Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Слово приснопамятного

проигумена монастыря прп. Григория

архимандрита Георгия (Капсанис),

Святая Гора Афон

 

Η ΜΕΤΑΜΟΡΦΩΣΙΣ ΤΟΥ ΣΩΤΗΡΟΣ

(Ὁμιλία τοῦ ἀειμνήστου Ἁγιορείτου Ἡγουμένου  π.Γεωργίου Καψάνη)

 

 



Так как все события, о которых повествуют святые евангелисты были совершены ради нашего спасения, то и Божественное Преображение Господа было совершено ради нашего спасения. В жизни нашего Господа нет ничего, что не имело бы сотериологического значения, что не относилось бы к нашему спасению. Вот почему вочеловечение Господа Иисуса Христа произошло ради нашего спасения.
Преображение нашего Господа нам указывает не только на божественность Господа, но и на славу, которую Он имел и у Своего Небесного Отца прежде создания мира, предвечно и которую Он на краткое время явил Своим ученикам. Он не явил всю полноту Своей славы, но нечто от своей славы, поскольку это было невозможно, как говорит церковное песнопение. Но им было указано на то, какова цель нашей собственной жизни.

Необходимо стать причастником Божественного Света, Божественной Славы, царствия Божия. Потому что, согласно Святым Отцам, Царствие Божие это Его Слава, это Нетварный Свет. Это божество Личности Господа. Итак, с одной стороны, Господь преображается для того, чтобы уверить Своих учеников в том, что Он Сын Божий и истинный Бог, поскольку они спустя немного времени соблазнятся Его смертью на Кресте. Но Господь преображается ради того, чтобы сказать, что все то, что произошло со Мной, должно произойти и с вами. Мы все призваны к преображению.  Да, конечно, Господь преобразился Своей собственной силой. Мы  же должны преображаться «от славы к славе», как нам говорит апостол Павел. И вовсе не нашими собственными силами, но с помощью благодати и Светом Преображенного Господа.

Об этом Свете говорилось в Ветхом Завете, и некоторые, такие как пророк Моисей, как мы слышали, приял Божественную славу.
 Но никто в Ветхом Завете не осмелился сказать, что будто он восприял некоторую благодать и славу от Бога, что  "Я есмь свет миру". Только Господь Иисус Христос осмелился это  сказать, потому что Он есть жизнь всем и весь. И теперь, как же мы, подобострастные, грешные, сможем стать причастниками Божественного Света?  Как  мы можем изжить наши страсти, которые являются тьмой? И как мы можем изжить грех, который тоже является тьмой? И как тьма, которая пребывает в нас, постепенно умалится и прибавится в нас Свет Христов? В этом состоит наш подвиг, борьба, и таким образом мы может видеть Преобразившегося Господа и узреть как нам можно его достичь. Поскольку каждый христианин должен стать подражателем Христу, и то, что произошло во Христе, должно произойти и в нашей жизни, как об этом говорят Святые Отцы, то нам необходимо пройти по ступеням духовного совершенства, духовного возраста Христа, и все что произошло со Христом, должно произойти и в нас.
Итак, и у нас должно произойти наше Преображение посредством Света Преображения нашего Господа. И в этом состоит наша борьба. Как бы мы смогли — через наше покаяние, через наше смирение, через наше послушание, через причащение в святейшего Тела и Крови Господа, - поскольку и Божественное Причащение также является Светом, - стать причастниками всем этим святым дарам нашего Троичного Бога, а тем самым как бы мы смогли бы постепенно уменьшить в нас тьму и приумножить свет Христов? 
Блаженны те, которые, взирая на Преображенного Господа, видят самих себя. В самих себе мы испытываем сожаление о том, что мы не видим этого Света, дабы он озарил наше существо. Мы радуемся Преображенному Господу, мы Его благодарим и Его славим.  Но сегодня мы Его смиренно просим о том, чтобы Он нам помог возжелать узреть нетварный Свет, Свет Его Лица. Дабы мы возжелали изменить нашего внутреннего человека, соделать его светлым, таким же светлым как и Христос, Который есть весь Свет, весь Жизнь и весь Воскресение, и весь Истина.
Так, ведущие добрую борьбу, исполняют Святую Волю Господа, потому что воля Господня, о чем мы неоднократно говорили, состоит в том, чтобы мы стали богами по благодати. И как кто-то может стать богом по благодати, если он пребывает во тьме, и если Свет Христов не наполняет его бытие? Борьба за справедливое дело, исполнить Святую Волю Господа, потому что воля Божия состоит в том, как много раз мы уже говорили, xтобы нам стать богами по благодати.

Мы поем в Славословии «во свете Твоем узрим свет». Действительно, мы можем увидеть Свет только во свете Лица Христова. У нас есть Христос светящийся. У нас есть светлейшая Богоматерь. У нас есть Святые светоносные, и мы призываемся стать светом.

Да поможет нам Бог и молитвы Святых, которые достигли просвещения, озарения, обожения, увидеть свет Преображения. Потому что святые не только видели Свет Преображения, но и их видели в этом Свете те, которые удостоены его видеть. Вспомните житие свт. Григория Паламы, что когда настало время ему предать в руки Господа свою душу, то двое священников, которые находились подле него, один из них иеромонах, а другой — женатый священник, эти достойные иереи узрели лицо святителя все осиянное светом Преображения. Мог же святитель Григорий Палама, который пришел в двадцать лет на Святую Гору и возжелал избавиться от тьмы, постоянно вопия «просвети мою тьму», разве мог он взывая этой молитвой не просветиться Светом Христа? Итак, каким то образом этот Свет да возревнуем иметь и мы. Со святой ревностью да умолим Господа удостоить нас вести борьбу за этот Свет, вечный Свет, нетварный Свет, который является Царствием Божием и к которому мы призваны. И если в этой жизни мы увидим этот Свет, то мы будем иметь надежду на то, что Господь нас удостоит жить во Свете Царства небесного, о котором мы все и молимся. Аминь.

 

Ιερά Μητρόπολη Κυθήρων

 

© перевод выполнен

Интернет-содружеством «Православный Апологет» 2014



Подписка на новости

Последние обновления

События