Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

 

МОНИТОРИНГ СМИ: Бесправие священников или крепостное право в Церкви (Московский Патриархат). У такой Церкви нет сил бороться с внешними врагами


Я не собираюсь развенчивать миф о "жирных попах на мерседесах", те, кто более-менее воцерковлен уже давно поняли, что это действительно миф. Нет, конечно есть полные священники, как и 60 % населения среднего и пожилого возраста, есть священники которые достаточно состоятельны. Но далеко не все, точнее небольшой процент из тех, которым довелось служить в наше нелегкое время. Бедный священник — это сейчас норма. Священник из глубинки на приходе где 2,5 бабули в 3-х дворах, мерседес не купит.

Но разговор не об этом. Разговор о другом. О том, что есть Церковь. Наша, Единая Святая, Соборная и Апостольская, Тело Христово, и мы, православные, Его члены. Но это богословие… А вот в правовом аспекте Церковь — это организация, имеющая свою четкую иерархическую структуру, налаженную систему взаимоотношений с государственными институтами. Так кем в этой организации являются священники? Ну да, конечно, пастыри православных овец, служители Божии и т. д. Но если отойти от высоких рассуждений, то… мы увидим печальную картину.

Дорогие, я не собираюсь сейчас лить грязь на Церковь. Я как человек, который провел большую половину своей жизни в Ней, люблю Ее и болею за Нее душой. Просто хочу разобраться, понять почему именно так на сегодняшний день сложилась ситуация в нашей несчастной Церкви, в и без того истерзанном Теле Господнем, что служители Божии по сути есть никто. Именно никто. Безгласые, безвольные, порой безжизненные, духовно выпотрошенные существа?

Проблема ли это профессионального выгорания или чего-то более глубокого? И уместно ли в такой тонкой,я  бы даже сказал сакральной области, говорить о профессионализме? Думаю нет. Так что же тогда?

Почему с каждым годом уменьшается конкурс в духовных учебных заведениях? Почему все чаще и чаще мы слышим о том,что тот или иной священник по собственному желанию ушел за штат и пошел работать каменщиком, плиточником, чернорабочим чтобы прокормить семью? Почему так часто нам приходится слышать о том, что дети священников не хотят идти по пути своих отцов и нас возмущает то, что погибает идея потомственных священнических семей. Мы с грустью узнаем о том, что очередная матушка оставила своего мужа из-за нищеты и безденежья не выдержав суровой жизни… Мы скорбим, мы грустим, мы пытаемся найти этому какое-то объяснение, по привычке кивая на соблазны и растлевающий запад. Да, только, похоже, не в западе и не в соблазнах дело. А в бесправии священников.

Нет, дорогие читатели, вы не ослышались. Именно в бесправии. В жестком тоталитаризме церковной системы в отношении своих клириков.

Давайте рассмотрим любую государственную организацию. Либо это образовательная система, либо система охраны здоровья, либо оборонная или правозащитная система. Везде, даже в мелком и частном бизнесе есть четкая законодательная база, которая худо-бедно но обеспечивает защиту прав человека.

Да-да, я все понимаю, что в нашем постсоветском пространстве никогда не было настоящей защиты прав и т. д. Но, однако, если вы трудитесь на предприятии, любом, вы так или иначе имеете право на отпуск раз в году. Если вам его не предоставят, то работодатели тем самым нарушат закон. И вы можете искать защиты в суде.  Вы имеете право на фиксированную зарплату, на 8-мичасовой рабочий день,на больничный, который будет оплачен и, как следствие,на пенсию. Если вы работаете по контракту,то и вы,и ваш работодатель обязаны выполнять его условия. Это не только дает право работодателю что-либо от вас требовать,ни и защищает ваши права. Если эти права нарушаются,вы имеете право приехать в столицу разбить палатки и стучать касками…Или пустыми пластиковыми бутылками,требуя выполнения закона.

