Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Два гражданства и два Града

к проблеме электронного паспорта

 

       
   
 

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу; небесный – любовью к Богу, дошедший до презрения к себе.

Бл. Августин. О граде Божием. кн. 14, гл. 28

 

И потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную.

Свмч. Ириней Лионский. Против ересей, кн. 5, гл.29

 

Перед началом Великого поста Церковь Христова совершала память Преподобных отцов в подвиге просиявших, тем самым Церковь Христова литургически указала свои чадам на духовные ориентиры христианской жизни – православное монашество. В Триоди, в стихирах вечерни пятницы сырной седмицы на «Господи воззвах» мы слышим как Церковь именует преподобных отцов просиявших в монашеском подвиге «гражданами царства небесного». И вот почему. Жизнь монашества протекает в непрерывном подвиге поста, молитвы, покаяния, трезвения и внимания – это исполнение заповеди Христа «бдите и молитеся, ибо не знаете, когда наступит это время».[1] Не внешними одеждами, а своим  принципом внешней жизни и внутреннего постоянного трезвения, внимания - хранения чистоты и неоскверненности ума от всякого греховного впечатления, что собственно и составляет тропос-образ монашеского жительства, является примером для каждого христианина. Но монашество, как житие внешне отделенное от социума и чуждое его проблем внешне, на самом деле является выражением тропоса жития первохристиан. Чтобы это понять достаточно соспоставить святоотеческое учение о монашестве[2] с описанием жизни христиан 2 столетия, которое мы находим в таком раннехристианском памятнике как «Послание к Диогнету». Процитируем некоторые показательные места из этого важного источника раннехристианской письменности: «Христиане не отличаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ни чем не отличную от других». Но далее в этом послании говорится о самом важном, об образе жизни, которым все-таки христиане выделялись от римского общества распущенности, культа удовольствий и праздности. «Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, ..., они представляют удивительный образ жизни. Живут они в своём отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, а всякое отечество – чужая страна... Они живут во плоти, но живут не по плоти. находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются постановленным законам, но своею жизнью превосходят самые законы. Они любят всех и бывают преследуемы. Их не знают, но осуждают, умерщвляют их, но они животворятся: они бедны, но многих обогащают, всего лишены, и во всем изобилуют».[3]

Описывая высоту христианского образа жизни, чуждого всякого пристрастия к удовольствиям, привязанности к земному, автор послания именует христиан «гражданами небесными». Такое наименование христиан отражает ту важную особенность христианства как всецелая принадлежность Христу, которая и становится мерилом отношения христианина как члена тела Христова, то есть Церкви к земной жизни и законам государства. Но этот образ жизни христиан, их соединенность с Богом истинным, является «душой для мира», доброй закваской, сохраняющий мир от погибели в разврате. «Бессмертная душа обитает в смертном теле: так и христиане обитают, как пришельцы, в тленном мире, ожидая нетления на небесах», - читаем в послании. Однако дьявол, как ненавистник человека, противник его спасению, вооружает против христиан людей разного положения, пытается через них уничтожить Церковь. Эта ненависть порождает «тайну беззакония»[4], которая противоположна «тайне благочестия»[5]. Первая стремиться поработить человечество дьяволу, а второе, как пришествие в мир Бога Слова, соделать человека «чадом Божиим» и причастником небесного царства.

Человек становится причастником Христова царства и гражданином неба с момента принятия святого Крещения. Через него человек становится членом Богочеловеческого тела – Церкви Христовой. Однако дальнейшее гражданство в царстве Христа определяется следование Христу, через добродетельную жизнь и борьбу с пороками и страстями, привычками и греховными наклонностями. Иначе это апостол Павел называет как «жизнь по духу, а не по плоти». «Ибо живущие по плоти», хотя и крещенные, «Богу угодить не могут»[6]. «Дела плоти», перечисляемые апостолом Павлом, лишают человека небесного гражданства и делают невозможным для человека «наследовать жизнь вечную».

То есть грех, которым является не только совершенное человеком действие, но и «исходящие из сердца» злые дела и помышления приобщают человека к царству мира сего, царству и державе дьявола.

В этих двух устроениях человека, или можно сказать приобретенных навыках человека, выражаются те качества, которыми определяется его принадлежность к небесному или земному гражданству. А если говорить языком блаженного Августина – к граду Небесному или к граду земному. Эти два града, как пишет бл. Августин, в этой земной жизни переплетены между собой. «Гражданина земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать, освобождающая природу от греха; поэтому первые называются сосудами гнева Божия, а последние – сосудами милосердия».[7]

Итак, в земной жизни до времени Второго пришествия Христа сосуществуют два града и два гражданства, они пересекаются между собой и смешаны друг с другом. Но при этом Град Божий и гражданство небесное, то есть Церковь Христова, храня мир с Градом земным, и любя постоянно нападающих на него граждан земных, остается внутренне отделенным от Земного Града.

