Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Всеправославный собор

Патриарх Константинопольский Варфоломей угрожает православным верующим «каноническими последствиями», а Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил против календарной реформы

 

 

22 января 2016 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) началось Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которое продлится до 28 января. На встрече будут обсуждаться ключевые вопросы подготовки Святого и Великого Всеправославного Собора, который решено провести в нынешнем году.

На Собрании отсутствуют Патриарх Антиохийский Иоанн, Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним и Предстоятель Польской Православной Церкви Митрополит Варшавский Савва. 

От Московского Патриархата в Собрании участвуют: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Волоколамский Иларион, протоиерей Николай Балашов. 

На сайте Румынской Православной Церкви помещено краткое, но примечательное сообщение о первом дне работы Собрания Предстоятелей, в котором из устКонстантинопольского Патриарха Варфоломея уже прозвучала нескрываемая угроза всем «инакомыслящим» православным христианам:

«Отметив, что Всеправославный Собор еще прежде своего созыва получил название “разбойничьего собора” от некоторых “защитников православия”, Вселенский Патриарх вопрошает – чьей властью вынесено такое определение и каковы будут канонические последствия в случае неподчинения этим решениям.

Патриарх предложил, чтобы Собор работал в течение двух недель.

Он отметил, что неучастие некоторых Церквей в работе вселенских Соборов не лишало их статуса Вселенских.

Патриарх отметил, что поскольку православные наблюдатели были на Втором Ватиканском соборе, надо пригласить и католических наблюдателей на наш Собор».

http://patriarhia.ro/patriarhul-ecumenic-sfantul-si-marele-sinod-este-de-interes-direct-si-vital-atat-pentru-ortodocsi-cat-si-pentru-restul-lumii-crestine--8580.html
 

От редакции: Определять статус предстоящего Всеправославного Собора в качестве разбойничьего можно будет лишь после его окончания на основании того, примет ли он или нет определения, противоречащие вероучению, Преданию и канонам Православной Церкви.

Напомним, что самыми спорными и вызывающими правомерное беспокойство огромной части православных верующих являются следующие заявленные пункты повестки дня Всеправославного Собора:

– Установление общего календаря праздников.

– Вопрос поста в современном мире.

– Связь с другими христианскими конфессиями.

– Экуменическое движение.

Как ранее заявлял председатель ОВЦС митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), «уже по восьми темам Церкви сумели договориться – по этим темам можно и провести Собор. Это, например, вопросы календаря, унификации церковных постановлений о посте, о препятствиях к браку, об отношении Православия к остальному христианскому миру и экуменизму».

Однако верующие Русской Православной Церкви до сих пор не были оповещены о позиции священноначалия по этим важнейшим вопросам церковной жизни и о содержании текстов уже согласованных тем предстоящего Собора, что вселяет недоверие как к самому предстоящему Всеправославному Собору, так и к позиции священноначалия нашей Церкви: ведь возможен и такой вариант: после Собора нам заявят, что делегация РПЦ была против любых нововведений и пересмотра канонов, но мы, мол, под давлением экономических санкций радиобщеправославного единства и солидарности не могли пойти против мнения большинства Православных Церквей! Существуют обоснованные опасения, что так и будут навязаны Церкви Русской «единодушно принятые на Всеправославном Соборе» обновленческие реформы.

Вероятно, чтобы успокоить многомиллионную паству, у которой накопилось немало тревожащих души верующих вопросов, связанных с готовящимся Всеправославным Собором, Предстоятель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем обращении к участникам Совещания в Шамбези выразил убежденность в необходимости пересмотра проекта документа «Календарный вопрос», отметив, что тема «более точного определения даты Пасхи» совершенно не актуальна для Православной Церкви и может лишь посеять смуту среди многих верующих.

Патриарх Кирилл в своем выступлении также подчеркнул, что только «в формате открытой дискуссии, позволяющей любому заинтересованному члену Церкви высказать свою позицию, должна впередь проходить подготовка Собора, если мы действительно заинтересованы в его успешном проведении». Предстоятель Русской Церкви подчеркнул важность публикации проектов соборных документов и преодоления дефицита достоверной информации, который вызывает подозрения у многих верующих.

«Убежден, что давно назревшая публикация проектов соборных документов и возможность свободной по ним дискуссии не только не воспрепятствует проведению Собора, но и покажет нам и всему миру подлинно соборный характер нашей Церкви, способствуя укреплению всеправославного единства», – заявил Святейший Патриарх Кирилл, призвав всех собравшихся сообща молиться Господу о помощи в совместных трудах во благо Церкви, в преодолении трудностей, возникающих на пути к проведению Всеправославного Собора.

Добавим, что коль скоро вопрос о календаре стоит на повестке дня этого Собора, то наиболее разумным и благотворным для вселенского Православия было бы, если Русская Православная Церковь как самая многочисленная предложит новостильным Церквам вернуться на юлианский календарь, дабы не было у нас разделения в молитвах.

В связи с намечаемым в этом году проведением Всеправославного Собора следует учитывать и нынешний геополитический момент, когда врагам России именно сейчас нужно любыми способами ослабить духовную мощь Русской Церкви и ее авторитет в народе.

В частности, нельзя не учитывать и следующее обстоятельство: на фоне жесточайшего кризиса российско-турецких отношений предстоящий Всеправославный Собор представляет собой отличный геополитический шансдля президента Турции Реджепа Тайип Эрдогана, чтобы «насолить» Кремлю и всей России в лице Русской Православной Церкви. Как известно, Константинопольский патриарх Варфоломей является турецким подданным. Эрдоган сможет надавить на гражданина Турции Варфоломея с целью продавливать на Всеправославном Соборе неприемлемые для Русской Церкви (а значит и для России) интерпретации пунктов Собора (например, вопросы экуменизма, ослабления постов, новый календарный стиль…).

 

Озабоченность православных людей решениями этого предстоящего Собора весьма понятна. Существуют серьезные опасения, что подготавливаемый Константинопольской патриархией Всеправославный Собор должен будет узаконить на высшем уровне линию секулярно-либеральной реформации Православия, трансформации его в т.н. обмiрщенное «европравославие», а по сути – измену ему. Мы очень рады были бы ошибиться, однако возможность совершить такой грандиозный переворот в Православной Церкви существует как из-за наличияактивной секуляризованной современной паствы и клира, которая порождает полное безразличие к истине и нежелание ею жить и ее отстаивать, так и из-за внешнего давления на священноначалие Поместных Церквей со стороны Международных Центров развития мировой демократии.[1]

http://www.blagogon.ru/news/405/

 

 —————————————————————————————

[1] Впрочем, озабоченность православных людей не разделяет протодиакон Андрей Кураев, который опечален, что Всеправославный Собор не сможет провести никаких реформ: «я это собор вижу не страшным, а бессмысленным и даже позорным. Именно потому, что он не решится ни на какие реформы. Даже по вопросам, которые заявлены в повестке дня собора, ничего не будет принято» (http://diak-kuraev.livejournal.com/...44).

Новое "Нет" Иеронима на приглашение Варфоломея

Νέο «΄Οχι» Ιερώνυμου στην πρόσκληση Βαρθολομαίου

patriarxis_serresB_3

Так называется статья Андреаса Лудароса, обзревателя http://orthodoxia.info/. Как стало известно Блаженнейший Архипископ Афинский не поедет на Встречу Предстоятелей Православных Церквей, которая состоится 21 янвая 2016 года в Женеве. Темой обсуждений станет подготовка к проведению Всеправославного Собора на Пятидесятницу 2016г. в Константинополе. Вполне вероятно, что нынешний конфликт Турции с Россией усложнил положение и Константинопольской Церкви в это мусульманской стране, где даже было заявлено об официальном запрете властей на "пропаганду праздника Рождества Христова".

