Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Величайший враг Церкви

Η ΜΕΓΑΛΥΤΕΡΟΣ ΕΧΘΡΟΣ ΤΗΣ ΕΚΚΛΗΣΙΑΣ

 

протопресвитер Георгий Металлинос

почётный профессор Афинского университета

Πρωτοπρ. Γεώργιος Μεταλληνός,

 

«Да будут все едины, якоже и Мы» (Ин. 16, 11)

«…ίνα ώσιν εν, καθώς ημείς» (Ιωάν. ιζ’ 11)

 

Сегодня, когда наша Церковь совершает память Святых и Богоносных Отцов I Вселенского собора (Никея 325г.) , потому что они освободили Церковь от духовной болезни арианского нечестия, мы в качестве своей цели ставим задачу подвергнуть тщательному рассмотрению в основном того, в чём состоит смысл ереси, этого величайшего врага единства Церкви.

  1. Наша вера имеет кафолический характер. Согласно священному Символу веры наша Церковь кафолична. Это свойство, особенность Церковь, основывается а словах Самого воскресшего Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя отца, и Сына, уча их хранить все, что Я заповедал вам» (Мф. 28, 20) Церковь обладает кафоличностью в двух измерениях. Вертикальном. То есть она приемлет всю богооткровенную истину, всю полноту божественного откровения. И горизонтальном. То есть она распространяет эту истину на все народы. Итак, миссия Церкви состоит прежде всего в сохранении в чистоте и в точности веры «однажды переданной» (Иуд. 3 )и в её распространении по всем миру.

  2. Но каков же был «мир», когда первая Церковь приняла на себя исполнение этой величайшей миссии на земле? Идолопоклонство, атеизм, безнравственность, нечестие, эксплуатация, рабство и всё то, что апостол Павел описывает в своём послании к Римлянам (Рим. 1, 18; 5). И из этой среды появлялись новые члены Церкви. Весьма выразительными являются слова Павла, обращенные к христианам Эфеса: «Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе» (Еф. 5, 8). Церковь просияла в мире как некий свет во тьме. Итак, те, которые вняли божественному призыву и стали членами Церкви, им следует принять и её веру. Чтобы таким образом им стать действительно и в сущности едиными с другими членами Церкви, жить её истиной, им необходимо изменить обычаи, присущие миру, на образ жизни в святости, любви и праведности. Итак, Церковь с самого начала требует от нас всецелого изменения. Итак, человек реально должен стать «новым творением».

Но чтобы это совершилось в действительности, новые верующие должны переродится духом Церкви, чтобы стать совершенными, и их средоточием чтобы стала сама Церковь… И было очень много таких, которые явили ревностное желание навстречу этому её требованию. Однако немало было и таких, которые, несмотря на свой вполне добровольный уход из мира и приход в Церковь, не желали расставаться со своим прежним образом жизни. С ними происходило тоже самое, что и с израильтянами, которые едва вышли из Египта и вдохнули свободу, стали вспоминать с сожалением о мясе и котлах в Египте (Числ. 11, 5). Слово Божие такое расположение с поразительной силой расценивает как обычай пса возвращаться «на свою блевотину», или свиньи, которая идёт «валяться в грязи» (2 Петр. 2, 22).

  1. Каковы же были эти христиане? Некоторые из них были иудействующие. Они требовали от христианства соблюдать букву Закона Моисея и отождествляли его всемирную миссию с иудейским национализмом. Некоторые же были эллинствущими. Они старались смешать христианство с мирской лжефилософией и втиснуть его в рамки некой религии с помощью приспособления её к идолопоклонству. Другие же были римлянами. Они, будучи реалистами и прагматиками, смотрели на новую религию как на некое средство для установления их всемирного господства и земной власти.

Каждое из этих направлений принимало из христианского учения то, что их устраивало и что им подходило. Однако некая тяжесть и груз ложились на их собственные принципы, на их собственные цели, но что ещё хуже — таким образом создавалось новое учение, которое выдавалось за церковное христианское учение. Мы на этом не останавливались. Но и это учение несмотря на то, что верили что оно живёт внутри самой Церкви, предлагалось как её собственное учение, однако оно не являлось таковым. Это несомненно было тем, что на церковно-богословском языке именуется как ересь. То есть это то, когда она представляется кем-либо, будучи собственным мнением и убеждением, за учение Церкви, а собственная интерпретация божественного откровения в качестве церковного учения и истолкования.

