Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Подвиг мучеников, исповедников


Мученичество современных христиан

Τό μαρτύριο τῶν συγχρόνων Χριστιανῶν

митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей (Влахос)

 

Проповедь на праздник святого апостола Андрея Митрополита Иерофея (Влахос), произнесенная в Патрах на престольный праздник

 

Каждый святой празднует день своего преставления-успения или день его мученической кончины, потому что этот день считается днем ​​рождения, неким особым даром, харизмой. Свт.  Иоанн Златоуст считает мученичество за дар-харизму, которое характеризуется духом силы, поскольку человек по действию Святого Духа воспринимает силу для того, чтобы самого себя принести в жертву.  «Когда он приемлет харизму мученичества, называемую духом силы, ибо она есть харизма».  И  поскольку «дарующий это Святой Дух, то он единогласно называется даром благодати-харизмы». Мученичество это харизма, дух силы и дар. Так христианское мученичество отличается от всякого иного самопожертвования, которое совершается по идеологическим причинам

 

сень над главой св. апотола Андрея Первозванного, Патры, Греция

Это правило применимо и к современности. Мы празднуем память святого Андрея, который мученически пострадал здесь, в  Патрах словно сегодня, почти что 20 столетий назад. является и по сей день.

Все Апостолы прошли через мученичество, и они его считали даром Святого Духа. Только Евангелист Иоанн скончался в глубокой старости, не приняв мученической смерти, но и он пережил мученичество на горе Голгофе, где лон оказался вместе с Богородицей и он пережил боль страданий Христа на Кресте. За ним  последовали миллионы других мучеников.

Крест апостола Андрея Первозванного в собре г. Патры, Греция

Мученичество, мученическая жизнь, которая является выражением любви к Богу, она является наследием Церкви и действительных христиан, она является приобщением к таинству Креста и Воскресению Христа.

 Некоторый древний сирийский писатель спрашивает: Какая женщина предпочла бы выти за муж за распятого? Никто этого не сделает. Но Церковь, Невеста Христа, возлюбила некоего распятого, Который дал ей свадебное платье полное крови и подарил ей кольцо,  сделанное из гвоздей Креста и пережил Воскресение.

В этом состоит нынешнее наследие Церкви  и ее слава, Крест является «кафедрой Православного богословия», как говорил святой Игнатий Брянчанинов, великий подвижник и русский епископ. Крест и Воскресение мы видим в таинствах, в подвиге, богословии, во всей церковной жизни.  Вплоть до 4 столетия миллионы Мучеников была преданы на смерть за Христа. Священный гимнограф воспевает: «во всемъ мiре мученикъ Твоихъ, яко порфирою и висом кровiю  Церковь Твоею украсиша». Кровь мучеников для всего мира является украшением Церкви.

Но Церковь и до сих пор продолжает переживать мученичество и ее чада становятся мучениками. Просто всякий раз  изменяется образ мученичества. Я хотел бы упомянуть  о трех образах мученичества, которое сегодня  принимает на себя и своих детей Церковь.

На Западе и Севере  Церковь переживает мученичество от секуляризма. Секуляризм это изменение церковной жизни на мирскую систему секуляризма. Секуляризация это изменение церковной жизни в светскую систему, устранение эсхатологической элемента христианства и христианской идентичности через светскую культуру, благополучие, самолюбие, честолюбия. Апостол Павел говорит: «ибо мы не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Eвр. 13, 14). Но существуют христиане, которые проживали в городах, и отождествляли себя с ним. Кто-то говорил, что давайте оставим небеса ради детей и священников. Мы же давайте же будем проявлять интерес к земле, но в конечном итоге мы утратим и землю.

На Востоке, на Ближнем и Дальнем, Церковь  претерпевает мученичество от антропоцентричных религий, которые разрушают Храм, и убивают людей. На Востоке исчезает христианство, которое развивалось в течение двадцати веков. В начале 20-го века, когда из под ига Османской империи освободился Ближний Восток, христиане составляли 20% населения. За  несколько лет до начала гражданского конфликта, они составляли 4%. А теперь оно сократилась еще больше. Человеческая крови обагряет землю, храмы, моря. Повторяются древние гонения на христиан первых веков.

На Юге Церковь  терпит , среди прочего, что происходит повсюду,  магию, голод и смерть. Те, кто приходит из Африки рассказывают о том, что им приходиться терпеть от магов, от голода и болезней, которые пожирают людей. И среди всех этих мученических искушений Православная Церковь подает свидетельство победы жизни над смертью, триумфа Воскресения Христа. Об этом свидетельствует ныне поклонение свято главе святого апостола Андрея и его Кресту.

Но, несмотря на то, что мученичество это слава Церкви, однако же не прекращается кровопролитие для современного человечества, которое не взирая на ее культуру и обоготворение человеческих прав, либо принимает, либо создает насилие, войну,  разрушение жизни, голод, утопления в море, агонию и боль. Одно приходиться терпеть ради того, чтобы быть дитем вышнего Бога, а другое дитем низшего Бога. Одно приходиться терпеть тому, кто распинает, а другое, которые распинаемы.