Какие причины побудили Его Блаженство не принимать личного участия в этой Встрече? Обратимся в статье Андреаса Лувароса:

"Решение не участвовать Блаженнейшиему Архиепископу Иерониму на Встрече Предстоятелей Православных Церквей, которая пройдет в Швейцарии в конце месяца было принято членами Постоянного Священного Синода .

Отвечая на ряд публикаций в СМИ, которые создали впечатление о том, что был повод для того, чтобы отложить его первоначальное решение, г. Иероним сказал членам Постоянного Священного Синода, что это его решение не является следствием его персонально позиции, но оно представляет собой требование порядка и уважения к Элладской Церкви.

Хорошо информированные источники, близкие к Архиепископу orthodoxia.info что сказали, что г. Иероним заявил со всей силой Фанару о том, что он не намерен изменять свою позицию ради удовлетворения  ожиданий Патриарха по конкретным по которым он имеет свою позицию, о чем он известил представителя Патриархии в Афинах митрополита Адрианопольского г. Амфилохия.

Отношения между Архиепископом и Патриарха в данный момент находятся в состоянии особого охлаждения не взирая на стремления обеих сторон преодолеть разрыв.

Элладская Церковь будут представлена на Встрече митрополитом Илией, митрополитами Мессиниским и Перистерийским. (http://orthodoxia.info/news/news/νέο-΄οχι-ιερώνυμου-στην-πρόσκληση-βαρ/)

 

Митрополит Киевский Онуфрий призывает отказаться от Всеправославного Собора

01/01/16


 

Своими сомнениями и тревогами паствы насчёт намечаемого на 2016 год Всеправославного Cобора поделился предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий на состоявшемся 28 декабря ежегодном епархиальном собрании духовенства Киевской митрополии.

* * *

«Этот вопрос, наверное, сегодня самый главный, – согласился Блаженнейший. – Собор намечен на июнь следующего года. По этим планам на Троицу он должен быть уже завершен.

Вообще, всегда вопросы, выносимые на Соборы, обсуждались заранее. Для этого проводились предсоборные совещания, на которые выносились те вопросы, которые Собору оставалось только утвердить. Не было такого, чтобы Собор уже начался, и только после этого начинали “вбрасывать” вопросы, о которых большинство не подозревает, вопросы заведомо спорные и вызывающие рознь.

Позиция нашей Церкви состоит в том, что вопросы, выносимые на Собор, (например, о новом стиле в Церкви), должны быть обсуждены на таких предсоборных совещаниях. Затем их должны все Церкви утвердить, и тогда уже согласованные позиции выносятся на решение Собора. Если хоть одна Церковь выступит против, тема снимается с повестки дня. Это называется правилом консенсуса – полного согласия. И наша Церковь настояла на том, чтобы строго придерживаться этого правила. Это гарантия того, что не случится расколов. Ибо даже если некоторые вопросы будут выносить большинством голосов, разделение таким образом уже произойдёт – еще до Собора.

И с таким подходом согласились все поместные Церкви. Но когда начали рассматривать вопросы диптиха («первенства» Константинопольской Церкви. – Д.С.), автокефалии (с явным прицелом Константинополя на дарование автокефалии украинской части Московского патриархата. – Д.С.), календаря (сам Константинополь уже частично перешёл на католический календарь, по нему же празднует Рождество и окружение главного автокефалиста УПЦ МП Олэксандра Драбынко. – Д.С.), второбрачия для духовенства (не допустимое канонами вступление в повторный брак для духовенства, но уже практикуемое окружением того же Драбынко. – Д.С.), то оказалось, что ни один из них не доведен до конечного вида.

И возникает вопрос – если мы, не имея подготовленных решений для Собора, соберемся все на такой «собор», то не выльется ли он в перепалки и споры, которые лишь скомпрометируют Церковь.

Кроме того, там может быть задействована следующая система продавливания решений:

после долгого обсуждения решаем выносить его в таком-то виде (то есть вариант, предлагаемый заранее, отвергаем); принимаем новый – окончательный – вариант, голосуем за него, но на подписи подаётся он на греческом языке. Мы говорим: “надо внимательно посмотреть”, а нам отвечают: “Что там смотреть? Уже проголосовали, давайте – подписывайте!”. “Нет, – говорим, – мы сначала переведём”. И оказывается, что на подпись нам подсунули первый вариант – тот, который мы отвергли. И там тысяча таких способов обмануть человека и сотворить неправду.

Следовательно, если вопросы будут только предлагаться для обсуждения уже на самом Соборе, это выльется в балаган, который станет позором для Вселенской православной Церкви.

Поэтому есть такое предложение (мы его ещё будем обсуждать на Архиерейском Соборе) отказаться от участия в этом Соборе. Участие в нём может оказаться бóльшим злом, чем отказ от участия. Ведь даже если согласимся участвовать с тем, чтобы стоять на своём, пока будем обсуждать каждую формулировку, оппоненты выставят свои варианты в Интернет, как согласованные и проголосованные. И пока все разберутся, что к чему, возникнет масса соблазнов, угроза раскола. Чтобы этого не случилось, нам, по моему личному мнению, надо воздержаться от участия в этом Соборе (“личное мнение” Блаженнейшего было встречено бурными аплодисментами духовенства, даже притом что подобным образом выражать одобрение в Церкви не принято. – Д.С.)… А если хотя бы одной из поместных Церквей на Соборе не будет, он уже не будет всеправославным…

Я думаю, что надо молиться Богу, просить Его, чтобы Он отвел этот соблазн, который надвигается на Святую православную Церковь, чтобы Бог сохранил нас в вере. Не надо искать новой веры. Сегодня надо искать обновления человека, потому что вера наша – святая. Сколько святых угодников она нам дала! Это место святое (собрание проходило в Киево-Печерской лавре. – Д.С.) нам говорит, камни вопиют, мощи свидетельствуют о том, что это вера спасительная. Зачем нам искать что-то иное, что более соответствовало бы нашим страстям? Нам надо себя ломать, прилаживаться к вере, а не веру ломать под свою немощь, под свою гордыню.

Нам Бог дал веру, храним же её, а что кто-то иной будет там делать – это его проблемы, его ответ перед Богом. У нас есть дорога и мы должны ею идти».

 

Примечания украинского церковного публициста Дмитрия Скворцова.


«Украина.ру»

http://www.blagogon.ru/news/400/

 

Священный Синод Элладской Церкви принял решение о том, что Архиепископ Афинский не поедет на Встречу Предстоятелей Православных Церквей

Портал http://thriskeftika.blogspot.ru/ в статье "Δεν θα πάει στη Σύναξη των Προκαθημένων στη Γενεύη ο Αρχιεπίσκοπος Ιερώνυμος" сообщает о принятом Священном Синодом Элладской Церкви, заседание которого проходило 13 января 2916 года, что Архиепископ Иероним не будет лично присутствовать на Встрече Предстоятелей Православных Церквей, которай пройдет с 21 по 28 января в Женеве. При этом приводится текст Определения Священного Синода по данному вопросу: 

"...Η Ιερά Σύνοδος προσκάλεσε τα Μέλη της Επιτροπής Διορθοδόξων και Διαχριστιανικών Σχέσεων, τους Σεβ. Μητροπολίτες Περιστερίου κ. Χρυσόστομο, Δημητριάδος κ. Ιγνάτιο και Μεσσηνίας κ. Χρυσόστομο προκειμένου να ενημερωθεί για την σύγκληση των Προκαθημένων των Ορθοδόξων Εκκλησιών που θα πραγματοποιηθεί στη Γενεύη από τις 21 έως τις 28 Ιανουαρίου 2016, καθώς και για τα θέματα που πρόκειται να συζητηθούν.Αποφασίστηκε να εκπροσωπήσει τον Μακαριώτατο στην εν λόγω σύγκληση ο Σεβ. Μητροπολίτης Ηλείας κ. Γερμανός συνοδευόμενος από τους Σεβ. Μητροπολίτες Περιστερίου κ. Χρυσόστομο και Μεσσηνίας κ. Χρυσόστομο".(http://thriskeftika.blogspot.ru/2016/01/blog-post_51.html)

Священный Синод пригласил членов Комиссии по Межправославным и Межхристианским Связям Преосв. Митрополитов Перистериского г. Хризостомоса, Димитириадского г. Игнатия и Мессенийского г. Хризостомоса для того, чтобы они проинформировали о созыве Предстоятелей Православных Церквей, Встречакоторых состояится в Женеве с 21 по 28 января 2016г., а также чтобы они проинформировали о вопросах которые предлангаются на обсуждение. Было принято решение, что Его Блаженство по причине созыва Встречи будет представлять Преосв. Митрополит Илиский г. Германос, которого будут сопровождать Пресв. Митрополит Перистериский г. Хризостомос и Мессинийский г. Хризостомос".

