Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Духовная жизнь

Святитель Симеон Солунский о покаянии как главной цели и содержании проповеди епископа и священника

От редакции Православного Апологета: Свт. Симеон архиепископ г. Фессалоники жил в первой половине 15 столетия (род ок. 1381-87, скончался в 1429 незадолго до взятия турками Фессалоники в 1430г.https://en.wikipedia.org/wiki/Symeon_of_Thessalonica )  и был последовательным учеником исихазма,  ревностным защитником Православной Церкви и ее веры и традиции от латинских влияний и нововедений. Антилатинские трактаты в его творениях занимают немалое место. (Его творения были опубликованы в 1981г. Бальфуром. Ἔργα θεολογικά, Ἁγίου Συμεὼν ἀρχιεπισκόπου Θεσσαλονίκης, 1416/17-1429 (Theological works of St. Symeon, Archbishop of Thessalonika, 1416/76-1429) ed. & intro. David Balfour. (Thessaloniki, 1981).  Однако наиболее значимый его труд, посвященный истолкованию Таинств и обрядов Православной Церкви («Δίάλογος κατά πασών τών αιρέσεν καί περί της μόνης πίστεως, τών ιερών τελετών τε καί μυστηρίων πάντων τής έκκλησίας».) приобретает в Православной Церкви огромное влияние и распространение. Публикумые нами некоторые параграфы из 5 главы книги выдающегося иерарха Православной Церкви 15столетия свт. Симеона Солунского являются прекрасным обличением того направления т.н. миссии и проповеди, которое находит, увы, поддержку среди наших иерархов. Все это говорит об серьезном уходе от подлинной проповеди Евангелия, которая всегда начинается покаянием, с обращения пастыря и епископа к людям с призывом отступить от греха, богоборческого образа жизни и стремиться и учиться к исполению воли Божией, святых заповедей. Другий же тип миссионерства не является евангельским, а его подменой, проповедью антихристианства, превращение Креста в декоративный узор. Стоит обратить внимание на настоятельные советы Солунского святителя о необходимости регулярно исповедоваться и каяться всем: иерархам, священникам, клирикам и мирянам, о необходимости духовного руководства и окормления. Вне этого священник и епископ теряют понимание и осознание сути и смысла Евангелия.

святитель Симеон Солунский

Премудрость нашего спасения

О покаянии

   Архиерей:
   — И я готов на это, и не поленюсь изложить суть дела, насколько смогу, потому что после крещения покаяние есть и главизна спасения для всех верных, и второе очищение, и второе крещение, совершаемое посредством исповеди и сокрушения, посильными трудами и слезами.
   Предначинатели покаяния — мытари и грешники, и блудницы, приходившие в покаянии ко Христу и не отринутые Им; также и разбойник на кресте, уверовавший, и исповедавший Христа, и возопивший: Помяни мя; равно как и первый из учеников, горько плакавший после того, как пал через отречение, и помилованный, и по троекратном вопрошании восстановленный каким был, или даже более — поставленный пастырем овец Христовых, дабы пас овец с внимательностью и снисходительностью, научившись из того, что пал и снова был принят Христом, поставленный принимать раскаивающихся падших.
   А не падшего нет между людьми вовсе, и первый падший, и более всех из всех верных — я, и я прошу помилования и спасения.
   Клирик:
   — Поистине, владыка, все мы в этом имеем нужду, потому что все постоянно согрешаем.

215. О том, что покаяние состоит в том, чтобы постоянно сокрушаться, называть и считать себя грешником, и прибегать к исповеди, и что между людьми никто не чист

   Архиерей:
   — Правда, брат. Ибо кто похвалится чисто имети сердце? Или кто чист от скверны, как написано, «аще и един день жития его на земли» (Иов. 14:4-5), тогда как всякий грешен или от греха первородного, или, после просвещения крещением, тотчас и невольно как-нибудь впадая в грех, ибо для этого достаточно согрешить случайно по отношению к кому-нибудь: к родителю, или другу, или родственнику, чему невозможно не случиться. И если это даже случится и с неразумным младенцем, то всё же становится причиной греха, и ему тотчас сообщаются скверна и грех.
   И сие всяк человек, при всём том, что он принял благодать. Он тотчас, как родится, желает плотского неразумно и неосознанно, и это — следствие преступления прародителей, почему и грешит, едва родившись и еще не понимая. Ибо, как сказано Давидом, и зачинается во грехах (Пс. 50:7).
   Итак, если невозможно, чтобы не гнездился какой-нибудь грех в новорожденном и новопросвещённом младенце, то тем более во всех нас, и вольно, и невольно. А в особенности вольно — во всех, как в существах словесных и добровольно нерадящих о том, что постоянно грешим. Сами грехи забвения и неведения — от нашего нерадения, и невозможно найти им оправдания.

