десяти недель наша святая Церковь психологически нас подготавливает к наилучшему празднованию великого праздника святой Пасхи посредством чтения священных текстов Ветхого и Нового Заветов.

Квинтэссенцией Триоди, ее альфой и омегой, является смирение и покаяние. Поскольку высокомерие и зависть люцифера совратили и отравили эгоизмом человеческий род, то мы не способны теперь ощущать Воскресение, которое пришло и которое нам радовал Богочеловек, если только мы не смиримся и не покаемся.

Поэтому с самого начала Триодь подчеркивает с помощью Притчи о мытаре и фарисее насколько Бог питает отвращение к гордости. Она выразительно говорит и о том, что Господь со всяким благоволением приемлет и слышит смиренные молитвы тех, которые ощущают свою греховность и сокрушаются и приносят покаяние. Сладчайшее и трогательное песнопение: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...», которое поется в течение начиная с первой недели Постной Триоди, оказывает помощь душе прийти в состояние умиления и смиренно просить милости Божией.

И Притча о Блудном сыне, которую мы слушаем на следующей неделе, вновь повествует о покаянии и смирении проявляемой по отношению к Отцу, к Богу неба земли, она говорит столь выразительно и столько потрясающе. О смирении, которое Святые Отцы нашей Церкви именуют «возводящей на вершину»1, поскольку возвышает человека после его падения. И о покаянии, которое вновь наши Святые называют «лекарством»2, поскольку оно лечит всякую нашу душевную рану, появление которой вызвано грехом.

Следующая Неделя о Страшном Суде, нам представляет Всемирный Суд, когда нам хотим ли мы или нет, но придется дать слово, а всем людям придется предстать пред Страшным Престолом Судии. Содержание этой Недели нас понуждает задуматься и самым серьезным образом о конце нашей жизни и является для нас спасительным побуждением души к смирению и покаянию.

Тоже относится и к Сырной Неделе, которая следует далее, ибо она нам напоминает об изгнании первозданных людей из Рая. Ностальгия по утраченному счастью самым лучшим образом возбуждает в человеке смирение и покаяние.

Неделя Православия, которая следует за тем, она вспоминает о прославлении святых икон. Это нам помогает нам глубже ощутить нашу особенность как православных верующих и посему поблагодарить и прославить Бога за то, что мы не родились в тех местах, где доминирующее положение занимают ереси, поскольку там где ересь там и эгоизм, и там очень сложно покаяться. Неделя Православия это первая Неделя Великой и святой Четыредесятницы.

Уже с Чистого Понедельника начинается пост. С помощью поста наша Церковь нам помогает сокрушить эгоизм и наши пожелания и чтобы мы постились и в пище и в грехах.

Святитель Григорий Палама, этот взбранный вождь Православия и опытный наставник и водитель в духовной брани, которому наша Церковь посвящает следующую Неделю, говорил: «Добрый пост» это такой пост, который «ведет к истощанию пожеланий, к смирению души, к пресечению ненависти, к угашению гнева, к истреблению злопамятности...» (ΕΠΕ 9, 360)

А в середине поста на Третьей Неделе Поста перед нами для поклонения возносится Честной Крест Господень для того, чтобы мы восприяли благодать и силу, дабы с неослабным энтузиазмом мы продолжили бы наш добрый подвиг за успешное обретение смирения и покаяния.

В последующей Неделе (4 Неделе Поста) наша Церковь в качестве примера нам предлагает прп. Игумена монастыря на Горе Синай Иоанна «Лествичника», великого учителя духовной жизни, который в своей знаменитой книге «Лествица» неоднократно подчеркивает, что покаяние и смирение идут бок о бок (См. Слово 25, п. 6)

КВ завершении Триоди поставляется знаменитая поэма покаяния, Великий канон прп. Андрея Критского, которая серьезным образом и с вопиянием нас настойчиво подвигает к всецелому покаянию, поскольку «конец приближается», приближается смерть.

И совсем незадолго от завершения этого благословенного периода нам, для всех нас преподается некое укрепление в надежде .

Покаяние увенчивается наградой. Высота это удел для тех кто смиряется и кто приносит искренне покаяние. «В Пятую неделю Поста, совершается память преподобной Марии Египетской», сообщат Синаксарий. Разве может кто-то не укрепиться благодаря подвигу покаяния прп. Марии? Кто не станет отгонять всякую мысль о безнадежности, но смиренно продолжит добрый подвиг за добродетель , утверждаемый милостью Божией?

И мы достигаем Недели Вайи. Мы вновь видим триумфальный вход Господа, и уже в последний раз, в Иерусалим. Он приходит для того, чтобы окончательно разбить начальника тьмы, низложить его силу и войти во тьму ада своим царством.

А с вечера недели Вайи мы начинаем «Срасти всечетные», святейшую неделю нашего литургического года. Великая и Святая Седмица, во время которой будут сокрушаться и терзаться наше сердце тем, что нам предстоит увидеть и услышать, и что должно совершиться в наших церквах. Кто не восстенает и не восскорбит о том, что один из учеников Господа Его предал, что отрекся от него с клятвами и заверениями другой, что Его оставили Его друзья, что Его высмеивали и издевались над Ним, что Его бичевали и на Него плевали римские воины? Кто не содрогнется, когда услышит «Днесь висит на древе...»?

Да сподобит нас Бог пережить все эти события Триодного времени с осознанием их глубочайшего значения. И да выразим настоящую благодарность Господу за все то, что Он нам подал.

 

Источник: журнал Союза православных богословов Греции « Σωτρ» 15/02/2013

 

© Перевод «Православного Апологета» 2013г.

1 ὑψοποιόν

2 φάρμακον

 



Подписка на новости

Последние обновления

События