Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

митрополит Навпактский и св. Власия Иерофей

Незадолго до Святого и Великого Собора

Λίγο πρίν τήν Ἁγία καί Μεγάλη Σύνοδο

Σεβ. Μητροπολίτου Ναυπάκτου καί Ἁγίου Βλασίου Ἱεροθέου 

 

Приближается время, когда на о. Крит состоится Святой и Великий Собор Православных Церквей для того, чтобы обсудить на нем шесть документов, которые были подготовлены Предсоборными Совещаниями, а также дать некую весть о единстве между Православными Церквами.  

В эти дни было написано множество статей, которые были написаны как специалистами так и неспециалистами об этом великом событии. К сожалению, как я уже отмечал в моей другой статье, в некоторых заявлениях мы видим, что богословие смешивается с политикой, или, вернее и лучше сказать, что различные духовные факторы осознанно или неосознанно вплетаются в стремления политиков, а политики также используют различные церковные факторы, например для того, чтобы с помощью Церкви осуществить свои планы.

Конечно, Собор 1872 г. в Константинополе осудил этнофилетизм как ересь, но, к сожалению, этнофилетизм использует Православную Церковь в качестве транспорта для многочисленных своих целей.

В наши дни большая часть обсуждений касаются того, будут ли на Соборе участвовать все четырнадцать Православных Церквей, какие последствия вызовет отсутствие некоторых Церквей, но вовсе не того, какие исправления необходимо внести в документы.

По решению Постоянного Священного Синода  и Иерархии Элладской Церкви я буду членом Святого и Великого этого Собора,  и я должен иметь высокое чувство ответственности по отношению к Православной традиции и самой истории. Я серьезно обеспокоен вопросом о принятии решений этим Собором и прежде всего, главным образом тем, что за этим последует.

Об этом мною говорится исходя из той точки зрения, что Соборы полностью были исследованы богословским сознанием Церкви. Как тело человека содержит элементы пищи, которые ею используются и отвергает не используемую пищу, тоже самое происходит и с Богочеловеческим организмом Церкви, поскольку Церковь  в течение долгого времени подтверждает истину какого-то события или же его отвергает.

В качестве члена Священного Синода я хотел бы высказать слово прежде открытия Собора. Я не стану касаться здесь тех причин, которые привели  к принятию иерархией Элладской Церкви решения о том, чтобы она приняла участие в работе Собора, это то, о чем я скажу несколько позже, но я  изложу несколько моих мнений.

Об этом мною говорится исходя из той точки зрения, что Соборы полностью были исследованы богословским сознанием Церкви. Как тело человека содержит элементы пищи, которые ею используются и отвергает не используемую пищу, тоже самое происходит и с Богочеловеческим организмом Церкви, поскольку Церковь  в течение долгого времени подтверждает истину какого-то события или же его отвергает.

В качестве члена Священного Синода я хотел бы высказать слово прежде открытия Собора. Я не стану касаться здесь тех причин, которые привели  к принятию иерархией Элладской Церкви решения о том, чтобы она приняла участие в работе Собора, это то, о чем я скажу несколько позже, но я  изложу несколько моих мнений.

  1. Ἡ αὐτοσυνειδησία τῆς Συνόδου 

Самосознание Собора

С прискорбием мне приходится наблюдать за появлением некоторых мнений, которые говорят, что Святой и Великий Собор является уникальным Собором, который проходит во втором тысячелетии. Но другие при этом утверждают, что  он является первым Великим Собором после «Схизмы», которая произошла в 1054г, хотя разрыв в общении с Древним Римом произошел в 1009г. после введения Filioque, другие говорят, что Святой и Велики Собор будет созван спустя 1200 или 1300 лет, то есть после 787г., когда был созван VII Вселенский Собор, а другие дерзают даже официально говорить, что он будет VIII Вселенским Собором!

В основе этого мышления лежит мысль, что якобы Православная Церковь с 787 года и до сегодняшнего дня пребывает в состоянии духовного сна, в состоянии некоего духовной болезненности, что все это время она была «мертва», «спящей», «музейной» Церковью.

Такая концепция не только является оскорблением Святых Отцов Церкви, которые явились и учили на протяжении второго тысячелетия, но подрывает авторитет самой Православной Церкви, которая является непрерывным Собором и является истинным и живым Телом Христовым.

