Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

http://oodegr.com/oode/oikoymen/symbolika_mnimia_karmiris_1.htm

 

Общение в таинствах

с римокатоликами

 (Божественная Евхаристия, исповедь, священство, венчание и погребение)

Μυστηριακή κοινωνία μετά των Ρωμαιοκαθολικών

(Θεία Ευχαριστία, Εξομολόγηση, Ιερωσύνη, Γάμος και ταφή αυτών)

Профессор Афинского университета, академик Афинской Академии наук, Иоаннис Кармирис

Источник: "Τα δογματικά και συμβολικά μνημεία της Ορθοδόξου Καθολικής Εκκλησίας", τόμ. Β', Αθήνα 1953, σελ. 1000-1008. //Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви, т. 2, Афины 1953, стр. 1000-1008.

 

1) Введение

В вопросах такого рода, в целом и в частности, при решении вопроса об общении в таинствах или «интеркоммунионе» между православными и римокатоликами и любыми другими инославными, Православная Кафолическая Церковь следовала примеру древней Церкви, запрещая такое общение: во-первых, запрещая приобщение православных к инославным таинствам, не признаваемым действительными, поскольку они свершаются вне истинной Православной Церкви, а, во-вторых, запрещая преподание православных таинств римокатоликам и иным инославным. Поэтому, с точки зрения православных общее соучастие в трапезе Господней, исповеди и других таинствах и вообще, так называемый «интеркоммунион» могут мыслиться только как завершающий результат согласия в вере Церквей и их подлинного и действительного догматического единства, и как плод внутреннего единения в исповедании христиан и, пока оно отсутствует, общение в таинствах не дозволяется1.
 

Это исходит как из общих теоретических начал Православия, и, конечно же, из действительности таинств, совершающихся в истинной Церкви, так и из писаных канонов, и из всей практики древней Церкви, обобщая которую, св. Иоанн Дамаскин пишет, особенно останавливаясь на таинстве Божественной Евхаристии: «Поскольку мы все причащаемся от единого хлеба, единого Тела Христова и единой Крови, то мы становимся членами друг друга, являясь сотелесными Христу. Поэтому всеми силами будем беречься от того, чтобы принимать причастие от еретиков, или давать им: «Не дайте святыню псам», − говорит Господь – «не бросайте жемчужины ваши пред свиньями», чтобы мы не были общниками их зловерия и осуждения. Если же всегда единение происходит со Христом и друг с другом, то мы всегда становится едиными согласно нашему выбору. Ведь единение происходит от нашего выбора, и не без нашей свободной воли. «Все мы единое тело есмы», ибо причащаемся от единого Хлеба, как говорит божественный Апостол»2.

Позднее, следуя этому, и вселенские патриархи Калинник и Иеремия III повторяют, что «одна и та же чаша стремится сделать причащающихся единомысленными, а не чуждыми друг другу, ведь чуждое не может приобщиться». И Феодор Вальсамон пишет, что «не следует освящать род латинян священнической рукою чрез божественные и непорочные таинства, если он прежде не решит отказаться от латинских догматов и привычек, пройти оглашение по канонам и присоединиться к православным».

Из приведенных выше и других источников следует, что для общения в таинствах необходимой предпосылкой является отказ от инославных заблуждений и принятие соответствующих им православных учений и вхождение в лоно Православия, а также единство в вере и исповедании, и Церковь запрещает интеркоммунион между православными и всеми инославными. На этом настаивают, помимо других, и приводимые ниже тексты.

1. Вопросы и ответы 15, 16 и 35 известного канониста Феодора Вальсамона, ставшего в 1193 году патриархом Антиохийским.

2. Послание Вселенского патриарха Калинника к митрополиту Ларисы Парфению от 25.11.1701.

3. Послание Вселенского патриарха Иеремии III к митрополиту Арты от 1724 года3. Вообще же мы удостоверяемся, что от преподобного Иоанна Дамаскина и затем святителя Фотия православные богословы твердо стоят на правильном основании, что всякому внутреннему общению в таинствах и единству Церквей должно предшествовать как conditio sine qua non их очевидное и внутреннее единство, по достижении которого само собою последует и общение в таинствах.

