Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Почитание Богородицы

профессор Георгий Мандзаридис

Дева Мария – Матерь нового творения

pa15

 

Создателем нового творения является Христос. Богородица, будучи Матерью Христа, становится Матерью всего творения. От Нее рождается обновленный человек – новый Адам. В Ее лице заключено возрождение всего творения. Природа, подчиненная тленности, получает свободу. Время, отсчитывающее дни нашего отчуждения и погибели, начинает определять наше спасение и совершенствование. Так зарождается в нынешнем веке новое творение, чтобы продолжить свое существование в веке будущем.

Новое творение представляет собой не только дар благодати Божьей, но, в том числе, и плод трудов человека. Без Божественной благодати обновление мира невозможно. Но без участия человека эта благодать остается тщетной. Это касается как каждой отдельной личности, так и всей человеческой истории в целом.

Но человеческие усилия не усиливают действие Божественной благодати. Богне бессилен, чтобы нуждаться в человеческой помощи. Он не навязывает человеку свою волю, так как уважает его свободу. Однако для обновления мира – восстановления творения, разрушенного грехом, – необходимо человеческое участие. Это, с одной стороны, оставляет человека человеком, с другой – делает его сыном Божьим.

Участие человека заключает в себе его согласие с Богом. Это одновременно и пассивное, и активное действие, требующее усердия для удаления всех преград, мешающих Божественной благодати явиться в человеческом бытии.

Эти преграды были созданы грехопадением, которое, в свою очередь, было вызвано непослушанием Божественной воле. Это отдалило человека от Бога и лишило его благодати.

Непослушание может объясняться тем, что оно, как кажется на первый взгляд, есть проявление свободы. Однако, в действительности, это плод рабства, результат подчинения человека воле дьявола. Ева, послушавшая совет дьявола и согласившаяся с ним, вместе с Адамом была обречена на тление и смерть. А вслед за ними бренности подверглось и все творение. Человек проявил свою свободу, добровольно последовав совету дьявола. Преступление заповеди Бога явилось последствием этого сознательного подчинения дьяволу.

Однако человек не является свободным в полном смысле этого слова. Он – заложник своего бытия, и его свобода относительна. Ее ограничивает добровольная зависимость. Человек, будучи созданным по образу и подобию Божьему, естественным образом зависим от Бога. Принятие советов лукавого может быть сочтено освобождением от Бога. Однако это лишь иная, не свойственная человеческой природе зависимость, делающая человека рабом греха. В такой ситуации зло начинает казаться естественным, а отчуждение, ведущее к тлению и смерти, считается лишь логичным завершением человеческой жизни.

Богородица же, всецело посвящая себя Богу, оставляет грех, отчуждение и возвращается к добродетели, как естественному человеческому состоянию. Как отмечает святой Николая Кавасила, в то время как после грехопадения над человеческим родом господствовал грех и зло представлялось нормальным проявлением человека, Богородица противостояла злу и сохранила незапятнанной ту красоту, которую даровал нам Бог.

Характерно то, что практически все чудеса, произошедшие в истории богоизбранного народа, предваряющие пришествие Христа, Церковь расценивает как прообразы Богоматери: Неопалимая купина, переход через Красное море, огненный столп, сопровождавший Израиль в пустыне, расцветший жезл Аарона. Во всех этих событиях, как и в лице Богоматери, оказываются побежденными естественные законы природы. Таким образом, Богородица воплощает освобождение от подчинения природе. В Ее лице подводится итог всей предшествующей истории человеческого спасения, Ее пришествие в храм и вступление в вечность становятся таинством. Богородица, по словам святого Григория Паламы, «причина до Нее существующих, заступница живущих после Нее и покровительница вечности». Ее присутствие становится радостью для всего творения: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».

Богородица – человек, рожденный людьми и причастный всему, что характерно для человеческого рода. Однако Она не поддалась злу, господствующему в человеческой жизни. Она победила грех и положила конец лукавству. Эта победа была осуществлена посредством совершенного смирения, абсолютной любви, являющихся плодами истинной чистоты.