216. О том, что каяться должно всем: и освященным, и мирянам

   Итак, нужно каяться, как проповедали и Креститель, и Господь, и ученики Его. И нужно каяться всем: мирским и монашествующим, клирикам и иереям, и архиереям, и никому не отстраняться от покаяния, потому что все согрешили и согрешаем, и каяться должны все. Часто и Спаситель наш говорил, и Креститель Его: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2Мф.4:17), т. е. Сам Царь Небесный, бывающий близко к кающимся, потому что«близ Господь всем, призывающим Его во истине» (Пс. 144:18). А я громогласно взываю, обращая это и к себе: покаемся по благодати Спасителя нашего, чтобы спастись, ибо близко Царство Божие. Скажу и с божественнейшим Павлом: «И ныне ближе к нам спасение» (Рим. 13:11), потому что грядет Спаситель и Судия наш. «Отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). А что исповедь и покаяние необходимы иереям так же, как и монахам и мирянам, об этом и апостол свидетельствует, говоря: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16.), и научая, как нужны всем исповедь и покаяние в том, в чём пали.
   Покаяние проповедовал и Креститель, как мы уже сказали, и совершал Спаситель, когда принимал исповедание грешников, в особенности мытаря, блудного, блудницы и разбойника на кресте, и исповедь весьма многих других согрешивших. То же Он внушает и притчами, и в особенности притчей о блудном сыне, который исполнил всё, что относится к покаянию. Говоря:«отче! я согрешил против неба и пред тобою» (Лк. 15:18), он совершает исповедание, а словами: «и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк. 15:19), обнаруживает сокрушение и самонаказание с самоукорением. Говоря же:«прими меня в число наемников твоих» (Лк. 15:19), смиренное моление, соединенное с надеждой, ибо никому не должно отчаиваться.
   А вот, по Евангелию, и плоды покаяния, которых требует Креститель (Мф.3:8): это отвращение от греха, ибо так сделал и помилованный блудный сын. Оставив разврат, он притёк к Отцу с исповеданием: «согреших», откровенно говорит он, и не просто «согрешил», но: «на небо и пред тобою». «На небо»— поскольку, творил дела беззаконные и враждебные Небесам; «и пред тобою» — так как презрел Тебя и нисколько не убоялся, не устрашился и не устыдился Тебя, Святого Творца моего.
   Затем мы видим истинное самоосуждение: «недостоин, — говорит он, —называться сыном твоим». Далее — молитву и стремление к делам, которые свойственны уничиженным, виновным и должникам: «прими меня в число наемников твоих».
   То же совершал и тому же учил и Собор апостолов, и ещё более того: они, несмотря на утомление, ходили с проповедью покаяния. И даже будучи при смерти стремились обратить грешников. Их они и наказывали, и утешали, и отлучали, когда было нужно, и принимали, и были готовы служить всем ко спасению.

 

217. О том, что проповедовать покаяние и было, собственно, делом Спасителя и апостолов и что это прежде всего долг архиереев и иереев

   О проповеди покаяния должно заботиться и нам — освященным. И об этом я взываю и к своей душе, и к иерархам, которые со мною. Взываю о том, что мы более чем кто бы то ни было обязаны совершать это прекрасное дело, то есть приводить к покаянию, и что это — служение проповедничества, подобно тому, как обращение безбожных к вере. Ибо прекрасно это дело Спасителя и Его апостолов — привлекать неверных к вере.
   Но ныне оно редко, и потому, что не стало ревности мужей апостольских, и потому, что недавно были большие гонения20. После же него всего прекраснее и равно ему — охранять верных21 и всей силой и со всей ревностью обращать к покаянию. А потому не должно оставлять их и дожидаться, пока они придут с обращением. Нет, совершители Таинства покаяния должны всюду, где возможно, всматриваться и искать падающего, всеми способами убеждать его поспешить к Богу, отводить от греха и приводить к Богу.

