ВЕЛИКИЙ СОБОР и ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Η ΜΕΓΑΛΗ ΣΥΝΟΔΟΣ και οι ΠΡΟΣΥΝΟΔΙΚΕΣ ΔΙΑΔΙΚΑΣΙΕΣ
(περιοδικό Ό Όσιος Γρηγόριος, ετήσια έκδ. Ι. Μ. Οσ. Γρηγορίου Αγ. Όρους, 40(2015), 176-179)
Подготовительный путь к Великому Собору Православной Церкви входит в стадию завершения. В день святой Пятидесятница 2016, кроме разве что непредвиденных обстоятельств.
Надежда и тревога, смешанные чувства переполняют нас в отношении итогов Собора. Каждый собор является причиной особого беспокойства. Будет ли он принят всей церковной полнотой либо же он приведет к появлению расколов?
Единственным бесспорным критерием является следующее: православность принятых им решений, верность учению Вселенских Соборов. Как это сформулировал прп. Максим Исповедник: ««Благочестие церковное признает святыми и истинными те соборы, на которых установлены верные догматы».[1] (PG 90, 148).
Это зависит от условий, процедур и решений. Мы все молимся чтобы они проходили в святоотеческом духе, а не по принципам духа мира сего, которые к сожалению, не известны в церковной истории. Секуляризованность и антропоцентризм являются плохими и опасными условиями. «Последуя Святым Отцам» и взыскание воли Божией являются безопасными условиями. «Когда говорят от своего ума, тогда происходят ошибки», - говорил прп. Серафим Саровский.
Святые епископы несут ответственность. Мы же монахи вместе с верным церковным народом отвечают. Мы монахи, вместе с верными людьми Церкви смиренно молимся о том, дабы они говорили Святым Духом и имели бы «ум Христов».
Параллельно этому с сознанием смирения и страхом Божиим, мы можем высказывать то, что чувствуем и переживаем как апостольское и святоотеческое наследие, которое мы должны сохранить неизменным.
В отношении жгучего вопроса «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру», мы считаем , что мы должны избегать соборного решения о том, что инославные церкви обладают «церковным характером» (ecclesiality, то есть что они являются церквами с признаками Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви), поскольку между православными и инославными не существует единства в вере, богослужении, управлении, морали, а главным образом тождества в опытном переживании Благодати Святого Духа «со всеми Святыми».
Для некоторых вопросов социального характера, которые касаются мира и благо стояния наших святейших Божиих поместных Православных Церквей, мы усердно молимся как «члены» этого святого Тела Христова, о «членах отчасти» и «о других членах» (см. A Кор. 12, 25-27, Рим. 12, 5), чтобы Господь не допустил разделений для единства нашей Православной Церкви.
Мы считаем, что некоторые вопросы не должны быть проигнорированы, как и позиция Священного Кинота Святой Горы, так и его вмешательство. Что касается, например, вопроса о совместном праздновании Пасхи с инославными христианами, то имеется обращение Священного Кинота Святой Горы ко II Предсоборному Совещанию, с характерным высказыванием: «мы осуждаем какое бы то ни было изменение Пасхалии». Характерным является принятие такого рода вмешательства (Священного Кинота) председателем II Предсоборного Совещания, который при этом сказа: «Я считаю вполне естественны то, что они нам выражают свое воззрение в почтительности, их сознание и мнения. Нам следует проявить к ним внимание. Обращаем особое внимание на значение монашеского чина, в особенности уважаемых Отцов Афона. Я также прошу вас при изучении вопросов в комиссиях, прислушаться к точке зрения и аскетическим воззрениям монахов» (см. βλ.Συνοδικά VIII, έκδ. Ορθοδόξου Κέντρου του Οικουμενικού Πατριαρχείου, Σαμπεζύ 1994, σελ. 119.).
Что касается вопросов монашеской жизни и специфики Священного Кинота Святой Горы, то было высказана официальная позиция, согласно которой монах, который пострижен с чтением молитв на ношение рясы, но еще не принявшего «великой схимы», является монахом и его монашество неизгладимым даже в случае отпадения от монашеской жизни (βλ. ΕΔIΣ ΡΚΘ΄, 20.8.1993). Поэтому мы считаем, что, совершая браковенчание над павшим монахом, мы тем самым недооцениваем возможности покаяния - известного из многочисленных повествований Синаксариев о ранее падших монахах - и готовности к боголюбивому возвращению такого монаха к божественным монашеским обетам».
© Православный Апологет 2016г.
[1] ΑΓΙΟΥ ΜΑΞΙΜΟΥ ΤΟΥ ΟΜΟΛΟΓΗΤΟΥ, Περί των πραχθέντων εv τη πρώτη αυτού εξορί.α 12, PG 90, 148.