Богоматерь не просто дева, а Дева с большой буквы. Приснодева. Святой Григорий Нисский в лице каждой девы видит конец господству греха и смерти. И действительно, смерть, дарованная в наследство родоначальником его потомкам, всякий раз завершается в чистом и невинном теле. Оно становится, таким образом, концом преемственности смерти, начавшейся от первого человека. Христос, Сын Богоматери, не имеющий естественных предков, становится новым творением.

Девственность как биологическое состояние не имеет никакого теологического или сотериологического значения. Однако чистота Богоматери – не просто биологическая, но абсолютная, духовная и телесная. Это состояние всецелого посвящения себя Богу. Такова ее сущность. Дева Мария не имела ничего своего. Она не могла придать себя никому и ничему, кроме как полностью отдать себя Богу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Это и есть истинная чистота. В ином случае она не имеет никакой ценности. Ева, приведшая мир к падению, также была девой. Будучи девой, она приняла совет лукавого, породив ослушание и смерть. Богородица же своим абсолютным доверием и послушанием Богу родила Христа и принесла в мир спасение и обновление.

Новое творение, которое Богородица привела в мир, создается посредством совпадения противоположностей. Все, что ранее происходило как вмешательство Бога в ход истории, иными словами, как чудо, в лице Богородицы становится новым творением. Девство оказывается сопряженным с материнством. Конец преемственности смерти совпадает с первыми проявлениями жизни. «Она – и Дева, и Матерь, обновляющая природу соединением противоположностей, даже таких, как девство и рождение».

Этим сочетанием противоположностей достигает вершины человеческое участие в деле спасения. Чистота как всецелое придание себя Богу, как совершенная в миру смерть, сопровождается полной отдачей Бога человеку в Его святом вочеловечении. Так Богородица становится началом нового творения и руководителем духовного совершенствования. «Она – святое начало, приносящее Бога людям». Богоматерь первая удостаивается полноты Божественной благодати и делает ее доступной для каждого по мере его чистоты. Удивительное описание личности и жизни Богородицы как образца духовного совершенства представил в своей речи на празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы святой Григорий Палама.

Богородица стоит выше Ангельских Сил. Она – «честнейшая Херувим и славнейшая, без сравнения, Серафим». Величие, которого человеческая природа достигает в лице Богородицы, превосходит величие всего творения. Это объясняет похвалу, которую мы встречаем в одном из канонов Богородичника, где Богоматерь именуется Богом после Бога. К этому величию Богоматери приобщается каждый человек, живущий по Ее примеру.

Величие человека зиждется на его сотворении по образу и подобию Божьему. Величие того, кто очернил этот «образ и подобие», достигается путем признания и прочувствования своей низости. Эта ничтожность заключается не только в пренебрежении обязанностями перед Богом. Она существует и тогда, когда человек полностью принимает Божественную волю: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). Богородица же не просто соблюдала закон Божий, но и делала Его волю Своей собственной: «Се раба Господня, будет Мне по слову Твоему». Эти слова, как пишет святой Николай Кавасила, сделали землю Небом, освободили пленников ада, сделали людей небесными жителями, объединили людей с Ангелами.

Когда некая женщина, слушавшая Христа, восхвалила Богоматерь, родившую и вскормившую Его, Он ответил: «Блаженны слышавшие слово Божие, и хранящие его». То есть, помимо Богоматери, родившей Бога Слово, каждый человек, слушающий Его слова и воплощающий их в своей жизни, приобщается этой благости, так как в какой-то мере встает на место Богородицы. «Вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь” (Мк. 3: 34–35). Как отмечает святой Максим ИсповедникБог Слово, Который сразу родился во плоти, в духе рождается непрестанно через человеколюбие к тем, кто в Нем нуждается. Находясь внутри них младенцем, Он постепенно формируется посредством добродетелей. И является человеку в той мере, в какой он способен Его воспринять.

Материнство – это отнюдь не абстрактная идея, но личностное отношение. Это особенные узы, уникальным образом соединяющие мать с ребенком, ребенка с матерью. Христос – истинный человек, родившийся от Девы Марии. Дева Мария, в свою очередь, – истинная Богородица, родившая Богочеловека Христа. В этих отношениях, которые церковь изображает на иконах Богоматерь с Младенцем, Млекопитательница, Сладкое Лобзание, заключено все таинство спасения и обновления мира во Христе, новое творение. Эти узы обнаруживают характер общения человека с Богом в новом творении.

