Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Инославие и экуменизм

Протопресвитер Феодор Зисис

Почетный профессор Фессалоникского университета

Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης
Ὁμότιμος Καθηγητὴς Α.Π.Θ.

 

Экуменизм как иудействующая ересь 

Ο ΟΙΚΟΥΜΕΝΙΣΜΟΣ ΩΣ ΙΟΥΔΑΪΖΟΥΣΑ ΑΙΡΕΣΗ

Πρωτ. Θεόδωρος Ζήσης ο Οικουμενισμός ως Ιουδαΐζουσα αίρεση

  1. Иудействующие тенденции в христианстве


Известно, что Экуменизм получил характеристику всеереси. Это означает, что он представляет собой собрание и свод всех ересей, обладает свойствами всех ересей, смешивает все религии, возвращает синкретизм римских времен, оправдывает и поощряет мультикультурализм и многочисленные религиозные феномены, которые упраздняют вочеловечение Христа.
Если говорить по существу, то безбожные и антихристовы силы стремятся отомстить христианству, взять реванш, потому что тогда, когда они были представлены иудеями, они не смогли победить Христа через Его умерщвление на Кресте, потому что Он воскрес, а Его Евангелие было проповедано и распространено чудесным образом по всей Вселенной, во мгновение ока, помогая достичь людям духовного и религиозного единства, христианизируя мир. Теперь же враги христианства с помощью коварных мер предпринимают усилия для расхристианизации мира, чтобы уничтожить «новое творение», Новую Эпоху Христа и чтобы возвратить древнюю «Новую Эпоху» Антихриста.
«Иудействовать» () это тенденция направленная на то, чтобы в христианстве преобладали элементы иудаизма и чтобы учредить некую иудейскую ересь, ответвление иудаизма, каковым является Ислам, о чем записано в церковной истории. Эта работа ведется уже с апостольских времен, а затем она продолжается и в появлении иудействующих ересей. Их главной особенностью было отрицание божества Христа и соблюдение иудейских обычаев и нравов. Церковь Христова, как и Христос, распространяется на все века, и она противилась и предотвращала иудаизацию христианства, точно также как она предотвратила эллинизацию, с помощью которой греческая философия стремилась насадить другие ереси.
В настоящее время в Церкви появляются эти иудействующие теденции, филоиудейские тенденции, некоторые из которых мы постараемся напомнить. Многие из лидеров христианства пытаются амнистировать, оправдать иудеев за распятие Христа, оправдать даже и Иуду. Разработана теория о авраамических религиях, то есть о трех монотеистических религиях, которые имеют свое происхождение от Авраама- иудаизме, христианстве и исламе, которые якобы верят в того же Бога, и имеют общих прародителей, пророков и патриархов Ветхого Завета. Хуже всего то, что они принимают и заявляют, что все эти три религии, но и даже другие религии являются путями ко спасению, то есть люди и в этих религиях находят спасение. Следовательно, Христос и Его Церковь не являются единственным путем ко спасению. Эти богохульные мнения представителей всеереси Экуменизма отвергают, что было ранее сказано в нашей книге, что утверждается в Священном Писании[1] и Святыми Отцами Церкви. То, о чем говорилось нами прежде, мы постараемся дополнить с помощью небольшой статьи в надежде и желании дабы пробудить от сна какого-нибудь добронравного экумениста. Но главным образом мы должны сберечь других людей от сетей, которые распространяются во всем мире, всеереси Экуменизма, дитя сионизма и масонства.


2. Если спасает Иудаизм, то  напрасна  смерть Христа. Упраздняется Евангелие.


Наши оценки и мысли исходят из прочтения Послания апостола Павла к Галатам, они были высказаны в рамках наших проповедей на апостольские зачала, и в связи с необходимостью придания евангельской вести актуальности. В этом послании, преисполненном тона персонализма и чувства любви к галатам, но очевидно и некоего гнева, Апостол упрекает галатов, потому что они очень легко уклонились от Евангелия Христова к иному благовестию. Обращаясь из иудействующих еретиков, которые возжелали изменить Евангелие Христа, апостол Павел весьма скорбит по причине их столь легкого совращения. Так что он вынужден говорить, что если он или же ангел с неба вас будет учить  иному благовестию, отличающемуся от того, которому я вас научил в самом начале, то вы будете под анафемой. Соблюдение и хранение Евангелия не допускает отпадения и человекоугодия. А если бы я, говорит им Апостол, угождал бы людям, то я не мог бы быть рабом Христа.
В данном месте нам апостол Павел дает две характеристики экуменистам, как и тем иудействующим христианам. Первая и главная характеристика – что они извращают Евангелие Христово и несут людям иное благовестие, а второе – они хотят угождать людям, а не Богу. И далее мы представим текст послания, где говориться как это возможно: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем, не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым».[2] Апостол Павел дважды повторяет слово анафема для того, чтобы устрашить верующих всех времен в отношении той опасности, которую несут ереси. Поэтому то Церковь делала совершенно верно, читая на протяжении столетий анафемы всем еретикам в Неделю Торжества Православия. Однако теперь эта традиция читать анафемы, к сожалению, прекратилась по причине Синодального определения 2005 года, потому что епископы экуменисты еще обладают совестью, и совершенно верно понимают, что анафемы направлены против их самих. А другие же, потому что хотят быть угодными не Христу, а сильным экуменистам и масонам. Митрополит Пирейский Серафим дерзнул произнести анафему в Неделю Православия в 2012 году на экуменистов, но затем проявил нерешительность и прекратил это делать.
Но  что же случилось с Галатами и почему апостол Павел их упрекает, что они уверовали в иное Евангелие? Во всяком случае, нечто не более по сравнению с тем, что проповедуют нынешние иудействующие всеереси Экуменизма. Посему и гнев апостола Павла на экуменистов необычайно велик. Итак, христиане из иудеев, которые пришли в Галатию ради того, чтобы исказить проповедь апостола Павла, учили тому, что христиане из язычников должны обрезываться и соблюдать другие постановления Закона Моисея. Как говорит свт. Иоанн Златоуст «некоторые из уверовавших иудеев, находившиеся еще под влиянием воззрений иудейства, а вместе надменные честолюбием, желая присвоить себе достоинство учителей, явившись к галатам, стали учить, что необходимо обрезываться, соблюдать субботы и новомесечия, и не принимать Павла, который все это отвергал».[3]
Однако они не проповедовали нечто еще более худшее, что мол всякий спасется и в иудаизме, что делают современные экуменисты. Потому что тогда неизбежно был бы им задан вопрос: Вот как, неужели же вам можно спастись в иудействе, тогда зачем вы пришли в христианство, почему вы верите во Христа? Проще говоря, они бы постарались и христианство сделать иудаизмом, иудаизировать христианство изнутри. Они хотели, навязать в качестве обязанности соблюдение некоторых постановлений Закона Моисея. Но если этому с таким гневом противился апостол Павел, то представьте себе, насколько бы он противодействовал и сколько он скорбит на небе теперь по причине утверждения экуменистов, что и в иудаизме и в исламе и в иных религиях спасаются люди. Это утверждение которое обесценивает и делает бесполезным дело Христа, отменяет и попирает Евангелие, является переходом к «иному благовествованию». Разве мы не читали вновь в эти дни письменное заявление папы Франциска в США, что Евангелие  и Коран это одно и то же, они, мол, имеют одно и то же достоинство? Разве мы не помним подобные заявления, которые вновь и неоднократно делаются нашими «Православными» патриархами, епископами и богословами, а некоторые из них преподносили «священный» Коран в качестве драгоценного подарка? Гораздо в большей мере ко всем им апостол Павел сказал бы то, что он говорил галатам: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христово так скоро переходите к иному благовествованию»[4].
Он называет галатов неразумными, несмысленными,[5] поскольку они не убедились в уникальной истине о спасении через Христа и возлагают свои надежды на Иудейский Закон. И он со всей силой слова говорит, что «Христос искупил нас от клятвы закона , сделавшись за нас клятвою».[6] Эти слова включены в православную гимнографию в песнопение-тропарь Великой Пятницы, обладающий необычайно глубоким смыслом, силой  и таинственностью. «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию; на Кресте пригвоздися и копием прободеся, воскресение яви человекам Спасе наш, слава Тебе». Итак, разве спасаются в проклятии закона приверженные иудаизму, как тогда, так и сегодня, как учат экуменисты, становясь более неразумными нежели галаты? Тогда почему апостол Павел, прежде бывший ревнителем иудаизма, но и другие Апостолы, считают, что освободившись от проклятия и рабства закона, они живут и радуются свободе во Христе? Эта свобода от Иудаизма, от иудействования, является великим даром благодати Божией. Поэтому то апостол Павел советует Галатам  сохранить, удержать эту свободу и не возвращаться вновь к рабству Закона. Если только соблюдение обрезания делает бесполезным дело Христа, то нет никакой нужды во Христе. Насколько же хуже то, что делают и лишают спасения те, которые учат, что весь закон, Иудаизм в целом совершает спасение? «Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства. Вот я Павел, говорю вам; если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа».[7]