В сознании Христианства принадлежность к небесному гражданству превалировала над внешним земным гражданством, послушанию закону гражданскому. Оно осуществлялось только в рамках непротиворечивости принципам веры и образу жизни христиан. Любое прямое или косвенное участие в нечестии «граждан земли», а тем более участие в языческом культе в любой форме является для христианина грехом, отречением от Христа. Даже кидающий ладан в курильницу перед статуей бога или богини, хотя публично не отрекался от веры, но само данного рода действие в церковном сознании изначально воспринималось не как компромисс, а как измена Христу, как отречение от Христа и веры. Кстати казать такой вид отречения от Христа совершают те православные епископы и миряне, которые принимают в рамках ВСЦ участие в экуменических молитвах и церемониях. По учению апостола Павла не только участие в религиозном культе и ядение идоложертвенного является преступлением и грехом, вступлением общение с бесами[8], но также им является и служение греху и страсти. Он это называет также идолопоклонством, а значит оно есть отречение от Христа и своего «небесного гражданства». Поэтому апостола Павел и говорит, что «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым», то есть нам христианам.[9] И если христианин не кается и не исправляется, не изживает из себя порок, то он лишь внешне и формально принадлежит Церкви. И эта формальная принадлежность, как недвусмысленно доказывают факты из истории, является реальной базой и фундаментом для отпадения от Христа в условиях гонений, когда необходимо явить твердость в исповедании веры.

Как христианину следует отнестись к современному электронному паспорту? В принципе об этом существуют высказывания богопросвещенных подвижников веры, таких как старец Паисий Святогорец, архимадрит Иустин Пырву, архим. Кирилл (Павлов). Но чтобы понять пораженному рационализмом уму современного человека, что их позиция верна, что именно через них как чрез свои избранные сосуды Господь являет Свою волю и истину необходимо прибегнуть и к данным Священного Писания, и к учению Церкви, и к данным современной науки в области в передовых технологий.

Свт. Андрей Кесарийский: «Что же в точности касается числа (666) и всего о нем написанного, время откроет и опыт трезвящимся». (PG. 106,p. 340 C)

Свт. Арефа Кесарийский: «И что есть начертание, имя зверя добавляет? Двояким образом его можно узнать: или через обращение к его имени, или же  число. И число же имени зверя повсюду распространится, в купле и продаже, дабы кто не имеет его на себе, из-за нужды в необходимом скончался. Число же имени человеческого, ни тайное, ни двойственное, но число испытанное и знакомое для людей. А число сосчитанного имени шетьсот шестьдесят шесть». (PG. 106,p. 681 В)

Свт. Арефа Кесарийский: «Точность относительно числа (666), как и всего того, что о нем написано, откроет время и  опыт трезвящимся». (там же. )

Свт. Арефа Кесарийский на Откр. 14. 10: «Поклоняться же и принимать его печать означает принять власть антихриста  как за бога, и угождать ему слово и делом. А то, что это начертание на лбу и на руке, евангелист подчеркивает это потому, что лоб и рука принявших  суть орудия и действия его мысли и действия. Образом же зверя он называет нечестивый образ жизни, а вином – гнев, по сходству не в веселии, но в помрачении и помешательстве». (там же, p. 692 А)

Прп. Ефрем Сирин: «Все веровавшие зверю, приемшии печать того скверного и мерзкий образ, приступят к нему вкупе». (Цит. по М. Барсов. Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении., с. 365)

Свмч. Ириней Лионский:

«И потому в грядущем звере будет восстановление всего нечестия и всякого коварства, чтобы вся богоотступническая сила, собравшись и заключившись в нем, ввержена была в печь огненную. И кстати его имя будет иметь число 666, потому что он восстановлят в себе самом все смешение зла, бывшее перед потопом и происшедшее от ангельского отступничества». (Против ересей.. кн. 5, гл. 29)

 «Число имени зверя, сообразно с греческим счислением, по буквам, в нем содержащимся, заключает шестьсот шестьдесят шесть, то есть столько же десятков сколько сотен, и сотен столько сколько же единиц, - ибо одинаковое повторение числа «шесть» указывает на восстановление всего богоотступничества (антихриста), которое было в начале и в середине и будет в конце времен».  (Против ересей., кн. 5, гл. 30)