218. О том, что дело побуждения верных к покаянию есть истинная проповедь

   И это да будет для иерарха вместо проповеди Евангелия, или лучше сказать, самой проповедью. Ибо какая другая цель у проповеди, как не спасение погибших, возбуждение падших и обращение к лучшему удалившихся от этого лучшего?
   Таким образом, обративший к Богу тех, кто заблуждался в вере, является по отношению к ним как бы устами Божиими, так как он недостойных сделал достойными. То же относится и к обращению согрешившего. Ибо обративший грешника от ложного пути к истинному — также как бы уста Божии и сам достоин Христа, и, по Писанию, «спасший душу от смерти и покрывшиймножество грехов» (Иак. 5:20).
   Потому и слово учения Духа должно проповедоваться в Церкви, и оно заповедано иерарху, и необходимо ему, и есть долг его — только слово не высокоумное и цветистое, составленное из изречений, изобретаемых внешним искусством, но простое, направленное к восстановлению душ, к исправлению нравов и к доброму состоянию, к поддержанию стоящих, к воодушевлению падших, к возвращению отдалившихся, к утверждению смятенных, ко всевозможной для всех пользе.
   Ибо искусства и различные методы явились не вместе с природой, но впоследствии изобретены природой, а Бог, исправляющий природу, исправляет её данными природе простыми и безыскусными средствами. Потому и воплотился Он, через собственную природу нашу вновь образуя и воссоздавая естество.
   Итак, учитель должен учить простыми словами и преимущественно исполненными Духа, дабы и исправить других, и получить пользу самому, будучи смиренным, не тщеславясь цветистыми словами, не оставаясь бесполезным для слушателей и удовлетворяя их духовные потребности, и считая это целью всякой проповеди и учения.
    «Горе мне, — говорит Павел, — если не благовествую!» (1 Кор. 9:16). Мы часто видим, что апостол не столько совершает священные действия и Таинства, и даже самое крещение, сколько проповедует, дабы больше обратить, и говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать» (1 Кор. 1:17). Конечно, он крестил: крестил Тимофея и дом Стефана, и весьма многих других, но предпочитает этому проповедь. Почему? Потому что сначала нужно обратить неверного к вере и тогда уже его крестить.
   Крестить — это дело всякого иерея, а обращать — учителя. А ныне — увы! — вижу, что многие нерадят ни о священных Таинствах, ни о слове богодуховенной и спасительной проповеди. И вообще — священнодействуют выставляясь и с каким-то тщеславием, редко молятся и никогда не проповедуют, но пышно восседают, заботятся о мирских суждениях, от которых рождаются раздор и всяческая смута, вражда и бесполезные, даже более — душепагубные споры. Они пекутся о тленных приобретениях, а о собственной духовной жизни, к которой они призваны, как более просвещённые, и о жизни тех, которые им вверены, у них вовсе нет речи. Они не заботятся ни об изучении священных Писаний, ни о соблюдении правил церковных или о другой какой-либо священной деятельности, на которую указывают отцы. У них вовсе нет попечения о церквах и о духовном стаде Спасителя нашего. И это притом, что Павел говорит: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти ЦерковьГоспода и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28), и это тогда, когда волки не только намереваются прийти, но уже здесь.
   Многие много говорят о доходах и собственности, а о сокровищах спасаемых душ на Небесах речь коротка. Я же не отделяю от таковых и себя самого, потому что и я, беспечный с беспечными, дам за то ответ. А потому, размышляя и о моем собственном долге, я плачу о себе и братьях моих. И так как необходимо говорить о долге нашем, говорю о нём, поскольку мы имеем неизбежную нужду спешить приводить братьев к покаянию. Ибо покаяние есть одно из Таинств, и совершать его для верных — обязанность епископов. Нужно подвизаться для этого. И вместе с епископами да стараются об этом те, которые с разрешения епископского получили такое служение.
   И пусть не имеет в виду кто-нибудь (ибо я не обо всех говорю, как и не обо всех епископах) плотскую прибыль, которая есть ущерб и, по сути дела, убыток. И пусть не судят вопреки правилам, дабы тот, кто действует против правил, не навлек на себя грехов другого.
   Кроме того, пусть никто не впадает в заблуждение и не принимает себе за правило быть строже самих отцов, ибо кто непорочнее их в таких делах, кто внимательнее и чище? Пусть не впадает в самообман и не воображает быть и снисходительнее их, будучи слабым и бессловесно падая вместе с падающими. Да и кто так смел, чтобы дерзнуть быть человеколюбивее отцов? И откуда получит он на это власть, если отвергает отцов и действует не в границах, положенных ими? Он неизбежно будет действовать от себя, и не будет прочным сделанное им, потому что оно не по преемству от отцов.
   Итак, пусть всякий твёрдо решит ничего не делать вопреки определениям и правилам отеческим. Ибо они составлены различными богоносными мужами, и верны, как согласные с Духом, и весьма способны врачевать всякую страсть, и вполне целительны. О них излишне и говорить нам, так как они весьма ясны и во многих книгах есть, и многими объяснены для большего уразумения их.
   Итак, все должны судить по церковным правилам и не внимать каким-либо другим, составленным не по определениям этих правил, потому что благодать — по преемству, ибо от источника благодати — Господа и Спасителя нашего она перешла на Его апостолов, от апостолов — на отцов, а от отцов наших — на нас.
   Таким образом, если мы соблюдаем правила отцов, то и преемство благодати будет в нас, и слово наше будет твердо. Иначе, если будешь поступать не по определенному ими, то и слово будет нетвёрдым. Да и что вынуждает нас поступать не по определениям отцов?
   Если видишь чьё-то искреннее раскаяние, чистое исповедание падений, сокрушение из глубины души и уничижение, истинное воздержание от злых дел, и от всего сердца ненависть ко греху, и удаление от него, и ревность к делам покаяния, которые обнаруживаются в воздержании и милосердии, то это прекрасно, и отцы учат, как поступать в подобном случае. Ты прими такого, утверди в нём любовь, поддержи брата и тщательнее исследуй покаяние, испытай кающегося. И если, при истинном покаянии, он будет желать сокращения времени епитимии и какого-нибудь смягчения её, то не останавливайся приобщить его Блага, потому что и вся цель — в том, чтобы всем соединиться с Благом. А коли так, то не бойся дозволить ему приобщиться, потому что и у отцов найдёшь указание на такое позволение, и от них получишь власть на это. Таковой — сотрудник твой и соревнитель.
   Одобри того, кто выказывает более ревности, и прими его с распростёртыми объятиями, и послужи, сколько в силах, по мере ревности кающегося.