Учение апостола Павла громит до основания иудаизм, а еще в большей мере Экуменизм. В соответствии с этим учением даже те, которые с рождения, по природе являются иудеями, как он сам и другие Апостолы, познают, что никто не может спастись делами Закона, но только-лишь верой в Иисуса Христа: «однако же узнав, что человек оправдывается не делам закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Иисуса Христа, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона  не оправдается никакая плоть».[8] Здесь противопоставление иудействующим всех времен и эпох достигает своей кульминации, а это также касается и современных экуменистов с их попыткой утвердить мнение о том, что кто-то спасается без Христа, вне Церкви, что означает конец, отрицание божественной благодати. Потому что если кто-то спасается иудейским законом, то Христос напрасно  добровольно умер, он не нуждается. «Не отвергаю благодати божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер»[9]

 

3.Актуальность воззрений апостола Павла по воззрению святого Иоанна Златоуста в отношении еретиков его времени

 

Святитель Иоанн Златоуст, комментируя в ряде своих гомилий Послание к Галатам, говорит об актуальности апостола Павла в отношении проблем его времени, в особенности в отношении великой ереси арианства. Во всяком случае, но в меньшей степени это относится и к современной всеереси Экуменизма.  Итак, согласно мысли апостола Павла Евангелие Христово искажается даже и незначительными, малыми изменениями, а малые изменения загрязняют и разрушают все Евангелие. Так что же тогда сделали иудействующие? Они не оспаривали все Евангелие, как это делают нынешние экуменисты, которые оспаривают уникальность и исключительность спасения через Христа. Они возжелали добавить одно или два постановления Закона Моисея.  Но апостол Павел для того, чтобы показать, что всякое малое искажение разрушает все, сказал, что иудействйющие  искажают Евангелие, проповедуют иное благовестие. Для того, чтобы это стало понятно свт. Иоанн Златоуст использует образ царской монеты. И если кто-то от нее отломит маленькую часть, то монета полностью становится  фальшивой,  не пригодной для употребления. Также  случается и со здравой верой. Когда кто-то искажает самое малое, то уничтожает всю веру, потому что таковой начинает путь, направленный в более чем к худшему: «Подобно тому, как тот, кто хотя бы незначительно испортит в царских монетах печать, делает негодной всю монету, точно также и тот, кто извратит и малейший догмат здравой веры, все уже подвергает разрушению, постепенно переходя от одного повреждения к другому - худшему».[10]
Теперь с возмущением и гневом по ряду причин изрекают уста свт. Иоанна Златоуста, поскольку порицая более важные нежели соблюдение обрезание ереси его времени, ибо  они причинили вред основным догматам веры. За это его многие осуждали, говоря что он спорлив и придирчив, точно также как в наше время клевещут и критикуют тех из нас, которые ведут борьбу против ереси Экуменизма. Экуменизм, кроме всех прочих отступлений, затрагивает и  лишает авторитета основополагающий и центральный догмат  веры в спасение только через Христа и искупление, спасение исключительно через Христа. Свт. Иоанн Златоуст все это говорит, и пусть проявят внимательность экуменисты, когда они осуждают борцов против Экуменизма, называя их скандальными, зилотами, фанатиками. Но пусть будет внимательны  и те, которые по причине неведения и злого доверия к заблуждающимся патриархам, епископам и другим клирикам и монахам, эти мнения принимают и некритически и воспроизводит их суждения, наносящие огромный духовный вред, потому что они бесчестят истину и клевещут на людей, которых не знают и не общаются с ними. Где же те, говорит свт. Иоанн Златоуст, которые нас осуждают за спорливость и придирчивость по причине нашего противостояния еретикам? Где те, которые утверждают, что между нами нет разногласий, но они происходят от эгоизма и любоначалия. Пусть услышат, что апостол Павел учит, что извратили Евангелие те, которые внесли в него новое даже в небольшом количестве. Итак, разве на извратили Евангелие последователи Ария, которые учат, что Сын Божий является творением? Разве, добавим мы, не извращают Евангелие те, которые отвергают уникальность и единственность спасения во Христе, те, которые считают, что любой человек спасается в религиях, которые отвергают Христа как Бога, ним относится иудаизм и ислам? То есть экуменисты, которые отождествляют Евангелие с арианством. Не слышали ли вы, говорит далее свт. Иоанн Златоуст,  что в Ветхом Завете, некто собиравший дрова в субботу и тем нарушивший одну заповедь, и конечно же небольшую, был подвергнут жестокому наказанию? Что же Оза, который схватил и поддержал ковчег Завета, когда  он падал? Он был умервщлен немедленно, потому что сделал то, что ему не было дозволено, это не в ходило в его служение. Так что, если тот, кто нарушал хранение субботы и касался ковчега Завета, когда он падал, вызвали такой гнев Божий, так что они дерзнув на такое не могли получить никакого прощения, то те, которые разрушают страшные и неизреченные догматы -  разве могут они оправдываться и быть прощены? «То нарушающий страшные и неизреченные догматы веры, неужели получит оправдание и помилование»?[11]

Это невозможно, невозможно. «Нет ему помилования, нет никакого!» И это то и является причиной всего зла в жизни Церкви, что мы не гневаемся и не возмущаемся на малые проступки. Посему и вошли великие грехи, что мы не исправляем малые погрешности. И что же случается с телом людей, которые пренебрежительно относятся к травмам  -  наступает лихорадка, гангрена и смерть. Точно также и в душах тех, которые пренебрегают малыми грехами, то  в них входят более значительные грехи. Великий учитель Антиохии, Константинополя и всей Вселенной, являющийся вселенским патриархом, в дальнейшем приводит примеры, которые должны бы понуждать ко вниманию апостольских преемников, но и всех церковных руководителей ради того, чтобы врачевать старые расколы, которые произошли по их причинам, но и новых, которые действуют и будут действовать и также по причине их. Один из них, говорит он, это когда кто-то ошибается в своих утверждениях о посте, но не следует, мол, смущаться, это не является великим грехом. Другой же следует правой вере, Православию, но лицемерит по причине времени, в которое он живет и  предает мужество и дерзновение, не исповедует веру, словно это не великое зло. Другой же грозит, что он отступит от правой веры –разве это не достойно порицания, поскольку он говорит, что он это совершает по гневу и ярости. Посему каждый может находить такого рода грехи ежедневно, которые вторгаются в церкви. Вот почему мы стали посмешищем для иудеев и греков-язычников, потому что Церковь наполнилась расколами. Потому что, если бы те, кто попытался с самого начала нарушать божественные установления и произвести частичные изменения, подверглись бы соответствующим  порицаниям, то не   появилась бы столь настоящая болезнь как ереси и не объяла бы церкви эта буря: «Если бы те, которые покушаются отступить от божественных законов и сделать в них какое-нибудь маловажное изменение, подвергались соответствующему порицанию, то не появилась бы настоящая зараза и не объяла бы Церковь столь великая буря».[12]
 

Заключение
Церковь обратила особое внимание на эти замечания апостола Павла и свт. Иоанна Златоуста, и с помощью священных канонов святых Вселенских и Поместных Соборов, а также и благодаря единогласному мнению Святых Отцов в точности и  в деталях вынесла определение об отношении православных к ересям и религиям, в особенности к иудаизму, который распространяет  и отличается большой враждебностью ко Христу и Церкви. Многие современные «православные» лидеры следуют за всееретиком Римским папой и впадают в иудейство; всякому должно стыдиться такого падения и упадка; столбцы интернет информаций переполнены сообщениями о посещениях синагог, совместных молитвах и симпозиумах с раввинами, панегирики распинателям Христа, комплиментами и поцелуями Иуды. Уже напечатаны версии «Триоди» и «Страстной Недели» издательством «Ἀποστολική Διακονία», в которых были удалены из последования утрени Великой Субботы те тропари, которые непосредственно относятся к категории жесткой характеристики евреев. А эти оценки вовсе не более жестокие нежели те, которые применял к евреям Сам Господь наш Иисус Христос и святые Апостолы. По сути экуменисты иудействуют и проповедуют «иное благовестие».