Затем, то что касается таинства священства римокатоликов, то мы удостоверяем, что относительно священства клириков, приходящих из Римской Церкви, Православная Кафолическая Церковь удержала ту же самую позицию, что и относительно их крещения, в древности признавая его, сообразно соответствующему примеру древней Церкви4, а в новейшие времена, конкретно с 1756 года, отвергая его вместе с крещением, хотя и случаются исключения приема римокатолических священников по икономии чрез миропомазание и отречение от ереси5. Таким образом, из-за мелкитов в 1860 г. было решено по общему согласию и мнению, что священники и епископы так называемых римокатоликов будут приниматься в лоно Православной Восточной Церкви помазанием святого мира6, после того как они ответят символ веры, в то время, как противоположный случай произошел в 1846 году, когда епископ Амидский Макарий был принят как нерукоположенный мирянин. Напротив, русские православные вновь рукополагали приходящих к ним латинских клириков до 1667 г. и в течении этого временного промежутка подобным образом заново их крестили.

В общем, мы утверждаем, что и в этом вопросе Церковь может в определенных обстоятельствах проявлять акривию и считать недействительными хиротонии инославных, а в других случаях применять икономию и приходящих к ней от еретиков и инославных, удержавших священство, рукоположенных клириков принимать через помазание Святого Мира и исповедание веры. «И хиротонии еретиков православными принимаются согласно преданию Отцов, когда хиротонисуемые ими являются, или становятся православными», согласно архиепископу Болгарии Димитрию Хоматину7. Отсюда и Священный Синод Элладской Церкви, отвечая в 1879 на вопрос Вселенского Патриарха «о том, как подобает принимать приходящих в Церковь от схизматиков болгар архиереев, иереев и диаконов, рукоположенных архиереями, пребывающими в извержении и отлучении», написал между прочим и следующее имеющее общее значение:

«Посему истинно существуют пути акривии и икономии для принятия искренно кающихся христиан, каковым надлежит следовать. Благоволением же Божиим оба они канонически уготованы и указаны Церковью, право правящей слово Господне. А поскольку вопрос предстает нам достаточно очевидным, то не остается ничего другого, как изыскать согласно Священному Писанию тот или иной более полезный путь. Что касается акривии, которая в общем применяется почти во всех случаях, то самоочевидно, что относительно ее не следует делать каких-либо изысканий. Надлежит только исследовать, в каком случае надлежит частично или в особенности пользоваться икономией. Использование ее в подобных обстоятельствах как предзаконной меры или некоего отложения закона зависит всегда от условий, подлежащих оценке судьи. Этим условиями представляются, во-первых, искренность, затем – полнота, или усердие к Церкви обращающихся, или бегство от большего зла. Поэтому необходимы те или иные условия, без которых икономия становилась бы каноном, а не исключением, а акривия напрасно называлась в канонах бы общим церковным законом. Если же обращение, о котором идет речь происходит за ее пределами, согласно которым запрещается икономия и согласно священным канонам и Священному Преданию, но если будущие последствия должны быть благими для Церкви, то осмотрительно применяется икономия8.

В целом, Православная Кафолическая Церковь не признает и не принимает смешанные браки между православными и римокатоликами, согласно 72 правилу Пято-Шестого Вселенского собора8 и другим святым канонам10, однако она обязана воздерживаться от их применения во избежание больших зол. Посему по церковной икономии дозволяются подобные смешанные браки при условии, что неправославная сторона дает письменное обещание о свершении брака православным священником и о православном крещении и воспитании детей. Так Вселенский патриархат в 1878 г. заявил: «Церковь не признает смешанных браков, однако, для предупреждения худших последствий дозволяет по снисхождению их беспрепятственное свершение»11. Подобно тому и Священный Синод Элладской Церкви в 1869 г. признал смешанные браки между православными и инославными и, в особенности, с римокатоликами и протестантами, написав, что «по церковной икономии принимаем свершение смешанных браков, при условии, что они будут свершаться православным священником по уставам Православной Церкви, рожденные же в нем дети обоих плов будут крещены и воспитаны в восточном православном учении»12.