«Но знающие верное число, возвещенное Писанием, т.е. число 666, пусть, во-первых, допускают разделение царства между десятью, потом, во-вторых, когда эти цари будут царствовать и начнут исправлять свои дела и умножать свое царство, и неожиданно придет, присвояя себе царство и приведет в страх помянутых царей». (там же, гл. 30)

Лактанций: «Он (антихрист) положит знаки на тех, которые приблизятся к нему и будут ему верить; а кто не примет его знака, те убегут на горы, а если пойманы будут, то претерпят величайшие муки и будут преданы самым жестоким родам смерти». (М. Барсов. Указ. сочин., с. 365)

Свт. Анфим, патриарх Иерусалимский: «Зверь же будет мучить и властвовать над благочестивыми, как и до него мучители, и обманет многих не из числа благомыслящих, но из тех, кто кажется благочестивым, названных населяющих землю, то есть прилипшими к земному и тленному; вот таких он вовлечет в нечестивость те же образом, каким до него тираны отвлекали многих от благочестия, убедив их поклониться дьяволу... Тогда дьявол преподнесет благочестивым, которые его силой станут легкомысленными, обман в знамениях и чудесах... Знак на правой руке и на любу их – это число имени зверя, шестьсот шестьдесят шесть». (Ερμηνεία εις την Ιεράν Αποκάλυψσιν του αγίου ενδόξου και πανευφήμου Αποστόλου και Ευαγγελίστου Ιωάννου του Θεολόγου. Εκδ. Βασ. Ρηγόπούλου 1981)

И. Нильский: «печать, которую предтеча антихриста и сам он будет знаменовать каждого из своих последователей, будет состоять в начертании, т.е. каком-то особенном знаке, который, неизвестно каким способом, будет положен на тех, кои поклонятся человеку беззакония, и притом печать будет не одна, а трояка, и будет состоять из простого начертания какого-то знака, из начертания имени антихристова, и наконец – числа, заключающегося в этом имени – 666». (М. Барсов. Указ. сочин., с. 359).

Последний комментарий особенно важен, т.к. в нем дается более широкое разъяснение стихов книги Откровения: «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его». (Откр. 13, 16-17)

В Священном Писании и святоотеческом предании для нас тех, кто бодрствует и трезвиться ключевыми ориентира и времени и знамений последнего времени являются:

l          число 666, как символ антихриста и дьявола, символ тайны беззакония

l          его активное распространение в системе торговли в виде начертания на продуктах, на товарах потребления и т.д.

-       создание системы всемирного учета и контроля,

-        распространение нечестивого образа жизни и мыслей, чуждый христианскому благочестию,

-        легкомысленность христиан,

-        распространение системы учета, контроля, как и самого числа 666 перед явлением антихриста.

-        использование в системе учета и контроля уникальных современных технологий, наносящих начертания-метки с помощью лазера и др.

Сопоставляя все эти данные, а также данные современных тенденций и направлений в области технологий Элладская Церковь в своих официальных пастырских посланиях еще в конце 90-х годов указывала:

-         С сожалением отмечаем, что прогресс цивилизации в области применения электронных устройств связан с числом 666, которое используется как главное кодовое число в соответствующей технологии. На это число ясно указывается как на число антихриста. (Окружное послание  № 2626 от 7. 04.1997)

-          Число 666, как явствует из Апокалипсиса, - это, безусловно, число антихриста. И, следовательно не может христианин быть безразличен к тому, что это число намеренно и систематически вводится в его жизнь и, вместе с тем, в жизнь всего греческого народа... (Там же)

-          Напротив, современный прогресс информационных технологий вместе с навязыванием международной Информационной Системы делают вполне понятными и осуществимыми эти тревожные строки из Апокалипсиса Иоанна Богослова. (Послание Священного Кинота Святой Горы Афон от 24. 02. 1997)

-          Возлюбленные во Христе чада! Время, в которое мы живем, есть время падения уровня духовных ценностей и опасности искажения православного мышления. Особую тревогу вызывают события, происходящие в духовной и социальной сфере, где идея создания мирового сообщества с синкретической религией направлена к тому, чтобы исчезло всякое различие между Православием и ересями, истиной и заблуждением, здоровым и испорченным мышлением. Весь этот набор фактов, так же как и настойчивость в использовании числа 666, побуждает нас быть трезвенными, бдительными, духовно бодрствовать и иметь непоколебимую надежду на победу Христа. (Окружное послание Священного Синода Элладской Церкви. № 2641 от 9.02. 1998)

Исходя, заметим, из очень тщательного и всестороннего изучения проблематики электронного удостоверения, Священный Синод Элладской Церкви еще в 1992г. вынес вполне ясное и определенное решение: «В соответствии с вышеизложенным, священный Синод считает, что не надо содействовать введению новых электронных паспортов, ввиду столь явных и многочисленных опасностей, и высказывать пожелание, чтобы были пересмотрены соответствующие правительственные решения и отменены уже начатые мероприятия...»

