Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Почитание Богородицы

Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр)

Пресвятая Богородица как образ человеческой свободы

Не свободен ли я? (1Кор. 9: 1)

[Бог является] как убеждающий, а не принуждающий, ибо Богу несвойственно принуждение.

(Послание к Диогнету VII, 4).

panagia2

Что мы принесем Тебе?

В одном из чудных православных песнопений, поющихся на Рождественской вечерне, совершаемой в Навечерие праздника, Дева Мария называется величайшим и ценнейшим даром, который человечество может принести своему Творцу:

Что Тебе принесем, Христе,

 яко явился еси на земли, яко человек, нас ради?

Каяждо бо от Тебе бывших тварей

благодарение Тебе приносит:

Ангели – пение;

небеса – звезду;

волсви – дары;

пастырие – чудо;

земля – вертеп;

пустыня – ясли;

мы же – Матерь Деву.

Будучи высшим человеческим даром, Матерь Божия является для нас идеалом – следом за Самим Христом и по благодати Божией – того, что значит быть личностью. Она, как зерцало, отражает наше истинное человеческое лицо. И как идеал и пример для нас Она являет нам, прежде всего, человеческую свободу. «Не свободен ли я?» – вопрошает себя Апостол. Пресвятая Богородица точно указует нам, что значит эта свобода.

Свобода, то есть способность сознательно принимать нравственные решения с чувством полной ответственности за них перед лицом Божиим, – это и есть именно то, что более всего отличает человека от прочих животных. Сёрен Кьеркегор пишет, что «самой страшной вещью, данной людям, был выбор, свобода» [1]. Без свободы выбора не существует подлинной личности. Когда Бог говорит Израилю: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери …» [2] – он предлагает нам дар, нередко горький и мучительный, даже трагичный, которым очень нелегко распорядиться достойно, но без которого мы не можем по праву называться людьми, ибо именно свобода выбора более всего остального и составляет образ Божий в нас.

Несомненно, этот тезис нуждается в разъяснениях. Божественная свобода безусловна, тогда как наша свобода в сем грешном и падшем мире ограничена, но, тем не менее, она не может быть отнята у нас, и остается, в определенном смысле, постоянной и неотъемлемой.

Давайте рассмотрим вместе природу этой свободы, столь значимой для нашей человеческой личности и столь полно явленной Преблагословенной Богородицей при Благовещении.

Ответ на свободу

По мнению Карла Барта, является грубейшей ошибкой считать, что при Благовещении Пресвятая Богородица принимает решение, от которого зависит спасение мира. Однако взгляд на Богородицу (это утверждает Барт в своем труде «Церковная догматика») как на «человеческое творение, содействующее как служитель в деле своего избавления на основе предварительно излитой на нее благодати», есть ересь, которой должно сказать решительное «нет». Согласно Барту, роль Богородицы при Благовещении должно понимать как роль «человека без воли, без свершений, без способности к творчеству, без свободы выбора, лишь как человека, способного только принимать, только быть готовым, только позволять вершить что-то над – и вместе – с собой» [3].

Христианский Восток предлагает совершенно иной подход к этому вопросу. Народный богослов XIV века святой Николай Кавасила сформулировал его следующим образом:

«Воплощение Слова было делом не только Отца, Его Силы и Духа – благоволения Отца, нашествия Духа и осенения Силы, но также и делом воли и веры Девы. Ибо как без участия Трех Божественных Ипостасей решение о воплощении Слова не могло быть принято, так и без согласия Пренепорочной и содействия Ее веры Предвечный Совет не мог бы быть осуществлен. Бог, научив и убедив Ее таким образом, делает Ее Своей Матерью. Он заимствует Свою плоть от знающей об этом и желающей этого. Бог желал, чтобы Матерь носила Его во чреве столь же свободно, как и Он воплотился добровольно, чтобы Она стала Матерью по желанию и доброй воле» [4].

Кавасила осознает важное значение тварной человеческой свободы Девы в Воплощении. «Как убеждающий, а не принуждающий» – это заявление из Послания к Диогнету полностью осуществилось в событии Благовещения. Бог стучит в дверь, а не ломает ее.

Богоматерь была выбрана, но и Сама Она делает свой выбор. Она не просто принимает, Она не является созданием «без воли, без свершений, без способности к творчеству», но свободно отвечает Богу. Согласно высказыванию святого Иринея, «Мария содействовала устроению» [5]. По словам же Апостола Павла, Она является «содеятелем» Бога, то есть не просто послушным орудием, но активным участником таинства. В Ней мы видим не пассивность, но соучастие, не слепое подчинение, но содействие, не передачу, но взаимные отношения.