Во все времена и, в особенности, в наши дни, мы имеем тенденцию к обобщению и массовости. Мы видим мир безликим и игнорируем наших ближних, тем самым пренебрегая личностью и ее свободой. Вся наша техногенная культура – это апофеоз массовости и, как следствие, несвободы. Человеческие отношения становятся безличными и механическими. Более того, мы строим отношения не с личностями, а с личностями-машинами. Самыми близкими друзьями детей нынешнего поколения все чаще оказываются компьютеры. Они отдают им часть своей жизни, взамен обретая «механизацию» собственной личности.

Духовное рождение в человеческом сердце Христа показывает, какие взаимоотношения человек имеет с Ним. Лишь тот, кто принимает Христа в свое сердце и претворяет Его в жизнь, имеет истинные, свободные, личные отношения с Ним. Высшую форму этих отношений мы видим у Богородицы, Матери Христа и нового творения. Любые другие взаимоотношения с Христом, находящиеся на безличном или идеалистическом уровне, оказываются за пределами нового творения. Это отношения юридические, но никак не христианские и церковные.

Добровольным послушанием и отречением от своего «я» в пользу воли Бога человек как уникальная и неповторимая личность становится частью нового творения. Он начинает жить как член Церкви, являющей собой Тело Христа, Сына Девы Марии. Православная Церковь помимо Тела Христа не выделяет иного мистического тела, которое могло бы воплощать в себе Церковь. Тело Христа едино и неделимо. Это Тело, рожденное Девой Марией, распятое, воскресшее, севшее одесную Отца. Этого Тела причащаются верующие на таинстве Святой Евхаристии. Это Тело создает новое творение. Это земля живых, явившая в мире вместилище невместимого, Деву Марию, Матерь нового творения.

 

Источник: Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Слово на Рождество Богородицы

ΕΙΣ ΤΟ ΓΕΝΕΣΙΟΝ ΤΗΣ ΚΥΡΙΑΣ ΘΕΟΤΟΚΟΥ

Архимандрита Георгия (+2015) ,

 проигумена священной обители прп. Григория,

 Святая Гора Афон

Γέροντας Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου († 2014)

Сегодня наша Церковь празднует всемирную радость Рождения Госпожи Богородицы. И где-то в одном из прекрасных тропарей  праздника, Ее называют «корнем рода нашего»(ρίζα τοῦ γένους μν)[1]. По сути своей наша Пресвятая Дева является  новым корнем, который в  некоем  бесплодном мире, в некоем лишенном всякого плода мире, в некоем духовно мертвом мире смог нам принести цвет жизни, Христа Спасителя. Без этого нового корня человечество не смогло бы иметь сладчайший плод, Христа Спасителя. Поэтому то Ее Рождество, как начало пересоздания человеческого рода, является причиной всемирной радости.

Для того, чтобы явилась эта радость, необходимо было бы, и, полагаю, мы не ошибемся в этом, чтобы возсияли  две простые и смиренные души. Святой Иоаким и святая Анна.   Они таинственно в своем сердце служили Богу. Они возложили свою боль, порожденну. их безчадием, со всем доверием и молитвой, на Бога. Из этого служения Богу, из этого питания доверия Богу, вручения своей жизни Богу, чистоты их сердца, их простоты и их смирения, свершилось великое таинство.  Из прежде бесплодных родителей должно было явиться разрешение человеческого бесплодия. «Бог, идеже хощет, побеждается естества чин». Ни философы, ни политики, ни иные видные и знаменитые личности человеческого рода не могли разрешить бесплодия человеческой природы.