перевод "Православного Апологета" 2016г.

 

БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫЕ "НУЖДЫ"ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СВЯТОГО И ВЕЛИКОГО СОБОРА.

(Комментарий на доклад профессора Г. Мартзелоса)

ΟΙ ΕΠΕΙΓΟΥΣΕΣ «ΑΝΑΓΚΑΙΟΤΗΤΕΣ» ΤΗΣ ΑΓΙΑΣ ΚΑΙ ΜΕΓΑΛΗΣ ΣΥΝΟΔΟΥ.

(Σχόλιο σε εισήγηση Καθηγητού)

       К многочисленным лихорадочным приготовлениям для созыва "Святого и Великого Собора", который было определено провести в июне месяце следующего года (в день Пятидесятницы 2016г.) добавилось недавнее проведение Симпозиума, о чем было оповещено в интернет-портале «Θεολογικά Δρώμενα». Согласно информации этого интернет-портала: «Научный Симпозиум под названием «К Святому и Великому Собору» (Προς την Αγία και Μεγάλη Σύνοδο) в связи с проведением в 2016 году Святого и Великого Собора Патриаршим Центром Патристических Исследований в священной обители Властадон организуется проведение Симпозиума в период с 3 по 5 декабря 2015. Согласно сообщению Организационной Комиссии этого Симпозиума в его работе будут представлены и проанализированы вопросы, по которым необходимо будет принять решение в процессе прении в ходе работы Собора» (http://blogs.auth.gr/moschosg). Из многочисленных докладов этого Симпозиума мы решили прокомментировать один из них почетного профессора Фессалоникского университета г-на Георгия Мартзелу, который называется «Необходимость Святого и Великого Собора Православия для ответа на вызовы современности» (Η αναγκαιότητα της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδοξίας για την αντιμετώπιση των σύγχρονων προκλήσεων), при этом мы оставляем без нашего комментария другие доклады других компетентных лиц.

ΠΑΜΣ_91

 Вышеупомянутый профессор считает, что «созыв Святого и Великого Собора является абсолютно необходимым ради того, чтобы Православие смогло бы дать ответ на требования времени, тем самым давая мощное свидетельство своего богочеловеческого присутствия в современном мире с его духовной, нравственной и социальной расшатанностью», поскольку согласно его утверждениям « впервые за последнее тысячелетие представители всех Поместных Православных Церквей встретятся для того, чтобы обсудить и принять совместные решения по важным проблемам, которым занимается Православная полнота на протяжении десятилетий, но которые волнуют и современное человечество ...». Затем он перечисляет крайней степени нужды и срочность для решения этих вопросов, которые требуют соборного разрешения и ответа. Это «насилие, которое часто используется по имя религии», или «активная секуляризация христианских деноминаций, или «безудержное развитие технологий», « бурное развитие биотехнологий», «разрушение природной среды», или «экономический кризис и социальная несправедливость». За этими срочностями и необходимостями имеется необходимость «Православной Церкви явить свое единство и высказать единое слово современному миру». Касаясь же далее каталога вопросов Собора, он считает, что он «отвечает полностью вышеназванным проблемам и вызовам нашего времени», поскольку «все вопросы Святого и Великого Собора касаются современными проблемами, связанных либо с планированием либо с  и институциональным выражением единства Православия (Диаспора, Автокефалия, Автономия, Диптих), или с гарантией и сохранением православной духовности в сочетании с современными потребностями Православной полноты (календарь, препятствия к браку, пост) или же межхристианскими отношениями (двусторонних и многосторонних), либо с заслуживающим доверия свидетельством Православия (на основе, конечно, христианских идеалов мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами)».

В принципе, доклад г-на профессора представляет собой по своей сути пустоту и имеет существенные недостатки. Он умалчивает о других "нуждах" гораздо более существенных и безотлагательных, которые ему следовало бы представить первыми и отдать им предпочтение в связи с теми, которых он касается. Мы коснемся некоторых: Первой безотлагательной «необходимостью» является нужда в созыве Собора как продолжателя предшествующих Вселенских Соборов. Однако как господин профессор решает и ставит вопрос о Соборе, будущий Собор им представляется вырванным и парящим в воздухе, а не как имеющий органическую связь с предшествующими Соборами, как последнее звено некой цепи семи, или вернее девяти Вселенских Соборов. Это упущение является весьма серьезной ошибкой, что не оправдывает его  как профессора догматического богословия высшего уровня, как г-а Мартзеллоса. Как мы знаем из церковной истории и Канонической Традиции нашей Церкви, каждый последующий Вселенский Собор ратифицировал, утверждал догматические вероопределения (оросы) и канонические решения предшествующих. Святые Отцы никогда даже не мыслили ради только Собора, что-то изменять, искажать путь даже самое малое из того, о чем догматствовали предшествующие Отцы. Следовательно и грядущий Собор только тогда станет действительно продолжением предшествовавших Соборов, когда он ратифицирует, признает догматические вероопределения предшествовавших (включая сюда и VIII и IX Вселенские Соборы), не будет двигаться далее в направлении установления новых канонов, которые входят в противоречие с древними священными канонами и будут их лишать авторитета.

 Другая безотлагательная "необходимость" состоит в необходимости, чтобы иерархия, епископат, которые проводят Собор были бы богоносными, или по крайней мере обладали бы православным мышлением, сознанием и шли бы по стопам Святых Отцов. Только тогда этот Собор будет по сути подлинным Собором и авторитетным, а не лжесобором. Собор на котором члены собора поют «стройную песнь богословия». И тогда только она будет принята церковной полнотой. Потому что если Всеправосавный Собор будет созван для того, чтобы признать «по икономии» крещение еретиков без предшествующего отречения от их ересей и отвержения церковности известных еретиков, которые используют intercommunion, тогда да не будет такого Собора никогда.

Другая безотлагательная «необходимость» состоит в том, чтобы члены Собора понимали и осознавали границы православной веры и осудили бы все современные ереси нашего времени во главе с проклятым Экуменизмом. Весьма важно убеждение в отношении содержания вопросов окончательного каталога вопросов для Собора поскольку в нем полностью отсутствуют жгучие вопросы догматического характера и полностью отсутствует интерес и забота о необходимости вести серьезную войну с многочисленными ересями, которые терзают Церковь. На древних Вселенских Соборах главной заботой Святых Отцов, которые составляли Соборы, было в первую очередь вести серьезную войну и нейтрализовывать ереси, которые появлялись в их время. А во-вторых уже они регулировали другие церковные вопросы. Следовательно и в наше время первым и основным попечением инициаторов и подготовителей Святого и Великого Собора должно было бы быть ведение напряженной войны с многообразными современными ересями, каковым является Папизм. Ибо он несмотря на ведение Диалога продолжает вплоть до сегодняшнего дня упорствовать в своем заблуждении и ведет убийственный прозелитизм в недрах Православия. Но сюда относится и Протестантизм, Хилиазм, Марксизм и иные безбожники, каковым являются Неоязычество, Масонство, Международный Сионизм, Теософия и Новая Эра, Ислам, секты, разрушительные культы, неосатанизм, но и ересь Экуменизма и иные другие заблуждения «новых вызовов» этого мира. Предполагаемый Собор, поскольку он не предлагает и представляет для обсуждения упомянутые вопросы веры и ереси, не может никак рассматриваться как истинный Православный Собор и продолжением древних великих Вселенских Соборов, посему его как Лжесобор необходимо отвергнуть всей церковной полнотой.