Вполне ясная и однозначная позиция Священного Синода Элладской Церкви остановила процесс уже казалось бы начатый.

В отличие от РПЦ МП, Элладская Церковь более правильно, с позиции соборного разума подошла к проблеме электронного паспорта и сегодня, создав трехстороннюю  Комиссию при Священным Синоде по проблеме «Карты Гражданина», которая является полностью идентичной нашему электронному паспорту. При этом Священный Синод не побоялся в своём Заявлении указать еще раз на очередные принципиальные положения, которые не могут быть обойдены молчанием:

-         В электронном паспорте не должно быть числа 666 в явном , нив скрытом виде,

-          не должно быть ущемление свободы и прав человека.

 

Интересным и показательным является то, что правительство Греции у которой Священный Синод затребовал всю техническую документацию по электронному паспорту еще в ноябре месяце, до сих пор ее не предоставило. И это потому, что электронный паспорт по своим параметрам и данным нарушает все два указанных пункта. (См. речь архимандрита Саранти Саранту на митинге протеста против введения Карты Гражданина 6 февраля 2011г. )

Микрочип, который включает в себя электронный паспорт, является главным носителем информации о владельце паспорта, средством через которое осуществляется сбор данных о человеке, слежка за человеком и воздействие на человека. И главным кодовым числом в этих системах считывания информации, хотим ли мы или нет, является число 666. Именно поэтому в своём заявлении Синод Элладской Православной Церкви акцентировал свое внимание на числе 666, которое не должно ни в каком виде присутствовать в паспорте. А это невозможно в силу принятых международных стандартов. (Смотрите Постановление митинга протеста против Карты гражданина. от 6.02. 2011г. в Афинах)

Некоторые пастыри, и даже архипастыри, нашей Церкви даже и теперь, когда мы подошли к самому последнему рубежу перед нанесением начертания  на руку или лоб, вживления микрочипа, уверенно заявляют от своего ума, что

-         В этом нет ничего страшного,

-         Отказ о электронного паспорта и такое восприятие паспорта противоречит Откровению Иоанна Богослова.

При внимательном отношении ко всему святоотеческому преданию, Священному Писанию и при сопоставлению события нашего времени, мы вправе говорить о паспорте как явлении именно апокалипсическом. Эта касалось всех звеньев электронной системы учета и контроля, как связанных самым непосредственным образом с универсальной технотронной тиранией и числом 666. Собственно говоря и все цифровые идентификаторы, связанные с кодовым числом 666 не являются номерами документов, а новым именем человека в информационной системе учета и контроля., именем, которое назначается дьяволом.

Да, электронный паспорт не является самим начертанием в апокалипсическом смысле, но только как еще не наносимый на тело человека. Но и ни в чем более. Мы еще раз укажем некоторые положения, ссылаясь на речь авторитетного пастыря Элладской Церкви архимандрита Саранти Саранту, которые трезвомыслящего человека заставляют воспринимать электронную карту как явление Апокалипсиса, как знамение времени, как деяние богопротивное:

-          Карта гражданина (электронный паспорт) не будет какие-то простым используемым числом, поскольку имеющийся в нем микрочип обеспечивает доступ ко всем видам общественной деятельности человека.

-         Без карты гражданина никто не сможет производить торговые сделки, поэтому становится более чем явным и очевидным сходство последствия от принятия такой карты с тем, что нам говорится в Апокалипсисе в 1 главе, 17 стихе и о тех, которые отвергнут печать.

-         Мы не противники технологий, но мы противники системы электронного управления, которое вводит государство в антихристово всемирное электронное государство.

-         Всемирное правительство хочет уничтожить человеческую личность как образ Божий, вводя ее во всемирное государство-тюрьму.

 

 В святоотеческом богословии грех это не только совершаемое действие, а страсть, борьба, пленение грехом в уме и сердце, и даже рассматривание греха, сосложение с ним в уме. Паспорт в системе аскетического восприятия греха является последним состоянием перед непосредственным совершением самого действия  - страстью или пленением грехом. «Страсть, заключает прп. Иоанн Лествичник, - без сомнения, подлежит во всех или соразмерному покаянию, или будущей муке».[10]

Принятие электронного паспорта – это уже результат совершившегося «поклонения образу зверя» внутри человеческого сердца, которое всецело обращено только к благам земной жизни и поэтому не любит Христа. Такой шаг может окончательно помрачить человечески разум, погрузить в состояние духовного нечувствия, сделать человека одержимым.