 Но сегодня, когда мы лобызаем честную главу и крест святого апостола Андрея, мы вспоминаем  Мучеников во всем мире, тех, которые претерпевали пытки, которых распинали, которых пронзали, которые претерпевали боли, которые страдали, которые находились в отчаянных обстоятельствах, и мы им говорим: «Храбрые братья. Мы молимся и надеемся, что в один прекрасный день пересечется зло и ненависть распинателей и тех, которые их подталкивают на это или их терпят».

Преосвященнеший архипастырь этого исторического города, господин митрополит Патрский Хризостом, Вы тот, кто имеет благословение вдохновенно нести служение в этом городе, молитесь Вашему предстателю святому Андрею за всех распинаемых и распинателей, дабы остановить это безумие погибели. Аминь.

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.

http://www.parembasis.gr/index.php/menu-teyxos-232/4324-2015-232-02

 

550 лет со дня мученичества святых Рафаила, Николая и Ирины

Святые Рафаил, Николай и Ирина входят в круг новоявленных святых, принявших мученическую смерть в 1463 году, то есть через десять лет после падения Константинополя. Об их жизни нам известно мало. Первые свидетельства о существовании этих святых открылись чудесным образом в 1959 году.

Άγιος Ραφαήλ, Άγιος Νικόλαος κ Άγία Ειρήνη

23 июня 1959 года во время работ по восстановлению небольшой церкви на холме близ деревни Ферми острова Лесбос (греки чаще называют остров Митилини) рабочий по имени Дукас Тсолакис обнаружил захоронение с неизвестными останками. Будучи неверующим и неблагочестивым человеком, он, кощунствуя и насмехаясь, оставил святые мощи под деревом. Однако вскоре последовало наказание. Рабочий не смог шевелить руками до тех пор, пока не совершил крестное знамение, впервые за двадцать семь лет. После этого рядом с церковью ему явился сам святой Рафаил. Рабочий забыл свое неверие и стал ревностным проповедником благодати этого новоявленного Божьего святого.

До этого его супруга Мария стала свидетельницей явления некоего величественного иеромонаха в строящемся храме. Однако муж ей не поверил. С тех пор святой неоднократно являлся как во сне, так и наяву жене хозяина поля, многим другим благочестивым женщинам, мужчинам и детям и этой деревни, не имевшим между собой никакого общения. Одним святой не называл своего имени, показываясь в образе монаха, одетого в облачение и рясу. Другим он открывал свое имя, говоря: «Меня зовут Рафаил». Святой сообщал им, что пришло время прославить его вместе с его собратьями, написать икону и почтить его память во вторник Светлой седмицы, обещая явить множество чудес. К другим людям святой приходил в сопровождении Богородицы и святой Параскевы, подробно описывая свой мученический подвиг. Эти рассказы ни в чем не противоречат друг другу.

Захоронение со святыми мощами святого Николая было обнаружено 13 июня 1960 года.

Святой Рафаил родился в 1410 году в селении Мили на острове Итака. В миру он звался Георгием Ласкарисом (Ласкаридисом). Его родители Дионисий и Мария были благочестивыми людьми. Они воспитали сына в вере, дали ему хорошее образование. Благодаря помощи мужа сестры, он на тринадцать лет уезжает в Мисту, где изучает западную и греческую философию, а также медицину, к которой он проявлял особенный интерес.

Прежде чем стать клириком, Георгий служит в византийской армии и занимает там высокое положение. В возрасте тридцати пяти лет он знакомится с почтенным аскетом старцем Иоанном, благодаря которому встает на пути жизни во Христе. На Рождество старец покинул место своей аскезы, чтобы исповедовать и причастить военных, проповедовать среди них слово Божие. Когда старец вновь посетил их на праздник Богоявления, офицер Георгий оставил военную службу и последовал за ним.

После монашеского пострига Рафаил был посвящен в пресвитеры, кроме того удостоился сана архимандрита и должности протосинкелла. В других своих откровениях святой сообщал, что был отправлен Вселенским Патриархом на запад, в город Морле во Франции, чтобы выполнить предписанное ему поручение. Это случилось незадолго до падения Константинополя.

Его связывали дружеские отношения с диаконом Николаем, ставшим его соратником и духовным чадом. Николай был сыном богатых родителей, родом из Салоник. Его отец, нотариус, отправил сына во Францию изучать медицину. Под впечатлением христианского вероучения молодой студент Николай оставил мирскую жизнь и последовал за учителем. Вместе они возвратились в Грецию и начали монашескую жизнь. С тех пор друзья разлучались только лишь с тем, чтобы проповедовать слово Божие.

Кроме того, святой Рафаил в своих откровениях рассказывал, что проповедовал Евангелие в Афинах, на холме, где находится памятник Филопаппу. Был служащим священником и проповедником в храме святого Димитрия Мироточивого, позднее переименованного в Бомбардира.

Через несколько лет после падения Константинополя, в конце 1450 года, святой Рафаил после долгих скитаний оказался в области Македонии и подвизался там. В то время святой Николай оставался при нем послушником. Затем он был пострижен в монахи и рукоположен в диаконы.

Когда Константинополь очутился в руках турок, стремительно ворвавшихся во Фракию, стало очевидно разрушение Византийской империи, и страх о повсеместных гонениях христиан заставил святого Рафаила и его соратников бежать из порта Александруполи на Лесбос – самый безопасный в те времена остров.