Другой безотлагательно «необходимостью» является необходимость для членов Собора указать на бесполезность проводимых до сего дня диалогов и на необходимость их завершить не только как бесконечных, но и как являющихся источником и причинно разложения и  коррозии православного мышления верующего народа Божия. Об этой бесполезности свидетельствуют и сами инициаторы Диалогов, что было проявлено и в докладах выступающих во время Собрании епископата Вселенской Кафедры (конец августа, начало сентября 2015 года), благодаря которым иерархия была осведомлена о ходе Диалогов. Опыт показал, что наше пребывание в ВСЦ в течение длительного времени, но и длительный диалог в римо-католиками привел неизбежно к компромиссам и неприемлемым отступлениям в вере и в нашем церковном самосознании. Мы пришли к трагическому феномену окогда православные представители и патриархи составляют антиправославные по своей формулировке и богохульные заявления и обязаны подписывать общие документа с еретиками, которые чужды и традиции и догматическому учению нашей Церкви. Вопиющие примеры решений это документы, подписанные в Баламанде в Ливане (1993), Порт-Алегри, Бразилия (2006), и Пусане, Южная Корея (2014). Выставляемый при этом якобы аргумент, что через диалог Православие несет свое свидетельство полностью сокрушается рукоположением женщин и признанием гомосексуальных браков, принятые собеседниками с Православием (!!!) и неименным упорством папства.

Другой безотлагательной "необходимостью" является необходимость участвовать в качестве членов Собора всех находящимся в состоянии не покоя епископов поместных Церквей. Кране печальным является то, что даже в на созванном в ближайшем будущем Святом и Великом Соборе не примут участия все ныне действительные епископы поместных Церквей, но только незначительное число представителей от каждой поместной Церкви. Окончательное решение Собрания Престоятелей Церквей (6-9 марта 2014 года) состоит в том, что каждая поместная Церковь будет представлена ограниченным числом членов (24 члена) и каждая поместная Церковь будет обладать правом на один голос, что представляет собой новоявленное нововведение, совершенно чуждое древнему преданию нашей Церкви. Когда в истории Церкви канонические епископы исключались от участия в Поместном или Вселенском Соборе? Если бы в древней Церкви была бы применена система представительств поместных Церквей, тогда бы архиепископы еретики посылали бы в качестве представителей единогласных с ними епископов и результате чего стало бы доминировать заблуждение. Но по какому критерию будут избраны представители? Они будут зибраны от каждой поместной Церкви или же их будут определять по критерию  соответствия, приемлемости в вопросах веры? Выставляемое ныне оправдание, что якобы в действительности невозможно присутствовать на этом собрании многих сотен или тысяч епископов, поскольку сегодня передвижение с помощью современных средств реализовать достаточно легко, быстро и удобно по сравнению со средствами в византийскую эпоху истории. Сегодня также во всех больших городах существуют огромных размеров современные конференц-центры, великолепно оснащенные системами параллельного перевода на многие языки, где могут принять участие тысячи участников конференции.

 Другой безотлагательной «необходимостью» является то, чтобы в будущем созываемый собор признал вселенскость считаемых  VIII и XI  Вселенскими соборами созванных Соборов при свт. Фотие в 879-880 и соответственно Собор 1351 года. Оба эти Собора обладают всеми теми свойствами и основаниями, которые требуются для признания Сбора Вселенским, как это доказано в соотвествующих исследованиях Преосвященешего митрополита Пирейского г-на Серафима, итрополита Навпактского г-на Иерофея и митрополита Гортинского г-на Иеремии. Соотвествующе требование выше названных иерархов о соборном изучении вопроса Архиерейским Собором на основании докладов Преосвященнейших митрополитов Навпактского г-на Иерофея и Гортинского г-на Иеремии в конечном итоге было отвергнуто и не подлежал обсуждению под предлогом, что поместный Архиерейский Собор Элладской Церкви не является компетентным, чтобы предложить включить в повестку дня Всеправославного Собора этот вопрос. Однако в действительности причина совершенно иная, как замечает в своей статье Преосвященнейший г-н Серафим: «Очевидно, и даже весьма, что необычное признание не совершается ради того, чтобы не «огорчить» безбожных и демонизированных клеветников на Святых предстоятелей двух Вселенских Соборов святителя Фотия Великого и святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, считающих их якобы ересиархами, что столь явным образом вытекает из «Догматического учения» Римо-католической парасинагоги».

 Господин профессор также отмечает, что абсолютная необходимость в проведении Святого и Великого Собора состоит в том, чтобы «утверждать свое единство и говорить в один голос в современном мире». Невозможно, однако, даже и помыслить о том, сколько и каких размеров возникнут в церковном теле новые расколы  из-за созываемого в будущем Собора, которые, что рассказывают реальные факты, будет ни чем иным как новым лжесобором по образцу Ферраро-Флорентийского.  Все указывает на то, что в будущем созываемый Собор, к сожалению, не будет обладать необходимыми основаниями, чтобы быть по-настоящему православным. Как мы показали в нашей сравнительно недавней статье-исследовании "Подготавливаемы Великий Собор это верный слуга всеретического Экуменизма» («Η προετοιμαζόμενη Αγία και Μεγάλη Σύνοδος πιστή διάκονος του παναιρετικού Οικουμενισμού») что подготавливаемый на протяжении многих десятилетий этот Собор пропитан еретической идеологией и практикой проведения межхристианского и межрелигиозного Экуменизма. Он основан на планах и новвведениях совершенно чуждых Православному Преданию и священным канонам. Он продвигался лицами, которые были пламенными сторонниками всеереси Экуменизма, некоторыми из которых являются такие как Вселенский Патриарх Мелетий (Метаксакису) и Афинагор (Спиру), они были полноправными членами движимого сатаной масонства. А это факт, который вызывает негодование только при одном слушании!

Помимо этого, какой вид «единства» будет «отстаивать» Святой и Великий Собор, когда пометные Патриархии и Автокефальные Церкви постоянно и непрерывно до сих пор не согласны и ссорятся между собой за первенство и чтобы идти впереди всех, так что невозможно даже разрешить пресловутый вопрос о Диптихах, т.е. порядке поминовения иерархии во время совершения Божественной литургии, но когда между ними происходят споры, битвы за церковную юрисдикцию? И с каким же дерзновением первенствующая Церковь Вселенской Патриархии будет  формулировать слово о "единстве", когда она утверждают свое полное церковное господство в священных митрополиях так называемых «Новых областей», так что появляется гротескный феномен иерархов "Новых областей», которые должны одновременно принадлежать епископату двух Поместных Церквей? С каким дерзновением первенствующая Церковь будет говорить слово о «единстве», когда по ее вине углубляется глубочаший грех старостильного раскола? Вопрос о календаре продолжает оставаться и до сего дня открытой раной на теле Церкви, которая появилась из-за некритичных, легкомысленных и поспешных действий Вселенской Патриархии в стремлении принять новый календарь, содействуя отдельным поместным Церквам без единогласного мнения всех поместных Православных Церквей, в результате чего произошло появление этого раскола.

Весьма печален и тот факт, что профессор и даже заслуженны, который на протяжении десятилетии служил академическому богословию игнорирует, или упускает все выше названные безотлагательные нужды и предлагает иные, которые по свое сути являются вторичными. Православный профессор должен обладать глазами церковного тела и по своему положению и в соответствии с научными знаниями, быть верным хранителем догматов веры и священных канонов нашей Церкви.

От Отдела Пирейской Митрополии по Ересям и Парарелигиозным организациям

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.

