Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Нужен ли нам русский Гарри Поттер?

 

Человек спрашивает сказку, а она отвечает ему – о смысле жизни.

Данную статью, которая может быть больше является размышлением, понудили написать постоянные призывы на сегодня считающегося известным богословом и даже, как его называют светские журналисты, «экспертом в области Православия» о. Андрея (Кураева) с настойчивыми рекомендациями читать Гарри Поттера. При этом о. Андрей постоянно утверждает, что эта книга, принадлежащая к жанру т.н. фэнтези, является совершенно безобидной сказкой. В статье «Нам нужен свой Гарри Поттер», опубликованной в журнале «Фома» за август 2007, отец Андрей уверяет, что и нехристианские сказки могут вести ко Христу и такой именно является именно Гарри Поттер. В качестве доказательства о. Андрей приводит следующий довод: «Кстати о мальчике-волшебнике. Не думаю, что это христианская сказка – в том смысле, что не надо ее совать детям от имени Церкви. Однако если дети без нашего спроса ее взяли – это еще не повод с ними ругаться. Почему? Потому что и эта книга может заставлять задуматься над христианскими вопросами. Ведь практически вся сказка посвящена теме власти – власти над обстоятельствами, над самим собой. А кроме того, в Гарри Поттере есть и недвусмысленные миссионерские детали: в финале четвертой части, когда злой колдун Волан-де-Морт парализовал Гарри Поттера, у мальчика нет волшебной палочки, чтобы защищаться, он не может сдвинуться с места, не может даже произнести никакого заклинания. И тогда в тексте появляется очень значимая фраза: «Гарри начинает молиться». Кому может молиться Гарри? Очевидно, Тому, Чье Рождество и Пасху в школе, где он учится, празднуют».1

Я могу согласиться с о. Андреем в том, что действительно эта последняя фраза может послужить точкой опоры для начала беседы с детьми, которые увлеклись Гарри. Тем не менее это вовсе не означает того, что Гарри Поттер является обыкновенной сказкой, которая может подтолкнуть ребенка к тому, чтобы задуматься над христианскими вопросами. Дело в том, что дети вплоть до 9-10 класса, за небольшими исключениями, обладают стремлением и желанием проанализировать прочитанное. Ребёнок чаще всего впитывает как губка все что он услышал или увидел. Вот почему дети, попав в среду где ругаются матом, дерутся, легко без сопротивления заражаются теми же пороками. Ребенок ещё не обладает сильными волевыми качествами сопротивляться злу и пороку, и, постепенно, он ими увлекается, его затягивает во внешне привлекательную и соблазнительную воронку греховной жизни, поропаганда которой стала нормой в современном обществе, если ему не оказывается своевременно сторонняя помощь, если родители ему не говорят что такое хорошо и что такое плохо. Безусловно, насильственное вырывание книги, даже "Гарри Поттер", из рук ребёнка – совершенно неверный принцип воспитания. «Если кто вознамерился воспитать дитя методом стращания, - как хорошо пишет глубокий православный мыслитель XX века И. Ильин, - тот рискует потерять его любовь и духовно искалечить его»2. Более того, у ребёнка родители после подобных наказаний и резких вразумлений теряют авторитет. Задача воспитания ребёнка как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в нём природный инстинктивный дух к божественной красоте и правде, что позволит ребёнку отталкивать от себя зло. Главная задача воспитания ребёнка состоит не в пичканье его знаниями, ибо многознание по мысли греческого философа Гераклита уму не научает, а в том, чтобы «как можно раньше зажечь детскую душу лучом божественного света, чтобы она очнулась она от своего блаженного сна ночи навстречу благословенному дню»3.