Наконец, изначально и вообще запрещенным является погребение западных («христиан») православными священниками, как следует, помимо прочего, и из сказанного, и из публикуемых ниже посланий вселенского патриарха Калинника и Иеремии III. Однако, оказывается, что это суровое решение и практика не нашли всеобщего применения, потому что параллельно с ней и гораздо ранее, хотя, также, и позднее, существовала практика, процветавшая в конце 12 века, согласно Иоанну Китрскому, когда часто «православные ромеи погребались в латинских церквях, и их отпевали и ромеи, и латиняне, подобно же сему и умершие латиняне отпевались и православными и ромеями». Не является нечестивым, или противным благочестию погребать латинян в ромейских[1] храмах и отпевать единодушно ромейским и латинским священникам усопших латинян и ромеев, и не место делает отшедших отчужденными от Бога, и при этом чин отпевания[2] латинян не является языческим, но взят из наших Божественных писаний13. На таковом основании дозволено позднее по икономии и снисхождению погребение латинян и прочих инославных вообще через особенные церковные последования, как явствует из ниже опубликованных посланий Вселенского Патриархата от 20.10.1869, как и Священного Синода Элладской Церкви от 15.3.1891.

 

2. Тексты

1. Канонические ответы Феодора Вальсамона — 15, 16, 3516.

Вопрос 15. Будет ли безбоязненно священнодействовать, или молиться с еретиками, то есть с яковитами и несторианами в их церкви, или в нашей, или участвовать с ними в общей трапезе, или сделать их восприемниками от Святаго Крещения, или передать им божественное освящение? Трудность места создает многое таковое и я желаю знать, что делать?

Ответ: «Не давайте святыню псам» - изрек Господь и Бог наш. «Не мечите бисера перед свиньями»17. Посему 64-й канон богоглаголивых Святых Апостолов говорит: «Если клирик, или мирянин войдет в синагогу иудеев, или с иудеем помолиться, да извержится и отлучится18. И 33-й канон Лаодикийского собора, а также 6 и 34, говорят то же о том, чтобы не позволить еретикам, пребывающим в ереси, входить в дом Божий, или молиться вместе с еретиком или схизматиком, ибо не подобает христианину оставлять свидетелей Христовых и отходить к лжесвидетелям, то есть еретикам, или вышеназванным, тем, кто стал еретиками. Они являются чуждыми Богу19. Итак, подвергаются анафеме, отходящие к ним. Посему и мы решаем подвергать отлучению и извержению мирян и клириков, совместно молящихся в церкви православных или еретиков, или где-либо совместно молящихся с ними на службе, или совместно вкушающих, но еще и более наказывать их, согласно содержанию вышеназванных священных канонов. Ведь стеснение места и множество еретиков не отменяет непорочность православной веры.

Вопрос 16.

Пленные латиняне и иные появляются в наших кафолических церквях и желают причаститься Божественных святынь[3], посему желаем знать: дозволено ли это?

Ответ: «Тот, кто не со Мной — против Меня», говорится в божественном Евангелии, «и кто не собирает со Мной — расточает»20. Когда много лет назад Западная Церковь, то есть Рим, некогда славное собрание, отделилась от духовного общения с четырьмя святейшими патриархами, и прилепилась к обычаям и догматам чуждым (посему папа не удостоился общего возношения патриарших имен во время божественных священнодействий[4]), то не следует латинскому роду освящаться от священнической руки божественных таин, если прежде он не даст обещания воздерживаться от латинских обычаев и по канонам будет оглашен и присоединится к православным.

Вопрос 35. Дозволено ли делать восприемниками детей латинян, армян, монофелитов, несториан и прочих таковых, или это скорее омерзительно и отвратительно?

Ответ. Второй пункт 18-й главы 1-го титула первой книги Василик гласит: «Еретиком является и подлежит законам против еретиков тот, кто хотя и в малой степени уклоняется от Православной веры». Поскольку же все перечисленные в настоящем вопросе не на малое, но на большое и безысходное расстояние отклонились от Православной Церкви, то уж тем более они не будут общниками нам в благодати восприемничества духовных чад, полученного чрез святые молитвы и многие освящения, чтобы и мы не осудились на отлучение по канону, говорящему: «общающийся с отлученным от общения и сам является отлученным».

2. Послание Вселенского Патриарха Калинника к митрополиту Лариссы Парфению от 25.11.1701. 21

Калинник, милостию Божию архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх[5].