Далее полный текст доклада профессора Георгия Мртзелу

Георгий Мартзелу. Необходимость проведения Святого и Великого Собора Православия для ответа на современные вызовы

Γεώργιος Μαρτζέλος, Η αναγκαιότητα της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδοξίας για την αντιμετώπιση των σύγχρονων προκλήσεων

blogs.auth.gr/moschosg

 

Εκ του Γραφείου επί των Αιρέσεων και των Παραθρησκειών

 

ΑΚΟΛΟΥΘΕΙ ΟΛΟΚΛΗΡΗ Η ΕΙΣΗΓΗΣΗ ΤΟΥ ΚΑΘΗΓΗΤΟΥ ΓΕΩΡΓΙΟΥ ΜΑΡΤΖΕΛΟΥ

Γεώργιος Μαρτζέλος, Η αναγκαιότητα της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδοξίας για την αντιμετώπιση των σύγχρονων προκλήσεων

blogs.auth.gr/moschosg

Η εισήγηση του ομότιμου καθηγητή του Τμήματος Θεολογίας που έγινε στο Συνέδριο που διοργανώνει η Μονή Βλατάδων σε συνεργασία με το Πατριαρχικό Ίδρυμα Πατερικών Μελετών και τη Θεολογική Σχολή του ΑΠΘ  (3-5 Δεκεμβρίου 2015) στη Θεσσαλονίκη με θέμα «Προς την Αγία και Μεγάλη Σύνοδο»

Εισαγωγή

Ως γνωστό, στην Ε΄ κατά σειρά από το 1992 Σύναξη των Προκαθημένων των Ορθοδόξων Αυτοκεφάλων Εκκλησιών που συνήλθε υπό την προεδρία του Οικουμενικού Πατριάρχη κ. Βαρθολομαίου από τις 6 έως τις 9 Μαρτίου 2014 στον ιερό Ναό του Αγ. Γεωργίου στο Φανάρι της Κωνσταντινούπολης πάρθηκε μια κοσμοϊστορική απόφαση για ολόκληρη την Ορθοδοξία: Αποφασίστηκε να λάβει σάρκα και οστά το από πολλών ετών κυοφορούμενο όραμα της συγκλήσεως της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας κατά την ημέρα της Πεντηκοστής του έτους 2016, εκτός βεβαίως απροόπτου. Ως χώρος συγκλήσεως της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου προτάθηκε μάλιστα, εφόσον το επιτρέψει το Υπουργείο Πολιτισμού της Τουρκίας, ο παλαιός Καθεδρικός Ναός της Αγίας Ειρήνης, στον οποίο έλαβε χώρα το 381 η Β΄ Οικουμενική Σύνοδος.

Η κοσμοϊστορική σημασία της Συνόδου αυτής για ολόκληρη την Ορθοδοξία είναι προφανής: Για πρώτη φορά ύστερα από μία χιλιετία και πλέον εκπρόσωποι όλων των κατά τόπους Ορθοδόξων Εκκλησιών θα συνέλθουν να συζητήσουν και να λάβουν από κοινού αποφάσεις για σημαντικότατα θέματα που απασχολούν εδώ και δεκαετίες το Ορθόδοξο πλήρωμα, αλλά και τη σημερινή ανθρωπότητα, λόγω των πρωτόγνωρων και πιεστικών προκλήσεων που αντιμετωπίζει μέσα στο ραγδαίως μεταβαλλόμενο σύγχρονο κόσμο. Από την άποψη αυτή η σύγκληση της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου είναι απολύτως αναγκαία, για να μπορέσει η Ορθοδοξία να ανταποκριθεί στα αιτήματα των καιρών, δίνοντας μια δυναμική μαρτυρία της θεανθρώπινης παρουσίας της μέσα στον παραπαίοντα πνευματικά, ηθικά και κοινωνικά σύγχρονο κόσμο.

α. Η Αγία και Μεγάλη Σύνοδος μπροστά στις προκλήσεις και τα προβλήματα του σύγχρονου κόσμου

ΠΑΜΣ_124

Οι προκλήσεις και τα προβλήματα που καλείται επιτακτικά να αντιμετωπίσει η Ορθόδοξη Εκκλησία με την Αγία και Μεγάλη Σύνοδο και να δώσει έτσι μια δυναμική μαρτυρία της παρουσίας της στο σύγχρονο κόσμο, περιγράφηκαν με πολύ σαφή και γλαφυρό τρόπο από τον Παναγιώτατο Οικουμενικό Πατριάρχη κ. Βαρθολομαίο στην εναρκτήρια Ομιλία του κατά την ανωτέρω Σύναξη των Προκαθημένων των Ορθοδόξων Αυτοκεφάλων Εκκλησιών. Κατ’ αρχήν, όπως επισημαίνει ο Οικουμενικός Πατριάρχης, η βία πού ασκείται πολλές φορές εν ονόματι της θρησκείας συνιστά απειλητικό φαινόμενο για όλους ανεξαιρέτως τους Χριστιανούς και ιδιαίτερα τους Ορθοδόξους που τη βιώνουν με προσωπικές διώξεις, καταστροφές και βεβηλώσεις ιερών ναών, απαγωγές ή και φόνους κληρικών και μοναχών, ακόμη δε και αρχιερέων. Μπροστά σ’ αυτό το απειλητικό φαινόμενο για την υπόσταση των Ορθοδόξων Εκκλησιών καλούμεθα, όπως σημειώνει, «νά ὑψώσωμεν τήν φωνήν τῆς διαμαρτυρίας ἡμῶν, ὄχι ὡς μεμονωμένα πρόσωπα ἤ Ἐκκλησίαι, ἀλλ᾿ ὡς ἡ ἡνωμένη μία ἀνά τήν οἰκουμένην Ὀρθόδοξος Ἐκκλησία»[1].

Εξάλλου ο κίνδυνος που αντιμετωπίζει η Ορθόδοξη Εκκλησία, όπως βέβαια και οι άλλες Εκκλησίες, από τη ραγδαία εκκοσμίκευση των χριστιανικών κοινωνιών είναι τεράστιος. Ως γνωστόν η Εκκλησία στις εκκοσμικευμένες χριστιανικές κοινωνίες τίθεται δυστυχώς όλο και περισσότερο στο περιθώριο της δημόσιας ζωής, ενώ οι θεμελιώδεις πνευματικές και ηθικές αρχές του Ευαγγελίου βαθμιαία εξοβελίζονται από τη ζωή των ανθρώπων. Ως εκ τούτου οφείλει η Ορθόδοξη Εκκλησία ανταποκρινόμενη στη φύση της και την αποστολή της να προβάλλει με μια φωνή τις θεμελιώδεις αυτές αρχές του Ευαγγελίου στο σύγχρονο κόσμο, ανεξάρτητα αν αυτές έρχονται ή όχι σε αντίθεση με συμφέροντα ή με κρατούσες αντιλήψεις.