Две сцены благовестия Иоакиму и Анне

И кто-либо размыслит: какие-же великие дела могут происходить с простыми и смиренными людьми. Мир их не оценил, поскольку он не обладает такими критериями, чтобы оценивать такие виды духовных подвигов. Очень часто он их игнорирует или же презирает. Однако тогда только, когда души вручают себя Богу, когда они освящаются, когда они очищаются, молятся и живут ради Бога, только тогда Бог может благодаря этим простым и смиренным душам свершать нечто великое  для всего мира, как это случилось и с Иоакимом и Анной.  Святой Иоаким и святая Анна не знали, каков будет плод их смирения,  их святого супружества, их непорочного брака, их послушания Богу, их стремления и их веры в Бога. Однако же в таких случаях Бог творит великие деяния, как я сказал, для всего мира.     

Сегодня мы ублажаем святого Иоакима и святую Анну и приносим им свою признательность, поскольку их благочестный брак, их брак в молитве и в непорочности и святости,  стал причиной пришествия в мир цвета девства, Госпожи Богородицы, матери Искупителя.

И мы таинственно, сердечно, молитвенно, свершая служение, становимся соучастниками в этой всемирной радости.  Мы поклоняемся, как говорят писания нашей Церкви, пеленам которыми была повита во время своего рождения Госпожа Богородица. Ее благодарим, поскольку Она в своей материнской утробе даровала жизнь Богу. И посему Она с младенческих и ранних лет жизни Себя всецело принесла Богу. И тем самым Она стала продолжением святости святого Иоакима и святой Анны, Ее богодухновенных и боговещанных родителей, и Она стала тем «богопрозябенным плодом»(θεόβλαστος καρπός)[2]девства, Материю Искупителя. 

И сегодня, в день Ее святого Рождества, мы Ее умоляем, как Ту, Которая разрешила бесчадие[3] человеческого рода, дабы Она оказала помощь и нам в том, чтобы нам преодолеть бесчадие греха. Поскольку по своей сути человечество было бесчадно. Оно произвело множество детей по природе, но только одно дитя, которое необходимо было породить людям, человечество не могло его родить. Бога никто не мог родить. А посему, пусть даже мир породил множество детей, они были духовно бесплодны, наша  Пресвятая Дева разрешила бесчадие человеческого рода и родила Сына Божия. Итак, поскольку Она родила Сына Божия, точно также и Ее молитва и благословение удостаивает нас чести, тех, которые следуют по Ее стопам и по стопам Ее Единородного Сына, дабы нам преодолеть бесчадие греха,  бесплодие человеческой природы вне Святого Духа. И дабы Она соделала нашу природу плодоносимой по благодати Святого Духа, способной порождать святые добродетели и дабы наше естество было бы плодносимым и духовным.  И да удостоится наше естество той славы, какую ей даровал Бог при творении. Поскольку Бог не сотворил человека для того, чтобы он был смертным и бесплодным и бездетным, но создал его живым и плодоносным и способным творить. Дабы он творил святость и родил  себя самого для Христа. Каждый человек является Христоносцем, как и Госпожа Богородица, Которая стала первым Христоносным человеком, когда Он явился на земле.

Итак, молитвами Ее и нашим собственным подвигом да последуем стопам Ее, и да будет Она нашей надеждой в том, если мы ведем жизнь в подвиге, чтобы не оставаться нам бесплодными и бездетными.

 

Источник:   Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους,  Α΄έκδοσις 2015, σελ. 165-169

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.

Архимандрит Василиос Бакуяннис

Благовещение (Луки 1, 26-33)

 Archimandrite Vasileios Bakoyannis

The Annunciation (Luke 1, 26-33)

 

Прошло около шести месяцев с того времени, когда Мария переехала жить в Назарет, в дом праведного Иосифа. Как оказалось, что за это время завеса в Иерусалимском храме износилась и нуждалась в обновлении. Этот священный предмет не мог быть сделан нечистыми руками. Он должен был сделан чистыми и непорочными руками.

Первосвященник Захария отдал повеление привести непорочных дев из дома Давидова. Он также сделал отдельное распоряжение,  чтобы Дева Мария была приведена из Назарета. Были собраны семь девственниц. Были брошены жребии. И жребий пал на Марию.

Марии дали необходимые материалы: золото, асбест, лен, шелк, гиацинт, красные и пурпурные красители [ср. 2 Пар. 3, 14], а затем она вернулась домой в Назарет, чтобы соткать ткань для храмовой завесы.