 От Преосвященства Твоего мы получили письмо, в котором ты спрашиваешь о некоторых обстоятельствах, то есть спрашивается о там живущих латинянах, как папистах, так и лютеранах, и кальвинистах[6], возможно ли им преподать какое-либо церковное таинство, или нет? И прежде всего, если кто-то из папистов окажется в опасном положении и при последнем издыхании захочет причаститься Пречистых Таин, то можно ли преподать ли их? Насколько желаете, возможный и всем известный ответ состоит в том, что если он желает отказаться от латинского учения, или латинского образа мысли и принять веру Восточной Церкви, то тогда да беспрепятственно он принимает Пречистые тайны, если же, пребывая в своей вере, он пожелает причаститься, то это невозможно, ибо одна и та же чаша должна быть для приобщающихся единомысленных, не чуждых друг другу, ведь то, что чуждо – несообщаемо друг другу.

Второе ты спрашиваешь: если умрет кто из них и священники захотят похоронить его, что что надлежит делать? На это следует ответить, что священники ни в коем случае не должны предавать погребению еретика. Ибо как могут молить священники Бога, чтобы Он учинил с духами праведных того, кто находится под анафемой?

То же, что они еретики — несомненно, и у них есть собор, на котором нас анафематствовали как еретиков, и так они говорят, и так они проповедуют, мы же — не в меньшей степени, но и намного в большей считаем их еретиками, подпадающими под анафему многих Вселенских соборов, которые анафематствуют отвергающих догматы Восточной Церкви, которую они даже Церковью не считают. И если гражданские законы христиан утверждают, что кто отвергает хотя бы один закон, тот еретик, то как не являются еретиками те, кто не оставил ничего неизмененным? «Кто не со мною, тот против меня, и кто не собирает со мною, тот расточает»22. И поскольку они удалились от Восточной Церкви и создали свою, ужасную, ни на что не похожую и всецело отчужденную от Восточной Церкви, то несомненно, что они еретики и недостойны извинения, и не имеют с нами никакого общения, ибо единое не является разделенным, а разделенные не являются единым и пусть они пустословят, сколько хотят. Поэтому для православных священников невозможно хоронить мертвых еретиков.

В-третьих, случилось так, что родила жена английского консула, которая является православной христианкой и желает крестить младенца, а восприемником желает сделать французского консула, и ты спрашиваешь, возможно ли это? Ответ на это следующий: да не будет того, но если восприемник будет православным, то пусть состоится крещение. Если же восприемник будет инославным, или папистом, или лютеранином, то смотри, не потерпи, чтобы это состоялось. И, чтобы не иметь от них никакого беспокойства в политике, то убеди их, без враждебности, говоря, что мы не можем сделать этого, поскольку препятствует наша Церковь, и ничто другое. Так обстоят дела, и да пребудет благодать Божия с Архиерейством Твоим.

 

3. Послание Вселенского Патриарха Иеремии III к митрополиту Арты от 1724 г.23.

Cоборное ответное послание митрополиту Арты, о том, чтобы тамошних французов, если не оставят своих ересей, не принимали на исповедь православные священники и не хоронили их после смерти.

Иеремия, милостию Божией архиепископ Константинополя. Нового Рима и Вселенский Патриарх.

Мы получили ваше общее послание, в котором вы спрашиваете о некоем обычае, который укоренился у вас, и спрашиваете, взыскуя от нас и от наших собратьев, архиереев Синода, что надо делать. Относительно обычая проблема состоит в следующем. Французы, то есть западные, находящиеся здесь, желают исповедаться у православных священников и причаститься Пречистых Таин, пребывая, однако, в своих западных учениях, хотят удостоиться и погребения после смерти, а некоторые из них — быть похороненными внутри храма, что создает, как говорите, среди вас немалый соблазн и не случайное смущение, а посему желаете знать решение об этом Великой Христовой Церкви. Сего ради, отвечая вам чрез нынешнее патриаршее синодальное послание, говорим то, что является известным и благословным для всех, а именно, если сии западные франки пожелают отвергнуть латинское учение, или латинское мудрствование, и примут веру и исповедание нашей Восточной Церкви, тогда беспрепятственно и будут исповедаться, и причащаться Пречистых Таин, и будут погребены. Если же останутся в своей вере, то следует, чтобы оставались вне общения, ибо сама исповедь и сама чаша предназначены для приобщающихся единомысленных, а не для чуждых. Ведь чуждое — неприобщаемо и «кто не со Мной, то против Меня», гласит священное Евангелие, и «не собирающий со Мной расточает» (Мф. 12, 30). Когда же много лет тому назад сборище Западной Церкви отделилось от духовного общения четырех святых патриархов и прилепилось к догматам, чуждым Кафолической Церкви и православным, то посему они чужды общения с нами, православным. Ведь соединенное и сообщаемое друг другу не является разделенным и иномудрствующим. И пусть западные иномудренные пустословят, что хотят, отделившись от Кафолической Православной Церкви. Вот ответ на ваше затруднение и на ваш вопрос. Благодать же Божия и молитва, и благословение нашей мерности да пребудет со всеми вами.