Да действительно, нельзя не согласиться с о. Андреем, что сказка является одним из самых архаичных видов повествований. Однако русская, например, сказка хотя и имеет много элементов магии, волшебства, но все эти «сатанинские чары» представляются там порождением зла, они направлены против человека и его счастья. Сам добрый человек в них не использует колдовство и ворожбу. И это не удивительно, поскольку русские сказки, хотя по содержанию и далеки от христианства, но они порождены христианской средой. В отличие от Гарри Поттера в русских сказках не только не мыслимо использование волшебства и обучение магии, но в них идёт непрерывное повествование о христианских добродетелях: жертвенности, сострадании, трудолюбии, верности, честности, целомудрии. Как совершенно справедливо сказал в одной из своих публичных лекций о русской сказке И. Ильин: «В русских сказках русский народ пытался распутать и развязать узлы своего национального характера, высказать своё национальное мироощущение, наставить своих детей в первобытной, но глубокой жизненной мудрости, разрешая лежавшие на его сердце жизненные, нравственные, семейные, бытовые и государственные вопросы. И русские сказки – просты и глубоки, как сама русская душа... Сказка – это ответ всё испытавшей древности на вопросы вступающей в мир детской души»4.

Другое принципиальное отличие русской сказки от Гарри состоит в том, что она не эстетизирует убийства и издевательства над животными. Наоборот, герои русских сказок помогают животным, обращаются к ним за помощью. Животные - это близкие друзья людей (серый волк, конёк-горбунок...).

Вот почему греки, народ более церковный нежели наш, поскольку он не испытал такой как у нас тяжелой эпохи гонений на верующих и Церковь, воспротивились распространению "Гарри Поттер" у себя. Они сразу же увидели, что этот многотомный труд госпожи Роулингс является пособием по развитию в ребёнке, в его психике демонических начал стремления к магии. Что эта книга в конечном итоге является введением в магию. Неслучайно, дети ознакомившиеся с этой книгой проявляли нездоровый интерес к самой книге, становились одержимыми манием найти волшебную палочку и знать заклинания. С точки зрения психолога эта книга направлена на изменение психики и сознания ребёнка, на переориентацию с Божественных, вечных ценностей к демоническому миру.

Автор интересной аналитической статьи о Гарри Поттере «Гарри Поттер: посвящение в магию» пишет: «В Греции Ассоциация ученых "Prooptiki", которую я горячо благодарю за её многоценную помощь, предприняла широкое исследование настоящей темы, включающее в себя психологический и педагогический аспекты феномена. Ассоциация "Prooptiki" выражает своё решительное неприятие как по отношению к Гарри Поттеру, так и по отношению к трилогии Толкиена (J. R. R. Tolkien) "Властелин колец"».

Нельзя обойти молчанием и признания самого автора Гарри Поттера г-жи Роулингс в том, что перед написанием своей книги она тщательно изучала магические обряды: «Автор книг Дж. К. Роулингс в своём радиоинтервью (The Diane Rehm Show, WAMU, National Public Radio, October 20, 1999) заявила, что провела специальное исследование магических обрядов и язычества, чтобы её книги были реалистичны. Она утверждает, что примерно треть обрядов, описываемых в её книгах, основана на действительных оккультных действах».

Книга о Гарри Поттере не имеет ничего общего с традиционными сказками, и тем более русскими сказками, поскольку является настоящим пособием по изучению магии: «Заметим, что во многих местах этих книг герои учатся совершать заклинания, готовят магические зелья, совершают поклонения, учат и употребляют в добрых или злых целях фразы с магическими последствиями, поднимают в воздух предметы, общаются с умершими, обучаются астрологии, гаданию, проклятиям, при помощи которых могут подчинять, мучить и убивать. Бесчисленны оккультные и сатанинские символы и действия, [Antonioy Alebizopoyloy, p. Apokryphismos, Gkoyroyismos, "Nea Epoche", Ekd. I.M. Nikopoleos, 1990 и Nikolaoy, Metropolitoy Phthiotidos. Ekklesia kai Magia, Ekdoseis Apostolike Diakonia, 1997] так же как и сцены, вызывающие страх, ужас и отвращение. Коварным способом маленькие читатели учатся, что есть "хорошая" магия и что каждый из них свободен выбрать между "доброй" и "злой" магией. Гарри, Рон и Гермиона (образ, с которым отождествляются девочки) становятся примером для детей, и эти персонажи - молодые маги, всегда побеждающие злую магию "доброй". Родители Гарри были "добрыми" магами и отца ему заменяет никто иной, как "добрый" маг Думбльдор, представляющий собой образец идеального родителя. Гарри, несомненно, был создан, чтобы походить на нового спасителя: как только он родился, его хотят убить, его постоянно унижают, но он сверхфизическим способом побеждает своих врагов и спасает других. Вероятно, в связи с этим стоит задуматься над тем, кто совершает чудеса без помощи истинного Господа и считается своими последователями "обиженным богом"?