Кратко смысл всех этих рассуждений содержится в словах Богоматери Ангелу: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» [6]. Этот ответ совсем не был очевиден, Пресвятая Богородица вполне могла ответить отказом. Насилие чуждо Божественной природе, и потому Бог не воплотился бы, не испросив предварительно согласие Той, которую Он хотел сделать Своей Матерью. Как утверждает Папа Павел в своем знаменитом послании «Marialis Cultus» («О почитании Пресвятой Девы Марии») (2 февраля 1974 г.), Пресвятая Богородица «допущена как бы к диалогу с Богом» и «деятельно и добровольно дает Свое согласие». В ней должно видеть женщину, «не просто пассивно подчиняющуюся обстоятельствам повседневной жизни», но «поступающую свободно и дерзновенно» [7]. Она самостоятельно принимает решение. Поразительный факт, еще не осознанный нами до сих пор в полной мере, состоит в том, что в отличие от сотворения мира, осуществленного исключительно действием Божественной воли, возрождение мира произошло при содействии простой деревенской девушки, невесты плотника.

Соучастие, молчание, страдание

Если Богородица предстает как истинный образ человеческой свободы, подлинной свободы и освобождения в момент Благовещения, то ее действия и ее слова в непосредственно последовавших за этим, согласно Евангелию от Луки, событиях, являются иллюстрацией трех важнейших последствий того, что значит быть свободным. Свобода сопряжена с соучастием, с молчанием и со страданием.

Свобода сопряжена с соучастием. Первый поступок Пресвятой Богородицы после Благовещения был связан с желанием поделиться с кем-нибудь добрым известием. И вот Она с поспешностью пошла в нагорную страну, в дом Захарии, и приветствовала свою двоюродную сестру Елисавету [8].

Здесь присутствует одна важная составляющая свободы: нельзя быть свободным в одиночку. Свобода не индивидуальна, но социальна. Она подразумевает человеческие отношения, не только «меня», но и «тебя». Эгоцентричный человек, отвергающий любые обязательства по отношению к другим, может обладать лишь ложным чувством свободы. В действительности же, он самым жалким образом несвободен. Освобождение, в правильном значении этого слова, означает не презрительную изоляцию от других и уж тем более не агрессивное самоутверждение, но содействие и взаимопомощь. Быть свободным значит ощущать себя одним лицом, смотреть глазами других, чувствовать их чувствами, ибо, если «страдает один член, страдают с ним все члены» [9]. Я стану свободен, лишь став личностью, обратив свое лицо к другим, глядя им в глаза и позволяя им глядеть в мои. Отвернув же лицо, отказавшись от соучастия, я тем самым лишаюсь свободы.

В этом вопросе христианское догматическое учение о Боге находится в непосредственной связи с нашим пониманием свободы. Как христиане мы веруем в одного Бога, который не просто «Един», но «Един в Трех Лицах». Божественный образ в нас есть не что иное, как образ Троичного Бога. Бог, наш Создатель и Первообраз, – это не одно лицо, самодостаточное и любящее лишь Самое Себя, но есть общение Трех Лиц, в котором Одно пребывает в Другом в непрестанном движении взаимной любви.

Из этого следует, что Божественный образ, содержащийся в нас и являющийся нетварным источником нашей свободы, есть образ отношений, проявляющихся в дружбе и взаимообщении. Сказать: «Я свободен, ибо сотворен по образу Божию», равнозначно тому, что сказать: «Ты нужен мне, чтобы я был самим собой». Как настоящей личности не существует там, где нет двух личностей, связанных между собой взаимоотношениями, так и настоящей свободы нет там, где эту свободу не разделяют, по крайней мере, два человека.

В этом как раз и состоит первая составляющая свободы, которой мы учимся на примере Пресвятой Богородицы. Эта составляющая есть общение, открытость другим, отзывчивость. Никто из нас не может быть свободным, не рискуя, не подвергнув себя всем опасностям разделенной любви.

Однако свобода, сопряженная с соучастием, сопряжена и с молчанием, иными словами, со способностью слушать. «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему», – отвечает Пресвятая Богородица при Благовещении. Ее позиция – это слушание Слова Божиего. И действительно, не вслушавшись в Слово Божие и не приняв его через слух в сердце своем, Она никогда бы не смогла зачать и носить во чреве своем Божественное Слово. Евангелист Лука не раз подчеркивает эту отличительную особенность Богородицы – способность к слушанию. После поклонения пастухов новорожденному Христу он пишет: «А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» [10]. Затем сходными словами евангелист завершает и рассказ двенадцатилетнего Христа: «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» [11]. Ее способность слушать столь же явно подчеркивается в ее наставлении служителям на свадьбе в Кане Галилейской: «Что скажет Он вам, то сделайте» [12]. Эти слова являются последними Ее словами, сообщаемыми в Евангелии, Ее духовным завещанием Церкви: «Слушай, прими, отвечай». Далее в Евангелии от Луки, когда одна жена из народа прославляет Матерь Христову, а Он отвечает: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» [13], без малейшего намека на отсутствие уважения к Родившей Его, Христос показывает нам, в чем состоит Ее подлинная слава. Богородица почитается не просто за факт своего природного материнства, но за то, что слушала Слово Божие всем желанием своим и в полном достоинстве Своей личной свободы, и приняла Его в сокровенные свои, и сохранила Его в себе.

