Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

 

Почему нам трудно поверить в воскресение?

Нам трудно поверить в воскресение, ибо наше мышление находится под влиянием древней философии, а не православного богословия. Древняя философия верила в природное бессмертие души и в природную тленность тела, в которое заключена душа. Поэтому нам проще поверить в бессмертие души, чем в воскресение тела. Ибо под воскресением мы подразумеваем воскресение тел, души-то не умирают, т.е. не верим мы, православные, в тление духовное.

the-holy-myrrhbearing-women-at-the-Tomb.-st-Gregory-of-Sinai-monast.-Berkeley-California-787x1024

“Мы веруем также и в воскресение мертвых. Ибо будет, истинно будет воскресение мертвых. Говоря же о воскресении, мы разумеем воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное восстановление упавшего. Души же, будучи бессмертны, каким образом воскреснут? Ибо если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным”, – писал Иоанн Дамаскин.

Поэтому, когда мы говорим о воскресении мертвых, мы имеем в виду вторичное обретение людьми телесной жизни, т. е. тела, преданного матери-земле и разложенного “на составляющие его части”. Воскресшее тело будет нетленным и духовным, как об этом говорит нам апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: “Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие” (I Кор. 15:53).

Для древних философов и для греков, находившихся под влиянием духа своего времени, спасение заключалось в бегстве от плоти и от всего осязаемого и в возвращении в мир разума, тогда как для Библии человек – это единение души и тела. Таким образом, воскресение мертвых тел не является чем-то малопонятным для Библии. Однако афиняне, конечно, неодобрительно отреагировали на слова апостола Павла о воскресении, ибо находились под влиянием древней философской мысли. Поэтому, как уже упоминалось в Деяниях апостолов: “Услышавши о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время” (Деян. 17:32).

Но существует еще одна причина, почему нам, людям, трудно поверить в воскресение. Причина эта носит духовный характер и связана с нашей чистотой и безгрешностью. Говорит отец Иустин Попович: “Тот, кто через веру в воскресшего Христа борется со всяким грехом своим, укрепляет постепенно в себе чувство истинного воскрешения Господа и действительно победил смерть на любом поприще. Грех постепенно умаляет душу человека, подталкивает ее к смерти, превращает ее из бессмертной в смертную, из нетленной в тленную. Чем больше греховности в человеке, тем больше смертности. И если человек не чувствует себя бессмертным, тогда становится очевидным, что погряз он в грехах, в мыслях близоруких, в чувствах омертвелых. А когда человек одухотворяется, обретает он все больше сил, усиливается в нем чувство оживления, ощущение своего личного бессмертия, получает он знание собственной и всех и вся вечности”.

Вот почему отец Софроний Сахаров особо отмечает и говорит нам, что истинно кающимся благодать Святого Духа дает опыт воскресения души еще во время нахождения их в земной жизни: “Благодать Духа Святого дает горячо кающимся и опыт схождения во ад, и опыт ада любви,  и опыт воскресения души, в пределах сознательной телесной жизни “.

Конечно, мы можем делиться своим жизненным опытом, но мы не в состоянии осознать и говорить в подробностях о действительности будущего века, даже если к нам нисходит благодать и мы переживаем уникальность личных отношений с Богом. Мы, однако, должны знать, что в этих отношениях кроются семена вечности. По поводу того, какова будет жизнь не в состоянии падения, а во Вселенной, где Бог будет “Всем во всем”, в нашем сознании возникают лишь некоторые вспышки, но нет ясного представления о будущем. Вот почему мы с большой осторожностью говорим об этом и пытаемся обойти стороной такие вопросы.

Таким образом, становится ясным, что мы не можем воспринимать нашим разумом метафизические вопросы о том, что такое воскресение мертвых, но в молитве все мы и в особенности святые могут достичь такого состояния, которое позволит раскрыть перед нами тайны будущего столетия. Вот как эту мысль развивает тот же святой старец Софроний: “Мы не в состоянии осмыслить разумом своим, что значит спасение мира или как понимать воскресение из мертвых (см. Мк. 9:10). Только когда мы пребываем в молитве, нам частично открываются тайны вечного. Мы веруем, что придет время, когда совершится “устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом” (Еф. 1:10).

“Смерть, воскресение и вечная жизнь”, изд. “Этимасия”, монастырь святого Иоанна Предтечи, Kaреас 2002, стр. 223-226.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”



Подписка на новости

Последние обновления

События