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год

http://www.impantokratoros.gr/487F5E43.el.aspx

 


[1] Πρωτοπρεσβυτέρου Θεοδωρου Ζηση, Διαθρησκειακὲς Συναντήσεις. Ἄρνηση τοῦ Εὐαγγελίου καὶ προσβολὴ τῶν Ἁγίων Μαρτύρων, Θεσσαλονίκη 2003. В русском переводе представлена на сайте apologet.spb.ru

 

[2] Гал. 1, 6-10

[3]  Ὑπόμνημα εἰς τὴν Πρὸς Γαλάτας Ἐπιστολήν, κεφ. Α´, 1 PG 61, 613.

 

[4] Гал.1, 6

[5] Гал.3, 1

[6] Гал.3, 13

[7] Гал.5, 1

[8] Гал. 2, 15-16

[9] Гал.2,21

[10] Там же, PG 61, 622.

[11] Там же PG 61, 622-623

[12] Там же , Αὐτόθι, 6, PG 61, 622-623.

 

Обманчивая тактика

Παραπλανητικὴ τακτική

Протопресвитера отца Дионисия Тациса[1]

Многие криптоэкуменисты не говорят непосредственное о соединении к, об «общей евхаристической чаше», но  много говориться о «сплочении сил верующих для битвы против  зла, несправедливости, лжи, ненависти, рабства, духовной и материальной нищите, обеднении, отмене гуманных ценностей цивилизации, нарушении прав человека и культурных ценностей "( θανάσιου εληκωστοπούλου, ρθοδοξία. σύγχρονη πρόκληση, θήνα 1986, Православие. Современный вызов, Афины 1986, стр .18), то есть о внешних, социальных и политических проблемах, оставляя в стороне огромные догматические различия, которые, как нас пытается убеждать богословский диалог проводимый уже на протяжении десятилетий, невозможно преодолеть, потому что неправославные христиане просто упорствуют в своих догматических заблуждениях.

Сплочение христиан по данным вопросам нам кажется наиболее необходимым и безупречным. Но цель не оправдывает средства. Во-первых, они должны определить чистоту намерений, искренность людей, которые будут работать и обладать правильным чутьем к тому, что  из происходящего в мире является отрицательным. Сотрудничество с папистами и протестантами не требует совместных молитв, неприемлемых социальных отношений и изменять православные критерии. Для православных немыслимо молиться с еретиками, и они не могут исповедовать их веру ради того, чтобы быть благодарными и выглядеть благородными. Сотрудничество, когда оно не может иметь результатов, то его не следует продолжать.  Когда мы лицемерно говорим о сотрудничестве в целях противостояния грандиозным вопросам и решении проблем глобального масштаба, которые превосходят наши силы, то мы ничего не станем делать неосознанно и так, что бы нас подчиняло  планам экуменистов.

На самом деле, какое же влияние имеют на мир и противостояние страданиям в мире  послания инославных вождей? Они лишь производят мимолетные впечатления и ничего более. Но эти религиозные лидеры желают обладать светской властью и оказывать влияние на простой народ, и не для того, чтобы его спасать, но чтобы его подчинять, порабощать!

Вопрос очень серьезный и он не должен рассматриваться легкомысленно. И не забывайте, что Церковь имеет, прежде всего, и главным образом духовную миссию, и социально-общественную лишь во-вторых. Те, кто думают, Церковь является некой организацией для обслуживания социальных интересов, то они ошибаются. Церковь это Ковчег спасения и средство для духовных целей. Те, кто не верят в Бога, не могут оценивать ее священную миссию. Это должны подчеркивать клирики, духовенство для того, чтобы в народе не создавалось смутное представление о миссии Церкви и, конечно, для выявления двуличия экуменистов.

 

Ορθόδοξος Τύπος, 23/10/2015

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015 год.

 

 

[1] Отец Дионисий Тацис является широко известным пастырем Элладской Церкви, ярким проповедником, публицистом. И что особенно важно он является близким учеником прп. Паисия Святогорца.

 

О ПРАВОСЛАВИИ И ЭКУМЕНИЗМЕ
преподобный Иустин (Попович)
Доклад доктора Богословия, профессора Догматики Белградского университета Архимандрита Иустина (Поповича) Св. Синоду Сербской Православной Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с приглашением Югославянской Римско-католической иерархии принять участие в совместной молитве и богослужениях в течение т.н. "Недели молитвы о соединении Христиан", которые проходили в Югославии в период с 18 по 25 января 1975г. Впервые опубликован в греческой газете "Ортодоксос Типос" от 1 июня 1975 г. На основании этого отзыва и других докладов Св. Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях.

 

Архимандрит Иустин (Попович) канонизирован Сербской Церковью в лике святых преподобных угодников Божии

 

Преосвященнейшие Владыки,

1.
Позиция Православной Церкви в отношении еретиков - т.е. всех, кто не является православным - была установлена раз и навсегда Свв. Апостолами и Святыми Отцами, т. е. боговдохновенным преданием, единым и неизменяемым. Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо "какое общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?" (2 Кор. 6, 14- 15).
По 45 апостольскому правилу: "Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви; да будет извержен".
Это священное правило Святых Апостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную ("с еретиками молившийся токмо").
А в экуменических службах не совершаются ли еще и более далеко идущие смелые деяния? 32 правило Лаодикийского Собора указывает: "Не подобает от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче, нежели благословения". А на этих экуменических собраниях и сослужениях разве еретики не благословляют? - Римо-католические епископы, священники, протестантские пасторы - даже женщины.
Эти указанные каноны Свв. Апостолов и Отцов действительны и теперь, а не только в древности: они остаются, безусловно, обязательными для всех нас, современных православных христиан. Они, безусловно, действительны для нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов. Ибо римо-католичесво есть множественная ересь, а о протестантизме что можно сказать? Лучше совсем не говорить. Не говорил ли уже Св. Савва семь с половиной веков тому назад о "латинской ереси"? А с тех пор как много новых ересей Папа изобрел и "непогрешимо" догматизировал? Совершенно несомненно, что с помощью догмата о непогрешимости Папы римо-католичество стало пан-ересью .
И хваленый II Ватиканский Собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее ее укрепил.
По этой причине, если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам приличествует придерживаться позиции Свв. Саввы, Марка Эфесского, Космы Этолийского, Иоанна Кронштадтского и других святых исповедников, мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении римо-католиков и протестантов, из коих никто не является православным в двух основных христианских догматах, т.е. Святой Троицы и Церкви.
2.
Ваше Святейшество и Св. Отцы Синода,
Как долго мы будем продолжать беcчестить наше святое Православие и Свято-Савскую Церковь нашей печальной и ужасной, противной святому преданию позицией в отношении экуменизма и Мiрового Совета Церквей?
Каждый искренний православный, воспитанный под водительством Святых Отцов, охватывается стыдом, когда читает, что православные члены 5-й Всеправославной Конференции в Женеве (8-16 июня, 1968) по вопросу об участии православных в деяниях М.С. Ц. постановили "высказать, что Православная Церковь считает себя органической частью М.С.Ц."
Это постановление апокалиптически ужасно своей неправославностью и антиправославностью. Была ли необходимость для Православной Церкви, этому святейшему богочеловеческому организму, быть столь униженной таким ужасным образом, чтобы ее богословские представители - некоторые из них епископы и некоторые сербы - просили "органического" участия и включения в М. С. Ц., который, таким образом, становится новым церковным "организмом", новой "церковью", стоящей над всеми другими Церквами, в которой православные и неправославные Церкви являются только частями ("органически соединенными между собою")? Увы. Неслыханная измена и предательство!
Мы отвергаем богочеловеческую православную веру, эту органическую связь с Богочеловеком и Его Святейшим Телом: Православную Церковь Святых Апостолов и Отцов и Вселенских Соборов - и мы хотим стать "органическими членами" еретического, гуманистического и человеко-поклоннического общества, состоящего из 263 ересей, из которых каждая есть духовная смерть .
Как православные мы - "члены Христовы". "Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?" (1 Кор. 6, 15). Но мы делаем это своим "органическим" соединением с Мiровым Советом Церквей, который является ничем иным, как возрождением атеистического человеко-поклоннического язычества.
Настало наконец время для нашей Православной Святоотеческой и Свято-Савской Церкви, Церкви Святых Апостолов и Отцов, святых исповедников, мучеников и новомучеников перестать смешиваться церковно, иерархически и в молитве с т. н. Всемiрным Советом Церквей и навсегда отказаться от какого-либо участия в совместной молитве и богослужении (каковое богослужение в Православной Церкви органически соединяется в единое целое и увенчивается Евхаристией) и вообще отказаться от какого-либо участия в каком бы то ни было церковном действовании, которое содержит в себе и выражает уникальный и неповторяемый характер Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви - всегда единой и единственной.
3.
Не объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, - в Женеве или в Риме, - наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского долга, т.е. она будет перед современным православным и неправославным мiром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда во веки веков является одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы должны участвовать не в "экуменической общей молитве", но богословских собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера являются "частью" только "спасаемых" (7 пр. II Всел. Соб.)
Благовестие Апостолов всеистинно: "Освящение Духа и вера Истине" (2 Фесс. 2, 13). Богочеловеческая вера есть "вера истине". Суть этой веры есть Истина, есть единственная Все-Истина, то есть Богочеловек Христос. И эта Вера, и эта Любовь суть сердце и сознание Православной Церкви. Все эти сокровища хранились полностью и неискаженно только в мученическом Православии Святых Отцов, о чем православные христиане призваны безстрашно свидетельствовать пред лицом Запада и его лже-любви и лже-веры.