Это произошло 25 марта. После полудня после субботы. Дева отвлеклась на мгновение от своего священного дела. Согласно Протоевангелию, она взяла глиняный сосуд, чтобы пойти за водой из источника. Выходя из дома, она услышала голос, говорящий: «Радуйся, благодатная »[Или« Господь с тобою». В греческом нет глагола]. Это был архангел Гавриил.

Он назвал ее «исполненной благодати». Кто этот архангел, который «зажал бы нос» при простом намеке на неуместную мысль. Только подумайте, что это значит с точки зрения степени ее святости.

Великий Гавриил продолжал восхвалять: «Ты единственная женщина, получившая такое благословение от Господа. «Блаженна ты в женах [Или, еще раз:« Блаженна ты… »] (Луки 1, 26).

Это были бы для любой женщины весьма лестные слова. Следует отметить, что они не были произнесены архангелом неискренне; они исходили из сердца. Кроме того, его лицо сияло от радости от встречи с такой женщиной на земле. Мария видела это. И не прельстилась ими. Ни после также. Напротив, ей было не по себе. «Она была очень обеспокоена его речью» («смутися о словеси его»Луки 1, 28).

Она поставила кувшин и вошла в «шатер» Иосифа, то есть в дом. Она села на свое место и продолжила плести ткань для покрова (как это изображено на иконе Благовещения). «Она обдумывала, что это за приветствие» ( «помышляше, каково будет целование сие»Луки 1, 29-30). Она подумала: «Может быть, лукавый устроил мне ловушку, и я упаду, как и наша первая мать, Ева».  А ей было в то время всего лишь пятнадцать лет! Это был решающий момент. Архангел пытался ее успокоить:

«Не бойся, Мария, потому что ты снискала благосклонность Бога. И вот, ты зачнешь во чреве твоем и родишь сына, и назовешь его именем Иисус. Он будет великим и будет называться Сыном Всевышнего; и Господь Бог даст ему престол Давида, отца его »(Луки 1: 30-32).

 

Дева спросила, как это должно было произойти, ведь она не знала мужа, то есть у нее не было супружеских отношений. По словам святого Иоанна Златоуста, архангел ответил: «Но именно поэтому это и произойдет, потому что ты не знаешь мужа. Если бы имели мужа, то ты бы не смогли служить этой цели. Именно то, во что ты не можешь поверить, - вот причина, по которой ты должна в это верить ».

Это естественно, что Богородица не доверяет. Однако была причина, по которой она сомневалась. По словам святого Григория Паламы, она хотела быть абсолютно уверенной в том, что ее не обманули.

Архангел Гавриил дает подробное разъяснение, как сему подобает случиться.

«Дух Святой сойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Луки 1:33). «Не бойся. Твоя девственность будет сохранена. Сила Божья осенит Тебя, Святой Дух сойдет на Тебя, и Ты родишь без мужа».

Затем Мария поняла, что во в этом была воля Божия. Но она также считала, что в духовном плане она была самой бедной из женщин. Так что то, что ей было сказано архангелом Гавриилом, было полной противоположностью ее собственному образу мыслей, ее собственным пожеланиям, ее собственным силам. Несмотря на это, она не возражала. Она подчинила свою волю воле Божией.

 

https://pemptousia.com/2021/03/the-annunciation-luke-1-26-33/

©перевод интернет-содружества «Православный Апологет»2021г.

Старец Ефрем Филофейский(†)                     

Преставление Богоматери

Η μετάσταση της Θεοτόκου

Γέροντας Εφραίμ Φιλοθεΐτης (†)

 

Панегирик на Успение Богородицы – Покровский храм в г.Долгопрудном

В праздник Успения Пресвятой Богородицы воздается почтение самому святому человеку, святейшей женщине, нашей Пресвятой Дева. Наша Пресвятая Дева осталась нетленной при жизни, она осталась нетленной и во время смерти. Рождение Ее сына не нарушило Ее девственности, грех не погубил ее душу. Ее смерть не разрушила Ее тело.

 

Как тело Христа осталось нетленным после смерти креста, так и тело нашей Богородицы осталось нетленным. Она умерла, но пребыла нетленной.