Επίσης η Ορθόδοξη Εκκλησία, καίτοι, όπως τονίζει ο Οικουμενικός Πατριάρχης, χαρακτηρίζεται από την προσήλωσή της στην παράδοση του παρελθόντος, δεν σημαίνει ότι είναι απολιθωμένη Εκκλησία και αδιάφορη στις εκάστοτε προκλήσεις της ιστορίας που είναι ιδιαίτερα έντονες στις μέρες μας. Μία δε από τις προκλήσεις αυτές προέρχεται από τη ραγδαία ανάπτυξη της τεχνολογίας και της στηριζόμενης σ’ αυτήν παγκοσμιοποίησης. Παρά τις ευεργετικές της συνέπειες ως προς τη διάδοση της γνώσης και της πληροφορίας, η τεχνολογία συνιστά σοβαρό κίνδυνο, γιατί αποτελεί δίαυλο μετάδοσης και επιβολής ξένων πολιτισμικών προτύπων που απειλούν να αλλοιώσουν την πολιτισμική ταυτότητα ενός λαού. Και την απειλή αυτή οφείλει επίσης να την αντιμετωπίσει η Εκκλησία. Πέρα όμως από την απειλή αυτή με την τεχνολογία συνδέεται και η ραγδαία ανάπτυξη της βιοτεχνολογίας που συνεπάγεται την εμφάνιση σοβαρών βιοηθικών προβλημάτων που σχετίζονται με τις τεχνολογίες υποβοηθούμενης αναπαραγωγής, τις μεταμοσχεύσεις ιστών και οργάνων, την ευθανασία, τα γενετικά τροποποιημένα τρόφιμα κ.ά., έναντι των οποίων οφείλει να λάβει υπεύθυνη θέση η Ορθόδοξη Εκκλησία. Αν μάλιστα προσθέσει κανείς σ’ αυτά και τη συνεχιζόμενη μέρα με τη μέρα, λόγω της πλεονεξίας και του ευδαιμονισμού του σύγχρονου ανθρώπου, καταστροφή του φυσικού περιβάλλοντος, παρά τις όποιες αποτρεπτικές διακηρύξεις και εξαγγελίες διεθνών οργανισμών ή ακόμη και των ισχυρών της γης, η διαφύλαξη και προστασία της «καλώς λίαν» δημιουργίας του Θεού για τον άνθρωπο αποτελεί πρώτιστο καθήκον της Εκκλησίας. Μάλιστα η Ορθοδοξία έχοντας πλούσια λειτουργική και ασκητική παράδοση είναι η μόνη αρμόδια σε σχέση με τις λοιπές Εκκλησίες και Ομολογίες να συμβάλει στην αντιμετώπιση του τόσο ζωτικού αυτού προβλήματος[2]. Γι’  αυτό άλλωστε το Οικουμενικό Πατριαρχείο, όπως γνωρίζουμε, πρώτο σ’ ολόκληρο το χριστιανικό κόσμο ανέδειξε και προέβαλε από το 1989 και εξής την κρισιμότητα του θέματος αυτού με σειρά σημαντικών ενεργειών, όπως η καθιέρωση της αρχής της Ινδίκτου (1η Σεπτεμβρίου) ως ημέρας προστασίας του φυσικού περιβάλλοντος, η ανάθεση στον μακαριστό Υμνογράφο Γεράσιμο Μικραγιαννανίτη να συντάξει σχετική Ακολουθία που ψάλλεται κατά την ημέρα αυτή, καθώς και η διοργάνωση πλήθους διεθνών οικολογικών συνεδρίων με διεθνούς κύρους εισηγητές. Αυτό σημαίνει ότι η Ορθοδοξία οφείλει και μπορεί να διαδραματίσει σημαντικό ρόλο στη διαφύλαξη του φυσικού περιβάλλοντος.

Εκτός όμως των παραπάνω προβλημάτων η Ορθόδοξη Εκκλησία οφείλει επίσης να αντιμετωπίσει με ιδιαίτερη ευαισθησία και τα προβλήματα που ανακύπτουν για το σύγχρονο άνθρωπο από την οικονομική κρίση και την κοινωνική αδικία, οι οποίες, όπως φαίνεται ιδιαίτερα στην εποχή μας, μαστίζουν ακόμη και ανεπτυγμένες οικονομικά κοινωνίες. Και δυστυχώς τα προβλήματα αυτά δεν είναι μόνο οικονομικά και κοινωνικά.είναι και ψυχολογικά και βαθύτατα, θα έλεγα, υπαρξιακά, γιατί θίγουν την αξιοπρέπεια και αυτοεκτίμηση των ανθρώπων που γίνονται θύματα του παγκόσμιου οικονομικού κατεστημένου. Όπως σημειώνει χαρακτηριστικά και πάλι ο Οικουμενικός Πατριάρχης, «Ἡ Ἁγιωτάτη ἡμῶν Ἐκκλησία ὀφείλει νά ἐνωτισθῇ μετά προσοχῆς καί συμπαθείας τά προβλήματα, τά ὁποῖα δημιουργεῖ διά τόν ἄνθρωπον ἡ οἰκονομική δομή τοῦ συγχρόνου κόσμου. Όλοι παριστάμεθα μάρτυρες, τῶν ἀρνητικῶν συνεπειῶν διά τήν ἀξιοπρέπειαν καί τήν ἐπιβίωσιν τοῦ ἀνθρωπίνου προσώπου ὡς ἐκ τῶν οἰκονομικῶν κρίσεων, αἱ ὁποῖαι συνθλίβουν τόν ἄνθρωπον εἰς πολλάς περιοχάς τῆς γῆς καί μάλιστα εἰς χώρας ἐκ τῶν θεωρουμένων ὡς οἰκονομικῶς «ἀνεπτυγμένων». Ἀνεργία τῶν νέων, αὔξησις τοῦ ἀριθμοῦ τῶν πτωχῶν, ἀβεβαιότης διά τήν αὔριον, πάντα ταῦτα μαρτυροῦν ὅτι πολύ ἀπέχει ἡ σύγχρονος ἀνθρωπότης ἐκ τῆς ἐφαρμογῆς τῶν ἀρχῶν τοῦ Εὐαγγελίου, τοῦτο δέ οὐχί ἄνευ εὐθύνης καί ἡμῶν, οἵτινες ἐξαντλοῦντες πολλάκις τήν ποιμαντικήν μέριμναν ἡμῶν περί τά «πνευματικά» λησμονοῦμεν ὅτι ὁ ἄνθρωπος ἔχει ἀνάγκην τροφῆς καί στοιχειωδῶν ὑλικῶν μέσων, διά νά ζήσῃ ἐν ἀξιοπρεπείᾳ, ὡς πρόσωπον – εἰκών Θεοῦ»[3]. Για τους λόγους αυτούς οφείλει η Ορθόδοξη Εκκλησία, πιστή στις αρχές του Ευαγγελίου, χωρίς να δίνει την εντύπωση ότι αδιαφορεί για τα πνευματικά ζητήματα, να διακηρύξει το ενδιαφέρον της για την απάλειψη της κοινωνικής αδικίας και την επικράτηση της κοινωνικής δικαιοσύνης ανά τον κόσμο. Άλλωστε το ενδιαφέρον της αυτό δεν είναι ξένο προς τη φύση και την πνευματική αποστολή της στον κόσμο, γιατί είναι στην ουσία του ζήτημα πνευματικό. Όπως πολύ χαρακτηριστικά υπογράμμισε ο Μπερντιάγιεφ, δίνοντας την ορθόδοξη διάσταση στο ενδιαφέρον για την επίλυση των οικονομικών και κοινωνικών προβλημάτων, «Ἡ φροντίδα γιὰ τὴ ζωὴ τοῦ πλησίον, ἀκόμα καὶ ἡ ὑλικὴ ἢ σωματική, στὴν οὐσία ἔχει κάτι τὸ πνευματικό. Ἡ ἀγωνία γιὰ τὴν ἐξασφάλιση τοῦ ψωμιοῦ μου εἶναι ἕνα πρόβλημα ὑλικό. Ἡ ἀγωνία ὅμως γιὰ τὸ ψωμὶ τοῦ ἄλλου εἶναι ἕνα πρόβλημα πνευματικό»[4]. Μάλιστα πρέπει να επισημάνουμε ότι η θέση αυτή υπογραμμίζεται  σχεδόν αυτολεξεί και στην Απόφαση της Ε΄ Προσυνοδικής Πανορθοδόξου Διασκέψεως (Σαμπεζύ-Γενεύη, 10-17 Οκτωβρίου 2015) που αναφέρεται στην αποστολή της Ορθοδόξου Εκκλησίας στο σύγχρονο κόσμο[5].