http://www.apologet.pl/Russ/Ekumenizm/r_eku.htm

 


Исповедание веры против ереси Экуменизма

 

 

В редакцию «Благодатного Огня» поступило Исповедание веры против ереси экуменизма с просьбой его публикации. Данное Исповедание составлено старцем Иулианом (Лазаром), духовником румынского скита св. Иоанна Предтечи Продрому на Святой Афонской Горе.

Под Исповеданием уже подписалось множество верующих румын. Затем с небольшими поправками оно было опубликовано в греческом интернете, где также идет сбор подписей в знак согласия с ним. В настоящее время под Исповеданием поставили свои подписи насельники греческих и румынских монастырей святой Горы Афон, духовенство и известные профессора богословия Румынской и Элладской Православной Церкви.

Вероятно, составление данного Исповедания было обусловлено предстоящим в 2016 году кулуарно подготавливаемым т.н. Всеправославным Собором, в повестке которого, в частности, намечается рассмотреть и такие вопросы: «Связь с другими христианскими конфессиями» и «Экуменическое движение» (пп. 8 и 9). Существуют серьезные опасения, что все поднимаемые на Всеправославном Соборе проблемы и вопросы будут узаконивать либеральный тренд современного обмiрщенного «европравославия», а для этого будут самым активным образом пересматриваться и редактироваться святые каноны и многовековые традиции Православной Церкви, лишая Церковь благодатной соли и важных спасительных ориентиров, превращая ее окончательно лишь в некую религиозную систему. Возможность совершить такой грандиозный переворот в Православной Церкви существует из-за наличия активной секуляризованной современной паствы и клира, которая порождает полное безразличие к истине и нежелание ею жить и ее отстаивать. Против такой подмены святоотеческого Православия и составлено данное Исповедание.

 

* * *

Исповедание веры против ереси

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Все мы, крещеные в Православной Церкви и уверовавшие по-православному, являемся полноправными членами Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, каковой является только Православная Церковь, то есть члены Тела Христова, Главой которого является Сам Господь наш Иисус Христос, Бог и Человек. Через Таинство Святого Миропомазания мы получили печать дара Духа Святого и через Таинство Святого Причастия Тела и Крови Христовых соединяемся с Ним, становясь членами Тела Христова.

В этом качестве членов Церкви Христовой, — каковой является исключительно лишь Церковь Православная, единственная, в которой человек может спастись, — мы отрицаем и публично отвергаем различные ереси, запятнавшие достаточно много членов Церкви. Ересь поражает не только того, кто верит в нее, но и членов Церкви, покуда те, кто мыслит еретически в Церкви, проповедуют ересь и прочим членам словом или делами, распространяя таким образом микроб ереси по всему телу Церкви. Ересь, проповедуемая епископом или священником, повреждает и верующих. В то же время епископ или священник должен заботиться о том, чтобы члены его стада не учились ереси.

Если нравственные грехи отделяют человека от Бога, то тем более ересь. Обязанность епископа — право учить Слову Истины, поскольку святость органически связана с Истиной[1]. Христос есть Путь, Истина и Жизнь. Ересь есть ложь и хула на Слово Воплощенное, на Богочеловека Иисуса Христа. Она рождается как духовный обман и принимает форму, обратную Истине, сводя на нет возможность святости и спасения.

Как болезнь повреждает не только больной орган, но и весь организм, также и ересь, отравляя одних членов Церкви, провоцирует боль во всем ее теле, повреждая его. Поэтому всякий раз, когда возникала ересь, угрожающая Телу Церкви, собирались Вселенские и Поместные Соборы, которые анафематствовали ересь и еретиков, поддерживавших ее, отсекали от Тела Церкви еретическое учение и тех, кто его проводил.

Святой апостол Павел в Послании к Римлянам говорит: Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены, но, по данной нам благодати, имеем различные дарования[2]. И в первом Послании к Коринфянам: Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее[3], — отмечая далее, что, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены[4].

Принимая во внимание, что до настоящего времени не созывалось Поместных Соборов, которые осудили бы тех, кто почти столетие попирает как Апостольские правила, так и решения Вселенских и Поместных Соборов, мы, как живые члены тела Христова, отвергаем все практики, осужденные Церковью, и отделяемся от них, а именно:

— совместные моления с еретиками, каковы так называемая «неделя молитвы о единстве христиан», «вечерни за единство христиан» и иные подобные акции, имеющие место в Православных Церквях в продолжение «недели молитвы о единстве христиан», на которых еретики приглашаются проповедовать перед Святым и Страшным Алтарем Православным, где приносится в жертву Христос Бог;

— участие в синкретических межрелигиозных и межхристианских встречах, на которых участники совершают символические синкретические жесты и совместные молитвы с еретиками.

Мы осуждаем как панересь и публично отвергаем экуменизм во всех его видах:

1) Присутствие Румынской Православной Церкви и иных Поместных Православных Церквей во «Всемирном Совете Церквей».

2) Ересь, согласно которой Православие якобы является только частью Церкви.

3) Ересь, согласно которой все христианские конфессии якобы являются ветвями Единой Церкви.

4) Ересь, согласно которой Православная Церковь якобы является одной из многих других «семейств Церквей», которые вместе якобы составляют Единую Церковь.

5) Ересь, согласно которой единство Церкви якобы утрачено. Церковь, согласно православному учению, является Единой и Единственной, поскольку Главой ее является Единый Господь Иисус Христос. Единство Церкви выражается через единство веры, культа и администрирования и через повиновение верующих ее иерархии, покуда иерархия сохраняет единство веры.

6) Ересь, согласно которой Церковь якобы «разделена на христианские конфессии» и что мы теперь, словно некие «новые Отцы», якобы должны «восстановить ее единство» посредством «догматического минимализма», то есть принимая в качестве фундамента единения православных с ересями минимальную веру, то есть только веру в Святую Троицу и Иисуса Христа как Бога Воплощенного и Спасителя, не обращая внимание на все остальные догматы Церкви, включая сакральное священство[5], священные иконы, нетварную благодать, почитание святых и т.д.

