Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Попытка реанимировать историческую правду или очередная преднамеренная историческая фальшивка на экране?

Комментарии к

кинофильму Григорий Р.(2014) в 8-ми сериях

Григорий Р. (Распутин) / 2014

Актеры:  Владимир Машков, Екатерина Климова, Андрей Смоляков, Владимир Кошевой, Ингеборга Дапкунайте, Валерий Дегтярь, Никита Ефремов, Борис Каморзин, Михаил Елисеев, Анна Дюкова, Сергей Угрюмов, Таисия Вилкова
Режиссер: Андрей Малюков

Кинофильмы уже на протяжении многих десятилетий являются  одним из самых успешных действенных средств  для насаждения в массы необходимой для государства, или лидирующих в государстве политических сил, идеологии. По высказываю одного из современных писателей-историков кинематограф как и печать еще до появления развитых технологий по манипулированию массовым сознанием, явились неким для управления сознания целыми массами в эпохи революционных переломов в России. После краха советской системы и советской идеологии, которая в основу своего мировоззрения полагала не просто неприязнь, но лютую ненависть к царизму и Церкви, происходили некоторые процессы оживления и даже оздоровления сознания в обществе. Они были выражены в частности вполне естественном стремлении русского народа узнать доподлинную картину России в период правления последних представителей Российского Императорского Дома, выяснить причины и обстоятельства гибели Царской семьи в Екатеринбурге. Но даже и тогда, в период демократической оттепели, параллельно с подлинно научными изысканиями, направленными на реставрацию реальной картины России в начале 20 столетия, а также на выяснение подлинных причин и обстоятельств гибели Царской семьи и членов императорского дома, шла настоящая возня по созданию  очередных мифов, в основу которых полагались все те же клевета и грязные сплетни отравленных ядом демократически перемен и ненавистью в Рапутину и Династии лиц приближенных ко двору.

Появление в этом год новой киноленты Григорий Р – несколько неожиданное событие, поскольку «царская тема» стала угасать в современном обществе. Лишь 400-летний юбилей Дома Романовых, который все-таки под давлением, однако весьма скромно был отпразднован российское обществом, всколыхнул угасшие патриотические чувства и любовь к российской истории при династии Романовых.  Вполне возможно, что даже празднование этого государственного юбилея было вызвано замечательной речью святейшего патриарха Кирилла, который в частности почеркнул, что мы живем в России построенной именно династией Романовых. Выставка на Московском Манеже, посвященной юбилею Дома Романовых была наверное самым лучшим и выдающимся штрихов в период празднования 300-летия. Видно было, как многие посетители подолгу останавливались на последнем разделе выставке, посвященной правлению России  Государем Императором Николаем II.  Для многих были раскрыты глаза на подлинную Россию николаевской эпохи – эпохи не «Николая кровавого», а эпохи настоящего экономического и культурного расцвета империи. Для многих открытием оказались мотивы Отречения Государя от Всероссийского престола и обстоятельства их гибели в доме Ипатьевых.

То есть к году празднованию Романовского юбилея было собрано достаточно материалов, чтобы из них выкристаллизовать подлинный лик Царской семьи и России Николая II. Для многих был очевиден исторический подлог советской исторической науки, обслуживавшей большевистскую антицарскую идеологию, а также и т.н. Временное правительство Керенского. Но оставалась загадкой личность, которая была пока что выведена из поля зрения общественности, но о которой хорошо помнили и знали – личность «святого старца», «нашего друга», Григория Распутина.

Именно этот пробел, вероятно и решили восполнить создатели киноленты Григорий Р. Они, в отличие от нашумевшего в советское время фильма «Агония» Элема Климова (1981год, главную роль Распутина сыграл А. Петренко) и создавшего безумно дикий образ развратника, попытались отобразить образ Г. Е. Распутина с максимальной исторической достоверностью. При этом создатели киноленты в рекламных целях указали на использовании при создании фильма достоверных источников как «Дело следственной Комиссии Временного Правительства», воспоминания фрейлины Государыни Императрицы А. Вырубовой и генерала-адьютанта Воейкова. Относительно воспоминаний генерал-адьютанта Его Императорского Величества Воейкова мы сразу же заметим, что он лишь несколько раз видел Г. Е. Распутина при дворе, и его оценки Г. Е. Распутина как личности во многом следуют распространённым слухам и не могут служить в качестве авторитетного источника исторического характера для восстановления подлинного портрета Г. Е. Распутина.