Что из этого всего имеет священник? Ничего! У него ненормированный рабочий день. Даже если не вся неделя занята требами и есть время на труд, который не будет мешать служению,священник не может его себе позволить без благословения правящего архиерея. Т.е. о частной подработке не может быть и речи, не говоря  уже о том, чтобы работать по совместительству учителем или врачом, это, в принципе, малосовместимо, потому,что с урока не убежишь, и прием пациентов не прекратишь,если срочно нужно исповедовать и причащать умирающего. Порой рабочий день священника растягивается до 12 часов в сутки 7 дней в неделю. У него, зачастую, нет стабильной фиксированной зарплаты. Если это не крупный городской храм, а маленький сельский приход,то зачастую батюшка живет с треб,приношений и пожертвований, при этом крутится как белка в колесе, проповедуя, посещая больных, полемизируя с местными сектантами и выполняя работу каменщика, плиточника и штукатура,наводя порядок в храме, если таковой имеется. Порой он выживает за счет продуктов сельского хозяйства оставленных на панихидном столе сердобольными бабушками-прихожанками. У священника нет гарантированного отпуска. Если он желает уехать на 10 дней  к родственникам,то должен просить разрешения у правящего архиерея. И не факт,что тот разрешит. А если разрешит куда-либо съездить один раз на несколько дней, не факт,что получиться вырваться еще раз. Священники зачастую работают так сказать "за послушание", выполняя обязанности секретарей, водителей, завхозов, прорабов, преподавателей в духовных школах,не получая за это ни копейки. Такая себе бесплатная рабочая сила на благо Церкви. При этом попирается их право на отдых, на медицинское обслуживание. Потому как правящий архиерей запросто может не благословить поездку в санаторий по причине,того, что священник уже один раз уезжал на 2 недели в гости к родителям или вообще возил свой приход в паломничество. Нечего разъезжать попусту. Сиди себе на приходе и служи. Священнику тем более никто не даст отпуск "за свой счет".

Если в любой государственной структуре ученая степень,профессиональная категория или выслуга гарантируют человеку прибавку к зарплате, рост по карьерной лестнице и повышенную пенсию, то у священников нет никаких гарантий. И если она, эта степень, категория или выслуга имеются, то ее уже никто и никогда не отнимет. Кандидат наук, доктор высшей категории, подполковник, педагог высшей категории знают,что им гарантирована пусть и мизерная но прибавка к зарплате,жалованию, пенсии. Никто просто так не может уволить доцента в университете только потому,что он сказал что-то там такое, что не понравилось ректору. А Владыка за неосторожное слово может запросто запретить в служении неугодного попа. (При этом попирая право священника открыто высказывать архиерею свои несогласия, предложения, что волне согласуется с принципом церковной соборности) Доцент -  уважаемый человек, для того,чтобы лишить его преподавательского места нужно постараться,а если он постарается в ответ, он может отсудить себе свое рабочее место, доказав предвзятость со стороны начальства. Никто просто так,за то,что одна бабуля что-то сказала другой и они вместе настрочили жалобу на майора местной  пограничной части, с майора погоны не снимет. Потому,что аморальность майора бабулям придется доказать.  Как говориться, плох закон да есть он, и никуда от него не деться…

В среде Церкви все обстоит совершенно иначе. Тут правит местный архиерей. И что ему постановление соборов? Что ему синодальные постановления и личные распоряжения Патриарха? В крайнем случае все можно оформить на бумаге. Вот вроде бы оно, требуемое в патриархии есть, и вроде как его и нет… И получается,что выслуга, сан протоиерея, ученая степень ничего в Церкви не значат. Протоиереев лишают всех наград за неосторожное слово, кандидаты наук служат в захолустье  и проповедуют трем глухим бабулям. Несмотря на Соборное постановление, архиереи продолжают рукополагать  юнцов без образования и отправлять их на "липовые" приходы в пять дворов, которые не то что прокормить священника не могут, им священник и не нужен в принципе. И вот с этого молодого, неопытного батюшки еще и берут налог, как хочешь ,а плати, иначе запрет в служении… Ничего вам это не напоминает? А мне напоминает… Помните классики описывали как помещики брали оброк с крепостных?А неугодных пугали поркой и заточением в подвал..И каждый из таких помещиков был сам себе закон.