Выбор пал на Лесбос не случайно. Остров пользовался большими привилегиями султана, имел справедливого правителя, с почтением относящегося к христианам, из-за чего православные монастыри острова не закрывались.

Рафаил искал обитель, к которой они смогли бы присоединиться, и ему указали на монастырь Рождества Богородицы, находящийся на горе Карея, возвышающейся над деревней Ферми, которая, в свою очередь, находится на расстоянии четырнадцати километров от столицы острова Митилини.

В некоторых своих явлениях святой Рафаил сопровождается множеством людей, которые, по словам святого, жили аскетической жизнью в монастыре Карея. Он открыл, что этот монастырь сначала был женским и подвергся жестокому нападению пиратов в 1235 году. Во время этого вторжения вместе с другими монахинями пострадала за Христа и игумения Олимпия из Пелопонесса со своей сестрой Ефросинией. Олимпия погибла 11 мая 1235 года и являлась вместе с великим чудотворцем Рафаилом.

Таким образом, ранее здесь находился монастырь, посвященный Рождеству Богородицы. Помимо Богородицы здесь почитали и святую Параскеву. 14 марта 1454 года святой Рафаил прибыл в Ферми на корабле. В монастыре он нашел двух человек – Рувима и Акиндина. На острове Митилини, как и на всех эгейских островах и по всей Греции, царило огромное смятение. Турки овладевали страной, убивая и уничтожая все проявления местной культуры.

Впоследствии святой Рафаил был избран игуменом монастыря.

Благодаря генуэзскому владычеству, девять лет игуменства Рафаила прошли в мире и согласии до 17 сентября 1462 года. Монастырь за это время стал самым значительным на острове, и все другие монастыри оказались у него в подчинении. Святой Рафаил принимал в своем монастыре множество детей, кормил их и помогал в обучении. Обладая знаниями в области медицины, игумен Рафаил и диакон Николай оказывали важную врачебную помощь, монастырь стал центром профилактической медицины.

В начале сентября 1462 года начинается осада острова, и это приводит к катастрофе. Через 17 дней, 17 сентября 1462 года, остров оказывается в руках турок. За сентябрь 1462 года турки разрушили все монастыри захваченного острова. Однако монастырь Рафаила они не тревожили целых шесть месяцев. Вероятно, монастырь пользовался привилегиями, которые первый Патриарх порабощенного Константинополя по договоренности с султаном давал некоторым монастырям.

В апреле 1463 года разгорается локальное восстание против турок. В Страстную Пятницу в монастыре находились игумен Рафаил, диакон Николай, староста Василий, учитель Феодор и его супруга с ребенком (Рафаил младший), маленькая дочь Ирина, племянница старосты Елена и другие монахи. Святой Рафаил, сделав соответствующие распоряжения, отправляет на гору Акиндина и монаха Ставроса.

Игумен Рафаил в особом тайнике спрятал священные сосуды, иконы и облачения. Среди них была и икона Богородицы, которую святой привез с собой на Лесбос. Этот тайник искали на протяжении трех лет явлений святого Рафаила, однако обнаружить его так и не удалось. Богородица открыла местным жителям во сне, что ее икона будет найдена человеком другой национальности, обладающим глубокой верой.

В Великий Четверг святой Рафаил служил последний раз. В день Страстной Пятницы шел сильный дождь. Небо скорбело о второй Голгофе. Святой Рафаил вышел за ворота монастыря и увидел приближающихся турок. Он крикнул им, что с его телом они вольны делать что угодно, но душа его принадлежит только Богу. Святой поднялся, снял с шеи большой крест и сказал им: «Мы поклоняемся Ему и никогда Его не оставим». Тогда турки схватили его за бороду и поволокли по земле. В своем откровении святой рассказывал: «Турки долго мучили меня. Сначала они избивали меня своими дубинками, пока я недвижимый лежал на земле. Затем они ударяли меня копьями, волоча меня по земле за бороду. После чего повесили меня на ореховое дерево и жестоко били меня на протяжении суток. Пока они издевались надо мной, я сказал им: “По воле Господа я выдержу все до последнего моего издыхания”. Я видел, как они били остальных, но повторял: “В борьбе до последнего вздоха”. Поэтому у меня была и есть сила. Меня сняли с дерева и поволокли по камням, которые я окрасил своей кровью. После чего я был вновь повешен на это дерево на сутки вниз головой. Затем они распилили мне челюсть и обезглавили». В другом сне в апреле 1961 года святой открыл, что на момент мученичества ему было пятьдесят три года. Скелет святого найденный рабочим на самом деле был лишен челюсти. Только после явлений святого она была обнаружена на небольшом расстоянии от места его захоронения.

Незадолго до этого смотритель Акиндин и монах Ставрос успели добраться до пещеры старца и аскета Иосифа. Это было сделано по приказу святого Рафаила. В последующие дни Акиндин и Ставрос нашли умерших и тут же бросились к сельскому священнику по имени Савва и со слезами рассказали о произошедшем. Слепой и беспомощный 112-летний старец с их помощью пожелал тайно подняться на гору Карея. «Господи, дай мне свет, чтобы увидеть их в последний раз». Старец омыл глаза святой водой, которую принес Акиндин. В тот же миг он прозрел. Однако то, что старец увидел, было прискорбно. Источник, залитый кровью, окровавленные тела мучеников, и любимый игумен Рафаил, израненный и висящий на дереве вниз головой. Они со слезами похоронили их и вновь сопроводили старца в деревню.