7) Ересь, согласно которой якобы существует «невидимое единство» Церкви через общую веру в Святую Троицу и Иисуса Христа как Господа и Спасителя, и что за ним («невидимым единством») последует «видимое единство», которое осуществится путем объединения «конфессий» (единство в разнообразии догм и традиций).

8) Ересь, согласно которой якобы достаточно верить в Святую Троицу и Господа Иисуса как Бога и Спасителя, чтобы быть частью Церкви. Иными словами, Церковь считается собранием всех христианских «конфессий».

9) Ересь, согласно которой Православная Церковь и ересь папизма якобы являются «Цервями-сестрами» или «двумя легкими», которыми дышит Единая Церковь.

10) Ересь, согласно которой между Православной Церковью и ересью папизма якобы не существует никакого догматического различия и утверждается, что единственным различием якобы является всемирный примат власти Римского «папы» над Вселенской Церковью.

11) Неправославные соглашения, подписанные представителями Православных Церквей в рамках межхристианского диалога. Здесь мы хотим подчеркнуть, что мы не против диалога при условии, чтобы он проводился на православных основаниях и имел целью возвращение еретиков в Православную Церковь через катехизацию, отречение от своей ереси и через Таинство Крещения, Миропомазания и Божественной Евхаристии.

12) Принятие Румынской Православной Церковью шамбезийского диалога, согласно которому еретики — антихалкидонские монофизиты, так называемые миафизиты, последователи ереси Севера Антиохийского, признаются как православные. Монофизиты/миафизиты учат, что Христос после единения естеств имеет только одно естество, сложное, и отвергают тот факт, что два естества Христа соединились неслиянным и неизменным образом, нераздельно и нерасторжимо в одном Лице Бога Слова, при том что каждое естество сохраняет свою волю и энергию. Соответствующие еретики не принимают учения IV, V, VI и VII Святых Вселенских Соборов и остаются в заблуждения и вне Церкви. Шамбезийский текст также утверждает, что их анафематствование якобы было вызвано простым терминологическим недоразумением и что, следовательно, якобы не существует никакого догматического различия между Православной Церковью и еретическими монофизитскими группировками (коптами, армянами, сиро-яковитами, малабарцами, эфиопами), что совершенно недопустимо.

13) Баламандское соглашение, на основании которого представители Поместных Православных Церквей приняли новый тип унии и признали псевдо-таинства еретиков-папистов. Соответствующее соглашение было отвержено представителями Поместных Православных Церквей в Балтиморе в 2000 году.

14) Ересь, согласно которой филиокве (исхождение Духа Святого «и от Сына») якобы является простым терминологическим недоразумением, а не искажением догмата Святой Троицы, открытого нам Самим Богом через Сына Его Воплощенного, Иисуса Христа[6].

15) Так называемое «снятие анафем» между православными и папистами, а также между православными и монофизитами, монофелитами и моноэнергистами, — анафем, произнесенных Святыми Вселенскими Соборами. Согласно православному учению, догматическая анафема не может быть аннулирована магическим образом, если прежде не устранены причины анафематствования.

16) Ересь, согласно которой якобы существует спасающая благодать и вне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а также, что якобы существует действительное крещение и действующая благодать священства и вне Православной Церкви. Однако, как известно, простое историческое наличие преемства от апостолов доныне и простое произнесение формулы Святой Троицы не делают действительными «таинства» еретиков.

17) Мнение, согласно которому святые и богоносные отцы более не могут быть актуальными в наши дни, — ересь, по сути отрицающая присутствие Духа Святого в святых и богоносных отцах Святых Вселенских Соборов, а следовательно, и самую непрерывность существования Церкви как Божественно-человеческого института.

18) Мнение, утверждающее, что мы не знаем, каковы границы между Православной Церковью и ересью, согласно которому всё человечество входит в «невидимую Церковь». Согласно православному учению, Церковь является Церковью исторической, видимой, содержащей апостольское преемство и хранящей правую веру, то есть догматы, сформулированные на Вселенских Соборах, и анафемы, отграничивающие догматическую истину от еретической лжи, и передает ее [догматическую истину] далее до скончания веков. Эта Церковь является Церковью Православной.

19) Ересь, согласно которой и еретики каким-то образом входят в Церковь.

20) Концепция, согласно которой количество верующих составляет критерий Истинной Церкви. Согласно православному учению, критерием Истинной Церкви является неискаженное сохранение богооткровенной Истины.

21) Превращение снисхождения, икономии в догмат и канон. Согласно православному учению, снисхождение является временным отступлением от акривии, от канона веры, ради человеческих немощей в исключительных обстоятельствах, имеющее целью приведение людей к правой вере вопреки объективным препятствиям. Снисхождение применяется лишь в исключительных случаях, для достижения благой цели в неблагоприятных обстоятельствах. Если же отсутствуют эти исключительные ситуации, продолжение применения снисхождения нарушает и игнорирует канонический порядок и, таким образом, не является мудрым адаптированием, а пренебрежением священными установлениями, а следовательно, ведет к пренебрежению Православием.

22) Так называемые «смешанные браки» между православными и неправославными, потому что не могут соединиться две противоположности, поскольку главной предпосылкой Таинства Венчания является общая православная вера жениха и невесты, которые должны быть крещены и т.д. Таинство Брака является таинством любви и единения на основе правой веры. Это Таинство нельзя преподать только одному члену, православному. Поэтому смешанный брак является недействительным и в то же время представляет собой общую молитву с инославными.

23) Отрицание равенства Лиц Святой Троицы. Согласно православному учению, ипостасные свойства, то есть тот факт, что Отец нерожден, Сын рожден и Дух Святой исходит, указывают на способ существования каждого Лица. В то же время Лица равны в славе и почитании, будучи единосущны.

24) Мнение, согласно которому Вселенский Патриарх является первым, не имеющий равных. Это мнение имеет в основе своей ересь, отрицающую равенство Лиц Святой Троицы.

Православная Церковь является Вселенской, не экуменической, и потому мы ожидаем от ее членов, чтобы они применяли и проповедовали Православие всей твари, приводя многих людей в корабль спасения, каковым является Церковь Православная, Церковь Единая, Святая, Соборная (Кафолическая) и Апостольская, как мы исповедуем это в Символе веры Никео-Цареградском. Поэтому мы отмежевываемся от позиции всех тех, кто учит или практикует упомянутые ереси, сформулированы ли они на всеправославных и поместных соборах или проповедуются патриархами, иерархами, священниками, диаконами, иподиаконами, чтецами, монахами, монахинями или верующими мирянами.

Спаситель Иисус Христос призывает нас обличать братий для их исправления и показывает, что обязанность собрания верующих — продолжать обличения, когда это необходимо: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово[7]. 75-е апостольское правило не делает никакого различия между мирянами и клириками как свидетелями отклонения епископа: «Во свидетельство против епископа не принимати еретика: но и вернаго единаго не довольно. На устах бо двоих или триех свидетелей твердо станет всяк глагол»[8]. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает обязанность членов Церкви обличать клир, учащий неправославно: «Нужно слушать учителей и священников и не осуждать их, даже если бы жизнь их была худа; однако если вера их погрешительна, тогда нужно не только не слушать их, но и бежать от них и осуждать их»[9].

Потому мы отмежевываемся от позиций тех, кто учит неправославно, и, с болью и надеждой молясь об их исправлении, обличаем их:

— представителей Поместных Православных Церквей, идущих на догматические компромиссы и утверждающих экклезиологические ереси на межхристианском и межрелигиозном диалоге,

— Вселенского Патриарха, который молился вместе с ересиархом «папой» Франциском у Святого Гроба, в Риме и Фанаре, попирая каноны святых апостол, запрещающие под угрозой извержения из сана совместную молитву с инославными,

— иерархов различных поместных соборов, среди которых и иерархов, посланных в качестве представителей Румынской Православной Церкви поздравить ересиарха «папу» Франциска на его интронизации как лидера государства Ватикан и папистской ереси.