Вселенские соборы в своей основе полагали рассмотрение догматических определений и административные и пастырские каноны, как мы это видим в их Деяниях. И когда мы читаем тексты, которые находятся в стадии разработки и ожидания окончательного их утверждения Святым и Великим Собором, мы не можем сделать различие между тем, где  определения и где каноны. Если же учесть то, что некоторые из отдельных параграфов текста-документа рассматриваются в качестве канонов, тогда они требуют тщательного обсуждения соответствуют ли эти каноны канонической традиции Церкви или же эти "правила" ниспровергают основание и сердцевину канонического права Церкви.

Проблема, однако, заключается в том, что, если они считаются, и это ошибочно на мой взгляд, что этот Святой и Великий Собор является продолжением VII Вселенского собора, то тогда весьма глубоко попирается и злословится православная истина. Потому что на протяжении  этого времени созывались Великие и Вселенские соборы и иные важные Соборы Восточных Патриархов, то есть всей Православной Церкви того времени, которые стремились разрешать серьезные вопросы и давали ответ на великие богословские и церковные вопросы.

Я приходилось читать некоторые для того, чтобы подтвердить мнения, которые представлены в текстах-документах, предлагаемых для окончательного голосования Предстоятелями Православных Церквей, используют взгляды приснопамятного богослова догматики Иоанна Кармириса. Желательно, чтобы кем-то были изучены эти два тома  книги «Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви» с тем, чтобы ощутить пульс и жизненную силу Православной Кафолической Церкви до 19-го века. Там он сможет убедиться в том, что до 19-го века в основе церковных текстов-документов лежал один язык и что с начала 20 столетия начался процесс дифференциации.

Я хотел бы вспомнить некоторые важные Соборы, которые состоялись после VII Вселенского Собора, и которые, к сожалению, игнорируются.

Собор 879-80гг. при свт. Фотие Великом – это великий Вселенский Собор, который был созван императором и на нем присутствовали делегаты тогда Православного Римского Папы и все все приняли решения этого Собора. Этот Собор подверг обсуждению два типа экклезиологии – восточную и западную. И восточная экклезиология восторжествовала, а также были приняты решения в отношении первенства Римского папы и ереси Filioque.

Соборы 1341-1368 гг, в особенности Собор 1351года, был созван императором при присутствии на нем свт. Григория Паламы, которы принял решение о том, что Божественная энергия является нетварной, Свет Христа, который воссиял на Фаворе был нетварный и была осуждена ересь Варлаама и Акиндина, которые отождествляли нетварную сущность ( κτιστη οσα) с нетварной энергией ( κτιστη νργεια), хорошо известное учение о actus purus, и что якобы Бог вступает в общение с созданным человеком через тварные энергии. Таким образом, в действительности Собор 1351 осудил схоластическое богословие, которое в значительной степени относится к настоящему времени к "Римокатолицизму".

Собор 1484 года, на котором приняли участие патриархи: Константинопольский Симеон, Григорий Александрийский, Антиохийский Дорофей и Иерусалимский Иоаким, который сам себя расценивал как Вселенский собор. Он  аннулировал решения униатского Ферраро-Флорентийский Собор и выпустил Последование (имеется в виду служба - Ἀκολουθία ), которое было составлено патриархом Константинопольским Симеоном, для возвращения униатов (то есть принявших решения Ферраро-Флорентийского собора и вступивших в общение с Римской церковью) в Православную Церковь из "латинской ереси" (κ τν λατινικν αρσεων). Хотя этот Собор установил совершать присоединение приходивших от Латинян к Православной Церкви через рукописание отречения от заблуждении (либеллиум) и Миропомазание, поскольку тогда преобладал установленный «образ Крещения» (τπος το Βαπτσµατος), однако в этом Последовании, которое было составлено для возвращения Латинян в Православную Церковь вполне ясно говорится о ереси Латинян, о «ужасных и чуждых догматах Латинян» (ασχιστα κα λλτρια δγµατα τν Λατνων), чтобы обращающийсся  к Православной Церкви «полностью отвращался от собраний латинян в их церквах» (τελεως κα τς συνξεις τν Λατνων ν τας ατν κκλησαις)  (вскоре всего очевидно речь идет об их храмах) и предавал анафеме Filioque, что они дерзнули прибавить.