Святого Рафаила как игумена похоронили в сожженной церкви, а святого Николая во дворе слева. Монах Ставрос лишь ненадолго избежал смерти. Согласно откровениям святой Ирины, явленным во сне 2 декабря 1961 года, лишь один монах сумел бежать и спастись – отец Ставрос. Так как его не могли найти, в горы были направлены поисковые отряды. В конце концов, его схватили, привели на то самое место, где убили святых, и казнили. Один христианин похоронил его рядом с церковью.

Смотритель Акиндин остался в горах в одиночестве, ожидая, когда игумен Рафаил заберет его, как обещал. Через год после смерти мучеников турки схватили его и обезглавили. После этого в монастыре на месте погребения святого была возведена небольшая церковь с низкими потолками и дверью, чтобы люди могли прийти и поклониться его мощам.

Святого Николая привязали к одному из деревьев так, чтобы он мог наблюдать, как убивают его любимого игумена. При первых же копьях, полетевших в игумена, Николай умер от разрыва сердца. Многим людям Николай открыл точное место своего захоронения. Поборов сомнения, люди, боящиеся быть осмеянными маловерными в случае неудачи, раскопали могилу и нашли 13 июня 1960 года мощи святого Николая.

Вместе с Николаем и Рафаилом мученическую кончину приняла являющаяся вместе с ними и двенадцатилетняя Ирина, дочь Василия, старосты деревни Ферми. Она пострадала следующим образом: нечестивые иноверцы отрубили ей руку и поместили невинную девочку в глиняные котел, где она была сожжена на глазах у несчастных родителей, страшно горевавших об ужасной смерти своего ребенка. После явлений и откровений мощи святой Ирины были найдены в глиняном котле неподалеку от могил святых Рафаила и Николая.

Кроме того, вместе со святыми был замучен и отец святой Ирины Василий, его супруга Мария, их пятилетний сын Рафаил, племянница Елена, учитель Феодор и врач Александр. Их останки были найдены рядом с захоронениями святых в отдельных могилах. Их мученический подвиг совершился 9 апреля 1463 года.

Рассказы местных жителей, которые начинают в 1959 году цикл откровений святых, описывают частые явления некоего старца на месте, где произошла казнь. Кроме того, святой Рафаил открыл местонахождение иконы Христа и святого источника, которые впоследствии совершили немало чудес. Святые не только явили людям свои честные мощи и подробности своей мученической смерти, но и доказали и продолжают доказывать, какое место они занимают перед Богом, посредством чудес, число которых непрерывно растет. На сегодняшний день святой Рафаил являлся во сне многим людям, как благочестивым, так и равнодушным к вере, не только в Греции, но и в Америке и Австралии. Он исцеляется больных неизлечимыми заболеваниями, пробуждает сердца, окаменевшие от греха, облегчает страдания несчастных и в очередной раз подтверждает, что Бог славен во святых Своих сегодня, вчера и вечно. Молитвами святых Своих, Господи, помилуй нас. Аминь.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

 

 

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ НОВОГО ЗАВЕТА И СВЯТЫЕ ОТЦЫ ЦЕРКВИ О МУЧЕНИКАХ

Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4, 16)

 

ИСКУПЛЕНИЕ

Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу (κα ξάξω μς) вас из-под ига Египтян (πό τς δυναστείας τν Αγυπτίων), и избавлю вас (κα λυτρώσομαι μς) от рабства их, и спасу вас мышцею простертую и судами великими (Исх. 6, 6)

Свт. Василий Великий: «Итак, не брата ищи для своего искупления, но Богочеловека Иисуса Христа, Который един может дать измену за всех, потому что Его предположи Бог очищение верою в крови Его(Рим. 3, 25). Моисей был брат израильтянам, однако же не мог искупить их…Моисей не освободил народ от греха, но только умолил Бога не карать за грех».1

 

  1. Свидетельства Священного Писания и соответствующих толкований святых отцов, что мученичество – это жертва

 

Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя (Иоанн. 15, 13)

Свт. Кирилл Александрийский: «Ясно говорит, что это заповедь и это учу делать и помышлять желающих следовать Мне, именно стараться о такой любви друг к другу, какую Я уже показал ранее и исполнил. Итак, какой предел любви Христовой каждый должен представлять себе, это опять Сам показал, сказав, что нет ничего более такой любви, которая повелевает и самую душу отдавать за любимых… Но вот теперь Спаситель из любви к нам положил за нас и самую душу Свою и, показав некое несравненное человеколюбие, явил нас ревнителями и треблаженными, не имеющим недостатка ни в каком вообще благе…В таком смысле, полагаю, приведенные слова будут приличествовать Богодухновенным главам учеников. Если же и на всех простирать это изречение, то есть сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас, то исследование даст великую пользу. Ведь если любовь к братьям содержит и совершает исполнение всей заповеди Спасителя нашего, то разве не достоин великого удивления тот, кто преимущественно ее старается совершить безпорочно и безукоризненно, как скоро она есть, так сказать, возглавление всех добродетелей? Ибо второю после любви к Богу является любовь друг к другу, и вся сила благочестия к Богу как бы заключается в одном этом сове «слове, именно: возлюбиши ближнего твоего, как себя самого». (Гал. 5, 14)