Личность Распутна в киноленте раскрывается особым следователем, который работает по персональному поручению министра Временного правительства Керенского. Это следствие проводится с невероятной тщательностью и его результаты вскрывают совершенно противоположное тому, что пыталось сфабриковать Временное правительство Керенского. Из последнего негодяя  империи и главной причины гибели государства он оказывается порядочным и глубоко верующим православным человеком. Данная подача материала в киноленте соответствует действительности, ибо следователь В. М. Руднев, которому непосредственно было поручено А. Ф. Керенским заняться «делом Распутина» писал: «Прибыв в Петроград в Следственную комиссию, я приступил к исполнению моей задачи с невольным предубеждением относительно причин влияния Распутина вследствие читанных мною отдельных брошюр, газетных заметок и сплетен, циркулировавших в обществе, но тщательное и беспристрастное расследование заставило меня убедиться, насколько все эти слухи и газетные сообщения были далеки от истины». (См. А. Боханов. Правда о Григорие Распутине. Гл.1 Костер на снегу)

Несмотря на то, что авторы сценария действительно хорошо ознакомились со многими достоверными историческими материалами относящихся к личности Распутина Г., тем не менее они не сочли нужным до конца проделать наиболее важную работу – высвободить личность Распутина Григория от навешанных на него ярлыков, клише, которые были созданы врагами не только Распутина, но и  Императора и Его семьи. Для авторов сценария Распутин Г остается гулякой, завсегдатаем столичных кабаков, развратником и сексуальным маньяком. То есть именно эти характеристики получили столь обширное распространение в светском обществе, что от них было невозможно избавиться. Собственно эти характеристики, которые также усваиваются и муссируются в киноленте, являлись одним из главных подлогов, превращающих благочестивого христианина Распутина в сексуального маньяка, который именно в сексуальности, а не в молитве , посте , исповеди и причащении Тайн Христовых, «восстанавливает свои незаурядные целительские способности».

В этом авторы сценария подыгрывают современному порочному обществу, которое даже в случае принадлежности к Православной Церкви считает вполне допустимым сочетание веры и благочестия с сексуальной развязностью, вседозволенностью. Ложность и антихристианский характер этой идеи очевиден для каждого священнослужителя Православной Церкви, ее иерархов. И на этой теме мы позже остановим наше внимание. Но прежде мы  хотели бы сказать, о несомненной ложности такой характеристики Распутина Г. Е.

Известный современный историк, доктор исторических наук А. Боханов, с макимально объективной научно-исторической точностью воссоздающий портрет и последнего Всероссийского Государя императора Николая Александровича, и всех членов Царской семьи, а также и их «Друга» Г. Е. Распутина, в своем обширном историческом труде «Правда о Григорие Распутине» во введении пишет: «Описание же так называемых распутинских оргий — отдельное направление в кино и литературе. «Бойкие мастера» на яркие краски и мистериозные подробности здесь никогда не скупились: патологическое воображение получает широчайший простор. Золоченые хоромы особняков и дворцов знати, отдельные кабинеты самых фешенебельных ресторанов, изысканные интерьеры, уникальные меха и баснословные драгоценности, надрывные песни и зажигательные пляски цыган — таков дежурный антураж, в котором обычно и изображают «распутинский разгул».

Игра шампанского в хрустале, бархатные и шелковые обивки и портьеры, переливы бриллиантов, мерцающий огонь свечей в причудливых бронзовых канделябрах, а на первом плане похотливый бородатый мужик, или сжимающий в своих грубых руках заколдованную, беспомощную аристократку, или вертящийся в бесноватом плясе, напоминающем ритуальные танцы диких племен. Этот «видеоряд» давно стал как бы обязательным и в литературе, и в кино. На протяжении XX века голливудские кинокомпании сумели многократно воспроизвести подобную, потрясающую воображение «русскую экзотику».