Следовательно, нам был явлен и второй способ, сделавший Богородицу образом человеческой свободы. В учении святого Григория Паламы и в Православной мистической традиции Богородица называется «исихастрией» – безмолвницей – служащей Святому Духу молчанием сердца. Внутреннее молчание такого типа не является отрицательным – просто отсутствием звуков или паузой между словами – но утверждающим и живым, исходящим из самых глубин нашего существа и являющимся одной из важнейших составляющих нашей личности. Без молчания мы не можем считаться по праву людьми и не обладаем подлинной свободой. Непрерывная болтовня порабощает, тогда как способность слушать есть важная часть свободы. Богородица свободна, поскольку она слушает. Если мы не сможем слушать других – если мы не взрастим в себе, по мере сил наших, творческое внутреннее молчание, как это сделала Она, – мы будем страдать от отсутствия подлинной свободы. Лишь тот, кто умеет хранить молчание и слушать, способен принимать решение, имея подлинную свободу выбора.

Однако существует и третья грань свободы, отмечаемая в Евангелии от Луки. Недаром при Сретении Господнем Симеон говорит Пресвятой Богородице: «и Тебе Самой оружие пройдет душу» [14].

Воистину, свобода сопряжена и со страданием. Она приводит к кенозису (внутреннему опустошению), поднятию креста, отречению от жизни ради других. Добровольный выбор Пресвятой Богородицы при Благовещении породил и горе, и радость. Среди современной русской интеллигенции Николай Бердяев, прозванный критиками «пленником свободы» и сам любивший это свое прозвище, очень точно подметил эту высокую цену свободы. «Но я всегда знал, – пишет он в своей философской автобиографии «Самопознание», – что свобода порождает страдание, отказ же от свободы уменьшает страдание. Свобода не легка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя» [15].

Мучительный и жертвенный характер свободы столь же явно проступает и в «Легенде о великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Инквизитор укоряет Христа в том, что он дал человечеству свободу и, следовательно, подверг его столь мучительному страданию, которого оно не могло выдержать. Он утверждает, что именно из жалости к человеческим страданиям он и его соратники и лишили людей этого тяжкого дара свободы. «Мы исправили подвиг Твой», – говорит он Христу. И он прав. Свобода – это, действительно, тяжкое бремя, как хорошо поняла Пресвятая Богородица у Креста. Но в то же время без свободы невозможны ни подлинная личность, ни взаимная любовь. Если мы отказываемся воспользоваться даром свободы, который Господь предлагает нам, мы опускаемся до уровня недочеловеков, если же мы отказываем другим в свободе, мы лишаем их права быть людьми.

Это лишь некоторые из путей, которыми Богородица, зерцало и идеал человеческого рода, является образом человеческой свободы. «Не свободен ли я?». Действительно, каждый из нас был создан свободным. Однако, свобода – это не только дар, но и вызов, подвиг, который должно совершить каждому из нас, как явствует из примера Богоматери. Свободу не достаточно просто принять, ее необходимо открыть в себе, ей должно научиться, ее нужно использовать и защищать – и, наконец, отдать. Приведем здесь окончание цитаты Кьеркегора, с которой мы начали наш рассказ: «Самой страшной вещью, данной людям был выбор, свобода. И если хочешь спасти свою свободу и сохранить ее, есть только один способ: в ту же секунду вернуть ее Богу — и себя вместе с ней». Лишь с возвращением нашей свободы Богу – через соучастие, молчание и страдание – мы сможем воистину стать свободными личностями по образу Лиц Святой Троицы, взяв себе за образец Преблагословенную Богородицу.

Примечания:

[1] «Статьи», перевод Α. Dru, Оксфорд, 1938, §1051.

[2] Второзаконие 30: 19.

[3] Т. 1, часть 2 (Эдинбург, 1956), стр. 143, 191.

[4] Св. Николай Кавасила. Слово на Благовещение IV – V. Pastrologia Orientalis 19, 488.

[5] Св. Ириней. Против ересей. 3.21.7/PG 7, 953B.

[6]  Лк.1: 38.

[7] § 37.

[8]  Лк. 1: 39-40.

[9] 1 Кор. 12: 26.

[10] Лк. 2: 19.

[11] Лк. 2: 51.

[12] Ин. 2: 5.

[13] Лк. 10: 27- 28.

[14] Лк. 2: 35.

[15] Из журнала «ВИМОФИРО» № 1. С. 42-46.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Слово на Успение Богоматери

Богоматерь – Великая тайна вселенной

Μέγα θαύμα της οικουμένης η Θεομήτωρ

Преосвященнего Митрополита Касторийского г. Серафима

Του Σεβασμιωτάτου Μητροπολίτου Καστορίας κ.κ. Σεραφείμ

Καστορίας Σεραφείμ : "Να τιμάτε και να ευλαβείσθε την Παναγία"

И вновь мы празднуем, мои братья «преславное Успение и на небеса Прехождение» Богоматери, которое для нас православных христиан, «богоматеринская Пасха» в сердцах способных его нести. Следуя истийннейшему преданию нашей Церкви, мы чтим и величаем песнопениями и песньми духовными «присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего».

