Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Открытое письмо к Его Святейшеству, Святейшему патриарху Московскому и всея Руси

Кириллу в связи с 400-летием празднования Дома Романовых.

И о необходимости и важности глубокого почитания святых Царственных Страстотерпцев всеми чадами Русской Православной Церкви

 

Ваше Святейшество, милостивый Первосвятитель Российской Церкви и любящий отец!

 

В этом, году, как Вы знаете, исполнилось 400 лет со дня восшествия на Всероссийский царский престол Михаила Феодоровича Романова (1613год). Мы с большой и искренней радостью восприняли высказанные в мартовском интервью Ваши мысли относительно необходимости празднования данного юбилея, подчеркивая при этом специфик церковной позиции в отношении разных лиц последней правящей династии. Мы всецело разделяем фактически все что было высказано Вами. Но позвольте в несколько сжатом виде представить Вам и наши некоторые соображения и переживания.

На протяжении более чем 300 лет пришедшая на смену династии Рюриковичей, новая династия Романовых управляла Российским государством, со временем превратив его из Московского разоренного царства в блистательную империю со столицей в Санкт- Петербурге. Новая столица стала символом династии и эпохи, символом Российской империи, имевшей свои специфические особенности, которые отличали Петербургское государство от Московского царства1. Российская империя стала не только мировой державой, но ее политический взлет происходит параллельно с процессом расцерковления русского народа. Из строго церковного государства, оно резкими реформами императора Петра Великого превращается в светское государство.2 Военные, политические успехи российского военного флота (победы в северной войне, победы в русско-турецких войнах 18 столетия, расширения границ государства и т.д.), оснащением армии новыми видами вооружения, рост науки и расцвет искусства, вызвавшие создание Российской Императорской Академии Наук и Российской Императорской Академии Художеств, которые составили славу России, скрывали процесс серьезной секуляризации общества, который неизбежно привел к духовно-нравственному кризису общества, его моральному разложению, началом революционных бунтов против богоустановленной власти православного монарха. При внешнем блеске империя корродировала изнутри. В 1825 году происходит бунт на Сенатской площади, использованный как средство уничтожить монархию и положить начала республиканского строя, а фактически это означало уничтожение России как империи. 1882г. 2 марта после 6 покушений был убит император Александр II- освободитель.

После кончины императрицы Екатерины II, а, вернее сказать, со вступлением на Всероссийский престол императора Николая Павловича I Россия вновь обретает сознание своей исторической миссии в мире как преемницы Восточно-Римской, Византийской империи. Идея о Москве как Третьем Риме была воскрешена в стенах императорской резиденции на Неве. Отныне всероссийский монарх воспринимает свое служение как служение Богу и народу, как исполнение священной воли Всевышнего на земле, как защитника Вселенской Православной Церкви.3 На мировой арене Россия и ее православные монархи начинает выполнять весьма отечественную и важную роль — великой силы равновесия в Европе,4 удерживающего мир от войны и кровавой революции.5

Поэтому-то прп. Серафим Саровский сказал столь верные, глубокие слова, которые верующий человек обязан воспринимать как благодатные и духоносные слова, в которых заключена высшая, божественная истина: «Нет лучше власти на земле, чем власть Богом поставленного православного царя». И Россия, русский на протяжении столетий верил в эту истину. Русский человек верил в то, что «государственность строится и держится живым народным правосознанием и что русское национальное правосознание держится на двух основах - на Православии и на вере в Царя».6 Носители революционных взглядов стремились разрушить это правосознание, уничтожить эту веру, лишить русского человека самого дорого и священного. И для этого использовались всевозможные способы и средства для искажения облика православного монарха: использовались клевета, ложь. «В царствование Николая II наши оппозиционеры кое-чему научились и поняли, - писал первоиерарх РПЦЗ, выдающийся церковный деятель митрополит Антоний (Храповицкий), свидетель разворачивавшейся трагедии в России накануне революции, - что революции достигнуть можно не столько террористическими актами, сколько злобной критикой, введением конституции, развращение народа и пр. На службу революции пошли почти все университетские профессора...».7 И именно поэтому наносился удар по священным особам Русского царства — ее венценосным монархам. Расшатывались вера, благочестие. Постепенная утрата веры, падение нравов в народе стали той почвой на которой и возможно стало совершать ужаснейший переворот в феврале-марте 1917 года, посягнувший на «священную власть», что неизбежно привело к разрушению России как государства с тысячелетней историей и культурой.8

И 2 марта 1917 года совершился грандиозный переворот, когда одержимые безумием установления республиканских начал и демократии лица, даже принадлежавшие к императорскому дому, стали на путь измены священной присяге на верность Государю Императору Николаю Александровичу.9 А ликовавшая в столице чернь требовала кровавой расправы нац императором.10 Этот переворот для всей России стал трагедией, горем.11 Столь легкое попрание клятвы, данной на Евангелии и Кресте, вылилось в неизбежное испитие всем народом горькой чаши в виде истребления нации сразу же после октябрьского переворота 1917 года. По некоторым данным жертвы репрессий эпохи Революции достигали 40 млн. русских людей.