Однако распутинская тема — не только объект бытового любопытства, а тиражирование этой истории не объясняется лишь распространенным людским интересом к скрытому, непристойному. Здесь фокусируются вполне определенные политические интересы, мировоззренческие пристрастия, психологические комплексы не только отдельных людей, но и конкретных общественных групп и политических направлений. «Распутиниада» — инструмент идеологических манипуляций, удобный способ объяснить изломанные судьбы стран, народов, империй и правителей простыми формулами и ходульными приемами». Не учитывать этого в особенности в наше время, и слепо, некритически доверять любой информации о Г. Е. Распутине неизбежно вводит человека на путь обмана и заведомо сфабрикованной лжи.

И кинолента Григорий Р. не избежала своей участи - попасть в видеоряд «распутинского разгула», несмотря на явные стремления авторов сценария приблизить картину к «исторической реалии», несмотря на вполне очевидные попытки ее создателей «вывести» по возможности личность Распутина за рамки искусственно созданной больным и патологическим воображением великосветского общества Российской империи начала 20 столетия образа «некоего монстра».

Именно больное, психически расстроенное воображение светского общества начала 20 отходившего от Православной Церкви, активно искавшего всевозможных «духовных ощущений» где угодно, которое было насквозь поражено идеей о свержении «ненавистного царизма» (см. В. Н.Воейков, С Царем и без Царя. М. 1994, стр.113-114 переписка  З. Н. Юсуповой и супруга А. Н. Родзянко ), «угнетавшего свободу» для разгула и безнравственности, создало виртуальный образ не существовавшего Распутина.(А. Боханов. Правда о Григорие Распутине. Введение) Оно бредило этим образом, оно распространяло по всей России сплетни о «распутинских оргиях и сексуальности». И, как замечает А. Боханов, и мы с ним вполне согласны, что созданный образ Распутина был сфабрикован не тайными обществами только, которые как рак активно распространялись в России после революции 1905 года и впитывали в свои ряды представителей Правительства и членов Императорской фамилии (Об этом подробно см. О. Платонов.Терновый венец России . М. 1995, с. 196-201), а он был создан именно самим этим болезненным обществом.  «Многие современники тех событий, которые или Распутина вообще не видели, или где-то лицезрели мельком, в своих мемуарах зафиксировали скандальные подробности его биографии и поведения в качестве реальных фактов. Здесь уже речь надо вести о болезненных деформациях мировосприятия людей в переломные исторические эпохи: они видели то, что хотели видеть, верили тому, во что желали верить. Действительность тут определяющей роли не играла. Желаемое и возможное приобретало в сознании немалого числа людей характере подлинного и свершившегося. Этот психологически-мировоззренческий коллапс явился детонатором русской катастрофы 1917 года».

И сделанные выводы А. Боханова объективны, ибо они совпадают с теми предупреждающими российское общество пророчествами о вероятной потере «Благочестивейшего Государя и России», впадении ее в кровавую бойню революции святого праведного Иоанна Кронштадского: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами». (Иванов В. Ф. Православный мир и масонство. Харбин. 1935, с. 1). Отхождение от Православной Церкви, охлаждение в Богу в русском народе, а прежде всего в высшем светском обществе создавало самую прекрасную почву для увлечения идеями революционны перемен. Ибо отойдя от Бога, живя в грехе и распутстве душа впадает в состояние глубокого прельщения, становится жилищем бесов, игрушкой в руках демонических сил. (См. свт. Игнатий (Брянчанинов). О прелести). Такой человек ложное мнение принимает за истинное. А посему массовый психоз высшего общества в первую очередь, отошедшего от православной веры, стал как бы естественным его состоянием. Поэтому и сам Государь Император, вся его благочестивая, глубоко христианская семья, стали серьезной помехой для этого общества для осуществления им созданного плана по разрушению России. И пока не произошла катастрофа 2-3 марта 1917 года с естественным ее продолжением 25 октября 1917 года, никто не мог и подумать о всем том безумии, которое стало главной идеей высшего просвещенного общества. Но в этой катастрофе принимало отчасти участие и духовенство Русской Православной Церкви, которое , как известно, создало «обновленческий раскол».