Еще есть такая практика, как заставлять в обязательном порядке всем приходам, от мала до велика, покупать в епархиальном магазине облачения, утварь, определенное количество свечей, потом кушай их, консервируй, используй вместо электролампочки, потому,что такое количество твои 5 бабуль не сожгут никогда,даже если будут ставить пучками по 33. Не беда,что старый подрясник еще крепок и не сносился, пришло время, в епархиальной лавке будь добр приобрети новый. Не хочешь? Выбиваешься из коллектива! Недоволен? Партбилет на стол…Тфу ты… оговорился. В общем, кто не доволен, тот лишается креста и права стоять у престола. Все как в старые добрые совковые времена. Те же методы,та же обязаловка,то же отсутствие права голоса.

А если кто-то все-так и издаст слабое недовольное блеяние, тут же будет зачислен во "враги народа"… прошу прощения, в несмиренные, горделивые, возомнившие о себе грешники. И из любви к нему, к этому несмиренному грешнику, правящий архиерей, заботясь исключительно о спасении души нерадивого клирика, тут же его смирит до зела. Да так, что тому мало не покажется, и в следующий раз он уже будет молчаливым,смиренным и покаявшимся.

Итак, если отбросить эмоции, то что мы видим на сегодняшний день в церковной организации?

А видим мы, с болью и грустью то,что священник в церкви — существо бесправное. Полностью зависящее от епархиального архиерея. Прав у него нет никаких. Его гражданские права на труд не соблюдаются. Его зачастую, опять таки в зависимости от прихоти местного владыки, могут лишить гражданского права на образование (владыка может не благословить учиться), права на медицинское обслуживание и отдых (владыка может не благословить ехать лечиться),право на оплату труда (владыка может благословить выполнять ту или иную работу, не связанную со священнослужением, совершенно бесплатно) и трудятся священники водителями, преподавателями в семинариях или училищах, секретарями, журналистами в епархиальных пресс-службах бесплатно, отдавая свое личное время,которое они могли бы посвятить семье и дому. Священник лишен права на  защиту труда. Его жизнью, его служением правящий архиерей может распорядиться как ему угодно. Сегодня священник служит тут, восстановив храм из руин, собственными руками мешая раствор и делая кладку, собирая прихожан по одному, а завтра его могут отфутболить за сотню км. Опять на руины  где рядом хибара и вместо сортира дырка в чистом поле. И он не подаст в суд,так как это может сделать вышеупомянутый доцент. Он вообще не имеет права в таком случае ничего сказать, не может никому пожаловаться,потому,что он не подписывал никаких контрактов, и никто никаких гарантий ему не давал. Потому, что сегодня  архиерей, которого исходя из всей грустной ситуации видимо не зря называют громким словом "Владыка", благословил одно, а завтра передумал и благословил другое… (И не только — это в канонической практике именуется «архиерейский произвол», являющийся разрушительным началом в Церкви. Примеч. Апологета)


 

Вы скажете, а как же каноны? А никак. К сожалению, они исполняются условно, многие за исторической давностью лет неприменимы, многие подвержены икономии, а относительно многих ситуаций справедливо выражение "был бы поп, а канон найдется". Имеется ввиду канон, который позволяет отправить этого самого попа в запрет. А порой каноны нарушаются самими архиереями и блудные, спившиеся священники продолжают служить с благословения архиерея и на это благополучно закрываются глаза, а талантливые, духовные пастыри — отправляются за штат, мл слишком много знают, больше архиерея. (Так и произошло и происходит при вопросах связанных с глобализацией. Примеч. Апологета)  Вы скажете,что священнослужение — это не работа, это нечто большее, это служение. И потому нельзя сравнивать его с работой и втискивать в рамки трудового законодательства. Да. Не работа а служба. Но! В армии тоже служба. В полиции служба и тем не менее там трудовой кодекс работает. И права человека там не попираются так грубо и беспредельно, как в Церкви. И в Греции почему-то очень успешно сумели организовать профсоюзы священнослужителей, обеспечили им хоть какую-то законодательную базу, позволяющую защитить их права. И не только это — в Элладской Церкви есть союзы богословов, клириков, братства, которые могут свободно критиковать несогласную с учением линию любого иерарха и Священного Синода. И это не считается непослушанием, криминалом. Это норма церковной жизни!!!