Мы критикуем также:

— церковные синоды, пославшие своих представителей на подобное постыдное представление,

— иерархов, священников, диаконов, иподиаконов, чтецов, монахов, монахинь и верующих мирян Православной Церкви, которые участвовали в синкретических межрелигиозных и межхристианских встречах и совершали символические синкретические жесты и совместные молитвы с еретиками или причащались с ними,

— тех, кто утверждает, что в Румынской Православной Церкви более нет благодати Духа Святого из-за того, что некоторые ее члены впали в экуменическое заблуждение, как будто бы благодать автоматически уходила из Церкви Христовой. Не мы спасители Церкви, а Церковь спасает нас.

Мы отмежевываемся от постыдного поступка Вселенской Патриархии — приглашения на Фанар псевдоепископа Рима Бенедикта XVI в 2006 году, а также и псевдоепископа Франциска в 2014 году.

Отмежевываемся также от поминания «папы» Бенедикта XVI в прошении «О архиепископе нашем…» на мирной ектении.

Отмежевываемся и от псевдоблагословений, которые «папа» Бенедикт XVI дал в церкви святого великомученика Георгия в Фанаре и произнесении им молитвы Господней.

Отмежевываемся в то же время и от акции Блаженнейшего Патриарха Вселенского Варфоломея по приглашению в Иерусалим псевдоепископа Рима Франциска для совместного празднования ложного снятия анафем, которые были произнесены в 1054 году, также как и от всех акций по псевдоединению с еретическим папством.

Публично заявляем, что так называемые представители Православных Церквей, совершающие догматические компромиссы и литургические действия, осужденные церковными канонами, представляют только самих себя, а не представляют нас, верующих Православной Церкви, ни Церковь в ее полноте (плероме).

Заявляем также, что отмежевываемся от всех их экуменических и синкретических действий и ждем, чтобы они явили признаки публичного покаяния, как и их еретическое инославное проявление было публичным.

В Церкви Живой, когда епископ учит учению, чуждому Православной Церкви, священники той епархии могут прервать поминовение епископа, публично учащего ереси, до суда Синода, согласно 15-му правилу I–II Константинопольского Собора[10]. Поэтому мы, клир и народ, настоящим исповеданием обличаем священников, епископов, патриархов и верующих, учащих ереси, с болью и в надежде их исправления, о чем молимся Благому Богу. Обличаем также тех, кто не старается исправить братий своих, впавших в экуменическую прелесть, занимая пассивную позицию, на которую святитель Григорий Палама смотрит как на тип неверия, после атеизма и ереси.

Молимся о помощи Бога, в Троице славимого и поклоняемого!



 

Подписи:

Иеромонах Иулиан Продромит, духовник румынского скита Продрому, Святая Гора Афон

Старец Савва Лавриот, святой монастырь Великая Лавра, Святая Гора Афон

Иеросхимонах Паисий Продромит, Святая Гора Афон

Иеромонах Дамаскин Попа, эконом румынского скита Продрому, Святая Гора Афон

Иеромонах Дамаскин Рэуш Продромит, Святая Гора Афон

Иеромонах Иоиль Продромит, Святая Гора Афон

Иеромонах Виссарион Продромит, Святая Гора Афон

Монах Серафим Вадува Продромит, Святая Гора Афон

Монах Ефрем Продромит, Святая Гора Афон

Монх Нифонт Продромит, Святая Гора Афон

Монах Макарий Продромит, Святая Гора Афон

Монах Варсануфий Продромит, Святая Гора Афон

Монах Марк Продромит, Святая Гора Афон

Монах Тарасий Продромит, Святая Гора Афон

Монах Назарий Продромит, Святая Гора Афон

Монах Исаак Продромит, Святая Гора Афон

Монах Назарий Продромит, Святая Гора Афон

Монах Флавиан Панделя, Ксиропотам, Святая Гора Афон

Монах Власий Виглиот, пустынь Вигла, святой монастырь Великая Лавра, Святая Гора Афон

Монах Георгий Виглиот, пустынь Вигла, святой монастырь Великая Лавра, Святая Гора Афон

Монах Иосиф Виглиот, пустынь Вигла, святой монастырь Великая Лавра, Святая Гора Афон

Профессор священник Михай Валика, доцент Фрайбургского университета

Послушники румынского скита Продрому, Святая Гора Афон:

Брат Кристинел Продромит

Брат Михай Продромит

Брат Николай Продромит

Брат Мариан Продромит

Брат Думитру Продромит

Брат Александру Продромит

Брат Мирча Продромит

Брат Флавиан Продромит

Брат Иоанн Продромит

Брат Кристиан Продромит

Брат Октавиан Овидий Продромит

Иеромонах Анфим, монастырь Бистрица, Нямецкий уезд, Румыния

Протосингел Серафим Бэдилэ с братством, монастырь Кэшиел, уезд Клуж, Румыния

Иеромонах Дорофей с братством, святой монастырь святого апостола Филиппа, Адамклиси, Румыния

Иеромонах Филофей Дабу с братством, скит Брэдет, уезд Арджеш, Румыния

Иеросхимонах Савва, монастырь святого Нектарий (Бирнарел), с. Ватра Дорней, уезд Сучава, Румыния

Иеросхимонах Ириней с братством, монастырь святого Нектария, с. Понор, уезд Алба, Румыния

Иеромонах Габриел Тудор Коман, монастырь Покрова Божией Матери, Швейцария

Иеромонах Феофан Журка с братством, монастырь Изворул Посага, уезд Алба, Румыния

Иеромонах Гервасий, монастырь Фрэсиней, уезд Вылча, Румыния

Рясофорный монах Дамаскин, монастырь Фрэсиней, уезд Вылча, Румыния

Рясофорный монах Каллистрат, монастырь Фрэсиней, уезд Вылча, Румыния

Мать Иустина с сестрами, монастырь Палтин, с. Петру Водэ, Румыния

Священник Матей Вулкэнеску, клирик митрополии Верии, Наусы и Кампании, Греция

Лаура Вулкэнеску, попадья, Верия, Греция

Священник Сеике Фабиан, с. Ругэшешть, уезд Клуж, Румыния

Священник Михай Кантор, Залэу, Румыния

Священник Евгений Телевка, приходская церковь Прод, протопопиат Медиас, Сибиуская архиепископия, Румыния

Священник Чокан Паул — Мариус, председатель общества «Про вита», уезд Телеорман, Румыния

Священник Орос Емануел, приходской храм Местякэн, протопопиат Оас, Румыния

Священник Урзика Виргилиус Сачеле, г. Брашов, Румыния

Священник Георгий Опря, священник-миссионер, часовня в честь свв. Царей Константина и Елены и св. Луки Крымского при Национальном эндокринологическом институте, Румыния

К. И., приходской священник, Бухарест

Священник Иовица Василе, православный приход Санмихаю-Алмашулуй, уезд Сэлаж, Румыния

Священник Петру Игнат, клирик Критской архиепископии, Греция

Священник Сорин Мунтяну и Рамона Мунтяну, врач, Кордова, Испания

Монах Аверкий Карпа, монастырь Петру Водэ, Румыния

Ианнис Коцампасис, Верия, Греция, автор книги «С Тибета на Святую Гору к отцу Паисию»

Проф., доктор богословия Мариан Марикару, Бухарест

Александру Ифтиме, биолог, Бухарест

Оана Ифтиме, биолог, Бухарест

Мануела Харабор, актриса, Бухарест

Дину Тигояну, г. Рымнику Сэрат уезда Бузэу, Румыния

Доктор архитектуры Ана Ботез, Бухарест

Станку Костин Андрей, г. Питешть, судья, Румыния

Станку Дана Иулиана, г. Питешть, судья, Румыния

Бачиу Емил, Вена, Австрия

Кристиан Николае Букурою, Бухарест

Ана Вероника Ион, доктор математики, исследователь, Бухарест

Раглян Григоре Кристиан Сачеле, уезд Брашов, Румыния

Константин, г. Текиргёл, уезд Констанца, Румыния

Бурча Траян, экономист, Бухарест

Сорин Ротару, инженер, г. Румнику Вылча, Румыния

Патрахэу Маринела, Нойбург Донау, Германия

Паул Бакоска, психолог, переводчик, г. Пятра Нямц, Нямецкий уезд, Румыния

Иустина Антоанела Бакоска, психолог, г. Пятра Нямц, Нямецкий уезд, Румыния

Янига Мариана, психолог, с. Валя Сяка, уезд Сату Маре

Янига Симион, конструктор, с. Валя Сяка, уезд Сату Маре

и многие другие.