Празднует небо, поскольку Дева, по сути являясь одушевленным небом, «вселяется в чертоги небесные».[1]

Празднуют Ангелы и Архангелы, поскольку чины Херувимов и Серафимов  предстала подле Нее с веселием и великой радостью, славословя Матерь Бога, которая является Границей между Нетварным и тварным.

Празднуют Пророки Ветхого Завета, которые будучи движимы Святым ухом, говорили о Ней и о Ее служении таинству вочеловечения Сына и Слова Божия.

Празднуют Апостолы. Поскольку «настало время девственного тела ЕЕ провождения и скорбными и погребальными песньми погребсти в веси Гефсиманской».[2]

Празднуют Святые, которые ее познали как благодетельницу всякой природы[3] и поклоняются ей как Царице, Госпоже, Владычице, Богоматери и истинно Богородице[4].

Празднует Церковь Христова и призывает своих верных чад, дабы вместе с изящнейшим богоносным Иоанном Дамаскиным воспели священными песньми:

«Эту священную песнь да воспоем мы днесь, мы, которые являемся народом Христовым…Да возблагодарим непорочностью души и тела Ту, Которая после Бога является истинно выше всех  непорочной… Она стала благой  посредницей за всех нас. Посредством Ее Бог сал человеком и в Боге человек вознесся».[5]

И мне хотелось бы, мои братья, на этом празднике неба и земли, чтобы вы уделили бы мне немного вашего внимания, ради того, чтобы я принес вашей любви одно удивительное высказывание светильника Православия свт. Григория Паламы. Говоря о Пресвятой Деве, он ее характеризует как «великую тайну вселенной».

А. Богоматерь – Великая тайна вселенной

Благословенный плод Иоакима и Анны. Плод молитвы и добродетели  Ее Святых родителей, которые более из всех других людей были селением Божиим. Праведный Иоаким, как его характеризуют священные тексты, «жил в созерцании слова Божия и возрадовался водам упокоения, которыми является благодать Божия».[6] Но и Анна, имя которой растолковывается как «благодать», была одарена многими добродетелями, имея лишь единственную немощь – безчадие. Бог же, желая спасти Свое больное создание, разрешает бесплодие женщины и одаряет ее такой дочерью, подобной которой никогда не рождалось и не родиться никогда.

«По какой же причине Матерь Дева родилась от бесплодной женщины?»- спрашивает богоносный Дамаскин. И отвечает: «Потому что подобало было тому, что является единственным и новым под солнцем, вершине всех чудес, то есть рождение Христа, дабы Он открыл Свой путь чудесами и чтобы от крайнего смирения явилось крайне великое». [7]

Б. Богоматерь чудо вселенной

Чудесным образом происходит творение мира: «Яко То рече, и быша: Той повеле и создашася». [8]Чудесным образом и даже страшным является творение мира.

И слуга этого чуда - смиренная девочка из Назарета, Мариам. Она освящается во Святая Святых, в месте недоступном и для архиерея того времени. И это место прообразовало Ее всесвятую личность. И она была в действительности Святое Святых, поскольку прияла прияла в себе не первосвященника из людей, но Самого Великого Первосвященника, «прошедшего небеса»[9], Господа Иисуса Христа, как об этом пишет святой Николай Кавасила: «образу следовало бы в действительности совпадать и с первообразом, а первообраз должен подходить тому лицу, которое он предоизображает».[10]

Поэтому в день Благовещения, знатный посетитель с небес, Архангел Гавриил, ее не только назвал радованной, но «Обрадованной», поскольку она была украшенной и преисполненной всеми добродетелями, при присутствии божественной благодати в области ее сердца и устремлении ее ума к небесам и созерцанию Бога. Так, принимая при свободном расположении своем, предложение стать слугой Божественного плана для спасения человека, чтобы со стороны всего человеческого рода заключить завет с Богом для перетворения и обновления смертного смешения. И как во всех чудесах происходит прекращение действий законов естества, так и в случае воплощения Сына Божия, «естество обновилось», то есть стало чем-то новым и великим, чем-то необычным и одновременно дивным, «единственно новым под солнцем», как его называет монах Савваит монах святой Иоанн Дамаскин. Бог, используя пренепорочную плоть Ее как одеяние, облек ее в ткань божественного естества, нешвенный хитон своей богочеловеческой Ипостаси.[11]

Так, Она принесла Сыну Божию прекраснейшую лепоту, то есть прекраснейшую человеческую природу, и  «яко прекрасная родила еси Прекрасного».[12] Таким образом произошло начало таинственного и духовного брака во Христе и в в человеческом естестве, которое с тех пор таинственно и через таинства соединяется с от Нее Воплотившего Господом, в особенности в таинстве Божественной Евхаристии. Нам говорит Сам Христос: «ядущий мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем».[13] Да, именно поэтому мы сразу же после Божественного Причащения благодарим Господа, глаголя: «Благодарю Тя, яко сподобила мя недостойно причаститися Пречистаго Тела и Честныя Крови Сыня Твоего».