В принципе это говорит и старец Паисий Святогорец:

-        Церковь должна занять правильную позицию, она должна говорить, объяснять верующим, чтобы те поняли, что принятие ими нового удостоверения будет падением.

-        Те, в ком не будет доброго расположения, не получат просвещения от Бога и прельстятся в годы апостасии.

-        У слова «тавтотита» буквальный смысл, то есть человек отождествляется с тем, что он декларирует. Они, значит, подсовывают дьявола, а я расписываюсь в том, что я его принимаю? Да как же я пойду на это?.

-         Новое удостоверение – это не печать. Это введение печати.

-         Большинство людей примет удостоверение с числом зверя. Те, кто захочет спокойствия и комфорта, примут новые удостоверения...

-         И одновременно Церковь должна добиться от государства того, чтобы новое удостоверение личности, по крайней мере, не было обязательным.

Нам, сегодня, верующим важно прислушаться к словам одного из игуменов греческих монастырей, ученика старца Паисия: «Невозможно быть истине в двух диаметрально противоположных взглядах, поскольку Святой Дух, который ведет Церковь «во всякой истине» один и соединяет. Невозможно утверждать в отношении карт то одно, то другое. Существует объективная истина, которой мы можем достичь при нашем благом произволении, но и при просвещении от Бога».[11]

-         А это значит, что мы при сложившейся непростой и противоречивой обстановке в нашей Русской Церкви ради спасения своих душ не имеем право принимать легкомысленную и безразличную позицию многих архиереев, пастырей, которые, не вникая и не желая вникать в суть проблемы, и не вопрошая Бога, слепо толкают народ на путь отступления, погибели и преступления против веры.

-         Священному Синоду РПЦ и Его Святейшеству, Святейшему патриарху Кириллу в такой ситуации важно об этой проблеме правильно информировать весь благочестивый народ о происходящем, а не убаюкивать его, занять четкую отрицательную позицию в отношении электронного паспорта как и Элладская Церковь и ясно выразить правительству РФ свое полное несогласие с введением этого сатанинского паспорта . Необходимо настаивать на том, чтобы правительство РФ отменило закон о введении электронного паспорта , наложило на него вето.

-         Сегодня важно понять, что принятие электронного паспорта сделает необратимой ситуацию и процесс по обязательному внедрению микрочипов в тело человека, то есть введение начертания антихриста. Не противостоять и не противодействовать сегодня – это серьезное преступление, потворство откровенному злу.

Электронный паспорт, его принятие с точки зрения христианской веры, и нам это очень важно осознать и понять, необходимо рассматривать как знак и символ принадлежности к гражданству «царства зверя и антихриста». То есть и принятие такого паспорта - это поклонение антихристу и дьяволу, то есть является грехом и преступлением. Этот шаг полностью духовно ослабит человека и отдаст его под власть дьявола, так что совершившие это беспрепятственно примут и само начертание на руку и лоб.

 

© А.К. кандидат богословских наук,  специально для «Православного Апологета»

       
   

 

 

 

 



[1]    Мк. 13, 33

[2]    Наиболее полное резюме святоотеческого учения о монашестве и описание его образа жития и подвига мы находим прежде всего у прп. Иоанна Лествичника в его знаменитой Лествице. Слова 1:4, 10, 27; 23:22-27 «монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств...»1, 4

[3]    Послание к Диогнету, 5. Св. Иустин мученик и творения. М. 1995, с. 376-377

[4]    2 Фесс. 2, 7 тайна беззакония уже в действии – ее символ число антихриста 666

[5]    1 Тим.3, 16 великая тайна благочестия – Бог явился во плоти. Ее символ – Крест Христов

[6]    Гал. 5, 19-21

[7]    Блаженный Августин. О граде Божием., кн. 15, гл. 2.с. 708

[8]    1 Кор. 10, 20-21. Но Я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не ожете пить чашу Господню и чашу бесовскую, не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

[9]    Ефес. 5, 3

[10]  Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Слово 15: 73

[11]          ΤΕΛΙΚΑ, ΘΑ ΚΑΝΟΥΜΑΙ ΔΙΑΛΟΔΟ ΓΙΑ ΤΗΝ ΚΑΡΤΑ ΤΟΥ ΠΟΛΙΤΗ; Αρχιμ. Παϊσιος Παπαδόπουλος, Ι. Μονή Αγ. Γρηγορίου Παλαμά Δήμου Φιλώτα (Φλώρινας))



Подписка на новости

Последние обновления

События