220. Об исповеди: как она должна совершаться

   Исповедь же должна совершаться не просто, но как указал Спаситель, когда принял Закхея и блудницу.
   Первый торжественно и с сокрушением высказал всё, чем согрешил, и обещал исправить обиды и начать творить дела божественные. «Господи! — говорит он, — половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8).
   А вторая, взяв «алавастр мира и став позади (ибо не смела перед Ним) у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37, 38). А потому и сказал Иисус: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47). Закхею же сказал: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19:9).
   Видишь ли, что за ревность и стремление к истине при обращении тотчас даруется отпущение грехов со спасением? А нераскаивающимся Спаситель говорит: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:23).
   И хулящим Духа Святого сказал: «кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3:29).
   И не хотящим отпускать согрешения других сказал, что и им не отпустятся. И «если не покаетесь», говорит, «все так же погибнете» (Лк. 13:3).
   И не веровавшим в Него говорил: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф.23:38).
   Посему нужно истинно каяться, и притом со смирением, а не так, как утверждают некоторые (что смеха достойно), — будто когда ешь и пьёшь отверзается сердце для исповедания грехов, и поэтому они с похмелья (чтобы не сказать больше) осмеливаются исполнять христианский долг покаяния, делая противоположное покаянию и идя наперекор Сказавшему: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21:34). Как может прийти в сокрушение тот, у кого сердце в таком состоянии? Как будет печалиться? С каким вниманием и смирением исполнит долг исповеди?

227. О том, что для всякого необходима исповедь, потому что и согрешаем мы все

   Во всем, о чём мы сказали, всякий исповедающийся должен испытывать себя, а принимающий исповедь — о каждом деле спрашивать. И если исповедующийся сделал что-нибудь доброе, то хвалить его и укреплять в этом, а если найдёт, что тот в чём-либо погрешил, то посредством исповеди и покаяния исправлять его насколько возможно и возводить падшего к Богу, следуя правилам отцов и их духовному рассуждению. Впрочем, и те, которые думают, что они не пали (что, как я полагаю, невозможно), — все должны каяться.

228. О том, что и живущему благоговейно нужно жить под руководством, и принимать от отца духовного епитимии, и не полагаться на себя

   Думать, что не пал, значит — пасть, и это наибольший из всех грехов, в котором, по безумию своему, повинны и стоящие ошуюю, говорящие: «когда мы видели Тебя...?» (Мф. 25:41, 44) — то есть: «мы не согрешили». А что это — тягчайший грех, свидетельствует возлюбленный ученик Христов и девственник Иоанн Богослов, говоря: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды»(1 Ин. 1:8-9).
   Видишь ли силу исповеди? Поспешим же к ней все, потому что все и нужду в ней имеем. И брат Божий Иаков свидетельствует: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5:16), ибо все уязвлены и покрыты следами ударов и нет никого, кто бы не нуждался во врачевании. Один только безгрешен — Тот, Кто, придя в уничижении, уврачевал нас и в смирении даровал нам врачевство, заповедав припадать и смиряться друг пред другом и взаимно исцеляться.
   Но и тот, кто, уже уврачевавшись, ревнует о преуспеянии в добродетели, не сам по себе должен устремляться к этому, но действовать с благословения отца духовного и держать не свой собственный канон, но принимать его через живой голос духовника и жить под руководством последнего. И никто никоим образом не должен, полагаясь на себя, управлять самим собою, потому что это не сообразно с христианской жизнью, ибо жить самовольно — не есть установление Христово, так как Христос послушен был Отцу Своему до смерти крестной. Итак, если Он поступал таким образом, то кто больше Него? И каким образом тот будет Христов, кто живет не по примеру Христа? Ибо Христов — тот, кто, по примеру Христа, живет смиренно, не делает ничего от себя, но исполняет только волю Божественную и пребывает в послушании, как и Спаситель, молившийся: «впрочем не Моя воля, — т. е. воля человеческая, — но Твоя да будет» (Лк. 22:42). А Божественная воля есть и воля Его со Отцом, и Святого Духа.
   Так, будучи двойствен по естеству и имея две естественные воли, единый Богочеловек при человеческой непорочной и чистой воле повиновался Отцу, изглаживая добровольное преслушание Адама и Евы. И обладая двумя естественными действиями, Он, будучи (что выше всякого описания) един совершен по ипостаси и двоякий по естеству, посредством их всецело обновив, обожил нас.
   К покаянию относится и ангельский образ покаяния, о котором мы говорили ранее. Впрочем, снова нужно рассмотреть, как он совершается, и то, что касается его обрядов.

Вера и неверие

 

В конечном итоге, апостол Фома не был неверующим. Он искал вещественных доказательств своей веры, которых воскресший Христос так и не дал ему.