От Греческой Церкви, от имени собора клириков и монахов подписали:

Архимандрит Афанасий Анастасиу, проигумен святого монастыря Великий Метеор

Архимандрит Сарантис Сарантос, приходской священник храма Успения Богородицы, г. Амарусион, Аттика

Архимандрит Григориос Хаджиниколау, игумен святого монастыря Святой Троицы, пос. Ано Гатцеас, Волос

Старец иеромонах Евстратий, святой монастырь Великая Лавра, Святая Гора Афон

Протопресвитер Георгиос Металлинос, заслуженный профессор богословского факультета Афинского университета

Протопресвитер Теодорос Зисис, заслуженный профессор богословского факультета Фессалоникского университета

Димитриос Целенгидис, заслуженный профессор богословского факультета Фессалоникского университета (советник)

 

* * *

 

Полный список подписавших «Исповедание веры» к 5 июня 2015 г. см. здесь: (https://graiulortodox.wordpress.com/2015/06/05/)

 

Перевела с румынского Зинаида Пейкова

Graiul Ortodox

————————————————————————————

[1] Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Ин. 17, 17).

[2] Рим. 12, 4–6.

[3] 1 Кор. 12, 21–22.

[4] 1 Кор. 12, 26–27.

[5] Сакральное священство противопоставляется универсальному, т.е. всеобщему, священству. — Примеч. пер.

[6] Ин. 15, 26.

[7] Мф. 18: 15–17.

[8] Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец. М., 2004. С. 28.

[9] В русском пер.: «Кто преподает неправое учение, того не слушай, хотя бы он был ангел; а если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова» (Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на второе Послание к Тимофею. Беседа 2, § 3 // Творения: В 12 т. Т. 11. СПб., 1905. С. 769).

[10] «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения с своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборнаго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил бытии совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем, сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами и отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго рассмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщились охранити Церковь от расколов и разделений» (Правило 15 Святого Поместного Собора Константинопольского двукратного // Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, еп. Далматинского-Истрийского: В 2 т. СПб., 1912. Т. 2. 307–308).

http://www.blagogon.ru/digest/628/

Благодатный Огонь

Вслед за экуменизмом пришел гомосексуализм*


Протопресвитер Феодор Зисис
почетный профессор Фессалоникского университета


Предисловие автора

В 2005 году Элладская Церковь пережила серьёзный кризис: разоблачения в отношении некоторых архиереев и скандалы, в которых они были замешаны, затронули не только её саму, но имели пагубные последствия и для древнейшей, первой по старшинству, Иерусалимской Церкви. Всё это пошатнуло доверие верующих к духовным лицам и наполнило ядовитыми стрелами колчаны врагов Церкви.

К сожалению, священноначалие было не в силах противостоять кризису, поскольку полностью дискредитировало себя. Большинство же архипастырей пребывали в страхе и нерешительности, не дерзая предпринять какие-либо шаги по преодолению кризисной ситуации. Один серьёзный и рассудительный владыка объяснял своё бездействие (равно как и других иерархов) боязнью различных нападок со стороны тех, кто привёл Церковь к такому плачевному состоянию.

Что же касается приходского духовенства, состоящего в основном из женатых клириков, то оно, глубоко обеспокоенное уничижением священного сана недостойными пастырями, не смело высказывать своего мнения о сложившемся положении страха ради архиерейска. Малодушные служители Христовы оправдывали свою безучастность послушанием епископам.

Однако в данной ситуации довод этот был совершенно неуместен и даже неприемлем, поскольку сковывал всякое желание противиться злу и предательски усыплял совесть. Ведь в то время когда попирается Евангелие и отвергается истина, безмолвствию и бездействию нет оправдания, ибо, воистину, молчанием предаётся Бог. Поэтому Писание и говорит о том, что есть «время молчать, и время говорить» (Еккл. 3, 7). И судя по сложившемуся в то время положению, тогда настал именно тот час, когда следовало не молчать, но говорить. Посему мы и стали выступать, анализировать, предлагать выход из кризиса...

Сложно оправдать то, что не имеет никакого оправдания. Посему и тот факт, что те лица, которые погрузили Церковь в пучину скандалов, до сих пор не наказаны, вызывает праведное возмущение и, отчасти, недоумение. Ведь и по сей день к ответу не призваны виновные, явившиеся прямым источником соблазна или же в силу своего безмолвствования и бездействия сопричастные скандалам, – а это, главным образом, само священноначалие. Зато с лёгкостью были наказаны те, кто, указывая на ужасающее положение дел в Церкви, призывал к пробуждению, к тому, чтобы виновные в скандалах или замешанные в них, взяли на себя ответственность за происходящее. Но, милостью Божией и благодаря горячей поддержке многих наших братьев во Христе, ближних и дальних, мы выстояли и не изменили своим позициям.

Июнь 2006
Протоиерей Феодор Зисис

 
* * *

Объективно оценивая положение, в котором оказалась сегодня Церковь, следует признать, что она сильно уклонилась от Предания, участвуя в еретическом экуменическом движении[1]. Следствием чего стали и другие отклонения. Так, в церковной среде наблюдается стремительное падение нравов, многие клирики совершенно оставляют евангельский и святоотеческий образ жизни, а немалая часть епископата окружила себя роскошью, зачастую превосходя в этом даже светских персон.

Всё это, безусловно, результат охлаждения веры. Впрочем, нынешние тесные контакты Церкви с католиками, почести и приём, оказанные папе Римскому в Греции и в других православных странах, вероятно, также дают основания к принятию многими священнослужителями светского образа жизни католического клира и оправдывают полное услаждений и совершенно лишённое евангельских и святоотеческих идеалов «житие» некоторых наших современных пастырей и архипастырей.

В особенности же пугает проникновение в церковную ограду страшнейшего содомского греха – гомосексуализма. Такого рода скандалы, связанные с именами некоторых иерархов, на протяжении многих лет оставленные без должного внимания и рассмотрения, без какого бы то ни было духовного врачевания, порочат честное пресвитерство и вызывают недоверие к слову Церкви. Кто же нам, пастырям, станет теперь верить, когда мы будем говорить о скромности, нестяжательстве, о презрении ко всему мирскому и земному, об аскезе, воздержании и девстве?

Впрочем, большинство клириков и так уже давно перестали говорить об этом, ибо сами во всё это не верят. Иные же на словах лицемерно выставляют себя добродетельными, но дела их свидетельствуют о противном.

Страшный Божий гнев излился на содомитов из-за их мужеложства, огонь с небес дотла сжёг Содом и Гоморру[2], стерев с лица земли эти древние города. Гневные слова против гомосексуализма содержатся в Послании святого апостола Павла к Римлянам, впрочем, как и в других священных текстах. Апостол, узнав о случае блуда между близкими родственниками в Коринфе, требует изгнать развратника из церковной общины, дабы его пример не стал дурной закваской. Как же мы дерзнём судить мир, рассуждает апостол языков, когда сами оставляем грех нетронутым в теле Церкви? «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращённого из среды вас» (1 Кор. 5, 11–13).

Мог ли апостол, впрочем, как и другие ученики Христовы и святые отцы, представить себе, что наступят такие времена, когда попрано будет Евангелие и Божий Закон не будет иметь силы? Что не только блудники не будут отлучаемы от Церкви, но ещё и педерастам дозволено будет приступать к престолу, прикасаться своими нечистыми, скверными руками к священным сосудам? Могли ли угодники Божии помыслить, что мы будем участвовать в ВСЦ и не только сотрапезничать, но ещё и совершать совместные молитвы с псевдохристианами, с представителями так называемых церквей, которые настолько отпали от истины, что стали уже благословлять и однополые браки?