Увы, и даже Синодальная Комиссия по канонизации святых РПЦ и ныне покойный патриарх Алексий II  в своих оценках личности Г. Е. Распутина пошли на поводу фабрикованных великосветским, еще раз подчеркнем, душевно больным, обществом и антимонархической прессой сплетен. «В-третьих, безнравственный характер личной жизни Г. Распутина, сопровождавшейся особенно в Санкт-Петербурге безудержными пьянством и развратом, был неоднократно и неопровержимо засвидетельствован многочисленными и весьма авторитетными современниками. При этом среди обличителей Г. Распутина в личной безнравственности оказывались не только многие авторитетные священнослужители, среди которых были некоторые канонизованные Церковью святые, и многие выдающиеся государственные деятели, но и опиравшиеся на беспристрастную и объективную информацию своей многочисленной агентуры высокопрофессиональные руководители российских спецслужб, подобные начальникам санкт-петербургского охранного отделения генералам А. В. Герасимову и К. И. Глобачеву», - читаем мы один и выводов Синодальной Комиссии.  «Нет никаких оснований ставить вопрос о канонизации Григория Распутина,- говорил, увы, Святейший Патриарх Алексий II, - сомнительная нравственность и неразборчивость которого бросали тень на Августейшую фамилию будущих царственных страстотерпцев царя Николая II и его семейство».  При этом удивляет то, что в официальном документе РПЦ Комиссии по канонизации это общество оголтелых критиканов просто называется «образованным». Никто не оспаривает образованность высшего сословия российского общества, однако именно оно пошло на измену и вере и Царю. В своем официальном документе Комиссия по канонизации честных и порядочных историков и ученых , честно, глубоко и подробно исследовавших материалы и сведения  о Г. Е. Распутине, неприлично обзывает « богословски невежественными и научно недобросовестными «историками».  При этом Комиссия по канонизации РПЦ выказывает поразительное доверия мемуарам тех высокопоставленных лиц, которые целенаправленно разваливали Россию, проводя ряд идеологических и административных реформ антигосударственного характера, выполняя задания руководства масонских лож, к которым они принадлежали (Коковцев, Протопопов, Макаров, Джунковский и др.). Комиссия  в некоем порыве составляя свой Документ даже не заметила как приписала Столыпина к числу обвинявших  Г. Е. Распутина  «в разгуле и разврате». В то время как именно П. А. Столыпин, установив в 1910 году постоянное наблюдение за Г. Е. Распутиным, вскоре его снял за ненадобностью и отсутствием каких бы то ни было улик. Не нашла этих улик и Следственаая Комиссия Временного правительства, материалы которой не сочла нужным просмотреть Комиссия по канонизации РПЦ. Относительно «некоторых святых», которые согласно Документу Комиссии по канонизации «критиковали Г. Е. Распутина за развратный  и разгульный образ жизни» мы можем сказать следующее: они, как и многие лица светского общества, были также подвержены невероятному влиянию «общества», болевшего Распутиным. Яркий пример святая мученица Елизавета Феодоровна, родная сестра императрицы, которая радостными телеграммами приветствовала убийцу Г. Е. Распутина князя Ф. Юсупова, называя убийство «исполнением патриотическим акта» (См. текст телеграммы Вел. Кн. Димитрию Павловичу и княгине-матери Юсуповой Великой княгини в В. Н. Воейков. С Царем и без Царя., с.112 ). Во-первых, Великая княгиня Елизавета  Феодоровна  в то время  еще не была святой, святость явилась вследствие ее мученического подвига. Во –вторых, живя преимущественно в Москве и изредка приезжая в столицу к Ники и Аликс, она питалась преимущественно «доходившими до ее слухами» и мнениями тех лиц, которые были «тайными врагами» России, например генерал Джунковский.

 Безусловно, мы не ставим вопрос о святости и необходимости канонизации Г. Е. Распутина, но мы ставим вопрос о  необходимости реконструкции исторически подлинного портрета Г. Е. Распутина. Ибо всякий уход от исторической правды по данному вопросу и любая попытка пойти на поводу «неких политических сил» всегда для Церкви и для народа будет оборачиваться какой-то бедой.