В. Богоматерь – Великое чудо вселенной.

Ее рождение чудесно, чудесно и зачатие, чревоношение и вочеловечение Христа Спасителя.

Чудесно Ее служение Единородному Сыну Божию. Безмолвно Ее присутствие подле Его. Три слова подчеркивают положение Ее в жизни. «Соблюдающи», «слагающи», «собирающи» («Συνετήρει», «διετήρει», «συμβάλλουσα»). То есть собирала, хранила, сопоставляла.

Чудесным и изумительным является и успение Ее и перехождение Ее на небеса. «Свершишася странное, якоже чревоношение Пречистая твое воистину, такожде и божественное и славное Твое Преставление», - поет потрясающим образом священной песнописец. Церковь небесная и земная вся присутствует во главе со Спасителем Христом. Грядет Сам «к селению разрешившемуся о родов» и Своими господскими дланями Он приемлет Ее священную душу и с небесными силами Он восходит не просто на Небо, но и на Свой царский Престол[14], в пренебесная Святая Святых.[15]

Но и смерть жизненачальной Матери превосходит понятие смерти. Она уже не называется смерть, но успение и божественное преставление и исход, и явление ко Господу, как это подчеркивает священный Дамаскин. Оная является живоносной смертью и началом второго бытия, жизни вечной.[16] И это тело Ее, которое восприяло огонь Божества, не познала истления своего во гробе (гроб и умервщление не удержаста), но перешло оно на небо, поскольку оно соединилось с бессмертной Ее душой. Она ненадолго восприяло гроб, ее приняло небо, это духовное тело, новую землю, сокровище нашей собственной жизни, честнейшее Ангелов, святейшее Архангелов.[17]

К этому великому чуду вселенной мы сегодня прибегаем, мои братья. К нему мы возлагаем наши надежды и наше благоволение и вместе со священным песнописцем мы молитвенно просим: «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани нас под кровом Твоим».

И если мы всегда должны  Ее чтить и проявлять к Ней благоговение, следую спасительному Ее заверению «се бо отныне ублажат Мя вси роды», чего в особенности нам следует делать в нашу бездуховную, бесцветную и греховную эпоху.

Сегодня, когда вновь земля обагряется кровью наших собратьев земля, а наша планета содрогается от явления войны.

Сегодня, когда люди вновь узнают, что такое гонение, потому что просто верят во Христа и содержат исповедание Его имени.

Сегодня, когда слезы и боль беженцев, страждущих, нуждающихся и проблемных людей, словно тучи горести и печали  покрывают нашу душу и наше сердце.

Наше общение со Христом, наше обращение к Богоматери, наше участие в жизни Церкви – вот то, что должно нас характеризовать.

Там где есть полнота всякого рода блага.

Там, где есть одушевленный образ всякого блага и благостыни.

Там, где Она предстоит не только подле Него и одесную Его.

Она может  ходатайствовать за нас, чтобы умирить нашу жизнь, чтобы разрешить наши трудности и чтобы даровать нам помощь и лечение. Поэтому сегодня, мы смиренно и молитвенно предстоим подле Ее мертвенного ложа, вместе с богоносным Паламой мы просим:

«Посему, щедро удели всем людям Твоим, всему достоянию Твоему милость и Твоя дарования, о, Владычице».[18]

Эту благодать и благословение Пресвятой Девы и непрестанную молитву и ходатайство  мы призываем на всех вас, мои братья. Аминь.

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2016год.

 

[1] . Αγίου Ιωάννου Δαμασκηνού, Ε.Π.Ε. 9, 276

[2] Αγίου Ανδρέου Κρήτης, PG 97,1100

[3] Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού, Η Θεοτόκος – Τέσσερις θεομητορικές ομιλίες» –, εκδ. Αποστολικής Διακονίας Αθήνα 1990, σελ.

[4] Там же.

[5] Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού, Η Θεοτόκος – Τέσσερις θεομητορικές ομιλίες» –, εκδ. Αποστολικής Διακονίας Αθήνα 1990, σελ. 57.

[6] Ευθυμίου Στυλίου Επισκόπου (νυν Μητροπολίτου) Αχελώου, Η Πρώτη, εκδ. Σήμαντρο, Αθήνα 1987 - εκδ. Β΄- σελ. 71

[7] Αγίου Ιωάννου του Δαμασκηνού …σελ. 71

[8] Пс. 32,

[9] Евр. 4, 14

[10] Ευθυμίου Στυλίου, Επισκόπου (νυν Μητροπολίτου) Αχελώου, Η Πρώτη, εκδ. Σήμαντρο, Αθήνα 1987 - εκδ. Β΄- σελ. 85

[11] Там же., σελ. 200

[12] . Μηναίον Μαρτίου, σελ. 201

[13] Ин. 6, 56

[14] Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. Сочин., σελ. 135

[15] σελ. 177.