Наконец, очень просто убедиться в том, что три хороших героя воруют, лгут, явно выражают ненависть и месть, постоянно нарушают правила, и все это всегда принимается и вознаграждается. Обратите внимание на следующий пример: "Так, значит, - вступила в разговор профессор Мак Гонаголл, едва Гарри сделал паузу, - вы выяснили, где находится вход - при этом, не могу не заметить, бессовестно нарушив не меньше сотни школьных правил - но как, во имя всего святого, вам удалось выйти оттуда живыми, Поттер?"… Инстинктивно Гарри взглянул на Думбльдора. Тот еле заметно улыбался... "Помнится, я говорил, что вынужден буду исключить вас, если вы хотя бы ещё раз нарушите правила", - сказал Думбльдор. Рон в ужасе открыл рот. "И это очередной раз доказывает, что даже самым умным из нас иной раз приходится подавиться своими же собственными словами, - с улыбкой продолжил Думбльдор. - Вы оба будете удостоены специального приза за служение Школе и ещё, вы заработали - так, дайте подумать - да, по двести баллов..."" (кн. 2, гл. 18). [Перевод взят на сайте http://www.harrypotter.ru/ - прим. Пер.]».

Удивительно то, что о. Андрей пытается всеми силами найти в книге «семя Логоса», то есть некие зерна христианства в магии, которая по своей сути написана под влиянием дьявола. Дьявол же, как известно, часто выдаёт себя за «ангела света», чтобы прельстить и завлечь человека в свои когтистые и смертоносные лапы.

Анализируя содержания некоторых книг «Гарри Потер», наши известные православные психологи И. Медведева и Т. Шишова в своей статье «Гарри Поттер: стоп» делают следующие выводы:

  • Гарри Поттер – сказка наизнанку, анти-сказка, поскольку она провоцирует садизм, в ней эстетизируются убийства

  • зло пропагандируется в качестве нормы,

  • в ней воспитывается оккультный расизм, неприязнь к родителям.

 

Как взывает в Священном Писании святой пророк: Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! (Ис. 5,20). А старец Паисий Святогорец говорит: "Пусть Господь нам поможет, потому что сейчас детям помогают не изменяться в хорошем смысле, а бесноваться". Характерной особенностью нашего времени является именно то, что вместо того, чтобы выявить зло и обличить, его активно прикрывают и оправдывают. И страшно то, что в качестве адвокатов зла выступают даже богословы в священном сане, приписывая злу качества добра. В то время, как даже благодаря некоторым критическим исследованиям книги о Гарре Поттере можно сразу же заметить, что подобного рода книги из жанра фэнтэзи являются действенным средством для искажения и изменения сознания детей, для демонизации их сознания.

1Фома// август 2007, с. 30

2Ив. Ильин. Собрание сочинений. Москва. Русская книга. 1998, т. 8. Воспитание. Наказанное дитя., с. 406

3Там же. Дух инстинкта, с. 412

4Ив. Ильин. М. Русская книга. 1996., кн.2. Духовный смысл сказки, с. 272



Подписка на новости

Последние обновления

События