ΨΗΛΑΦΗΣΙΣ ΤΟΥ ΘΩΜΑ_2

Вера живет в добрых и смиренных сердцах, живет непоколебимо. В сердцах людей, принявших Благодать Святого Духа. Великое чудо Православия состоит в том, что вера сохраняется в целостности и чистоте, невзирая на признаки нездоровья в церковном руководстве. Невзирая на людей, вызывающих своими взглядами и своим образом жизни серьезные проблемы и озабоченность, и нередко смущающих народ. К счастью, есть и там люди добродетельные, не дающие вере угаснуть среди всего этого. Так посреди тлена пробивается родник истины и любви.

Да, есть и клирики-профессионалы, но не подлежит сомнению, что существует и много истинных служителей Всевышнего, чья жизнь является образцом чистоты, скромности, смирения и кротости. Их житие поражает и побуждает. Нередко люди не понимают многого в жизни Церкви. Однако, именно привычка способна помочь им узнать многое. Несправедливо забрасывать Церковь камнями, ни разу не войдя в нее. Участие в жизни Церкви благословляет человека. Погружаясь все глубже и глубже в эту жизнь, он почувствует умиление, сладость, красоту и единение со всеми.

Святые помогают нам прийти ко Христу. Своими словами, своими книгами, но главным образом святым примером своей христоподражательной жизни они ведут нас в объятия Божии. Они вещают нам о том, как они любят Христа, и с какой радостью и упоением трудились они, выполняя Его заповеди. И сегодня везде есть «тайные» святые, которые не открываются любопытным и несмиренным сердцем. Иногда они обитают там, где ты не ожидаешь их увидеть. Они могут жить неузнанными в двух шагах от тебя. Ты считаешь их глупцами, и не удостаиваешь их даже беглого взгляда. Несомненно, что святость существует и сегодня.  Ей не нужны крики, блеск, шум и реклама. Любопытство Фомы не было плохим. Фома искал, желал, алкал истины.

Фома зовет и нас коснуться перстами Христа. Не остаться вне брачного чертога Христова. Христос любит ищущих, требовательных слушателей, подлинных учеников. Он хочет, чтобы мы были живыми, истинными, старательными и трудолюбивыми. Людьми, горячо любящими себя самих и ближнего своего. Церковь – это благословенный  овечий двор Христов. Он зовет всех наслаждаться и возрождаться. И важную роль в этом играю наши клирики.

Служащие священники, проповедники и исповедники могут повлиять на многих. Чистые, смиренные и богоблагодатные иереи могут принести великую пользу многим.

Православная Церковь не обманывает, не дает ложного утешения, не балует. Она живая, крепкая и сильная. Она не изгоняет ставящего все под сомнение Фому. Она позволяет ему свободно искать, исследовать и убеждаться. Православная Церковь святописна и традиционна. Ее богатство в ее нищете. Она не сеет страх и  не угрожает своим возлюбленным чадам. Она знает, что имеет и чего желает, и никогда не ждет плодов там, где не сеяла. Она обладает пониманием, терпением, терпимостью и любовью. Приди же сам и убедись в этом.

Изучи и отвергни. Фома зовет тебя. Его «неверие» привело его к великой вере. И сейчас он пребывает в покое, благодати, радости и счастье.

Неверие – это болезнь, могила, боль и страх. Человек думает, что он свободен, но ему чего-то не достает. Он раздираем противоречиями. Он не знает истинной радости. Простота Церкви дарит помощь душам. Она изгоняет злобу и дает человеку возможность испытать подлинную радость. Вера проста, неверие сложно. Жар нашей веры приведет в недоумение неверующих. Цельная вера поражает всех. Ее простота притягивает к себе. Фома по-братски ведет нас к источнику веры. На самом деле он совсем не был неверующим, но обладал достаточной верой. Мы благодарим его за то, что он подвел нас к источнику, способному утолить нашу жажду. Брате мой, святый Фома, пошли силы тем, кто робеет, боится, раздирается противоречиями и не решается сделать шаг.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Митрополит Пирейский Серафим: Занятие йогой является хулой на Духа Святого

 

Митрополит Пирейский Серафим: Занятие йогой является хулой на Духа СвятогоПирей, 22 июня 2015 г.

Митрополит Пирейский Серафим направил в храмы своей епархии послание об оккультной практике индуизма – йоге, пишет Romfea.
 
«Возлюбленные о Господе братья и сестры, возлюбленные в Господе чада!

Уважая религиозную свободу, закрепленную Конституцией Греции, но имея и пастырскую ответственность за возможное содействие созданию атмосферы религиозного синкретизма, мы должны высказать свою позицию по поводу назначения ООН 21 июня «Международным днем йоги», учитывая и соответствующее заявление Священного Синода Элладской Церкви, которое напоминает Полноте Церкви Христовой, что «йога является основополагающей практикой религии индуизма, имеет большое разнообразие школ, направлений, практики и течений и СОВСЕМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ «одним из видов гимнастики», а потому совершенно неприемлема для нашей православной христианской веры и никак не может быть связана с жизнью христиан».

