Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Введение Богоматери во Храм и Божественная литургия

Τά Εἰσόδια τῆς Θεοτόκου καί ἡ Θεία Λειτουργία 

 

митрополит Гортинский Иеремия

Μητροπολίτης Γόρτυνος Ἰερεμίας

 

 

 

1.Завтра, мои братья христиане, наша святая Церковь будет совершать праздник, богородичный праздник. Мы, впрочем, уже говорили, что праздники Богоматери наполнены светом, потому что так это и должно быть. Пресвятая Дева является нашей Матерью, точно также, когда в доме празднуют праздник наших мам, он носит особую радость, точно также когда и Церковь празднует праздник нашей Матери, Пресвятой Девы, мы христиане, Ее чада, испытываем великую радость.

Завтра, братья христиане, мы празднуем Вход Богоматери нашей во Храм, когда она была еще в возрасте трех лет. Это, несомненно, великое событие, о котором не упоминается в Евангелии, однако не только Евангелия составляют всю нашу веру.

Источником нашей веры в основном является Священное Предание, а Евангелия являются только частью Священного Предания, его записанной частью. Итак, Евангелия нам ничего не говорят о празднике Входа во Храм нашей Богоматери, но мы узнаем о нем из Священного Предания. Многие Святые Отцы, а особенности великий богослов свт. Григорий Палама1, произносили беседы на праздник Входа во Храм нашей Пречистой Девы. И наша Церковь необыкновенными и изумительными песнопениями просвещенных гомнографов надлежащим образом воспевает этот праздник.

2.Предметом внимания этого праздника является вхождение Пресвятой Девы во Храм. Итак, те, которые имеют желание встретиться с Богоматерью — и все кто этого желают — должны пойти в Храм, потому что там, в Храме с момента своего вхождения в него обитает Богоматерь. И теперь Храм необходимо нам осознавать как любимое и желанное место, потому что Он приял в свои чертоги Пресвятую Деву. И если вы войдете в какую-либо церковь, маленькую, или большую, то вы увидите в левой части иконостаса внушающую почтение Ее икону. А в алтарной конхе у нас находится весьма выразительная Ее икона с простертыми руками, как мы ее называем — Платитера (У нас как Знамение. Дословно- Ширшая небес).

Здесь, в Храме, Богоматерь воспевается особо. Но и каноны всем святым, как бы то ни было, содержат в себе один тропарь Богоматери, который мы называем Богородичен.

3. Здесь, в храме, мы совершаем Божественную литургию, которая является горним, свышним, совершающимся долу на земле священнодействием, но также и горе, на небе. И то, что мы переживаем, мои братья, во время Божественной литургии это имеет параллель с праздником Входа Богоматери во Храм.

 

а)Введение Богоматери во Храм мы будем праздновать завтра, но и то, что мы переживаем за Божественной литургией непосредственно связано с двумя Входами, Малым и Великим входом.

Малый вход происходит, когда священник берет Евангелие со святого престола и выходит к верующим в центр храма, что означает нисхождение Христа вниз в этот мир. Тогда, в древности верующие входили в Храм, то есть совершался вход верных в Храм, событие, которое предизображалось Вхождением Богоматери во Храм.

б) Что же делала Богоматерь во Храме? Там, во Храме, Богоматерь каждую субботу слушала чтения Пророков из Ветхого Завета, которые говорили о грехе в мире и о пришествии Мессии для того, чтобы искупить и избавить людей от греха. И Богоматерь молилась в Храме, во Святая Святых, где Она пребывала. Она молилась, говорю, о нашем спасении, о пришествии дней явления Искупителя.

Это отмечает изумительный богородичен, который говорит: «Тя, бывшую посредницей спасения рода нашего, воспеваем Дево»!

Но и мы, здесь в Храме, при нашем вхождении в него для того, чтобы совершить Божественную литургию, слушаем чтения из Священного Писания. Мы слушаем слова Пророков, которых слушала Богоматерь, но даже более того, мы слушаем это и принимаем то о чем молилась Пресвятая Дева. Мы слушаем учение Мессии, воплотившего от Нее Сына Божия, Спасителя нашего.

в) Чем же питалась Богоматерь, когда Она пребывала во Храме? Она питалась некой Божественной пищей, и мы не знаем какой она была, точно также как мы не знаем в точности какова была пища Израильского народа в пустыне. Даже и сами израильтяне не знали, что это была за пища, которая им подавалась. Поэтому они и назвали ее «манна», слово, которое означает «что это такое?» «Что же это»?

Мы знаем, что это ! «Манна», которую ели Израильтяне предизображала нашу собственную Пищу, Божественное Причастие! Итак, Пресвятая Дева во Храме имела божественную Пищу. И мы за Божественной Литургией, дорогие мои, не просто молимся, но вкушаем и пьем Божественную Пищу и Божественное Питие. «Приимите, ядите», нам говорит священник и «Пийте от нея вси». Мы ядим тело Христово и пием Кровь Христову!

Но в данном случае я дерзаю задать вопрос: «Христе, о Христе, когда Ты оказался в теле и когда Ты оказался в крови, так что мы причащаемся? Ты Бог, а Бог не имеет плоти и крови». Когда же, мои братья христиане, Христос оказался в теле и крови?

Их Ему дала Богоматерь! От Нее Он воплотился. Поэтому и Пресвятая Дева в наших богослужебных книгах именуется «раздаятель-подательница божественного Тела»!!!2

Когда же вас причащает священник, то вам следует понять, что вас угощает Телом и Кровью Христа Сама Богоматерь. «Она является подателем Божественной Плоти»! Она дала Сыну Божию человеческую природу, Который воплотился в Ее святейшей утробе.

4. В завершении скажу, что Божественная литургия самым тесным образом связана с Богоматерью, поэтому то мы Ей преподносим Божественную литургию. Да, как говорит священник в соответствующей молитве, Божественная литургия приносится за «праотцов, отцов, патриархов, пророков, Апостолов, проповедников, евангелистов, мучеников, исповедников, воздержников» и о «всяком дусе в вере скончавшемся», но «изрядно», то есть в особенности за «Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную, госпожу нашу Богородицу и приснодеву Марию»!

Да подаст нам Госпожа Богородица Свое благословение и по Ее молитве да возлюбим Господа нашего Иисуса Христа и Его святое слово, дабы его осуществлять в нашей жизни.

 

Со множеством молитвенных пожеланий

+ митрополит Гортинский и Мегалополисский Иеремия

  •  

© перевод «Православного Апологета» 2012г.

1У свт. Григория Паламы две гомилии на Ведение во Храм Богоматери.

2 ἑστιάτωρ τῆς θείας Σαρκός

 



Подписка на новости

Последние обновления

События