Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Опасная псевдопедагогика интернета

Преподаватель богословия Афанасиос Колиофутис

cyberbullying2

 

Продолжая наш разговор о вызове, который использование интернета бросает пастырям, мы сосредоточим свое внимание на самых угрожающих сторонах этой проблемы, на образовании опасных идеалов для подростков, которые являются крайне сомнительными и спорными.

В тот период жизни, когда подростки отчаянно ищут социальные образцы для подражания, из-за бесконечного и постоянного использования интернета они бессознательно воспринимают как такие образцы новые модели поведения и воспитания, которые часто заменяют традиционное влияние семьи, родителя, учителя, священника. В то время как компетентные и состоявшиеся как личности педагоги верно направляют человека к социализации, личному, семейному, профессиональному, интеллектуальному, экономическому и духовному взрослению и совершенствованию, различные «дельцы» безграничного интернет-пространства провозглашают себя педагогами и своей деятельностью сбивают человека с пути к достижению этих целей.

 

В частности, они предлагают для решения проблем опасные варианты, которые, в свою очередь, выдают за правильные и подходящие. Чем больше подросток привыкает к использованию интернета, тем больше он обучается новой этике – этике интернета, учась действовать вне моральных законов и преград. «Непрерывный поток информации, картин, образов с огромной легкостью создает новую модель действительности, которая становится более реальной и убедительной, чем настоящая действительность» [1]. Люди учатся в интернете способам поведения, воспринимают моральные ценности и методы решения ежедневных трудностей, внимают критике в адрес различных лиц, вещей, институтов. Их жизненная программа начинает определяться средствами массовой информации, власть которой предстает как неоспоримый критерий реальности, ведь реально только то, что утверждено ими [2].

Интернет в сочетании с телевидением монополизируют сферу информации в современном обществе посредством «многослойной» структуры передаваемых новостей, которые часто характеризуются наличием противоречий между видимым и бессознательным, из-за этого человеческое сознание начинает отчуждаться [3].

Восстановление традиционных педагогических моделей общества имеет исключительно важный смысл в сфере пастырства, поскольку пастырское служение предполагает результативный подход к проблемам и нуждам паствы. Научно доказано, что пастырский подход к этим нуждам зависит от становления и развития отношений между пастырем и паствой. Отсутствие или ухудшение этих отношений препятствует, а порой и полностью разрушает пастырское общение. Эти отношения являются определяющими не только в пастырском руководстве чувствами и идеями духовных детей, но и в самом продолжении этой деятельности.

Действительно, взаимодействие, развивающееся в отношениях между автором и адресатом, заставляет их принять формы поведения, тесно связанные с чувствами, мыслями и взаимным уважением одного к другому – переменных, которые оказывают серьезное влияние на создания, переработку и, в конце концов, принятие передаваемых друг другу сообщений [4].Когда сила и авторитет автора признаются адресатом, назидания и советы воспринимаются легче [5]. Кроме того, само собой разумеется, что отношения, которые развиваются у верующих с их духовным отцом, играют роль посредника в их отношениях с Богом [6]. Участие, которое паства получает со стороны пастыря, понимается ею как участие и любовь самого Бога и оказывает большое влияние на формирование соответствующих моделей поведения.

Таким образом, когда бесконтрольное и непрерывное использование интернета как прямо, так и косвенно, как сознательно, так и бессознательно продвигает авторитет псевдопедагогов, представленный как достоверный и непререкаемый, это наносит серьезный ущерб силе и авторитету пастыря, из-за чего действие его духовных наставлений и советов затрудняется и осложняется.

Примечания:

[1] Φραγκουλίδου Φ., там же. С. 28.

[2] π. Θερμός Β., Ποιμαίνοντες μετ’ Επιστήμης, Αθήνα 1996. С. 134–135.

[3] Там же. С. 138.

[4] Речь идет о теориях поведенческой психологии. См. Steinberg S., Αn Ιntroduction to Communication Studies, Cape Town 2007. С. 59–60.

[5] К данным выводам пришел психолог Карл Ховланд, который работал со своей командой в Йельском университете в 50-х годах прошлого века. См. Spielberger D. C., Encyclopedia of Applied Psychology, Vol. 3, Νew York 2004. С. 63. Привлекательность личности адресата считается, помимо всего прочего, одной из самых важных его характеристик, которые оказывают влияние на адресата сообщения. См. Rodriques V. M., Perspectives of Communication and Communicative Competence, New Delhi 2000. С. 120.

[6] Dayringer R., The Heart of Pastoral Counseling: healing through Relationship, New York 1998. С 45. См. Anderson H., «Ιncarnation and Pastoral Care», Pastoral Psychology 32 (4), 1984. С. 241–242.

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События