 

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

(2 Тим. 4, 6)

Свт. Иоанн Златоуст: «Не сказал: моего жертвоприношения, но нечто более, потому что от жертвы не все приносится Богу, а от возливаемого (σπονδς) – все.2»

Бл. Феофилакт. Болгарский: «Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а возлияние все было приносимо»3

Свт. Феофан Затворник: «Жрен бываю, - σπένδομαι. Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений Триккский). «Стою при самом конце подвигов. Умервщление свое назвал Апостол закланием в жертву (т. е. выразил словом - σπένδομαι); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη – возлияние жертвенное)» (бл. Феодорит Киррский). «Не назвал готовящейся ему смерти- жертвою, - θυσίαν- но возлиянием, - σπονδη, выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Илиσπενδομαι он разумеет, как καταλύω πολεμον, - кончаю мою со всеми войну»4

 

Но, если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам (Филипп. 2, 17)

Свт. Иоанн Златоуст: «И утешает их относительно своей смерти, и научает охотно переносить смерть за Христа. Я делаюсь, говорит, как бы возлиянием и жертвою. О блаженная душа! Жертвою называет приведение их. Подлинно, принести в жертву душу гораздо лучше, нежели принести волов. Итак, если к этому приношению и сам себя присоединю, как возлияние, то радуюсь, говорит, о смерти моей».5

Бл. Феофилакт Болгарский: « Хотя, говорит, я и принесением в жертву, «но я соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей», то есть соделав прежде вас жертвою Богу, посвятив вас на служение Богу и соделав вас верующими. Но в виду смерти я нисколько не печалюсь, но радуюсь и сорадуюсь всем вам. Радуюсь тому, что приношу вашу веру Христу, как жертву»6

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12, 1)

Бл. Феофилакт Болгарский: «Иначе: мы должны представить члены свои Богу, как царю, неукоризненными и наилучшими; ибо таковые предстоят царю. Потом мы должны их представить в жертву живую; ибо когда умервщляем их, тогда живем по духу».7

 

  1. Святоотечекие высказывания о мученичестве как жертве

Свщмч. Киприан Карфагенский: «И без того, вы совершаете и приносите жертву Богу сколько драгоценную.ю сколько же и славную, которая много послужит к воздаянию нам наград небесных, так как Божественное писание говорит: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Таковую жертву вы приносите Богу; соделавшись жертвами для Бога, вы беспрестанно совершаете эту жертву и днем и ночью, представляя самих себя святыми и непорочными жертвами…»8

Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики – сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».9

Свт. Григорий Богослов: «…ибо, как думаю, для очищенных кровию и подражающих жертве Христовой святых мучеников соблюдается то, чего око не видало, ухо не слыхало, и не воображал ум человеческий, свободно созидающий в себе представление о блаженстве».10

Свт. Иоанн Златоуст: «Вы по благодати Божией, не нуждались более ни в каком доказательстве, уже укоренившись в вере; а жители Рима, где великое тогда было нечестие, имели нужду в бόльшей помощи. Посему и Петр, и Павел, и после них этот муж, все там были принесены в жертву, как для того, чтобы этот город, оскверненный кровью идолов, очистить собственной кровью, так и для того, чтобы самым делом представить доказательство воскресения распятого Христа».11

Свт. Иоанн Златоуст: «Ты получил от природы язык, но ты воспитал из него мученика; ты получил уста, хранилище языка, но ты устроил из уст жертвенник для языка; ты получил кольцо, чтобы извлекать звуки, но ты показал его колосом отсекаемым; ты получил язык, служителя слов, но ты принес его в жертву Христу, как непорочную овцу…Ты, доблестный муж, восхитил честь равную жертвоприношению патриарха, принесши единородную отрасль языка вместо единородного сына».12

 

Богослужебные последования

Из общей службы священномученику (по Великому зборник. Мукачево. 1991, ч.1)

«Жертву Богу принося безкровную, яко священникъ законнейшiй, богоглаголиве всечестне, послѣжде яко всеплодiе и прiятну жертву, тебе самаго кровiю, яко мученикъ истеннейшiй, Христу принеслъ еси, Его же моли о поющихъ тя» (Стихира на Господи воззвахъ, с. 438)

«Священникъ законньйшiй, даже до кончины твоея былъ еси, блаженне священнодьйствуя бо божественная и неизглаголанная таинства, кровь твою излиялъ еси за Христа Бога, и жертву благоприятну себе привелъ еси…» (Слава на Господи воззвахъ, с. 439)

«Всесовершенну жертву живу, себе Христу принеслъ еси мучениемъ…» (Канонъ утрени, Песнь 3, с. 444)

«Всесожженiе божественное ты, и чиста жертва принеслся еси Спасу всехъ, священномучениче премудре». (Песнь 4, с. 445)

«Жертва и жритель бывъ, пожерлъ еси себе Богу веры ради…» (Песнь.6, с. 446)

«Священнодействовалъ благочестно Христову службу тайную, словесное овча самъ принеслся еси Ему жертва приятна и благоугодна, всесовершаемая кровiю, преблаженне» (Песнь 8, с. 448)