В Последовании этом говорится о латинянах и их чуждых догматах среди которых находится известное Filioque, то есть учение об исхождении святого Духа от Отца и от Сына, а также ересь об actus purus, то есть что в Боге нетварная энергия отождествляется с нетварной сущностью, следовательно, Бог вступает в общение с миром через созданные, тварные энергии.

Собор 1590 года, который называл себя "Вселенским Собором"  (Οκουµενικ Σνοδο), и продолжением которого является Собор 1593 года, который расценивался как «Святой и Великий Собор» (γα κα Μεγλη Σνοδος), имеет большое значение. И оба Собора являются Соборами Восточных Патриархов, они приняли решение предоставить удостоить Московскую Церковь чести Патриархии, которое было дано Вселенским Патриархом в 1589г. при соответствующем Патриаршем Хрисовуле или Томосе.

Соборное определение трех Патриархов 1756 года, то есть Константинопольского Кирилла, Александрийского Матфея и Иерусалимского Парфения, касается перекрещивания западных христиан, которые приходят к Православной Церкви. Несмотря на это, это решение на протяжении значительного времени не получает преобладающего применения, поскольку на практике Церковь вернулась вновь к решению Собора 1484г, однако оно не было аннулировано когда-либо каким-то соборным решением.

Известно, что вопрос "Икономии в Православной Церкви", который касается принятия еретиков и раскольников, был в каталоге вопросов Святого и Великого Собора, что следует из заседания Подготовительной Комиссии, которое проходило в Женеве в 1971г. Однако в конечном итоге этот вопрос был изъят из повестки дня Собора и не была дана возможность для официального принятие решения по этому вопросу Святым и Великим Собором. И так, возникает вопрос: Почему этот вопрос не поставлен в список вопросов этого Святого и Великого Собора для того, чтобы провести обсуждение богословских аргументов по вопросу о действительности и существовании или же недействительности и отсутствия Крещения у еретиков и теперь он ставится в разряд косвенных?

Соборное решение Восточных Патриархов 1848г., которое было подписано Патриархами Константинопольским, Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским со своими их Синодами, дает оценку «Папизма» как ереси и сравнивается с арианством, и оно отвергает основные литинские инославные вероучения такие как filioque, первенство Римского папы, а также и иные нечестивые учения, которые связаны с крещением и таинствами.

Собор 1872г. в Константинополе, который предал осуждению филетизм в церковно жизни «эти родовые отличия и национальные споры и рвения, и раздоры в Церкви Христовой». Филетизм (национализм) «чужд» традиции Православной Церкви, он является «новоявленным поруганием». Весьма важным является то, что в заключении соборного определения-ороса имеется молитва ко Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он сохранил Церковь «непорочной и неприкосновенной от всякого поругания, разорения на основании апостолов и пророков».

Я упомянул «Вселенские», «Святые и Великие» Соборы – но есть и другие – которые происходили после VII Вселенского собора и вплоть до 19 столетия и они были вполне усвоены и приняты сознанием Церкви. Действительно, решения Великого Собора 1351г. при свт.Григорие Паламе, были включены в «Синодик Православия», который читается на Первой Неделе Великого Поста и они вошли в богослужебные песнопения. Этот факт является самым большим доказательством того, что Собор 1351г. был принят церковным сознанием, а его решения носят Вселенский характер.

Здесь также следует обратить наше внимание на очень важные три ответа Вселенского Патриарха Иеремии II (1576, 1578, 1581) лютеранским богословам Тюбингенского университета. Это содержательные и ценные ответы, которые были отправлены Патриархом Иеремией при непосредственной помощи в работе православного духовенства и мирян, среди которых был и Митрополит Навпактский и Артский Дамаскин Студит, который причислен к лику святых.

В этих весьма важных ответных письмах, во-первых преподается православная вера, а  во-вторых, отвергаются нечестивые учения протестантов. В этих ответах излагается Православная вера на основании Отцов и учителей Церкви, в них не прибегают к учению схоластического богословия. Отвечая на многие вопросы, при чем в них указываются отличия с лютеранскими богословами, то есть в отношении Священного Предания, христологии, filioque, свободы воли, предопределения, оправдания, числа таинств и образа их совершения, непогрешимости Церкви и Вселенских Соборов, богослужения, обращения в молитве к святым, об иконах и мощах их, о постах и различных церковных традициях.

Эти ответные письма рассматриваются как важные тексты, они упоминаются в Деяниях Поместного собора 1672г, бывшего в Иерусалиме при патриархе Досифее, они вошли в символические книги Православной Кафолической Церкви.

