Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

1. Роль Римского папы в I тысячелетии

Ὁ ρόλος τοῦ Πάπα τῆς Ρώμης κατά τήν πρώτη χιλιετία

Святая Гора Афон, священная обитель прп. Григория

Ἅγιον  Ὄρος, Ἱερα Μονή τοῦ Ὁσίου Γρηγορίου

 

 

Богословский диалог между православными и римо-католиками подготовил спорный вопрос: «Какова была роль Римского епископа в первом тысячелетии». То есть, имел ли папа первенство во всей Церкви, и какой оно имело вид? Речь идет о вопросе, который был поставлен документом, принятым в Равенне (2007), он обсуждался на XI Сессии Смешанной Богословской Комиссии по диалогу на Кипре (октябрь 2009г.) и это обсуждение было продолжено в Вене (20-27 сентября 2010г.). По этому вопросу было написано достаточное количество достойных внимания статей. Конечно по причине особого значения способа использования и применения представителями Православных Церквей, Священный Архиерейский собор Элладской Церкви принял участие в историческом своём решении (октябрь 2009г.) определить ей самой направления, которому будут следовать ее представители во время диалога и сообщать о каждом шаге диалога. Так можно будет избежать ошибочного ведения дел в столь важных догматических  вопросах со стороны самих всегда малочисленных комиссий и со стороны некоторого «специфического экуменизма» при отсутствии иерархии.

Священный Кинот Святой Горы в специальном своем Заявлении (22 сентября-5 октября 2009г.) выразил «особое беспокойство и свою озабоченность, поскольку обсуждению подлежит вопрос о папском первенстве. Но еще даже до отказа папизма от своих еретических догматов и своего мирского характера (государство Ватикан)». И подчеркнул, что «единственным условием для обсуждения вопроса о первенстве папы является возвращение римо-католиков в православную веру и к соборному устройству Православной Церкви, а не «единство при разнообразии» догматов».[1]

Знамение противодействия вероятному признанию за Римским папой некоего всемирного первенства за исключением разве что канонического признания преимущества чести, и конечно же дабы оно не возвращалось в православную веру, стала статья нашей священной обители уважаемого игумена: «О признании всемирного первенства Римского папы в I тысячелетии» (22 сентября 2009г.) и доклад нашего брата на Актовом дне в священной митрополии Пирейской  (28 апреля 2010г.) под названием: «Преимущество чести и единство Церкви в первом тысячелетии». Главная  мысль этих двух статей состоит в том, что Церковь признавала в Римском епископе, тогда когда он был православным, только преимущество чести и ничего более. Какая бы то ни было выдумка для оказания папе какой-то чести в виде всемирного первенства сегодня, поскольку существует папизм, является совершенно неприемлемым.

 

 

2. Неправильные действия богословских диалогов

Παρενέργειες τῶν θεολογικῶν διαλόγων

 

Применение частичного общения в таинствах в отношении Антихаликдонитов[2] является важным богословским, каноническим и абсурдом, основанном на ошибочных богословских предложениях Смешанной Комиссии по проводимому богословскому Диалогу православных и антихалкидонитов. Уверения церковных высокопоставленных лиц, что решения и предложения Богословских Комиссий, которые проводили диалоги, не имеют практического применения до их утверждения Всеправославным Собором, не соблюдаются. В Антиохийской Патриархии уже применяется с 1991г. вынесенное в качестве предложения общение в таинствах. Однако недавние сведения о проталкивании общения в таинствах с Антихалкидонитами в Америке становится наиглавнейшей проблемой. В книге, которая была издана Смешанной Комиссией православных и антихалкидонских Церквей Америки (S.C.O.B.A и  S.C.O.O.C.), которая свою деятельность осуществляет с 2000г. и направлена на продвижение вперед вопроса о соединении между православными и антихалкидонитами содержит следующее выражение беспокойства: «Члены обеих Церквей должны поощряться к тому, чтобы теперь совершать Божественную Литургию и другие таинства на приходах других традиций. Эта практика дает возможность проводить совместные молитвы и проявлять уважение и почтение к литургическим традициям других. По причине уставного различия между Православной Церковью и Восточных Православных Церквей существует некий уставной разрыв в общении в таинствах. Это означает, например, что духовенство и верующие Православной Церкви не могут канонически принимать Божественную Евхаристию и другие таинства в каком-либо приходе Восточных Православных. Согласно правилу также утверждает и противоположное. Это является трагическим следствием разделения Церквей. Однако, всегда имеются исключения из этой практики в случаях важной пастырской необходимости. Действительно, подобного рода отношения, которые существуют между православными и антихалкидонитами создают основание для исключительного рода практик, пастырских нужд в области жизни в таинствах. Уже в Александрийской Патриархии и в Антиохийской патриархии существуют официальные договоренности относительно Таинств. Здесь в США, Восточные Православные верующие, которые в некоторых районах не имеют своих приходов, вполне принимаются в Православные приходы. По благословению областного епископа и настоятеля храма, им позволяется причащаться. Они принимают и крещение и брак. Они также принимают погребение и поминовение. Это происходит при том условии, что в каком-то районе нет священника и прихода Восточной Православной Церкви. Восточные Православные Церкви главным образом следуют той же практике». (Restoring the Unity in Faith: The Orthodox-Oriental Orthodox Theologocal Dialogue, Holy Cross Orthodox Press, H.Π.Α. 2007, p. 92-93)

Подобного рода канонически неприемлемую практику использовала, следует заметить,  Российская Патриархия в отношении римо-католиков и ее прекратила после протеста Святой Горы Афон, направленного Вселенской Патриархии. Никакие пастырские планы ради того, чтобы иметь выгоду от  якобы проявления внимания к инославным, или для того, чтобы им послужить «из любви» их религиозным нуждам, не приемлются, ибо разрушают устройство Церкви в ее самой глубокой сущности, то есть ее единство как общества Святого Духа, которое утверждается на основании православной веры и переживается исключительно в Божественной Евхаристии.

 

Источник: περιοδικό Ὁ Ὅσιος Γρηγόριος, αριθμ/25, περίοδ. Β, 2010, σελ.122-123

© И.С. перевод на русский 2011г.

При частичном или полном использовании статьи обязательна ссылка на сайт.



[1]    опубликован на сайте apologet.spb.ru

[2]    Антихалкидонские Церкви это те, которые отвергают IV Вселенский собор и Томос свт. Льва, папы Римского – Армянская церковь. Копсткая церковь, Малабарская церковь.



Подписка на новости

Последние обновления

События