История России это не политика, ибо ее государственность была выстроена на православных началах. Православная Церковь и во времена династии Романовых была главным стержнем и опорой государственности. (И.Ильин) И когда сегодня некоторые лица из среды епископата и клира заявляют о том, что почитание Царственных страстотерпцев и особое выделение их из среды других новомучеников является политикой, то это свидетельствует лишь о том, что высказывающие такие суждения совершенно не понимают ни смысла русской истории, ни значения православного монарха. В людях такого мышления и с такими взглядами, увы, утрачено церковное мышление, потеряно понятие о «русской идее». Это мышление унаследовало уже иное мировоззрение, которое активно и настойчиво выковывалось Советской Россией, столь активно распространявшей грязные слухи и сплетни предреволюционной желтой прессы о Помазаннике Божием и Августейшей семье, извращавшие истину и превращавшие ложь в идеологию. Революция выковывала не только новое мировоззрение безбожия и аморальности, но и активно трудилось над сознанием человека, создавая новый тип мышления, ментальности (И. Ильин). Этот тип мышления высмеивал все священное, все дорогое для русского человека. И в первую очередь высмеиванию и клевете подвергались Всероссийские Монархи, верховные ктиторы Всероссийской Церкви и всего Вселенского Православия.12 Ложь и пошлость стала постыдным обличьем революции и ее последователей.13 И. Ильин метко называет революцию «величайшим лжецом и пошляком мировой истории, ...и оправдывать своими целями самые гнусные средства».14 И это точно, верно и справедливо.

Из исторического прошлого хорошо известно, то «новые строители» нового социалистического государства страшно ненавидели духовенство, навешивая ярко «черносотенцев», «монархистов». Они видели в православном духовенстве носителей идеи священной России, России императорской. И во многом они были правы, поскольку большая часть епископата и клира не поддерживала безбожную революцию, а некоторые продолжали тайно поминать «по старому чину»15 Его Императорское Величество. Неслучайно свмч. Владимир, митрополит Киевский и Галицкий, на протяжении многих лет бывший первоприсутствующий в Святейшем Правительствующем Синоде, и первым, кто вкусил всю горечь «революционных свобод и равенства», говорил: «Священник не монархист не может стоять у престола». Многие понимали, что революция обречена на провал, но и с ней для России наступил период ее развала, разрушения. И это было неизбежно вследствие «мартовского мятежа против священной власти».16

Но до глубины души горько и крайне прискорбно узнавать, что и в духовных школах РПЦ преподаватели до сих пор позволяют себе колкости, насмешки в адрес всероссийских монархов, а в особенности в адрес св. мученика Государя Императора Николая Александровича. Высмеивание священной фигуры дозволительно ли для духовных школах, где в основе образования должен полагаться принцип трепетного отношения ко всему священному, в том числе и такой священной особе как монарх? Безусловно, нет ни одного без греха. Но духовно ли это и педагогично ли это, когда дается не общая объективная и научно выверенная картина царствования последнего Всероссийского Императора, основанная на новых изданиях и научных исследованиях, а на основании крайне узкого субъективного воззрения. Мы полагаем, что поступающие так преподаватели вливают разрушающий и растлевающий в души студентов яд. Такие преподаватели являются носителями «революционной пошлости и цинизма». Они продолжают внедрять в сферу духовного образования революционные идеи, которые по своей сути являются «воинствующим посягательством на все великое, чистое, божественное и благородное, что доступно земному человеку».17

Ваше Святейшество, мы хотели бы еще раз вспомнить слова мироточивого чудотворца свт. Иоанна Максимовича, в которых мы видим важную духовную оценку необходимости почитания святых Царственных Страстотерпцев для русского народа: «Величайшее преступление, совершенное в отношении Его (т. е. Государя Императора Николая II), должно быть заглажено горячим почитанием Его и прославлением Его подвига. Перед Униженным, Оклеветанным и Умученным должна склониться Русь, как некогда склонились Киевляне перед умученным ими Преподобным Князем Игорем, как Владимирцы и суздальцы — перед убитым Великим Князем Андреем Боголюбским! Тогда Царь-Страстотерпец возымеет дерзновение к Богу и молитва Его спасет Русскую землю от переносимых ею бедствий...Невинно пролитая кровь возродит Россию и осенит ее новой славой!»18