После  все этого мы задаемся вопросом: как можно все эти важные Соборы удалить, презреть ради Святого и Великого Собора предполагается созвать на Крите? Как можно некоторым утверждать, что предстоящий Собор является уникальным Собором второго тысячелетия? Как можно и разве дозволено «попирать» всю Православную Церковную Традицию в 1200 лет? Кто дал такое направление для журналистов, чтобы они говорили о Соборе тысячелетия?  Откуда это знают некоторые журналисты, которые особо и не занимаются репортажами церковной тематики?

 Этот вопрос очень важен. Именно поэтому я считаю необходимым по крайней мере для Послания, которое будет принято для публикации Святым и Великим Собором, сообщать об этих и иных Соборах и указать на постоянное действие Святого Духа в Церкви. Мы не можем играть с церковными и догматическими вопросами и со всей церковной традицией.

Поэтому, когда говорится, что предстоящий Святой и Великий Собор будет Собором, который проводится спустя 1200 лет, то это заблуждение, а тем самым в действительности он обходит и пренебрегает все эти Великие Соборы, и, наконец, приходит к «предательству» Православной веры. Вполне вероятно, что в этом проявляется стремление создать новую экклезиологию.

Если нет такой цели, то, как бы то ни было, в Послании Святого и Великого Собора следует упомянуть все Святые, Великие Соборы второго тысячелетия. В противном случае будут лишь подтверждены наши подозрения.

2. Ὁ υτικός Χριστιανισµός 

Западное Христианство

Тем, кто следит за церковными событиями, и читал церковную историю известно, что в 1009г. Римский папа Сергий IV официально использовал Filioque в Символе веры, то есть вставку об исхождении Святого Духа  и о Сына, а поэтому Константинопольский Патриарх Сергий II вычеркнул Папу из диптиха Восточной Православной Церкви. С тех пор было прервано общение. Так, огромная часть Христианства оторвалась от Единой, Святой, Апостольской и Кафолической Церкви.

В дальнейшем, в 16 столетии от этого западного Христианства, которое оторвалось от Православной Церкви, отделились и отошли другие Христианские группы, которые получили название Протестантство, Реформации, и приняли разные наименования.  Таким образом, произвол Римского папы имел своим следствием отделение западного христианства от Церкви, но и то, что оно в себе самом разделилось.

Поэтому когда мы называем западное христианство больной еретической системой, то это потому, что оно отделилось от Православного Предания первого тысячелетия. Естественно, что когда мы говорим о западном христианстве, мы понимаем под ним не просто христиан, которые веруют во Христа, молятся, изучают Священное Писание, но догматическое учение христианских общин и конфессий.  Поэтому, когда мы говорим о Православной Церкви, то мы подразумеваем не всех православных христиан, которые хотя и крещены, но могут быть и атеистами и безразличными, но учение, как оно записано в решениях Поместных и Вселенских Соборов.

Так, догматическая и вероисповедная система западного христианства во многих отношениях болезненно и даже исказило социальную сферу жизни Запада. Латиняне- «Римо-католики» изменились из-за схоластики, протестанты изменились из-за некоторых воззрений схоластики, которые они унаследовали, но из-за морализма , который был ими введен,а также по причине изучения Священного Писания без необходимости изучения герменевтики Отцов, из-за чего они впадают в различные заблуждения.

Схлоластицизм, который был развит на Западе франкскими богословами, преимущественно между 11 и 13 столетиями, смешал христианскую веру с философией, - известное analogia entis. Некоторые богословы схоластики использовали взгляды Платона и Неоплатоников, но и взгляды Аристотеля, а некоторые делась некую синтез их. Весьма важным является то, что они развили мнение о том, что схоластическое богословие является выше святоотеческого богословия и его превосходит.

Протестантский морализм  опроверг злоупотребления схоластики и дошел до другой крайности, воспринимая некоторые взгляды схоластики такие как, абсолютное предопределение и теория удовлетворения божественному правосудию крестной жертвой Христа и изучая Священное Писание с помощью известного метода analogia fidei

Во всяком случае, на обе эти западные традиции оказало влияние феодальной системы, которую внедрили франки в Европе, считая, что Бог является неким «феодалом», который оскорблен грехом человека, а посему он должен в последствии наказать человека, который чтобы вновь возвратиться  прежнему состоянию нуждается в удовлетворении божественной правде.