 

  1. Мученичество – это литургическое продолжение искупительного подвига Христа: Священное Писание и толкования святых Отцов Церкви

    • Святая Церковь в лице своих Отцов учит о мученичестве как равноценном Таинству Крещения

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря:можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».13

… со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению (Филипп. 2, 12-13)

Свт. Феофан Затворник:: «Побуждением страху Божию поставляет Апостол то, что Сам Бог действует в них, и в желаниях их добрых и в добрых делах. Это еще сильнее того, что говори Златоуст: помни, что Бог везде, следовательно с тобою и при тебе. Здесь говориться, что Он не при нас только, но и в нас; и не яко покоющаяся сила, но яко сила во всем действующая…А таковы все христиане. Они сочетаваются с господом и имеют Его в себе действующим» (стр. 367-368) «Бог действует не потому, что принуждает и приневоливает, но потому что, находя в нас усердие, усиливает оное благодатию» (с. 369)

 

Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь (Кол. 1, 24)

Свт. Иоанн Златоуст: «Мне кажется, он сказал великое4 но это не по дерзости, - нет! – а по сильной любви ко Христу. Он не хочет, чтобы эти скорби присваивались ему, а Христу…Так он не стыдится и эти страдания приписывать Ему, потому что (Христос) не только умер за нас, но и после смерти готов страдать ради нас. (Апостол) желал и постарался доказать, что (Христос) и теперь собственным Своим телом подвергает Себя опасности ради Церкви. К этому направлена его речь, т. е., что вы не нами бываемы приводимы, а Им, хотя делаем это мы, - мы приняли на себя не свое дело, а Его…Посмотри, как много он высказывает, обнаруживая сильную любовь. Как во втором послании к Коринфянам он писал: в нас положи служение примирения (Кор. 5, 18), и еще: во Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (ст. 20), - так и здесь, чтобы более привлечь их, говорит то же: его ради стражду, т.е., хотя тот, должен вам, и удалился, но я отдаю Его долг. Вот и о лишении он говорит с целью показать, что, по его мнению, Христос еще не все претерпел. За вас, говорит, он и по смерти страдает, если требует нужда. То же он представляет иначе и в послании к Римлянам, говоря:иже и молится за ны (Рим. 8, 32), показывая, что Он не удовольствовался только смертию, а после того делает за нас безконечно многое».14

Блаж. Феофилакт Болгарский: «И исполняю (κα νταπληρ) лишение скорбей Христовых во плоти моей. По-видимому тщеславно и безумно это слово, но нет, напротив, оно полно великой любви ко Христу. Ибо он желает убедить их, что Христос и теперь еще за них страждет, и что не через нас, апостолов, вы приходите(к Богу), но через Того (Христа), хотя и через наше посредство. Итак, что же вы делаете, отступая от Того, Который и после своей смерти подвергается за вас опасностям? Смысл его слов таков: если еще дожжен был Христос страдать за вас, но удалился и не отдал сего долга, тоя исполняю Его долг; подобно тому как в отсутствие полководца помощник его, оберегая фалангу и занимая его место, получал бы вместо него раны. Потому ведь и сказал – лишение (στερήμα-недостаток), чтобы показать, что, по его мнению, Он не все еще претерпел. Он настолько любит нас, что и после своей смерти, как будто недостаточны прежние страдания, страдает в моем теле; ибо Он не удовольствовался Своею смертию, но и еще совершает безчисленные благодеяния. Итак, Павел, не превознося себя, говорит это, но из желания показать, что Христос еще и ныне печется о них.

За тело его, еже есть церковь. Сказав, что хотя и я страдаю, но на самом деле это – страдания Христовы, он придает достоверность этим словам, говоря, что и эти (страдания) происходят ради тела Его. Итак, не почитайте хвастовством эти слова, но верьте, что Тот, Который не презрел соединить с Собою церковь, и теперь еще ради ее страждет в моей плоти».15

Свт. Иоанн Златоуст: «Сильнейшим по-истине доказательством воскресения служит то, что Христос умерщвленный явил после смерти такую силу, что живых людей убедил презирать и отечество, и дом, и друзей, и родных, и самую жизнь ради исповедания Его…»16

 

Святые Отцы Церкви.

Свмч. Киприан Карфагенский: «С каким благоволением в лице таковых рабов Своих и поборал и побеждал сей Хранитель веры, подающим верующим столько, сколько кто по своей вере принять может! Сам Он присутствовал на своей брани – сражающихся и подвизающихся за Его имя Сам ободрял, укреплял, воодушевлял. И Он, однажды победивший за нас смерть, всегда побеждает в нас».17

Свт. Иоанн Златоуст: «Не душа уже только, но и самое тело их стало причастным большей благодати, и не только не потеряло, после частых терзаний и разсечений, той крепости, которую имело, но и приобрело большую и высшую. Что может быть удивительнее этой победы, когда (враги) не смогли победить тех, которых держали и имели в своих руках в своих руках, и связавши терзали по своей воле, а напротив сами жалким и несчастным образом были побеждены ими? Они воевали не против них, а против обитающего в них Бога; а всякому известно, что воюющему с богом вполне необходимо потерпеть крайнее поражение, неся наказание за одно лишь начинание».18