  1. Ересь создаёт в Церкви величайшее зло, нежели грех. Грешник падает как индивидуум, и он имеет возможность вновь восстать от греха, используя для этого имеющиеся в Церкви благодатные средства. Но еретик вполне конкретно отпадает от тела Церкви. И это потому, что он не верит в Церковь как в ковчег божественного откровения. Он верит только самому себе и возлагает на себя роль судии в отношении «переданной» веры. То есть он обоживает сам себя. Посему он не приемлет иного высшего авторитета как только свою собственную персону. Всякая ересь является порождением и плодом собственного недуга, человеческого эгоизма. Все ереси обладают одной и той же закваской. Тем самым ересь разделяет Церковь и разрушает её единство. Наверняка не будет преувеличением то, если мы станем рассматривать в качестве первых еретиков в истории первозданных людей, поскольку эти люди поставили свою собственную волю над божественной волей и отпали от божественного общения. Поэтому ересь является хулой на святого Духа. Не удивительно то, что большинство еретиков, кроме иных своих заблуждений, являются к тому же и духоборцами, начиная с первых последователей Македония — македониан и вплоть до современных наших хилиастов — Лжесвидетелей Иеговы.

Следовательно ересь разрывает церковное тело. Она разрушает её единство. Она искажает, извращает божественное откровение и его уничтожает. Она смешивает истину с заблуждением. Поэтому ересь является даже хуже всякой религии. Поэтому она не может быть принята. Ересь появляется в теле Церкви как скрытая раковая опухоль. Она распространяется под видом под одеждой истины и под цветом церковности и тем самым весьма легко добивается того, чего она желает. Она является страшнейшим орудием дьявола по отношению к Церкви и её гонителей. Посему она не убивает тленное тело, но бессмертные души. Поэтому еретики конечно же являются скрытным образом и коварно слово члены Церкви, христианами, то есть они стремятся соблазнить своей ложной святостью наивных и простодушных людей. Это то и происходит и в нашей стране с разными еретиками, которые с помощью Священного Писания, которое они держат в своих руках, скрывают свое лукавство и злобу. Но за религиозным заблуждением ереси скрывают и вполне очевидную заинтересованность — политические стремления обслуживание интересов их независимых центров. Пи поразительном проявлении человеколюбия, при якобы строгой жизни, искусной и хорошо подготовленной пропаганде, они портят и искажают сознание людей и целенаправленно ведут к своей убийственной цели, корой является ни что иное как уничтожение Церкви и разрушение дела Христа.

Вполне достаточно всякому окинуть взглядом церковную историю, чтобы прийти к тому убеждению, что для жизни Церкви значит ересь. Поскольку ересь является не только порождением диавола, она вызывала беспокойство у духовых отцов и подвигала их на защиту своих детей. Но как вполне справедливо говорится, если величайшей победой сатаны может явиться уничтожение человечества, чтобы нас не было, то величайшим успех ереси состоит в том, чтобы убить верующих с помощью образованных людей, несущих самую непосредственную ответственность, представляя ересь в качестве смиренного деяния, и проявляя заботу о простом народе в том, что он якобы в различных еретических группах найдёт истину и подлинную христианскую жизнь. Но мы, которые имеют желание остаться верными преданию и традиции Святых отцов нашей церкви, считаем, что непосредственным следствием нашей веры и нашей священной обязанностью является: а) разоблачение всех ересей, б) осознание того факта, что все ереси обслуживают нужды тьмы и ведут работу по разрушению веры, в) охранение самих себя и наших братьев от этого страшного яда дьявола.

 

©Перевод «Православного Апологета», 2012г.

Источник: ΕΥΑΓΓΕΛΙΚΑ ΚΑΙ ΑΠΟΣΤΟΛΙΚΑ ΜΗΝΥΜΑΤΑ (Απάνθισμα κηρυγμάτων από την «ΦΩΝΗ ΚΥΡΙΟΥ» των ετών 1980 και 1983)ΠΡΩΤΟΠΡ. ΓΕΩΡΓΙΟΥ Μ. ΜΕΤΑΛΛΗΝΟΥ ΕΚΔΟΣΕΙΣ «ΟΡΘΟΔΟΞΟΣ ΚΥΨΕΛΗ

Ιερά Μονή Παντοκράτορος Μελισσοχωρίου.



Подписка на новости

Последние обновления

События