Мне не хотелось бы делать анализ этого факта, но я подчеркну, что все последующие идеологические течения, которые развивались на Западе, как гуманизм, Ренессанс, Просвещение, романтизм, немецкий идеализм, экзистенциализм, в психоанализ и т.д. были некоего рода по разным причинам противодействием западной схоластике, которая утверждалась на всесильной логике и морализме.

В западном богословии мы можем наблюдать различные виды богословских отклонений, которые имеют отношение к течениям, которые мы уже упоминали ранее. Напомню некоторые из них. Бог отличается от эгоистичного эвдемонизма, Он управляет миром с помощью тварных средств. Он является причиной смерти, оскорбляется грехом человека • грех считается уклонением от порядка, который существует в творении • Бог предопределил, которые из людей будут спасены, а какие будут осуждены • Христос свое крестной жертвой принес удовлетворение божественному правосудию • папа является представителем Бога на земле • он обладает священством, которое он передает другим епископам и обладает непогрешимостью • кающиеся должны  приносить удовлетворение божественной правде • учение о рае и муках ада чисто материалистическое и др.

Эти взгляды в области богословия называются извращениями-ересями, но которые оказали влияние и на социальную сферу жизни. Так или иначе, все богословские отклонения имеют социальные последствия. Таким образом, можно объяснить смысл Государства Ватикан, а также отождествление у некоторых протестантов христианской власти с мирской властью. Режим, который установил Кальвин в Женеве является характерным для этого менталитета случаем.

Все сказанное не является фундаментализмом, консерватизмом, фанатизмом. Пусть кто-то исследует как социологи понимают западного человека после того влияния, которое было воспринято от схоластицизма и морализма.

Я могу рекомендовать исследовать взгляды знаменитого социолога Макса Вебера, как они зафиксированы и изложены в его книге: «Протестантская мораль и дух капитализма». Там вы сможете найти как Макс Вебер описывает рельефно и документально агонию западных христиан дабы понять определен кто-то из них Богом для спасения. Это неумолимая дилемма является ли человек «избранником или осужденным». Потому что если он не предопределен на спасение, тогда он не нуждается в борьбе в своей жизни за то, чтобы стать хорошим христианином. И в итоге он пожжет понять, почему западное христианство развило дух капитализма с абсолютным предопределением, благочестивым индивидуализмом, протестантской аскезы, утилитаризмом профессии и т.д.

Православное учение не соскользнуло в такие искажения. Оно сохранило учение пророков, апостолов и Отцов, а не только первого тысячелетия, но и второго тысячелетия, таких святых как св. Симеон Новый Богослов, Григорий Палама, Марк Эфесский и всех отцы Добролюбия трезвения Церкви. В этом богословии выросли и наши новые святые, такие как прп. Паисий Величковский, который принес возрождение в Румынию, Россию, прп. Никодим Святогорец, прп. Косма Этолийский, св. Парфирий Кавсокаливит, св. Паисия Святогорец и многие другие.

Поэтому, чтобы сделать попытку внести в рамки церковной жизни этих Отцов, которые являются учителями Церкви, для того чтобы мы оказались в таком «вероисповедном» богатстве и множестве западного христианства с такими богословскими и социальными проблемами, это является весьма большой проблемой. Переоценка же богословия Церкви, которое выражается этими святыми ради того, чтобы нам найти некоторые общие признаки с западным христианством, является предательством веры. Я не могу найти иной более вежливой характеристики.

Кроме того, с такой застывшим христианством, отрезанным от Святых Отцов второго тысячелетия мы не сможем оказать помощь сами западным христианам, которые разочарованы в западной христианской традиции, в которой они выросли и они ищут традицию исихазма. Те западные христиане становятся православными, которые оказываются вдохновленными Добротолюбием Отцов трезвения, писаниями прп. Силуана Афонского, учением святогорских отцов. Мы не можем всех их разочаровать глупыми, безвкусными и анемичными текстами-документами.

3. Ἐκκλησία - Ὀρθοδοξία – Εὐχαριστία 

Церковь – Православие - Евхаристия

Православная Церковь не абстрактна и она не находится  в билиотеках храмов и монастырей, но она является живой Церковью, которая переживается в Таинствах, она воспевается в священных богослужебных последованиях, в причащении Божественной Евхаристии, она открывается в молитве и аскетическом подвиге. Это «богословие событий, фактов» вписывается в вероисповедные тексты и решения Поместных и Вселенских Соборов.