Как известно, за Распутиным Г. Е. велось непрерывное наблюдение, которое было установлено не без воли самого Государя Императора Николая Александровича. Причин для такого установление «слежки» было несколько. И одной из них  было выявление личности Г. Е. Распутина и выяснение его подлинного облика (специально установлена слежка по распоряжению Столыпина П. А. в 1910 г.),  установление подлинности распространяемых слухов о распущенности и развратничестве Г. Е. Распутина (в 1912году). Документальные свидетельства вполне однозначно доказывают, что все приставленные для слежки к Г. Е. Распутину лица рано или поздно становились его поклонниками, либо у них рождалось чувство глубокого уважения в честному, бескорыстному, прямому и глубоко верующему человеку. Уже это говорит не в пользу устойчиво распространявшихся сплетен о развратничестве Г. Е. Распутина.

Министерство Внутренних Дел вело непрерывную запись о всех визитах и посещениях Г. Е. Распутина. Эти документы МВД составили целый архивный материал, в котором подлинные наблюдения были перемешаны с  фальшивыми сведениями во исполнение «идеологических предписаний». О. Платонов, подробно исследуя эти Записки наблюдений  МВД пишет следующее: «Уже с самого начала наружное наблюдение за Распутиным используется в целях борьбы с ним. Враждебный настрой к Распутину у целого ряда царских министров усиленно подогревался сверху Великим князем Николаем Николаевичем…Еще в конце 1914 года Николай Николаевич через посредство своего управляющего хозяйственной частью полковника Балинского обращается к Белецкому с просьбой дать сведения о порочных наклонностях Распутина, так как Великий князь «решил определенно поговорить с Государем об удалении Распутина из Петрограда». То есть в приказе Великого князя о наблюдении за Распутиным было запрограммированно во что бы то ни стало дать сведения порочащие личность  Г. Е. Распутина сведения. «Однако, - пишет О. Платонов, - материал этот был сфабрикован очень топорно, что было сразу же и замечено. В частности, говоря об эротических похождениях Распутина, наружному наблюдению ни разу, ни за какие деньги не удалось получить показаний от женщин, которые, по данным полиции, числились находившимися в интимной связи с Распутиным или обольщенными им». (О. Платонов. Жизнь за царя. Правда о Григории Распутине. СПБ. Воскресение. 1996, с. 138)

Однако, существуют свидетельства и о некой личности как две капли воды сходной с Г. Е. Распутиным, которая веден себя совершенно иначе. Вместо благочестиво православного христианина и праведника  вырисовывается кутила, пьяница и приставала, сексуальный маньяк. Нашего времени исследователи уверенно говорят о существовании двойника Г. Е. Распутина, которого то же Министерство внутренних дел использовало для дискредитации Царской семьи. Наличие этого двойника разгадывается весьма просто – донесения о кутежах «Распутина» в столице появляются в то самое время когда он на самом деле находился не в Петербурге, а с. Покровское.(См. Т. Миронова. Из-под лжи. Государь Николай II и Григорий Распутин. 1. Двойник Распутина – иудейская афера). Вторым доказательство существования двойника является проделанная экспертиза-анализ «записок Распутина». Эта экспертиза доказывает наличие в «записках» подлогов, то есть написанных человеком, который пытался в своих «записках» подделывать почерк Г. Е. Распутина, однако многие «правильно написанные» выдавали образованного человека. (Там же). Предложенные читателям Т. Мироновой факты о существования двойника Г. Е. Распутина весьма убедительны и не вызывают никаких сомнений, тем более нескрываемая антимонархическая кампания, столь широко развернутая в России, и в особенности в столице, дают полное основание не только предполагать возможность использования «такого крайне бесчестного вида и способа составления компромата» на Царскую семью и их «Друга», но даже говорить с уверенностью о нем. Мы можем не соглашаться с некоторыми историческими оценками Т. Мироновой, однако в данном случае ее предположения выглядят слишком убедительными и правдоподобными.