β. Η Αγία και Μεγάλη Σύνοδος και η ενότητα της Ορθοδοξίας

Ωστόσο, για να μπορέσει η Ορθοδοξία να ανταποκριθεί επιτυχώς στις προκλήσεις αυτές και να έχει ο λόγος της απήχηση στο σύγχρονο κόσμο, πρέπει να παρουσιαστεί ενωμένη και με μια φωνή, υπερβαίνοντας τα προβλήματα που σχετίζονται με τις εθνικές ιδιαιτερότητες των κατά τόπους Αυτοκεφάλων Ορθοδόξων Εκκλησιών και την κάνουν να φαίνεται προς τα έξω κατακερματισμένη και αδύναμη. Το σύστημα της αυτοκεφαλίας που είναι βαθειά ριζωμένο μέσα στην εκκλησιολογική και κανονική παράδοση της Ορθοδόξου Εκκλησίας δεν πρέπει να αποβαίνει εις βάρος της εν τη πράξει κοινωνίας και συνεργασίας των κατά τόπους Αυτοκεφάλων Ορθοδόξων Εκκλησιών ή πολύ περισσότερο να αποτελεί αιτία ανταγωνισμού μεταξύ τους, ιδιαίτερα μάλιστα όταν πρόκειται για θέματα που αφορούν ολόκληρη την Ορθοδοξία.

Από την άποψη αυτή η Αγία και Μεγάλη Σύνοδος αποτελεί εν προκειμένω μοναδική ευκαιρία, αλλά και το πιο ενδεδειγμένο εξ επόψεως κανονικής μέσο, προκειμένου η Ορθόδοξη Εκκλησία να διατρανώσει την ενότητά της και να εκφραστεί με ενιαίο λόγο στο σύγχρονο κόσμο. Ταυτόχρονα όμως συνιστά το μοναδικό και αναγκαίο όργανο εξίσου ριζωμένο μέσα στην εκκλησιολογική και κανονική της παράδοση, προκειμένου να αποτρέπονται διαλυτικά φαινόμενα που μαρτυρούν έλλειψη ορθοδόξου εκκλησιολογικής συνειδήσεως, όπως λ.χ. της μη ενεργού συμμετοχής ορισμένων αυτοκεφάλων Εκκλησιών σε ενέργειες που απορρέουν από πανορθόδοξα ληφθείσες αποφάσεις ή της μη τήρησης εκ μέρους τους πανορθοδόξων αποφάσεων, τις οποίες μάλιστα συνυπέγραψαν ή ακόμη και της αμφισβήτησης των κανονικών ορίων μεταξύ διαφόρων αυτοκεφάλων Εκκλησιών. Όλα αυτά τα προβλήματα, προκειμένου να διασφαλιστεί η ενότητα της Ορθοδοξίας,  μπορούν να αντιμετωπιστούν και να επιλυθούν μόνο από ένα μείζον εξ επόψεως κανονικής συνοδικό όργανο, όπως αυτό της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου της Ορθοδόξου Εκκλησίας. Βεβαίως το συνοδικό σύστημα είναι άρρηκτα συνδεδεμένο με τη φύση και τη ζωή της Ορθοδόξου Εκκλησίας. Αλλά, όπως παρατήρησε προσφυώς και πάλι ο Οικουμενικός Πατριάρχης, αν και το σύστημα αυτό τηρήθηκε και τηρείται και σήμερα κατά το μάλλον και ήττον πιστά εντός των αυτοκεφάλων Ορθοδόξων Εκκλησιών, απουσιάζει ωστόσο εξολοκλήρου στις μεταξύ τους σχέσεις, με αποτέλεσμα να δημιουργεί την εικόνα μιας Ορθοδοξίας πολλών Εκκλησιών και όχι μιας Εκκλησίας, πράγμα που είναι τελείως απαράδεκτο εξ επόψεως Ορθοδόξου Εκκλησιολογίας[6]. Για το λόγο αυτό ακριβώς απευθυνόμενος στους Προκαθημένους των Αυτοκεφάλων Ορθοδόξων Εκκλησιών τονίζει την ανάγκη να ενισχυθεί ο συνοδικός θεσμός και πέρα από τα όρια των κατά τόπους αυτοκεφάλων Εκκλησιών, ώστε να καλλιεργηθεί η συνείδηση της μιας Ορθοδόξου Εκκλησίας, πράγμα στο οποίο θα μπορούσε ασφαλώς να συντελέσει αποφασιστικά η Αγία και Μεγάλη Σύνοδος[7].

γ. Η θεματολογία της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου

Για όλους λοιπόν τους παραπάνω λόγους, είτε σχετίζονται με τις προκλήσεις και τα προβλήματα που αντιμετωπίζει ο σύγχρονος άνθρωπος είτε σχετίζονται με καθαρά ενδοορθόδοξα προβλήματα που θίγουν την ενότητα της Ορθοδοξίας, η αναγκαιότητα της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου είναι προφανής. Γι’ αυτό και η θεματολογία της Συνόδου, που απασχόλησε ήδη περισσότερο από μια πεντηκονταετία το σύνολο των αυτοκεφάλων Ορθοδόξων Εκκλησιών κατά τις προηγηθείσες πέντε Πανορθόδοξες Προσυνοδικές Διασκέψεις (1976-2015), ανταποκρίνεται πλήρως στα ανωτέρω προβλήματα και τις προκλήσεις της εποχής μας.

Συγκεκριμένα η θεματολογία της Συνόδου μέχρι και την Δ΄ Πανορθόδοξη Προσυνοδική Διάσκεψη (2009) απαρτιζόταν από τα εξής δέκα θέματα: α) Το ζήτημα της Ορθοδόξου Διασποράς, β) Το Αυτοκέφαλο και ο τρόπος ανακηρύξεώς του, γ) Το Αυτόνομο και ο τρόπος ανακηρύξεώς του, δ) Τα Δίπτυχα, ε) Το Ημερολογιακό ζήτημα, στ) Κωλύματα γάμου, ζ) Η σπουδαιότητα της Νηστείας και η τήρησή της σήμερα, η) Σχέσεις της Ορθοδόξου Εκκλησίας προς τον λοιπό χριστιανικό κόσμο, θ) Ορθόδοξος Εκκλησία και Οικουμενική Κίνηση και ι) Η αποστολή της Ορθοδόξου Εκκλησίας στο σύγχρονο κόσμο. Η συμβολή της Ορθοδόξου Εκκλησίας στην επικράτηση της ειρήνης, της δικαιοσύνης της ελευθερίας, της αδελφοσύνης και της αγάπης μεταξύ των λαών και στην άρση των φυλετικών και άλλων διακρίσεων. Τελικά όμως τα ανωτέρω δέκα θέματα περιορίστηκαν σε εννέα, επειδή η Ειδική Διορθόδοξη Επιτροπή που συνήλθε τον Απρίλιο 2015 αποφάσισε το 9ο θέμα (Ορθόδοξος Εκκλησία και Οικουμενική Κίνηση) να συμπτυχθεί μέσα στο 8ο (Σχέσεις της Ορθοδόξου Εκκλησίας προς τον λοιπό χριστιανικό κόσμο), λόγω της επιμονής των Εκκλησιών της Ρωσίας, της Βουλγαρίας και της Γεωργίας, οι οποίες για ποιμαντικούς κυρίως λόγους δεν ήθελαν να υπάρχει ξεχωριστό θέμα που να αναφέρεται στις σχέσεις της Ορθοδόξου Εκκλησίας με την Οικουμενική Κίνηση.

Όπως είναι φανερό, όλα τα θέματα της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου αναφέρονται σε σύγχρονα ζητήματα σχετιζόμενα είτε με την οργάνωση και τη θεσμική έκφραση της ενότητας της Ορθοδοξίας (Διασπορά, Αυτοκέφαλο, Αυτόνομο, Δίπτυχα), είτε με τη διασφάλιση της ορθόδοξης πνευματικότητας σε συνδυασμό με τις σύγχρονες ανάγκες του ορθοδόξου πληρώματος (Ημερολόγιο, Κωλύματα γάμου, Νηστεία), είτε με τις διαχριστιανικές σχέσεις (διμερείς και πολυμερείς) είτε με την αξιόπιστη μαρτυρία της Ορθοδοξίας στο σύγχρονο κόσμο (με βάση βέβαια τα χριστιανικά ιδεώδη της ειρήνης, της δικαιοσύνης της ελευθερίας, της αδελφοσύνης και της αγάπης μεταξύ των λαών)[8].