Вы скажете, что перед рукоположением священник знает, на что он идет… И вы не правы! Многие, очень многие не представляют себе, что это такое,попасть в рабство (а по другому это не назовешь) к правящему архиерею, когда твоей жизнью будут распоряжаться так же, как сто пятьдесят лет назад помещики распоряжались крепостными, ведь у крепостных тоже были минимальные права. Большинство мальчиков, поступая в семинарию и оплачивая свое обучение, не знают, что платят они за свою закрепощенность. И эксплуатировать их начинают еще там. И многие уходят разочарованные… (Сейчас даже с монахов берут без всякого объяснения и согласия персональные данные, заполняют анкеты для электронной обработки, грубейшим образом нарушая не только принцип монашества — отречение от мира, но попирая его, нарушая и законодательство РФ).

В конце концов вы скажете, что не все так плохо. Безусловно не все. Есть хорошие владыки, которые каким-то образом,может быть святым промыслом Божьим, сумели освободиться от совковой коросты и КГБистских методов. Либо по молодости лет еще горят любовью к Богу. Но таких мало. А вот как быть с теми, кто не позволяет священникам строить собственное жилье, чтобы те были максимально зависимы от них? Если узнают, что священник только собирается строить дом, переводят его на другой приход? Как быть с теми, кто за малейший проступок отправляет отцов "на исправление" в монастырь, где они превращаются в рабочую лошадку, а семья, матушка и дети сидят дома без копейки денег потому, что в монастыре батюшке никто не платит, а "исправление" может длиться от месяца и до бесконечности…(Более того, некоторые архиереи как митрополит Марк (Тужиков), доведший до самоубийства затерроризированного им же священника и его семью, не только не осуждается Патриархией, а ему чуть ли не за это дается белый клобук!!!- добавление Апологета) Как быть с теми, кто вопреки соборным постановлениям отправляет образованных священников с учеными степенями служить на кудыкины горы в глухие хутора, а кум-сват-брат с тремя классами училища служит в кафедральном соборе? Как быть с теми, кто приходит к архиерею, как к отцу, с просьбой помочь материально, потому что нужно оперировать ребенка, а в ответ слышит: "Решай свои проблемы сам, меня не грузи!" Как быть с бесконечными презентами в конвертах в день рождения Владыки, в день его хиротонии, в день его епископской хиротонии, в день назначения его на занимаемую кафедру? Когда презент нужно поднести, естественно в конверте, в день посещения Владыкой храма и т.д. Презент иногда нужно нести, даже если ты идешь к Владыке с просьбой, просто чтобы поднять ему настроение. И принесенный конверт, как это ни удивительно, зачастую ничего тебе не гарантирует. Можно носить хоть каждый день, но если Владыка не соблаговолит, ничего ты у него не выпросишь. Даже если не для себя просишь, а для блага Церкви.

Есть еще один тонкий момент, и как с ним быть я тоже не знаю. Это слишком "худой" конверт. Тут нужно еще угадать, сколько в конверт положить, чтобы Владыка не рассвирепел. Иначе может все воспринять, как издевательство, и конверт полетит в лицо дающему. Мол за кого меня держишь,мне твои подачки копеечные не нужны!

Еще Владыки любят посещать престольные праздники и кушать в ресторанах на эти праздники. За счет настоятеля естественно. И тут тоже проблема. Как угодить его преосвященству, или высокопреосвященству. Чтобы подали то, что его высоко-превысоко нравится… Вот как с этим всем быть? Как быть, когда священники унижаются архиереем на глазах прихожан? И не только унижаются, а архиереи падают лицом в грязь, дают отрицательный пример людям, повод для сплетен и порицаний Церкви Христовой.

Как быть с тем, что поймав попа на блуде, его не запрещают в служении, а шлют служить на другой приход, после получения "толстого" конверта? Как быть с тем, когда молодой батюшка теряет семью потому, что неделями не видит жену и детей, служа на липовом приходе, где нет ни храма, ни жилья, ни прихожан? И служить не для кого, и не нужен он там?