1724 г.

 

 

 

 

 

Примечания


1. См. выше стр. 965. 966/7.

2. Точное изложение Православной веры. 4, 13. MPG. 94, 1153.

3. Следует заметить, что кротчайшие и снисходительнейшие в этом вопросе архиепископ Феофилакт Болгарский и Димитрий Хоматин, дозволяя латинские обычаи и нравы, насколько «не всякий народный обычай влияет на отделение от Церкви, но ведущий к различию догмата» (Рос. 5, 432), и точности и строгости они предпочитали икономию, чтобы не давить, но спокойно и понемногу приобретать братьев, за которых наш общий Спаситель и Владыка излиял Свою кровь (Рос. 5, 436).

4. Прав. 1 Первого Вселенского и 77-е Карфагенского Поместного Собора.

5. См. М. Феотока, избр. Соч., стр. 371/4.

6. Там же. 373. И выше стр.. 986. 998 και εξής.

7. Ответы Константину Кавасиле, παρά Ρωσ. V, 433/4.

8. Δ. Πετρακάκου, Τινά περί του κύρους των χειροτονιών, Κων/πολις 1910, σ. 61 και εξής. // Петракакос Д. Кое-что о действительности хиротоний). Константинополь, 1910

9. Там же, стр. 197.

10. 14 правило IV Вселенского Собора, 31 правило Лаодикийского Собора, 21 правило Карфагенского собора и т.д.

11. М. Феотока, ибр. соч. стр. 358, и др. решения по этому вопросу.

12. Γιαννόπουλου, Συλλογή των εγκυκλίων της Ιεράς Συνόδου τής Εκκλησία; της Ελλάδος, Αθήναι 1901, (Яннопулос. Собрание окружных посланий Священного Синода Элладской Церкви. Афины, 1901. С.. 507/8). Следует добавить, что и согласно новому Гражданскому Кодексу №1367 “брак лиц , принадлежащих к Восточной Православной Церкви не действителен без священнодействия, совершаемого священником этой Церкви. То же самое имеет силу и относительно брака христиан восточного догмата с христианами иного догмата (инославными). Согласно сему “смешанный брак православных, сходящихся с еретиками и схизматиками, является действительным, насколько и единственно таинство совершается согласно догматическому учению этой Церкви о Таинствах, то есть через священные словеса православного священника. Π. Παναγιωτάκου, αρχείον εκκλησ. και Κανον. Δικαίου 3 (1948) 74т/5 (Панайотакос П. Основы церковного и канонического права 3 (1948) 74.5).

13. Ответы Иоанна епископа Китрского против Константину Кавасиле, παρά Ρωσ. V, 403/4.

14. Ниже стр. 1025.

15. Ниже стр. 1008.

16. Ρωσ. εν. 459/476. MPG. 138,968 и далее см. выше с. 358.

17. Мф. 7, 6.

18. Выше стр. 210.

19. Выше стр. 213 и далее.

20. Мф. 12, 30.

21. Μ. Γεδεών, Καν. Διατάξεις Ι, 80-82 //Митрополит Гедеон. Канонические установления.

22. Μф. 12,30.

23. Μ. Γεδεών, Καν. Διατάξεις ΙΙ, 426-428. // Митрополит Гедеон. Канонические установления.

 

 

 

 

1 То есть в православных. «Ромейский» синонимичен «византийский»

[2] Буквально — псалмодия, псалмопение.

[3] То есть евхаристии.

[4] Речь идет о поминовении имен патриархов во время Божественной литургии.

 

[6] Буквально «лютерокальвинистах»



Подписка на новости

Последние обновления

События