Пирейская митрополия, принимая во внимание, что на ее географическом пространстве имеются Центры йоги, добавляет следующее:

1. Слово «йога» этимологически восходит к санскритскому yuj, что означает «сопряжение», «единство» человека с безличным Абсолютным Единым индуизма и восточных религий. Следовательно, йога не является простым и невинным методом расслабления, это не способ избавления от стресса и не метод телесного благополучия, как это преподносится, но это этап индуистского погружения, связанный с антихристианской теорией переселения душ и с демоническим божествами Вишна, Кришна и Шива.

Недавно мировое сообщество было проинформировано международными новостными агентствами, что в Индии было проведено человеческое жертвоприношение с обезглавливанием пятилетнего ребенка в честь демонического лжебожества Кали из индуистского пантеона.

В многострадальном индуистском Непале за несколько дней до катастрофического землетрясения в 7,8 баллов по шкале Рихтера произошло невыразимое религиозное преступление, когда были зарезаны в жертву индуистским лжебогам (которые суть демоны) 250 000 животных.

В разных школах индуизма мы наблюдаем прямую зависимость практикующих от индуистского учителя, который их направляет, меняет их христианское имя. Всё многообразие техник йоги не имеет никакой связи с наукой, даже наоборот — налицо все признаки магии. Занятие йогой таит множество психических и телесных опасностей.

2. «Новая эра Водолея», борющаяся с Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церковью, с нашим православием, наводнила нашу страну проповедью йоги, чтобы совратить нас своим бесовским учением, что все религии — это равные пути, ведущие к одной и той же цели.

3. Все этапы занятий связаны с конкретными демоническими практиками. Так, изолируясь от внешнего мира, ученик думает, что обращается к своему внутреннему миру и старается исключить всякое другое ощущение.

И если на первых порах ученик в этой бесовской йоге еще сохраняет какие-то элементы сознания, то в последующем он теряет даже свое самосознание, не различает ни цветов, ни запахов, ни звуков, ни самого себя, ни других людей. Это небытие йога считает «искуплением».

Во время упражнений могут возникнуть неестественные явления, происходящие от бесов, такие как телепатия, парение в воздухе, общение с лукавыми духами и прочее. Все это подтверждает, что все эти парапсихологии, йоги и вообще все многообразие форм медитации основываются на оккультизме, то есть на демонах.

Мы призываем всех православных христиан и особенно молодежь сопротивляться Новому Порядку, объединиться в своих христианских общинах со священниками, чтобы постичь духовный мир и духовную жизнь православного христианства.

А занятие йогой неприемлемо для православных христиан, несовместимо с учением и догматами нашей веры, поскольку является формой отречения от православной Истины и хулой на Духа Святого, приводящей к служению демонам.

С отеческой молитвой о вас,
Митрополит Пирейский Серафим».

Перевел с греческого Константин Норкин

http://sueverie.net/mitropolit-pirejskij-serafim-zanyatie-jogoj-yavlyaetsya-xuloj-na-duxa-svyatogo.html

Вера / Религиозная жизнь 
Митрополит Эдесский Иоиль

Истинный пост

 

“Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою”

Все, обретенное нами на пути к добродетели и нравственному совершенству, является нашим неотъемлемым, непорочным и глубоко личным сокровищем. Оно не только “имеет к нам отношение”, оно есть само “внемление себе”, ибо подвиг поста полезен и нужен не только для тела и чувств, а преимущественно для нашей души, для нашего внутреннего духовного состояния, для бытия нашего. Таким образом, необходимым условием нашей борьбы является обретение духовного жития, поэтому мы обязаны вести эту борьбу правильно. Вот что об этом говорит Сам Господь: для того, чтобы пост был нам на пользу, мы должны соблюдать его правильно, потому что те, кто постился неправильно, “уже получают награду свою” (Мф. 6.16). Сегодня, в преддверии Великого Поста, мы хотели бы указать на то, что извращает пост и отнимает у него силу, лишая нас, таким образом, духовной награды.

Условия поста

Во-первых, бытует неправильное представление о назначении поста. Пост не только есть воздержание от определенной пищи, прежде всего, он являет собой смирение, покаяние и внутреннюю борьбу. Пост – не просто физическое очищение, не стоит воспринимать его только как диету, он, прежде всего, духовное возрождение. Несомненно, первой заповедью, данной Богом человечеству, была заповедь о посте, а запрет есть плоды определенных деревьев привел к изгнанию человека из рая. Моисей, Господь, Павел и святые нашей Церкви – все они постились. Но важно помнить и то, что пост — это средство, а не цель. Подлинной целью поста является воздержание и обретение человеком духовной культуры, а не удовлетворение гордыни. Многие считают, что пост – это первая добродетель, другие считают, что это преувеличение, которое и вовсе лишне в наши дни. Многие даже издеваются и насмехаются над ним. Пост ни в коем случае нельзя приравнивать к диете – это разные вещи.