[16] σελ. 215

[17] . Επισκόπου Αχελώου Ευθυμίου Κ. Στύλιου, ό.π. σελ. 264

[18] Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά, Ομιλία ΛΖ' στην Κοίμηση της Θεοτόκου, Ε.Π.Ε. 70, 463

http://www.imkastorias.gr/index.php/o-mitropolitis/2013-09-10-09-20-52/egkyklioi-eorties/item/1223-m-ega-thavma-tis-oikoumenis#sthash.3zFC3vkp.dpuf

ПРАЗДНИК СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ НАШЕЙ  БОГОРОДИЦЫ ДА СТАНЕТ ПОВОДОМ ДЛЯ НАШЕГО ВЫХОДА ИЗ НЕПРИЕМЛЕМОГО «СОБОРА» ВСЦ

Η ΕΟΡΤΗ ΤΗΣ ΣΥΝΑΞΗΣ ΤΗΣ ΠΑΝΑΓΙΑΣ ΜΑΣ ΑΣ ΓΙΝΕΙ ΑΦΟΡΜΗ ΑΠΟΜΑΚΡΥΝΣΗΣ

ΑΠΟ ΤΗΝ ΑΠΑΡΑΔΕΚΤΗ ‘’ΣΥΝΑΞΗ’’ ΤΟΥ ΠΣΕ

Пророческое слово, сказанное наше Пресвятой Дева «се бо отныне ублажат Тя вси роди» (Лук. 1, 48) является критерием для ухода из вавилонского «собора» ВСЦ.

В. Хараламбос, богослов

Вместо введения давайте обратимся к словам святой простоты прп. Паисия Святогорца. На вопрос одного нашего собрата, который подвергался атакам со стороны протестантских спорщиков: «священное Писание учит, что спасает только Иисус Христос. В Православной Церкви мы умоляем и Пресвятую Деву, чтобы Она нас спасла. Правильно ли это?» Преподобный Паисий, Старец из Панагуды ответил: «Иисус Христос является единственным Спасителем. Он принес Сам себя в жертву ради нас. Теперь я слышу. Если какой-то великий человек обладающий властью приходит в какой-то город со своей матерью, все те, которые будут его ожидать там, то станут приветствовать и его и его матерь. Даже если о ней никто ничего не знает, то и о ней станут говорить самые прекрасные слова. И ты, если  услышишь как хвалят, ты тоже будешь гордиться своей матерью так и Христос радуется и гордится Своей Матерью, когда Он слышит нас как мы говорим о Ней прекрасные слова.

Смотри. Если какая-то бедная женщина придет к твоей матери и попросит тебя найти ей какое-то местечко, а ты это сделаешь на радость матери твое, тогда эта бедная женщина сказала бы, что твоя матерь ее спасла, хотя те е оказал помощь. Так и мы говорим, что Пресвятая Дева нас спасает. И ее Сын, Который обладает властью, но Он смиренный, радуется, когда слышит, как мы говорим добрые слова Его Матери» (Из журнала монастыря Григориат за 1995год). И эти слова столь просты, но они воздают честь нашей Панагии и вызывают боль в протестантском нечестии.

Известны нечестивые взгляды протестантов о нашей Богоматери. Известно, что еретики протестанты не принимают Приснодеву Богородицу, точно также известно, что и Всемирный Совет Церквей ВСЦ, в своем большинстве состоит из многочисленных протестантских ересей.

Стихира из хвалебных песней праздника Собора Богородицы говорит: «Приидите воспоим Матерь Спасову, юже и по рождестве паки пребысть Дева» да будет для нас громовым призывом для выхода из ВСЦ, которое утвердило протестантское

Свт. Нектарий говорит, что «Богоматерь приемлет как почтение от верных, так и почитание и любовь, так что они воздаются ей после Бога, за исключением богослужебного поклонения (της λατρείας), и Ей воздают вторичное почтение, почтение и любовь. Почтение верующих к Марии Деве, Богоматери восходит к 1 и 2 столетиям, и оно рекомендуется Священным Писанием, которое поминает Ее именами – обрадованная (κεχαριτωμένη) и благословенная (ευλογημένη) как обретшая благодать у Бога среди прочих женщин» (свт. Нектарий «Μελέτη περί της Μητρός του Κυρίου της Υπεραγίας Θεοτόκου και Αειπαρθένου Μαρίας ‘’έκδοση 1901’’»)

Итак, праздник Собора Богородицы да станет поводом удаления из ВСЦ, где большинство его членов – это протестантские ответвления. Да будем и мы возвеличивать православным образом «честнейшую и славнейшую горних воинств» Пречистую Деву.

©перевод выполнен интернет-содружеством Православный Апологет 2016год.

http://aktines.blogspot.ru/2015/12/blog-post_450.html

 

Профессор богословия Иоаннис Фундулис

Акафист Пресвятой Богородице

 

На официальном литургическом языке этот акафист называется “неседальной песнью”, поскольку верующие во время его исполнения должны были стоять. Так, и словами, и положением тела, выражается почтение, особенное благоговение и благодарность по отношению к Той, Кому мы обращаем наши радостные приветствия.