Некоторые лица даже в церковной среде считают, что Г. Е. Распутин в своих излечениях активно прибегал к магнетизму и гипнозу. Эти обвинения ложны. В основе этих обвинений лежит абсолютное неверие в то, что не только представитель духовенства, но и мирянин способен обладать благодатным даром дерзновения в молитве. То есть в основе такой мысли лежит совершенно чуждая православной экклесиологии и духовности точка зрения об исключительной принадлежности духовных даров церковной иерархии. Иерархия является необходимейшим условием для существования Церкви Христовой, ибо вне апостольского происхождения иерархии и вне православной веры не существует действительного, подлинного священства, а значит и Церкви. Тем не менее, не иерархия обуславливает присутствие в Церкви Христовой благодатных даров, но Святой Дух, Который «дышит где хочет».  Как подчеркивает видный современный православный богослов и ученый иерарах Элладской Православной Церкви митрополит Навпактский Иерофей , ссылаясь на свмч. Дионисия Ареопагита и прп. Максима Исповедника, в древней Церкви не степень священства предшествовала достижению благодатных даров связанных самым непосредственным образом со степенью духовного преуспеяния и совершенства человека, а наоборот. Степени священства фиксировали достижения человеком, пребывающим в Церкви, соответствующей ступени благодатной зрелости.(митрополит Иерофей. Православная психотерапия. СТСЛ. 2004, стр. 66-71) Так что и вне иерархического посвящения любой благочестивый христианин может достичь обожения и святости, быть носителем особых благодатных даров.

Теперь мы вернемся к важному вопросу, который мы задали в самом начале: возможно ли сочетание дара молитвы за ближнего, а в данном случае доходившей до величайшего дерзновения к Богу при совершении реального исцеления тяжело болящего наследника цесаревича Алексия Николаевича, и распутного образа жизни?

Православная Церковь в лице Святых Отцов однозначно дает на это ответ – нет. И вот почему. Свт. Игнатий Брянчанинов в своих творениях в точности изложившей святоотеческое предание, показывает как мысленный и телесный блуд оказываются связанными друг с другом порождают в человеке состояние отчуждения от Бога. Он пишет о грехе блуда и нечистоте следующее: «Услаждение блудными помыслами и ощущениями есть блуд сердца и осквернение человека, соделывающие его неспособным к общению с Богом, а блуд тела есть изменение всего человеческого существа от смешения  с другим телом, есть совершенное отчуждение от Бога, есть смерть, есть погибель». (свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Репринт. М. Правило веры. 1993, т.1, О чистоте, с. 332) Дерзновение к Богу в молитве является следствием достижение человеком через напряженный внешний (пост, бдение) и внутренний подвиг (молитва, блюдение помыслов, или так называемое делание)сердечной чистоты, только посредством нее человек становится обителью Святого Духа.  Архимандрит Софроний (Сахаров), обладая огромным опытом  непосредственного боговидения, быв зрителем Божественного Нетварного Света дает важное резюме относительно молитвы за других людей. Он подчеркивает, что такая молитва является порождением любви Христовой. «На сострадательную молитва за людей вдохновляет любовь Христова; в ней совместно участвуют и душа, и тело». Но, кроме того, подобная молитва является «общением в искупительных страданиях Господа». (Архим. Софроний (Сахаров). О молитве. О молитве Иисусовой. Киев. 2000, с. 15).

Если человек ведет греховный образ жизни, тем самым он попирает Христа в себе, Который в нас умирает и воскресает в Таинствах Церкви. Благодать молитвы, молитвы, которую приемлет и которую исполняет Бог, есть только божественный дар, но тому, кто «стремится к богоподобию», идет по пути самоуничижения, простоты и глубочайшего смирения. (Архим. Софроний. Там же, с. 19).

Г. Е. Распутин обладал именно такой глубокой и дерзновенной молитвой к Богу, обладал удивительной любовью к людям и в первую очередь к страждущим и бедным. И всего этого не понимало и не принимало «образованное великосветское общество», кидавшееся на все мистическое и таинственное. Не понимало его в своем большинстве и духовенство и высшая иерархия, о чем так наглядно свидетельствует жизнь святого праведного Иоанна Кронштадтского: его прогоняло столичное духовенство, его не понимали в Святейшем Синоде. Но такие благодатные дарования еще не являются безусловным доказательством святости человека, но только невероятной близости к Богу.

Итак, все попытки доказать что Г. Е. Распутин вел развратный образ жизни противоречат и исторической правде, противоречат и учению Церкви Христовой о несовместимости благодатных даров с греховным и распущенным образом жизни. В таких случаях человек, лишаясь за грех божественной благодати, теряет и благодатные дары. А возвращение их требует от человека глубокого и длительного покаяния и исправления жизни.

Отзыв подготовлен членами редакции

 «Православного Апологета» 2014 год. Сант-Петербург.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События