Свт. Иоанн Златоуст: «Если Христос умер и не воскрес, то кто совершил эти сверхъестественные дела?»19

Свт. Иоанн Златоуст: «И кто не пойдет на эти подвиги с великою радостию, имея в виду приобщиться страданий Господних и сделаться сообразным смерти Христовой. Это – достаточное воздаяние, честь большая, награда превышающие труды, еще прежде царствия небесного».20

Свт. Иоанн Златоуст: «Потому, что она, как бы в какой-нибудь дивной красильне, сделавшись царскою багряницею, отправилась к вышнему Царю и с великим дерзновением вошла на своды небесные, меду тем как сам Христос невидимою рукою поддерживал святую голову мученицы и крестил ее огнем, как бы водою».21

 

Мученичество-это крещение кровью, равноценное таинству Крещения

В тех случаях, когда человек не получил возрождения в таинстве Крещения, то таковое он получает в пролитии мученической крови. Это то крещение, «каким крестился Сам Христос»22(Мф. 20, 22-23), замечает митрополит Макарий (Булгаков).

Свмч. Киприан. Карфагенский: «Какое крещение может иметь большую и высшую силу, как крещение исповедания и страдания, когда исповедующий Христа перед людьми крещается собственной кровию?»23

Свмч. Киприан Карфагенский: «…а во-вторых, они и не лишаются таинства крещения, как люди крещенные славнейшим и величайшим крещением крови, о котором и Господь говорил: что он намерен креститься иным крещением (Лк. 12, 50). А что крестившиеся своею крови. И освятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать Божественного обетования, это показывает тот же Господь в Евангелии, когда говорит разбойнику, верующему и исповедующему в самом страдании, что Он будет с Ним в раю (Лк. 23, 43)».24

Свмч. Киприан Карфагенский: «Да будет известно, что оглашенные (которые подвергаются мученичеству) не лишаются таинства Крещения: ибо крещаются славнейшим и величайшим Крещением крови, о котором и Господь говорил, что Он имеет креститься иным крещением (Мф. 20, 22). А что крестившийся своею кровию и посвятившиеся страданием достигают совершенства и получают благодать божественного обетования, свидетельствует тот же господь во Евангелии».25

Свт. Кирилл Иерусалимский: «Кто не примет крещение, тот спасение не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом, и быв пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во времена мира крестились водою, другие во времена гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пить чашу, юже аз Пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися (Марк. 10:38)? И мученики сознают сие, соделываясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем дознаешь…».26

Свт. Василий Великий: «Иные, в подвигах за благочестие, действительно, а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды для своего спасения в символе-воде, крестившись собственной кровью».27

Свт. Григорий Богослов: «Знаю и четвертое крещение – крещение мученичеством и кровию, которым крестился и сам Христос, которое гораздо достоуважительнее прочих, поколику не оскверняется новыми нечистотами».28

Блаж. Августин: «Для тех, которые умирают за исповедание Христа не приняв еще купели возрождения, она имеет такую же силу отпущения грехов, как и омовение святым источником крещения. Ибо сказавший: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3, 5), исключает их другим Своим изречением, в котором с такою же всеобщностью говорит: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32)…Ибо что честнее смерти, через которую отпускаются все грехи и умножаются заслуги?»29

Свт. Иоанн Златоуст: «Итак, вчера господь наш крестился водою, а сегодня раб крещается кровью; вчера отверзлись врата неба, сегодня попраны врата ада. Не удивляйтесь, если я мученичество назвал крещением: и здесь дух витает с великим обилием, и бывает изглаждение грехов и дивное некое и чудное очищение души, и как крещаемые – водою, так претерпевающие мученичество омываются собственной кровью, что случилось и с этим (мучеником Лукианом)».30

Свт. Иоанн Златоуст: «И если ты хочешь убедиться, что это событие было несомненным крещением, послушай, как Христос называет смерть Свою крещением. Так, беседуя с сынами Заведеевыми, Он говорит: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися (Мф. 20, 23). А каким крещением крестился Христос, после крещения Иоаннова, кроме смерти и креста? Как Иаков, не распятый, но усеченный в голову мечем, крестился крещением Христовым, так и эти, хотя и не были распяты, но скончавшись от воды, крестились крещением Христовым».31

 

Мученичество и скорби – это средство избавления от греха

Свт. Григорий Нисский: «Поелику через удовольствие вошел грех, то противоположным будет, без сомнения изгнан. Посему те, которые гонят за исповедание господа, и вымышляют нестерпимые мучения, трудностию оных доставляют душам некоторое исцеление, приражениями скорбей врачуя от болезни сластолюбия, так приемлют Павел – крест, Иаков – меч, Стефан – камни, блаженный Петр – прободение копьем во главу; все бывшие после подвижники веры – разнообразные виды мучений, зверей, пропасти, костры, оцепенение от хлада, обнажение ребер от плоти, пробитие главы гвоздями, избодение очей, отсечение перстов, вырывание с обоих сторон тела по частям, томление голодом – все это и подобное сему, как очищение от греха, с веселием терпели святые, чтобы и следа, произведенного сластолюбием, не оставалось в сердце после того, как это болезненное и мучительное ощущение сгладит в душе все отпечатки сластолюбия».32