Υπεραγία-Θεοτόκος-1024x768

В нашей современной литургической практике этот акафист входит в состав службы малого повечерия. Оно совершается каждую пятницу первых четырех недель Великого Поста, а также в пятницу пятой недели, когда после частичного прочтения в первые четыре недели акафист читается полностью.

В монастырях, а также в современной приходской практике, в соответствии с более ранними уставами, существуют и другие литургические рамки исполнения акафиста: утреня, вечерня, панихида или особая константинопольская богородичная служба. Во всех этих случаях на определенном этапе службы делается вставка: поется канон Богородице, частично или полностью кондак и икосы акафиста.

soson teixos

Вспомним и весьма обсуждаемый вопрос о времени создания и авторства акафиста. Предположительных авторов достаточно много: Роман Сладкопевец, Георгий Писида, константинопольские патриархи Сергий и Герман I, Фотий, Георгий Никомедийский (Сикелиот), различные авторы периода VI – IX вв. Традиционные взгляды на этот вопрос разноречивы, и новейшие исследователи, основываясь на немногочисленных внутренних признаках, наличествующих в тексте, придерживаются различных точек зрения относительно авторства акафиста.

Историческое событие, с которым традиционно связывается пение акафиста, могло бы стать опорной точкой нашего разговора. Речь идет об осаде и чудесном спасении Константинополя в годы правления императора Ираклия, 8 августа 626 года. Согласно синаксарию, после победы над врагами, акафист был исполнен в церкви Богородицы во Влахернах, в знак славословия и благодарения за спасение, источником которого стала чудотворная сила Богоматери, Заступницы Константинополя. Тогдашний Патриарх Сергий был одним из идейных лидеров освободительной борьбы. Он вполне мог быть автором акафиста, хотя и не входит в число православных гимнографов. Кроме того, гимн, по всей видимости, является более ранним, поскольку, если бы он был написан на спасение Константинополя, в тексте должны были бы наличествовать соответствующие отсылки, в то время как здесь упоминаются и другие темы, которые мы рассмотрим ниже.

Пение акафиста связано и с другими подобными событиями: осадами и освобождениями Константинополя при императорах Константине IV Погонате (673 г.), Льве Исавре (717 – 718 гг.), Михаиле III (860 г.).

Но кем бы ни был создатель акафиста и с каким бы из вышеперечисленных исторических событий он ни был связан изначально, не подлежит сомнению тот факт (и на это указывают соответствующие источники), что гимн исполнялся как благодарственный Непобедимой (Взбранной) Воеводе Византийского государства во время панихид, совершаемых в воспоминание об этих событиях. Согласно наблюдениям синаксария, эта песнь именуется неседальной, поскольку со дня спасения Константинополя и по настоящее время в течение исполнения Акафиста верующие стояли в знак благодарности Богородице, в то время как при чтении других подобных гимнов – сидели.

Почему же он исполняется во время Великого Поста? Снятие всех вышеперечисленных осад не связано с ним. 8 августа была снята осада при Ираклие, в сентябре – при Константине Погонате, 16 августа вспоминается спасение Константинополя при Льве Исавре, 18 июня – при Михаиле III.

Акафист оказался связан с Великим Постом, вероятно, по одной исключительно литургической причине: на период Великого Поста всегда выпадает великий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Это единственный великий праздник, который оказался связан с траурным характером Четыредесятницы и предпразднований. И как раз этот недостаток восполняется чтением акафиста, фрагментарным во время пятничных повечерий и полным в субботу пятой недели. Вечер пятницы литургически относится к субботе, которая вместе с воскресеньем является единственным днем недели в течение Великого Поста, когда разрешено празднование радостных событий, и на которую переносятся праздники недели. Согласно некоторым уставам, акафист поется в течение пяти дней перед празднованием Благовещения, а согласно другим – только в день Благовещения.

Акафист Пресвятой Богородице – это гимн Благовещения, песнь о воплощении Бога Слова.

Когда акафист оказался связанным с историческими событиями, о которых мы упомянули, к нему было добавлено специальное вступление, исполненное славословия и мольбы, – известное “Взбранной Воеводе”. В этом песнопении город Богоматери, по Ее заступничеству избавленный от бед, посвящает ей победную песнь и просит Ее, обладающую непобедимой силой, освободить его от множества опасностей, чтобы город смог прославить Ее, восклицая: “Радуйся, Невесто Неневесная”. Песнь поется на восьмой глас.