Ήδη επτά από τα εννέα αυτά θέματα έχουν συζητηθεί και ολοκληρωθεί κατά τις προηγηθείσες Πανορθόδοξες Προσυνοδικές Διασκέψεις, κατά τις οποίες εγκρίθηκαν και τα σχετικά κείμενα που θα παραπεμφθούν προς κρίση και τελική επικύρωση στην Αγία και Μεγάλη Σύνοδο. Μόνο δύο από τα παραπάνω εννέα θέματα, το θέμα του τρόπου ανακηρύξεως μιας τοπικής Εκκλησίας ως Αυτοκεφάλου και το θέμα της σειράς μνημονεύσεως των Αυτοκεφάλων Εκκλησιών στα Δίπτυχα, συνάντησαν σοβαρές δυσκολίες κατά τη συζήτησή τους, χωρίς ωστόσο κατά την κρίση των περισσοτέρων Αυτοκεφάλων Εκκλησιών να αποτελούν εμπόδιο για τη σύγκληση της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου.

Υπήρξαν επίσης κάποια από τα ανωτέρω επτά θέματα, όπως αυτά που αφορούν στις προκλήσεις και τα προβλήματα του σύγχρονου κόσμου (λ.χ. Κωλύματα Γάμου, Διατάξεις περί Νηστείας) ή αυτά που αναφέρονται στις σχέσεις της Ορθοδόξου Εκκλησίας με τους ετεροδόξους και την Οικουμενική Κίνηση, των οποίων τα σχετικά κείμενα που εγκρίθηκαν κατά τη Β΄ και την Γ΄ Πανορθόδοξη Προσυνοδική Διάσκεψη (1982 και 1986 αντίστοιχα) θα έπρεπε να επικαιροποιηθούν και να εκσυγχρονισθούν, δεδομένου ότι οι αποφάσεις σχετικά με τα θέματα αυτά λήφθηκαν σε παλιότερη εποχή που επικρατούσαν διαφορετικές συνθήκες[9]. Προς το σκοπό αυτό συγκροτήθηκε μια Ειδική Διορθόδοξη Επιτροπή, η οποία σε τρεις αλλεπάλληλες συσκέψεις της (2014-2015) ασχολήθηκε με την επικαιροποίηση και τον εκσυγχρονισμό των εν λόγω κειμένων, τα οποία εν όψει της παραπομπής τους στην Αγία και Μεγάλη Σύνοδο εγκρίθηκαν κατά την Ε΄ Πανορθόδοξη Προσυνοδική Διάσκεψη που συνήλθε στο Σαμπεζύ της Γενεύης από 10-17 Οκτωβρίου 2015[10].

Έτσι εξ επόψεως προετοιμασίας έχουν γίνει όλα τα αναγκαία βήματα σχετικά με το περιεχόμενο και τις αποφάσεις των υπό συζήτηση θεμάτων, προκειμένου η Αγία και Μεγάλη Σύνοδος να αρχίσει συν Θεώ το έργο της κατά την Πεντηκοστή του 2016, με σκοπό όχι μόνο να διασφαλίσει και να εκφράσει θεσμικά την ενότητα της Ορθοδοξίας, αλλά και να δώσει μια αξιόπιστη και δυναμική μαρτυρία «περί της εν ημίν ελπίδος» στο σύγχρονο κόσμο.

Συμπέρασμα

Μετά από όσα είπαμε, έγινε, πιστεύουμε, αντιληπτό ότι ύστερα από τη συσσώρευση εσωτερικών προβλημάτων δεκαετιών που άπτονται της ενότητας της Ορθοδοξίας και πιεστικών εξωτερικών προκλήσεων που αντιμετωπίζει ο σύγχρονος άνθρωπος και ύστερα από την τεράστια προετοιμασία πενήντα και πλέον ετών για την πραγματοποίηση αυτού του κοσμοϊστορικού γεγονότος η φωνή της Ορθοδοξίας μέσω της Αγίας και Μεγάλης Συνόδου είναι άκρως επίκαιρη και αναγκαία. Κι’ αυτό γιατί, όπως σημειώνει στην κατακλείδα σχετικού άρθρου του ο αείμνηστος Μητροπολίτης Αδριανουπόλεως, πρώην Ελβετίας,  Δαμασκηνός, με την οποία θα ήθελα κι’ εγώ να κλείσω την παρούσα εισήγησή μου, «Η Αγία και Μεγάλη Σύνοδος τόσο με τη σύγκλησή της όσο και με το έργο της θα συμβάλη στην ανανέωση και στην ακτινοβολία του μηνύματος της Ορθοδοξίας όχι μόνο στο ορθόδοξο πλήρωμα, αλλά και σε ολόκληρο τον χριστιανικό κόσμο. Είναι πράγματι η ώρα της Ορθοδοξίας»[11].

[1] Βλ. www.amen.gr/article17136#sthash.Rmz056Eq.dpuf.

[2] Βλ. όπ. παρ.

[3] Βλ. όπ. παρ.

[4] Βλ. Το πεπρωμένο του ανθρώπου στο σύγχρονο κόσμο, μτφρ. Ευτ. Γιούλτση, εκδ. Π. Πουρναράς, Θεσ/νίκη, 1980, σ. 13). Βλ. και Στ. Χ. Τσομπανίδη, Εκκλησιολογία και Παγκοσμιοποίηση. Οι Εκκλησίες στην οικουμενική πορεία για μια εναλλακτική παγκοσμιοποίηση στην υπηρεσία των ανθρώπων και της γης, Εκδ. Π. Πουρναρά, Θεσσαλονίκη 2008, σ. 96.

[5] Βλ. «Η αποστολή της Ορθοδόξου Εκκλησίας εν τω συγχρόνω κόσμω. Η συμβολή της Ορθοδόξου Εκκλησίας εις επικράτησιν της ειρήνης, της δικαιοσύνης, της ελευθερίας, της αδελφοσύνης και της αγάπης μεταξύ των λαών, και άρσιν των φυλετικών και λοιπών διακρίσεων» (Κεφ. Στ΄, § 5): «… αν η μέριμνα δια την ιδικήν μας τροφήν είναι θέμα υλικόν, η μέριμνα διά την τροφήν του συνανθρώπου μας είναι θέμα πνευματικόν (Ιακ. 2, 14-18)».

[6] Βλ. όπ. παρ.

[7] Βλ. όπ. παρ.

[8] Βλ. Σεβ. Μητροπολίτου Ελβετίας Δαμασκηνού, «Η αγία και μεγάλη σύνοδος της Ορθοδοξίας», στο Ορθοδοξία 2000: Παρελθόν – Παρόν – Μέλλον (Πρακτικά Διεθνούς Θεολογικού Συνεδρίου, Αθήναι 4-8 Μαΐου 2000), Εκδ. «ΑποστολικήΔιακονία», Αθήναι 2002, σ. 385.

[9] Βλ. σχετικά Th. A. Meimaris, The Holy and Great Council of the Orthodox Church and the Ecumenical Movement, Ant. Stamoulis Publications, Thessaloniki 2013, σ. 123 κ.ε., 173 κ.ε.

[10] Βλ. Ανακοινωθέν Ε’ Προσυνοδικής Πανορθοδόξου Διασκέψεως εν Σαμπεζύ Γενεύης, Εν Σαμπεζύ Γενεύης, τη16η Οκτωβρίου 2015, στο http://www.churchofcyprus.org.cy/print. php?type=article&id=5629.  

 

[11] Βλ. όπ. παρ., σ. 391



Подписка на новости

Последние обновления

События