Если в Православной Церкви есть нетленные тела святых, которым мы поклоняемся, то насколько естественнее было остаться нетленными и богоносной скинии Матери нашего Господа и Бога? И разве ему более возможно было оставаться на земле? Нет. Оно было перенесено на Небеса.

Наша Пресвятая Дева во время своего Входа в храм Соломона вошла во Святая Святых, в то время как через Свое Успение Она вошла Своей кристально чистой , прекрасно душой Своей в и вместе со стоим  достославным и нетленным телом во Святая Святых Небес

Если для других смерть – это истление тела, для Богородицы она была живоносной. Конечно, произойдет преображение всех верующих во время всеобщего воскресения, но в Богоматери это преображение произошло через три дня после Ее погребения. То есть Ее исход ко Господу - это начало второго существования вечного как по душе, так и по телу. Смерть не могла удержать «всего Бога единым».

Успение Пресвятой Богородицы: «в Гефсимании похороните тело мое» |  Милосердие.ru

 

Если для земного пути Иисуса Христа Предтечи был Иоанн Креститель, то для небесного пути Девы Марии Предтечей был Христос. Христос перворожденный из мертвых, взошел на небо и приготовил путь, чтобы по нему верные восходили на небеса.. Апостол Павел говорит: «куда Предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседекову» (Евр. 6:20).

Как Ангелы были удивлены Вознесением нашего Христа, потому что они видели как восходит на небеса Бог и человек, соединенные вместе в единой испостаси Богочеловека, в то время как для вочеловечения сошел на землю только Бог, - так теперь они удивляются прехождению на небо Богородицы. До сих пор они привыкли принимать только души спасенных и искупленных святых. Но теперь, при Успении, они тоже принимают и тело. Это пречистое пренепорочное тело Богородицы, которое «гроб и умерщвление не удержаста».

Иерусалим, Гефсимания, Гроб Пресвятой Богородицы

 

 

Источник: книга Γέροντος Εφραίμ Προηγουμένου Ι.Μ. Φιλοθέου, Η τέχνη της σωτηρίας. Έκδ. Ι.Μ. Φιλοθέου, Άγιον Όρος 2005. Ομιλία ΚΘ’, Η Πλατυτέρα των Ουρανών, σελ. 444 (αποσπάσματα).

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2021г.

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

«Се́й де́нь Госпо́день, ра́дуйтеся, лю́діе: се́ бо Свѣ́та черто́гъ и кни́га Сло́ва Живо́тнаго изъ утро́бы произы́де».

 

Архим Павел Димитракопуло Храм Святого Креста Пирейского

 

«Αύτη ημέρα Κυρίου, αγαλλιάσθε λαοί. Ιδού γαρ του φωτός ο νυμφών και η βίβλος του λόγου της ζωής εκ γαστρός προελήλυθε».

 

Αρχ. Παύλου Δημητρακοπούλου.Πρ. Ιερού Ναού Τιμίου Σταυρού Πειραιώς

 

Рождество Пресвятой Богородицы. Иконография. « Иконописное отделение СПбДА

Мозаика, Рождество Богородицы, Дафни 11в, Греция

Согласно выше указанным словам, мои дорогие братья, автор священных гимнов призывает к песненному славословию праздника в духовной радости и ликовании и к достойному духовному празднованию радостного события праздника рождения Богородицы этого самого благоухающего цветущего цветка, корня Иессеова". День рождества Пресвятой Богородицы - первый (хронологически) праздник Богородицы в церковном году. По с ловам святого Андрея Критского, мы празднуем «день рождения всеобщей радости», который становится «входом во все праздники и преддверием к тайне Христа». Это потому, что при своем рождении Дева Мария стала сосудом избранным, которому Бог прежде веков предопределил стать виновником и причиной возрождения и пересоздания всего, через время рождения необъяснимым и парадоксальным образом вневременного и вечного Слова Бога.