Сегодня мы видим в нашей Русской Церкви картину, которая далека от того, о чем проникновенно и богодухновенно говорит святитель Шанхайский. Во многих монастырях, и даже центральных, и храмах нет святых икон Царской семьи и даже святых икон Собора Новомучеников Российских. В дни их памяти далеко не везде совершаются торжественные богослужения. И мы полагаем, что в этом вина не случайных обстоятельств, и не времени, а равнодушия духовенства, епископата к «не имеющего равного себе в истории последних веков беспримерному» 19 подвигу последнего Всероссийского Императора Николая Александровича и всей Августейшей Семьи. Мы смеем даже сказать, что люди такого мировоззрения и отношения являются «случайными» в Церкви людьми.

Мы же с великой радостью восприняли известие о том, что Священный Синод Русской Зарубежной Церкви от 10 декабря 2012 года принял решение о поименном поминовении Царской Семьи за богослужением в храмах и монастырях. 20 Тем самым подается великолепный пример епископату и духовенству нашей части Русской Православной Церкви. А не поминовение их, что делается во многих наших храмах и монастырях — это свидетельство полного равнодушия и безразличия к тем, кто пошел на добровольный подвиг самопожертвования за весь русский народ, благодаря подвигу которых мы может быть еще и существуем, наша история продлена. Чем опасно такое безразличие и равнодушие? Последствия могут быть разные и совершенно непредсказуемые, они сокрыты от нашего взора в Божиим Провидении, однако предчувствия наши, которые основаны не только на религиозной интуиции, но и на критическом обзоре истории, говорят нам о том, что отворачиванием от Царской семьи мы ставим крест на своем будущем, мы подвергаем сомнению смысл дальнейшей истории нашего народа. Ибо, в конце концов, речь идет и о нарушении заповеди о почитании к родителям, которыми для нас являются наши священные предки, и, безусловно, глава нации — Государь Император. Недопустимо, чтобы подрастающие кадры для клира, будущее духовенство было чуждо «русской идее», равнодушно и безразлично к императорской России, Царственным мученикам. Важно помнить о том, что расстреливая Царскую семью, революционеры «расстреливали святую Русь» 21, ибо царь является живим символом Православной России.22

В связи с этим, Ваше Святейшество, мы хотели бы Вас просить о следующем:

  1. Вынести на решение Священного Синода РПЦ решение об обязательном поминовении святых Царственных Страстотерпцев во время богослужения: на отпустах, ектениях с особыми прошениями,

  2. Создать фонды памяти Царственных Страстотерпцев под покровительством Вашего Святейшества, деятельность которых была бы направлена на распространение литературы о Царской семье, об истории России императорского времени, особо акцентируя внимание на воспитании детей последнего монарха и у ряда членов Императорского дома

  3. К 100-ю Отречения Государя императора Николая Александровича и расстрелу Царской Семьи провести сеть культурных мероприятий: создать в честь них храмы и часовни в знак покаяния русского народа, провести научные конференции и покаянные крестные ходы и т.д.

  4. Просить президента РФ объявить года 1917-18 годами празднования памяти последней Императорской семьи, устанавливая памятные знаки и памятники Императорской семье.

  5. Рассмотреть вопрос о причислении к лику святых Русской Православной Церкви Алапаевских мучеников, ранее прославленным Русской Зарубежной Церковью в 1981году князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, сыновей Великого князя Константина Константиновича, князя Владимира Павловича (Палея),

  6. Поднять на рассмотрение вопрос о возможной канонизации Великого князя Сергея Александровича, дяди последнего монарха, председателя Палестинского Императорского Общества, при этом опровергнув все современные глумления над этой светлой личностью. При этом обществу следует напомнить о том, что святость — это не безгрешность всей жизни, а итог жизни, всего жизненного подвига как пути преодоления страстей и грехов с помощью благодати Божией.

  7. Рассмотреть вопросы, связанные с последними днями жизни и деятельности, а также кончиной Великого князя Сергея Михайловича, расстрелянного в Алапаевске.

  8. Поднять на рассмотрение вопрос о канонизации и причисления к лику Святых РПЦ первого из царственных мучеников Великого Князя Сергея Александровича, дяди последнего монарха, председателя Палестинского Императорского Общества. При этом необходимо провести тщательную работу для опровержения существующих в светской литературе соблазнительных и порочащих личность Его Императорского Высочества теорий и мнений. При этом, даже в случае подтверждения каких-то фактов негативного характера, следует довести до сознания общества, что святость - это не абсолютная безгрешность, а итог всего жизненного пути-подвига христианина, пути преодоления при помощи благодати Божией страстей и наклонностей.