 

Плоды мученического подвига

Свт. Иоанн Златоуст: «Если совершившие великие подвиги при праотцах наших , предлагая в защиту имена святых мужей и при бегая к наименованию Авраама, Исаака и Иакова, получали некоторое утешение, а от воспоминания этих имен получили великую пользу, то много более мы, предлагая в защиту не имена только, но и и сами тела подвизавшихся, в состоянии будем приклонить Бога на милость, снисхождение и благоволение».33

Свт. Иоанн Златоуст: «Смерть мучеников есть поощрение верных, дерзновение церкви, утверждение христианства, разрушение смерти, доказательство воскресения, осмеяние бесов, осуждение Диавола, учение любомудрия, внушение презрения к благам настоящим и путь стремления к будущим, утешение в постигающих нас бедствиях…, корень и источник и мать всех благ…»34

Свт. Иоанн Златоуст: «Лишь только она вошла на костер, как дым, поднявшись на высоту и распространившись в воздухе, задушил всех бесов, летающих в воздухе, прогнал диавола, очистил естество самого воздуха. После того, как воздух был оскверняем дымом идолов, поднялся другой дым, который очистил приставшую к нему от них нечистоту. И сравнение с источником может быть приложено к этому костру».35

Свт. Иоанн Златоуст: «О, чудный костер! Какое сокровище содержал он, - этот прах и пепел, дорогой более всякого золота, благовоннейший паче всяких ароматов, драгоценнейший всяких камней! И в самом деле, чего не может сделать богатство и золото, то могут – останки мучеников. Золото никогда ни болезни не исцеляло, ни смерти ни прогоняло, а кости мучеников совершали и то и другое, одно при наших предках, другое при нас».36

Свт. Григорий Богослов: «…не менее поучительны для нас мученики – сии словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения, сие проповедание истины, обличение лжи, исполнение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира».37

 

 


СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ

1 Беседы на псалмы. М. Изд-во Московского подворья СТСЛ. 2000, стр. 226-227

2 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. Издание СПбДА. 1905, т. 11, кн. 1, с. 823

3 Толкование на Новый Завет блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. СПб. Изд. П. П. Сойкина, с. 873

4 Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования посланий апостола Павла. Пастырские послания. М. Паломник. Правило веры. 1995, стр. 624 – 625.

 

5 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин., с. 294

6 Толкование на Новый Завет блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. СПб. Изд. П. П. Сойкина, с.706

7 Там же, с. 364

8 Свмч. Киприан Карфагенский. Письмо к Немезиану и другим, сосланным на рудокопни. Творения. М. Паломник. 1999, с. 679

9 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб. Изд. П. П. Сойкина, т. 1. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана…, с. 348

10 Свт. Григорий Богослов. Творения, т. 1. Слово 11, говоренное брату Василия Великого, святому Григорию Нисскому…, с. 198

11 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1894, т. 2, ч. 2. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу., стр. 639-640.

12 Там же, Слово второе о святом мученике Романе, с. 659

13 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. Синодальная библиотека. 1991. Огласительное поучение третье, с. 37

14 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин., с. 389

15 Блаж. Феофилакт, архиепископ Болгарский. Указ. Сочин., стр. 737-738

16 Свт. Иоанн Златоуст. Указ. Сочин. Похвала святому священномученику Игнатию Богоносцу., с. 640

17 Свшм. Киприан Карфагенский. Письмо к мученикам и исповедникам. Творения. М. Паломник. 1999, стр. 433-434

18 свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1896, т. 2, ч. 2. Похвала египетским мученикам, с. 743

19 Похвала мученице Дросиде., с. 733

20 Похвала всем святым, во всем мире пострадавшим, с. 765

21 Похвальное слово мученице Дросиде, с. 736

22 Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. СПб.1857, с. 260

23 Свмч. Киприан Карфагенский. Творения. М. Паломник. 1999, Письмо 60 к Юбаяну о крещении еретиков, с. 627

24 Там же, с. 628

25 Письмо LXXVII к Юбаяну

26 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М. Синодальная библиотека. 1991. Огласительное поучение третье, с. 37

27 О св. Духе, гл. 15

28 Слово на святые светы явлений Господних

29 Блаж. Августин. Творения. О граде Божием. СПб.-Киев. 1998, книги 1-13, кн. 13, гл. 7, стр. 561-562

30 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. СПб. 1896, т. 2, кн. 2. Похвальная беседа о святом мученике Лукиане, стр. 564-565

31 Там же. Похвальная беседа о святых мученицах Вернике и просдоке девах и о матери их Домнине, с. 684

32 Свт. Григорий Нисский. О блаженствах. Репринт. М. 1997, стр. 124-125

33 Похвала Египетским мученикам., с. 742

34 Похвала святой великомученицу Дросиде и о памяти смерти., с. 732

35 Похвала святой великомученице Дросиде и о памяти смерти., с. 736

36 Похвала святой великомученице Дросиде, и о памяти смерти., с. 737

37 Свт. Григорий Богослов. Творения. СПб. Изд. П. П. Сойкина. Слово 24, в похвалу святого священномученика Киприана…, с. 348

 



Подписка на новости

Последние обновления

События