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная».

image002(2268)

Иоаннис Фундулис, преподаватель Богословской школы Аристотелевского университета Фессалоник

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Бесконечная радость Рождества Богородицы

Η απέραντος χαρά του Γενεσίου της Θεοτόκου

 

Слово архимандрита Георгия (Капсанис) (+2014), проигумена священной обители прп. Григория, святая Гора Афон

Γέροντας Γεώργιος Καψάνης, Προηγούμενος Ι.Μ. Οσίου Γρηγορίου († 2014)

на праздник Рождества Пресвятой Богородицы

Богородица является тем, кто никто из людей столько не оказал содействия воплощению Сына Божия и Бога Слова, так что Она родила Христа в девстве и полностью отдала себя Христу. Она же стала и первым гражданином Царства Небесного и первой после Христа получившей обожение, первым обоженным человеком, богом после Бога, согласно словам свт. Григория Паламы, она была второй после Святой Троицы, и предстательствующей о спасаемых, согласно точному высказыванию православного богослова.

Итак, Госпожа Богородица возглавляет Церковь и все собрания и праздники Церкви, и  к Ней обращены моления и молитвы, Она занимает первое место после Христа Спасителя, Единородного Сына.  На Ней, Приснодеве исполняется ее собственное пророческое слово, которая Она изрекла в Духе Святом: «от ныне  ублажат Мя вси роди»[1], и той простой женщины «блаженно чрево носившее Тя  и сосцы, яже еси ссал»[2].

Эту реальную, действительную радость  вместе с Церковью сегодня разделяем и мы, в день святого Рождества Госпожи Богородицы. И всегда мы, как недостойные Ее дети, но по благодати являющиеся Ее чадами, и мы сегодня празднуем  Ей, испытываем радость, Ее благодарим, Ее славословим, Ее  окружаем по благодати и в радости и в ликовании, Ее умоляем и просим не лишить каждого из нас, и всякого в Церкви и на Святой Горе и каждого из христиан  Ее предстательства и покрова, но и просим Ее далее продолжать возносить Свои неусыпные молитвы к Богу о нашем спасении.

На нашем слуху в особенности слова богоносного святого Отца нашего Григория Паламы, который был одним из тех великих Отцов Церкви, которые богословствовали о святой Богородице и переживали в тайне таинство Богородицы, Приснодевы.  Слова, как я говорю, этого богоносного Отца, которые дают наставление и к христианам, живущим в браке, но преимущественно они касаются живущих в девстве. Они в особенности слышимы ушами наших душ, они относятся к нам, которые вышли из мира по благодати Божией и мы стремимся жить таинство девства Богородицы и Святых.[3]

Внемлем святому Григорию, который нам говорит - насколько великой является миссия пребывающего в девстве. Он говорит,  что оно состоит не только в том, чтобы иметь чистым тело, но и свою душу от всякого помысла, который загрязняет его чистоту и его непорочность, дабы он был чистейшим сосудом Всесвятого Духа. Его девство должно быть девством служения и любви к Богу. Не будет иметь девства через самооправдание, через гордость, тот, кто его пытается сохранить посредством чувства своего некоего превосходства и высоты по сравнению с другими людьми, но оно должно быть приношением совершенной любви к Богу. Девственником является тот, кто горит божественной любовью  и не знает того, что выражать свою любовь ко Христу можно не иначе как посредством священного девства, посредством полной непорочности души и тела.

Итак, от Девы рождается девственный Господь Иисус, Сын  и Бог Слово, и от девственного Отца, согласно словам свт.Григория Паламы, предвечно и девственно рождается молитвами Госпожи Богородицы ради оказания всем нам помощи в том, чтобы мы шествовали путем девства, славя «со страхом и трепетом совершая свое спасение»[4] и взирая на Деву Богородицу и на совершенство Ее девства, которое Она жила дабы девство нашей Пресвятой Девы стало бы мерой нашего собственного девства.

Таким образом, как я полагаю, и мы, пребывающие здесь на Святоименной этой Горе Афон, проводя жизнь в девстве по образу и в подражании девству Пресвятой Богородицы, Которой и принадлежит сей Сад, доставим радость Госпоже Богородице. И Она будет нас с радостью ценить, любить, с радостью Она будет защищать братства Святой Горы и с радостью Она будет нас вести и направлять  каждого из нас к Ее возлюбленному Единородному Сыну и нам добре будет оказывать помощь в том, чтобы мы совершали подвиг в нынешней жизни и чтобы мы были бы удостоены Царствия Небесного.

 

Источник:  Ομιλίες σε ακίνητες Δεσποτικές και Θεομητορικές εορτές (των ετών 1981-1991), Έκδοσις Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους,  Α΄έκδοσις 2015

 

© перевод выполнен интернет-содружеством «Православный Апологет» 2015год.



[1] Лук.1, 48

[2] Лук. 11, 27

[3] См. Ἁγίου Γρηγιρίου Παλαμᾶ, Λόγος ΜΒ’, Εἰς τ¨ην σωτήριον Γέννησιν τῆν πανυπεράγγνου Δεσποίνης Θεοτόκου καί ἀειπαρθένου Μαρίας, ΕΠΕ, Θεσ/νίκη 2008, τόμ. 10, σελ. 592’602, пп. 6-10

[4] См. Филип. 2, 12

 



Подписка на новости

Последние обновления

События