  9. Возродить в Пекине посольскую церковь прп. Серафима Саровского и продолжить поиски останков Алапаевских мучеников, ввезенных в Китай.

  10. Рекомендовать Учебному Комитету при Священном Синоде создать рабочую комиссию в состав которой вошли бы ведущие историки-патриоты и архивисты для составления рекомендуемой литературы по историй России в особенности 19-20 столетий,с целью выработки максимально объективных и исторически достоверных оценок разных исторических эпох, личностей всероссийских императоров, их вклада в развитие и становление Российской империи, их духовно-нравственного облика. При этом важно избегать всех поверхностных суждений и слухов. В свою очередь мы предложили бы ввести в качестве экспертов по составлению учебных программ и учебников для Духовных школ РПЦ Московского патриархата таких исследователей и историков: докт. ист. наук А. Боханов, канд. Истор. Наук. П. В. Мультатулли, Ю. В. Кудрина и др.

Мы верим, Ваше Святейшество, что Вы, будучи по своему служению «носителем благодатной совести русского народа», являясь этнархом русского народа, откликнитесь на наше письмо, что Ваше сердце, «будучи в руках Божиих» не проявит равнодушие к тому, что сбыло и должно быть священно для каждого русского православного человека — любовь к царской России и ее монархам, ее мученикам и страдальцам.

 

Испрашивая Ваших Первосвятительских молитв и благословения, с пожеланием вам обильных благодатных сил от Господа для несения вашего крайне высокого, тяжолого и не менее ответственного патриаршего служения.


Редакция интернет-портала «Православный Апологет».

10/23 июня 2013г. День святой Пятидесятницы

 

 

 

1См. А. Боханов. Российская империя. Образ и смысл. М. 2012. с. 409

2Там же.,с. 353

3См. стать. И. Ильина. Государь. В книге наши задачи, . т. 2

4И. Ильин. Мирова политика русских государей.// Наши задаи, с. 100

5Там же, с. 103

6И. Ильин. Наши задачи. Русская революция была катастрофой., с. 108

7См.Мирополит Антоний (Храповицкий). О Росии. Русский народ и монархия.

8См. И. Ильин. Заветы февраля.// Наши задачи. М. 1992, т.1, стр.148-151

9См. свт. Иоанн Шанхайский (Макисмович). Грех цареубийства.

10П. Мультатулли. Крестный путь Государя императора Николая II. М. 2012.В разделах о манифестах об отречении Императора от Престола приводятся важные сведения о положении в Петрограде и о настроении народа в столице. Автор ссылается на изданный в исторической серии «Красный архив» документах и воспоминаниях очевидцев об отречении Государя Императора.

11См. И. Ильин. Политическое наследие революции., стр. 188-190

12Свт. Иоанн Шанхайский. Слово по царю-мученику.// Письма святых Царственных мучеников из заточения., с. 439

13См. И. Ильин. Политическое наследие революции. , Русская революция была катастрофой., Русская революция была безумием. Все статьи расположенные в сборнике «Наши задачи» в 1 томе.

14И. Ильин. Русская революция была катастрофой.// Наши задачи. М. 1992, т.1 с. 108

15См. Письма патриарха Алексия к своему духовнику. М. 2000, с. 18, Письмо от 3 марта 1917г.

16Там же, с. 89. Письмо от 11 ноября 1917г.

17И. Ильин. Указ. Сочин., Политическое наследие революции, с. 195

18Свт. Иоанн (Максимович). Грех цареубийства. // Письма святых Царственных мучеников из заточения. СПб. 1998. c.38

19Митрополит Анастасий (Грибановский), предстоятель Русской Зарубежной Церкви.

20 Обсудив грядущее празднование 400-летия  Дома Романовых, архипастыри постановили:

  1. Указать настоятелям монастырей и храмов Русской Зарубежной Церкви осуществлять поминовение Царственных Страстотерпцев на совершенных отпустах богослужений по следующей формуле: «святых благоверных Страстотерпцев: Царя-мученика Николая, Царицы Александры, Царевича Алексия, Царевен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии; святыя преподобномученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары и иже с ними убиенных», начиная с 1/14 января и до конца 2012 года. (Из Определений Заседания Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 10 декабря 2013года. // www. Russianorthodoxchurch.ws/synod/20 )

21 И. Ильин

22Архиепископ Аверкий (Таушев). Религиозно-мистический смысл убиения Царской семьи. //Письма святых  царственных мучеников из заточения., с. 441

 



Подписка на новости

Последние обновления

События