И как быть, если священника правящий архиерей шантажирует переводом на кудыкины горы, добиваясь от него того, что ему нужно, либо бесплатного труда, либо взятки?

И в конце концов, как быть с симонией? С деньгами за …сан? Когда правящий архиерей требует за рукоположение установленную сумму? Сумма требуется и за архиерейские хиротонии. И это при том, что народ наш бедствует, несет последнюю копеечку в храм, в святую обитель. А монахи вообще бесправны. Сейчас во главе Комиссии специально и поставили «расправщика» с монахами и «затыкальщика ртов».

И анализируя все это, недоумеваешь: где в Церкви те общечеловеческие ценности, которые, как ни странно, есть в миру? Почему избрав путь ученого, доктора, учителя, военного, полицейского и просто рабочего, человек будет чувствовать себя в большей степени человеком, чем тот, кто избрал для себя путь служителя Божия??? Мир перевернулся??? И видимо уже давно…

Мне трудно понять, как представители медицины, педагогики, вооруженных сил еще ухитряются сотрудничать с Церковью? При таком отсутствии стабильности в этой системе? С одной стороны, это остается загадкой, с другой, если посмотреть на плоды этого сотрудничества, то… приходишь к выводу, что оно настолько же формально, как и соблюдение прав человека в тоталитарном устройстве РПЦ.

Когда я вижу все это, когда осознаю бесправие наших священнослужителей, когда понимаю, что крепостное право  – это реальность. Оно есть здесь и сейчас, среди нас. И крепостные — это люди в рясах, я понимаю, почему все больше и больше молодых людей не хотят принимать сан. Они начинают видеть то, что скоро невозможно будет скрыть. Они не хотят быть рабами архиерея, рабами системы.

Вся беда нашей сегодняшней Русской Церкви в ее прогнившей системе. В том, что советская тоталитарная пирамида укоренилась в умах священноначалия. Что как когда-то для вождя всех народов незаменимых людей не было, так и сейчас для церковной системы незаменимых священников нет. (И не удивительно, что часть архиереев не почитает святых Царственных мучеников. Их образ жизни в чистоте, любви взаимной, любви к народу, любви к Родине, жертвенности, нелицимерии, искренности -их просто обличает.)

Я понимаю, что найдутся критики. Особенно из столичных и обогретых отцов. Либо из тех, кому еще можно жить и не хочется, чтобы штормило. А может быть, просто замнут и сделают вид, что ничего никто и не говорил. Кто-то скажет, что я обнажаю язвы церкви… Может быть. Но зачем скрывать то, что воняет? Это не нужно скрывать, это нужно лечить. Скрывать это имело смысл тогда, когда еще никто ничего не замечал за мнимым возрождением, за строящимися храмами и золочением куполов. Но скоро в этих храмах некому будет служить. Потому что миф о зажравшихся попах на крутых тачках все больше и больше становится похожим на миф, по сравнению с реалиями жизни. А закрепощать себя выпускники духовных школ хотят все меньше и меньше. Всего как ни старайся, не скроешь, и энтузиастов служить Богу, будучи обесправленным и порабощенным, становится все меньше. И пока священноначалие не научится ценить каждого своего священника, как личность, как человека, а не как источник денежного поступления в виде епархиального налога и толстого конверта в день хиротонии, отношение мирян, неверующих и маловерных к Церкви будет соответствующим.

Поэтому, дорогие браться и сестры, давайте не будем удивляться засилию сектантов, активному распространению римо-католицизма, их популярности и успешности на просторах нашей родины. У нашей Церкви нет сил бороться с ними. Она слаба, ее нужно лечить от растлевающей ее изнутри бесчеловечной системы. В народе говорят, что рыба начинает гнить с головы. Один раз Господь приподнес нам страшный урок… Будем ждать следующего урока? А ведь он может быть пострашнее…

Вы скажете, что это все слова и нет ни одного факта. В действительности же, нет ни одного священника, который бы не столкнулся хотя бы с частью того, что я описал. Но все молчат. Потому, что бесправны.

Александр Купер,

"БОГОСЛОВСКИЙ КЛУБ", 15 марта 2012 г.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=90771&type=view



Подписка на новости

Последние обновления

События