Уникальная и неповторимая роль Девы Марии в деле спасения человека была предвозвещена еще в эпоху Ветхого Завета рядом пророчеств и предвещалась большинством предсказаний и прообразов. Неопалимая купина (несограемый горящий куст) в видении пророку Моисею, скрижали богоначертанные и ковчег Завета, небесная манна и золотой кувшин, светильник и трапеза, проросший жезл Аарона, лестница Иакова, руно Гедеона, гора несекомая в видении пророка Даниила, печь с огнем в котором были три отрока, и который был охлажден, но также и этая Святая Святых скинии свидения, согласно учению Святых отцов, все они были прообразом Девы Марии.Но также и у многих пророков, таких как пророк Исаия (7:14), пророк Захария (2,14), пророк Иезекииль (44,1-3), пророк Даниил (2,31-35), пророк Аввакум (3,3), имеются четкие указания на личность Богородицы. Для Ветхого Завета Дева Мария была предметом проповеди пророков и ожиданием праведников, в то время как для Нового Завета она становится «честнейшей Херувим и славнешей без сравнения Серафим», «сладостью ангелов и радостью страждущих», славой апостолов и похвалой мучеников, утешением святых и главизной спасения всего человеческого рода.    

Евангельские тексты о рождении Девы Марии и ее родителей не дают нам никакой информации, но то, что мы знаем об этом событии Рождества Богоматери, то все это исходит из древней традиции, восходящей к апостольским временам. В одной из апокрифических книг того времени, Первоевангелии от Иакова, сохранились некоторые подлинные факты древней традиции, которые сообщают нам о рождении Девы Марии, ее детстве и юности. Конечно, хотя Святые Отцы обычно отвергали апокрифические Евангелия и не включали их в Канон Священного Писания, потому что они содержали много неточностей и заблуждений, все же церковное сознание проявляло уважение к тем фактам и сведениям, которые относятся к рождению Богородицы и содержали подлинное наше церковное предание, потому что они считали эти сведения подлинными по своей сути. Согласно вышеупомянутому Преданию, родителями Девы Марии были святые Иоаким и Анна, которых наша Церковь всегда упоминает в своих священных службах и в отпусте перед поминовением святых дня. Несмотря на то, что оба они были безупречны, праведны и в высшей степени добродетельны, они, тем не менее, были бездетными, потому что святая Анна была бесплодна и, кроме того, они уже достигли преклонного возраста, когда по причине их возраста было невозможно иметь детей. Однако, несмотря на свой преклонный возраст, они не переставали горячо просить Бога о том, чтобы Бог даровал им ребенка и снял их позор. Они пообещали, что если они получат в этой жизни ребенка, то принесут его в жертву Ему. По словам святого Григория Паламы, родители Девы Марии «опечалились обидами, так как они впоминали Авраама, Сарру и всех остальным, испытавшим печаль из-за своего бесплодия и бездетности;а посему они также решили обратиться с молитвой к Богу. И пошел мудрый Иоаким в пустыню, и поселился в ней, и постился, и молился Богу о том, чтобы стать отцом. И он не переставал молиться и не возвращался оттуда, пока не получил удостоверения о принятии его просьбы от Бога. А Анна, согласная с ним, заперта в соседнем саду и с болью в сердце взывает к Господу: «Услыши меня Божей отцов моих и благослови меня, как ты благословлял чрево Сарры». Действительно, Бог услышал их молитвы и, когда пришло время, то послал ангела, пока они молились, чтобы сообщить о радостном событии. И он подарил им дочь «самое чудесное из всех чудес, которые когда-либо видели», по словам святого Григория Паламы, «сокровище Вселенной», по выражению святого Кирилла Александрийского , родительницу создателя творца всего, «падшего Адама» и слез Евы - искупление », сотворившего землю небом и Сына Божьего человеком, и людей, сыновей Божьих по благодати.

Мозаика Рождество Богородицы, Константинополь, монастырь Хора, 14 в.