Пост должен быть богоугодным и проходить в состоянии любви к Богу, а не с тем, чтобы “казаться людям постящимися”. Св. Иоанн Златоуст пишет, что мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю многих, говорит святой, которые не только, когда постятся, обнаруживают это пред людьми, но и совсем не постясь, принимают на себя лица постящихся и в извинение представляют нечто худшее самого греха. Я также знаю людей, пишет святой, которые “помрачают бо лица своя,” т.е. портят, искажают свои лица, надевая маску постящегося. Существует еще и двуликие лицемеры, которые наставляя других о посте, сами не соблюдают то, чему учат. Самолюбованию нет места в посте. Мы постимся, потому что становимся участниками страданий Христа. Благое иго поста помогает нам в борьбе против греха и дьявола. Демоническая сила особенно боится поста, более того “охранители же жизни нашей — Ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом”, то есть, наши Ангелы Хранители, говорит Василий Великий, с большей охотой пребывают с теми, кто очищает душу постом. При этом он добавляет: “Ангелы в каждой церкви записывают постящихся”. Путем поста мы привлекаем благодать и защиту Бога. Бесовский род не перестает дразнить людей, и его не так просто изгнать: “Ибо, сей же род изгоняется только молитвою и постом” (Мф. 17,21).

Необходимость поста

В преддверии Великого Поста наши мысли переполнены пасхальными переживаниями, а подвиг поста призывает нас к физическому и умственному воздержанию. “Разрешай всяк союз неправды”, – пишет Василий Великий. Пост – часть подвижного годового богослужебного круга – наше обязательство перед Богом. Сокращение сна, всевозможные ограничения переполняют наши сердца и заставляют нас страдать за наши грехи. Воззвание скорбящих есть живое общение с Богом. Во дни поста, вероятно, нам придется столкнуться с различными препятствиями, направленными на то, чтобы не осуществилась эта духовная аскеза, как, например, различные столкновения с окружающими нас людьми, проявление со стороны других вражды и злобы. Дни поста загрязняются нашими страстями. Давайте не падать духом. Так возлюбим же пост и воздержание, чтобы обрести благословение Божье и с миром подойти к Великому Посту.

prayer1

Иоиль Фрагкакос, митрополит Эдессы, Пеллы и Алмопии

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

Третье рождение Христа

 

Возрождение

Третье рождение Христа – это Его рождение в жизни людей, верующих в Него и видящих в Нем своего Бога. Ибо, несмотря на то, что Христос вочеловечился для спасения всего мира, спастись удается далеко не всем.

Конечно, Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли знания истины» (1 Тим. 2:4). Будучи всемогущим, Он, тем не менее, уважает человеческую свободу и не может и не желает спасать нас без нашего на то согласия.

gioto2

В Откровении Он представлен в образе нищего путника, который ходит от дома к дому, от души к душе, стучит в ожидании, когда Ему откроют. «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Но повторяется история первой рождественской ночи. Большинство дверей оказываются закрытыми, как некогда в Вифлееме. Люди приглашают в свое сердце других богов и богинь. Сладчайший Иисус находит лишь немногие души, принимающие Его. «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Но находя их, Он стойло превращает во дворец, а Свои ясли – в богатый стол, рождаясь в душах и возрождая их.

Это возрождение необходимо для нашего спасения. Только те, кто «родится свыше» (Ин. 3:3), по выражению Самого Господа, войдут в Царствие Божье и станут его жителями. «Но как человек может заново родиться?» – недоумевает Никодим (Ин. 3:4), равно как и все мы. Чтобы узнать ответ, вспомним, что сказал Ангел Деве Марии, которая с удивлением узнала, что родит без мужа: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя» (Лк. 1:35). Как с помощью Святого Духа Христос родился от чрева Марии, так и мы, объединившись со Святым Духом, можем принять и родить в своей душе Христа. Да, братья мои. Нечто удивительное может произойти в нашей жизни, но люди не знают об этом и не узнают никогда. Благодатью Духа каждый христианин может родить Иисуса. И родившийся Иисус – это наша сущность, новый Христос, живущий в миру истинный христианин.

Живым примером такого возрождения является апостол Павел. Он сумел принять и родить внутри себя Христа, так что уже не он жил, но в нем Христос (Гал. 2:20). Его нутро, разум и сердце – Христовы. Поэтому он смог впоследствии взрастить Его и в душах окружающих людей, о чем он говорит Галатам: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19). Каким нежным отцом предстает перед нами апостол, словно помещающий «детей своих» во чрево, носящий их и рождающий уже христианами. Как много это может сказать учителям Евангелия, наставникам и наставницам! Их предназначение, их великая миссия – родить в человеческих душах Христа, испытав муки, подобные тем, что терпит женщина, давая жизнь ребенку.

Как мы возрождаемся?

Когда Иисус незадолго до Страстей прощался с учениками, Он сказал, что пошлет им Утешителя, Который с ними пребывает и в них будет (Ин. 14:17). Именно Утешитель осуществляет третье в Духе рождение Христа в нашем сердце. Он объединяется с нами и приносит в мир нового Христа – нашу возрожденную сущность. Но как Утешитель посещает нас?