Не существует дистанции между таинствами и исповеданием веры, молитвой и повседневной жизнью, Божественной литургией и Соборными Совещаниями.

Закон веры (lex credendi) самым тесным образом связан с законом молитвы (lex orandi). Если же существует между ними какая-то дистанция, то есть между догматом и богослужением, это является отклонением от истины. Это означает, что каждое Соборное решение, которое противопоставляется богословию молитв Таинств и священных песнопений является антиправославным решением.

Епископ Герцеговинский и Захумиский Афанасий Евтич в своем важном исследовании «Церковь, Православие и Евхаристия согласно  свмч. Иринею»[1] (см. Афанасий Евтич, Христос начало и конец. (Χριστός ἀρχή καί τέλος, ἐκδ. Ἵδρυµα Γουλανδρῆ-Χόρν, Ἀθήνα 1983, σελ. 109 κ.ἑξ)) пишет о то связи, которая существует между Церковью, Православием и Евхаристией, в соответствии с тем как это анализирует свмч. Ириней Лионский.

Следует мне напомнить, что свмч. Ириней является Апостольским Отцом, который жил в Лионе в критический период (140-202), когда ушли Апостолы и появились еретики гностики, которые говорили, что они восприняли «сокровенное знание» и «сокрытые тайны». Таким образом, свмч. Ириней учил о самой тесной связи, которая существует между Церковью, Православием и Божественной Евхаристией.

Согласно свмч. Иринею Церковь сохраняет веру Апостолов. «Предание от апостолов, через преемство пресвитеров сохраняется в церквах». Святой Ириней не использует термин «Церковь» или «Церкви» по отношению к гностикам, но только слово «собрание-синагога» (συναγωγ) и «учение» (διδασκαλεον). Он также настоятельно призывает пресвитеров слушаться преемников Апостолов, которые обладают «благодатью сохранения истины»[2] и которые отделяются от них он расценивает «как еретиков и имеющих злое знание или как разделяющих (Церковь) и гордых и дерзких».[3]

Также, Церковь тесным образом связана с Православием, истинной верой. Святой Ириней пишет: «истина проповедуется в Церкви», «в Церкви предание от апостолов и проповедь истины».

Церковь и Православие также связаны с Божественной Евхаристией. Свмч. Ириней пишет: «Наше мнение согласно с евахаристией, а евхаристия также подтверждает мнение». Молитвы Божественной Евхаристии исповедуют таинство Божественной икономии, домостроительства, (τ µυστριο τς θεας Οκονοµας) то есть вочеловечения Сына и Слова Божия, и таинство спасения человека.

Разъясняя все эти слова, епископ Афанасий Евтич замечает:

«Согласно свидетельству Иринея, в сознании Церкви его времени невозможно было существование какого бы то ни было разделения или независимое существование между Церковью, евхаристией и православием, потому что Церковь не существует без православия и евхаристии, ни православие без Церкви и евхаристии, ни вновь евхаристия вне Церкви и ее истинной веры»., то есть пребывающие вне правой веры автоматически и одновременно находятся «вне Церкви», также находящиеся вне Церкви и вне православия (вне истины) и вне истинной и богозаповеданной евхаристии (причащения тела Христова), поскольку вера является выражением истинного предания и жизни Церкви и истинного евхаристического делания и собрания ее».

Эта истина имеет некоторые поразительные следствия. Мы напишем некоторые из них.

А) «Вплоть до сегодняшнего времени Православная Кафолическая Церковь твердо пребывает в правой вере и правом делании (τήν ὀρθήν πρᾶξιν)[4] и верном собрании апостолов и истинных их учеников, а как следствие сего не признается причащение-общение ни в какой иной «церкви» вне Единой, Святой , Кафолической и Апостольской Православной Церкви, это является самым лучшим доказательством того, что вплоть но наших дней происходит переживание того самого сознания по отношению к Церкви, а главным образом всей древней Церкви».

Б) «Все вселенские и поместные соборы Православной Кафолической Церкви преследуют совершенно только эту цель – сохранение апостольского предания в вере и жизни и богослужении Церкви, в отказе от церковного общения в евхаристии тем, которые искажают спасительное «правило истины», которое идет от апостолов и истинных их учеников, отцов, приняли Церковь. Таким образом происходит сохранение спасения созданий Божиих, людей.