Если Сын Божий был «ожиданием народов-(чаянием языков)» и ожиданием всего творения, те же определения можно аналогичным образом отнести к Деве. Святой Николай Кавасила идет еще дальше и считает Деву Марию не просто девой, которую ожидало все творение, но «плодом построек», то есть точкой, на которой простирается все творений». Как дерево существует для плода, так и творение существует для Девы, а Дева - для Христа. По свидетельству святых отцов, когда Бог в начале веков, взирая на Свои творения, говорил, что они «очень хороши-(добро зело)», он, по сути, видел перед собой плод всего творения, Пресвятую Богородицу. Святой Иоанн Дамаскин, корифей и вершина богословия святых отцов, переполненный невыразимой радостью и ликованием, «берется за кифару Духа», как он говорит в одном из своих слов на Рождество Богоматери и «воспевает ее рождение»: Маленькая девочка такая красивая и такая милая. Лилия, выросшая среди шипов из самого благородного и царственного корня Давида… Роза, которая прорастала через шипы иудеев и наполняла вселенную своим божественным ароматом. Дочь Адама и Матерь Бога. Благословенно чрево, из которого вы произошли. Благословенны объятия, в которых ты возрасла, и уста, которые наслаждались твоими непорочными лобзаниями, то есть только уста твоих родителей, чтобы всегда оставаться девственными. Сегодня начинается спасение мира. Восслави Господа вся земля, пой, воспевай и играй на органах ».

Молитвы Иоакима и Анны были усердными, теплыми молитвами со многими слезами, дабы Бог даровал им прекрасную дочь. Молитвы, сопровождаемые большой верой, терпением и мужеством, в надежде, что Бог в конечном итоге выполнит их просьбу. Предание сообщает, что после пятидесяти лет бесплодия Анна зачала Деву. Такое отношение к своей печали Богоотцов является для всех нас прекрасным примером мужества и терпения. Особенно для тех семей, которые хотят, но по каким-то причинам не могут иметь детей, которые вместо того, чтобы проявить терпение и обратиться с горячей молитвой к Богу и Ему предоставить свою печаль, отчаиваются, печалятся и возмущаются. Сильное желание иметь ребенка часто заставляет их прибегать к возможностям современных медицинских технологиям и различным методам экстракорпорального оплодотворения. Однако ученые, занимавшиеся этим вопросом, отмечают, что проблемы, создаваемые этими методами, моральными, медицинскими, социальными, психологическими и юридическими, столь велики и, как правило, непреодолимы, а во многих случаях прямо противоречат принципам христианской этики и права и противоречат воле Бога. Они заявляют: «Прямым следствием экстракорпорального оплодотворения является создание« избыточных эмбрионов ». Церковь отрицает это условие, потому что не может согласиться с наличием лишних людей, судьбу которых даже определяют третьи лица. Каждое человеческое существо - и, следовательно, каждый плод - обладает уникальностью лица, святостью уникального образа Бога и необходимостью общения с другими. Несчастные так называемые «избыточные эмбрионы» хранятся в замороженном виде, либо для будущего использования природными родителями, либо для передачи другим «родителям», или для проведения над ними экспериментов, или в качестве лабораторий органогенеза для удовлетворения потребностей в трансплантации, или могут окончательно быть уничтожены ".

Поэтому вместо того, чтобы прибегать к методам экстракорпорального оплодотворения, давайте прибегнем к молитве, давайте научимся быть терпеливыми и подчиняться воле Бога. Мы также можем прибегать к паломничеству, молитвам и чудотворным иконам, к святым мощам, таким как мощи Святой Анны, имеющей особую Милость, чтобы исцелять случаи бесплодия и давать благословение деторождения. Священный пояс Девы Марии , который хранится в Святом монастыре Ватопед на горе Афон, также обладает особой благодатью для лечения случаев бесплодия. И все это, конечно, при условии коренного изменения нашей жизни и нашего регулярного участия в таинствах нашей Церкви, потому что чудодейственные силы Божественной благодати не действуют магическим образом без активного участия человека с постоянным покаянием и духовной борьбой.

Мы молимся Богородице и Богоотцам Иоакиму и Анне, дабы нам исцелить наши бесплодные сердца, ен имеющие духовных дел, чтобы Святой Бог излил в наши души Свою божественную благодать и подал нам блага небесные. Аминь.

 

©перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет»2020г.

Источник http://aktines.blogspot.com/2020/09/blog-post_70.html



Подписка на новости

Последние обновления

События