Ныне наши епископы не смеют словом дерзновенным, заслуживающим доверия, бороться с содомским грехом (который пытаются навязать Православию проповедники мрачного западного Возрождения), поскольку сами попирают Евангелие, терпя в церковной общине и не удаляя из тела Церкви содомитов, блудников, педофилов.

Поэтому острие церковного глагола против гомосексуализма рикошетом возвращается в тех, кто дерзает его произнести, с помощью такого контраргумента: «А своего-то бесстыдства чего не замечаете? Почему не видите срамного, противоестественного порока в своей среде?»

К сожалению, сегодня церковные иерархи предпочитают поддерживать хорошие отношения с властями предержащими, подчиняясь их мирским планам – синкретическим, глобалистическим, экуменическим, экологическим и социальным (ханжеским по сути). Они видимо забыли, что нет ничего ценнее и дороже, чем Бог и истинная вера; что только Христос есть Свет мира и что самые важные их служение и миссия – свидетельствовать, проповедовать и являть сей Свет, который неизменно сияет в Единой Святой Кафолической (Соборной) и Апостольской Церкви. А всё, что вне Церкви, есть «Галилея языческая, народ, сидящий во тьме» (Мф. 4, 15–16), который должен быть привлечен к свету, а не оставлен во мраке безбожия, заблуждения и ереси.

Никто из людей не может быть сам по себе источником света, не может излучать собственный свет. Дерзко полагая, что источает свет, такой человек на самом деле будет лишь сгущать тьму. Даже в отношении большего из рождённого женами, святого Иоанна Предтечи, евангелист пишет, что «он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него» (Ин. 1, 7–8).

Тот, кто не верит, что спасение во Христе возможно лишь в Церкви, но полагает, что его можно обрести и в еретических сборищах, не только не спасается, но и постоянно испытывает на себе вразумляющий гнев Божий: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нём» (Ин. 3, 36).

Имеет ли что общего просвещающий всех и неизменно сияющий в Церкви Свет Христов с мраком экуменизма, уравнивающего и приравнивающего все религии и вероисповедания? Предпочтём ли аскетичному, равноангельному и небесному Предтече – обмирщенных и приземлённых экуменических лидеров? Им ли будем послушны – тем, через кого древний наушник и искуситель, шептавший некогда Христу, нашептывает и нам о земных благах, тщеславии и власти?

Мы уже больше не свет миру, ибо не светим чистотой нашего жития, и не соль земли, ибо не защищаем мир от умножающегося морального разложения. А посему, как духовно негодные, презираемы и попираемы людьми: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить её вон на попрание людям» (Мф. 5, 13).

Прежде наша Церковь, наше аскетическое, святое и непорочное Православие, благодаря добродетельному житию православных пастырей, имело моральное право обличать блудный образ жизни римо-католического клира, как это, например, делал святитель Симеон Солунский Тайноводитель[3]: «И даже блуд совсем не подвергается наказанию и у их священников, но они открыто имеют наложниц и отроков для разврата и при этом каждый день священнодействуют... И они живут неевангельской жизнью, ведь всяческое наслаждение и разврат у них не подлежит порицанию и не считается чем-то недозволенным для христиан».

А сегодня моральное разложение терзает уже и наше духовенство, ставшее рассадником педерастов и извращенцев. Священноначалие же озабочено отнюдь не тем, как оградить молодых людей от совращения с пути истинного, как предотвратить и не допустить всякое их общение с порочными личностями, особенно в церковной ограде. Вместо этого оно обращает церковное правосудие против тех, у кого болит сердце за Православие, за его чистоту; оно упрекает в непослушании и даже в провоцировании раскола тех, кто верен Преданию.

Но может ли констатация подобных фактов, свидетельствующих о всё нарастающем падении нравов среди духовных лиц, на самом деле, смущать и оскорблять верующих, являть собой соблазн?

Действительно, наши замечания, касающиеся вопросов веры и церковной жизни, многих беспокоят и, возможно, даже удручают. Но поднимаем мы эти проблемы из самых добрых побуждений и благих намерений, а не из-за какой-то личной неприязни или враждебного к кому бы то ни было отношения. Почитая епископский сан и хороших архипастырей, мы никого никогда не подстрекали к расколу. Как, впрочем, не собираемся этого делать и впредь.

 
* * *

* Глава из книги протоиерея Феодора Зисиса «Благое непослушание или худое послушание?»
 

Об авторе. Протоиерей Феодор Зисис родился в 1941 году в семье священника. Профессор богословского факультета Фессалоникского университета имени Аристотеля, клирик Вселенской патриархии. В декабре 1990 года был рукоположен во диакона, а в марте 1991 года – в сан пресвитера в монастыре святой Анастасии Узорешительницы и проходил в нём пастырское служение до начала 1993 года. С апреля 1993 года и по сей день, с утверждения cooтветствующих официальных церковных властей, служит в храме преподобного Антония Великого в Салониках, оставаясь в юрисдикции Константинопольской Церкви.

Неоднократно представлял Вселенскую патриархию и Элладскую Церковь на межхристианских встречах, принимая участие в диалогах православных как со старокатоликами, так и с католиками; также участвовал в межправославных встречах по подготовке Святого и Великого Собора Православной Церкви. За суровую критику оправдания унии и церковно неприемлемых документов, подписанных в 1993 году в местечке Баламанд, Константинопольская патриархия запретила ему участвовать в диалогах с католиками.

В связи с непримиримой позицией протоиерея Феодора по этому вопросу, а также из-за его открытой критики экуменических контактов и вообще нравственного упадка и обмирщения епископата, в июне 2005 года на него было наложено прещение – запрет в священнослужении. Однако возмущение по этому поводу церковной полноты и горячая поддержка многих клириков способствовали тому, что в сентябре 2005 года прещение было снято.

Отец Феодор владеет немецким и французским языками. За свою плодотворную жизнь он опубликовал большое число исследований, монографий, статей, посвященных богословским и историческим темам и различным проблемам общественной и церковной жизни.

 

————————————————————————————

[1] Экуменическое движение, или иначе экуменизм (от греч. ойкумена – обитаемый мир, Вселенная), – движение христианских исповеданий к единству в вере, к устранению разобщённости между ними и сплочение церковных сил в международном масштабе. Возникло по инициативе протестантских церквей США и Западной Европы в начале ХХ в. Декларируемыми целями экуменического движения являются усиление влияния религии и выработка общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными общественными системами, а также сотрудничество с христианами разных конфессий в социальной сфере, в различных программах гуманитарного характера. По другому мнению, экуменизм – это религиозное течение, ставящее своей целью объединение посредством компромиссов, взаимных уступок всех существующих религиозных течений, сначала христианских, а далее и всех остальных, в единую, экуменическую церковь. В связи с тем, что в протестантском мире по-разному понимают экуменизм, а многое из того, что принято ВСЦ, не соответствует учению Церкви, православные представители предпочитает говорить не об участии в экуменическом движении, а о многостороннем межхристианском богословском диалоге – в надежде на возвращение заблудших в лоно Церкви. Однако Московское совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей ещё в 1948 г. дало отрицательную оценку экуменическому движению в целом и сочло нецелесообразным участие в нём Русской Православной Церкви.

[2] Содом и Гоморра (Седом и Амора) – города, ставшие символом порочности и безнравственности, а также Божественного возмездия; Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии; впрочем, развращённостью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба этих города. Согласно книге Бытия (Быт.19, 24–28), Господь пролил дождём серу и огонь на города равнины Содом и Гоморру после того, как праведному Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Кроме этих городов, были истреблены ещё Адма (Адама), Севоим (Цевоим) и, по всей видимости, Сигор. Точное местонахождение этих городов остаётся неизвестным, предполагают, что они покоятся на дне южной части Мёртвого моря – единственного моря, где отсутствует какая-либо жизнь.

[3] Святитель Симеон Солунский († ок. 1429) – византийский богослов и церковный писатель, архиепископ Фессалоникский (после 1410). Возглавил оборону города от турецких завоевателей (Салоники сдались во время второго приступа только после его смерти, в 1430 г.). Известен как автор ряда полемических сочинений, а также трудов, подробно раскрывающих и символически истолковывающих все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняющих назначение и смысл различных церковных обрядов и священных предметов.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События