Первая наша встреча с Ним происходит через веру. Вера открывает Господу двери нашей души. Вера принимает Его, подчиняет Ему наши сердца и рождает в нас живую заинтересованность и горячее стремление приблизить Его к себе. По словам апостола Павла, именно вера является главной предпосылкой тому, чтобы Христос вселился в наши сердца (Еф. 3:17). Но помимо веры, необходима любовь, которая позволит Господу остаться в нас и сделать нас храмом Своего жертвенника. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», – учит Иисус (Ин.14:23). Укреплению нашей веры и умножению любви способствует слово Божье. Когда в нас укореняется святое слово проповеди и учения, Бог Слово, Иисус Христос, не просто находится посреди нас, но пребывает внутри нас. Это мистически совершенствует нас и подготавливает к единению с Богом.

Но то, что в конечном итоге осуществляет рождение Христа внутри нас, – это таинство. Господь недвусмысленно заявляет: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:56). Он приходит, стучит в дверь и, когда мы отворяем, готовит трапезу. Он, ищущий нашего спасения, приносит Свое Тело и Кровь, чтобы напитать нас и сделать счастливыми. Он призывает нас совечерять с Ним, ибо Плоть Его истинно есть пища, и Кровь Его истинно есть питие (Ин. 6:55). Мы истинно празднуем Рождество лишь тогда, когда со страхом Божьим, с верой и любовью причащаемся Пречистых Таинств и перерождаемся вместе с новорожденным Христом.

Значение возрождения

Без этого третьего рождения ни первое вечное рождение, ни второе – историческое воплощение Христа, не имеют для нас смысла и ценности, какими бы значительными и великими они не были. Именно третье рождение поможет оценить дары первых двух, делая Христа нашим личным спасителем и обращая на себя его миссию по нашему спасению.

Η-φυγή-στην-Αίγυπτο2

Апостол Павел пишет, что Иисус Христос «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1 Тим. 4:10). Это означает, что Иисус пришел на землю, чтобы спасти каждого из нас. Спасаются, однако, не все, но лишь верующие. Христос принес на землю объективное спасение. Чтобы оно стало субъективным, относящимся к каждому необходимо уверовать. Своим приходом в мир Христос открыл двери жизни, накрыл стол радости, принес лекарства для спасения. Но чтобы больной исцелился, насытился и утолил жажду, он должен поесть за этим столом, испить из источника и принять лекарства. Иначе он останется в тлении и смерти, бывшими до Христа. И в этом случае нам не в чем будет укорить Бога.

В былые времена разбойники, желая убить двух людей, имели обыкновение поступать следующим образом: одного человека убивали, а второго связывали с трупом лицом к лицу и оставляли умирать. Представьте весь ужас живого, умирающего такой медленной и страшной смертью. И с какой поспешностью он бы бежал прочь от этого трупа, если бы кто-то освободил его! Однако большинство людей сегодня обнимают и прижимают к себе тление и смерть, даже обладая свободой, которую подарил им Христос!

Этот пример позволяет нам сделать полезные для себя выводы. Мы можем оставаться идолопоклонниками даже после Рождества Христова. Христос есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). Но освещаются лишь те, кто принимает этот Свет. Иные же остаются во тьме, неверии, заблуждении и тлении.

И другой пример: страшна слепота, ужасна болезнь, трагично рабство. Но задумайтесь, насколько хуже быть слепым и быть уверенным в том, что видишь, быть больным и не знать об этом, быть рабом и считать себя свободным! Это происходит с большей частью христианского мира. Это язычники, поклоняющиеся идолам и деревянным истуканам, богам и богиням, живущие в заблуждении и неверии посреди памятников смерти. Ведя развращенную жизнь, они, тем не менее, считают себя христианами лишь потому, что не являются атеистами. Но они лишены Христа!

Ах, если бы мы могли глубоко внутри себя почувствовать, что Рождество Христово – это самое значительное событие не только человеческой истории, но и нашей собственной жизни. Его пришествие не только разделило историю на две эры: до Рождества Христова и после, но и поделило человечество на тех, кто вне Христа и на тех, кто со Христом. «Вне» находятся люди, которые, скованные грехом и неверием, живут вдали от Бога. Со Христом же находятся верные и чистые праведники, последовавшие за Ним, а также грешники, покаявшиеся, возвратившиеся к Богу и живущие с Ним. Именно они по-настоящему празднуют Рождество в церкви, славят Бога, уничижившего Себя Самого (Флп. 2:7), разделившего сферу вечности, вмешавшегося в ход человеческой истории, ставшего человеком, жившим посреди нас и приблизившегося к каждому из нас лично. «В начале было Слово <…> И Слово стало плотию» (Ин. 1:1, 1:14). В этих боговдохновенных словах евангелиста Иоанна таится вся спасительная истина и освобождающая радость Рождества, которые даются в дар тем, кто с верой позволяют Христу родиться внутри себя, обновляясь тем самым Благодатью Святого Духа во Христе и становясь «чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Профессор Фессалоникийского университета Стергиос Н. Саккос «Ο Θεός στη γη μας». Θεσ/κη, 2005. С. 118-123.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2016/01/третье-рождение-христа-часть-1/



Подписка на новости

Последние обновления

События