По этой причине с первых веков и до сего дня православные постоянно подчеркивают, что вне Церкви нет спасения, то есть вне единства со Христом и общения людей и поместных церквей в правой и истинной вере и харизматичесоком делании и евхаристическом собрании и общении и благодати Святого Духа и его даров. Спасение это единение и общение со Христом, а это общение осуществляется только в теле Христа, которым является Церковь, а если быть конкретным – в евхаристическом общении каждой поместной церкви правильно верующей во Христа и искренне соединяющейся с епископами как носителями «апостольского предания» в Церквах».

В) «Это «Апостольское преемство» епископов есть преемство (succesio)  непосредственной полноты церковного общения находящихся в мире поместных церквей со Христом и посреди пребывающих в право вере, истине и спасительном учении, и в благодати Духа Божия и в теле и крови Христа. Согласно свмч. Иринею апостольское преемство это не только преемство «рукоположения», но преемство и продолжение божественной икономии, домостроительства в человеческой действительности, то есть вся ипостась и жизнь Церкви, вся ее полнота и кафоличность».

Г) «В нашу «экуменистическую», но неправославнующую эпоху это богословское и экклезиологическое свидетельство свмч. Иринея, епископа Древней Церкви,  - в которой преобладало сознание о нераздельности апостольского и кафолического и православного и евхаристического характера –для нас православных всегда означает живущую традицию о таинстве Церкви и единстве ее, и мы не можем ни удаляться, ни изменять эту традицию. Православные не изменяют наше традиционное сознание о Церкви, потому что это бы означало изменение Церкви, то есть отрыв от исторической вселенскости Церкви Богочеловека Христа, разрыв нашего единства и отрыв от апостольско-отеческой Церкви всех веков».

Следовательно, согласно святому Иринею, епископу Лионскому, не существует Церкви без Православия и Божественной Евхаристии, не существует Православия без Церкви и Божественно Евхаристии, и не существует Божественной Евхаристии без Церкви и Православия. Это предание, традиция, которое несет Церковь от апостолов и вплоть до сегодняшнего дня в сознании Церкви.

ВЫВОДЫ

После всего вышесказанного, я прихожу к заключению, что Святой и Великий Собор с теми Церквями, которые на него прибудут, как бы то ни было должен в своем Послании ясно и со всей силой упомянуть о Вселенских Соборах, и прекратить распространять «сказку», которая лишена исторического и богословского основания, является антицерковной, что этот Собор воззван спустя 1200 лет, ли же то он является первым Собором после Раскола.

С большим уважением, прошу и умоляю Предстоятелей Православных Церквей, которые в конечном результате примут участие в Соборе, в особенности Всесвятейшего Вселенского Патриарха г. Варфоломея, который прилагал труды для того, чтобы довести вещи до сего момента, чтобы они со всей силой и ясностью заявили о том, что этот Собор является продолжением Соборов свт. Фотия Великого, свт. Григория Паламы, свт. Марка Ефесского, Великих Восточных патриархов, их предшественников, среди которых были и такие, которые вплоть до мученичества засвидетельствовали славу Бога и Церкви.  В противном случае появится еще она причина для того чтобы дискредитировать Собор и себя в сознании церковной полноты как Собор антифотианский, антипаламитски, антимарковский (против Марка Евгеника), направленный против Отцов Добротолюбия!

Я ощущаю, что во время заседаний Святого и Великого Собора будут члены Собора, которые ощутят глас Пророков, Апостолов и Отцов, кровь Мучеников за веру, слезы и подвиги подвижников, пот миссионеров, молитва «бедных во Христе», надежды благочестивого народа. К сожалению там будут и те, которые этого не чувствуют, и этого не воспримут..

 

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет» 2016 год.

 

 

[1] «Ἐκκλησία, Ὀρθοδοξία καί Εὐχαριστία παρά τῷ ἁγίῳ Εἰρηναίῳ»

[2] τό χάρισµα τῆς ἀληθείας ἀσφαλές

[3] «ὡς αἱρετικούς καί κακογνώµονας ἤ ὡς σχίζοντας (τήν Ἐκκλησία) καί ὑπερηφάνους καί αὐθάδεις»

[4] Под этими слова всегда понимается правильная духовная жизни, тое сть несение аскетического подвига, примеч. Перев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Подписка на новости

Последние обновления

События