Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Святоотеческое наследие

Почему Господь Иисус Христос не явился всем иудеям по Воскресении

(свт. Иоанн Златоуст)

Многие спрашивают и говорят: почему Господь по воскресении не явился тотчас всем Иудеям? Вопрос тщетный и суетный. Если бы Своим явлением Он мог обратить всех к вере, то не преминул бы явиться всем. Но Он никак бы не преклонил бы иудеев к вере, если бы явился им по воскресении: сему он научает нас через Лазаря. Ибо когда Христос воскресил сего четверодневного мертвеца, смердящего и тлевшего; когда по Его гласу, сей мертвец обвитый погребальными пеленами, встал перед лицом всех: то и тогда не только не обратил их к вере, но еще раздражил против Себя. Пришедшие туда совещались убить и самого Лазаря за то, что Он был предметом чуда Христова (Ин.12, 10). Итак, если они за то, что Господь воскресил из мертвых, не уверовали в него, то каким неистовством воспылали бы против Него, если бы Он явил им Себя Самого, воскресшего собственною силою? Хотя они ничего не могли бы Ему сделать, однако с большим неистовством устремились бы к нечестию. Посему, желая избавить их от напрасного неистовства, Он скрывался от них. Притом они подверглись бы и более жестокому наказанию, если бы Он явился им после Своих страданий. Потому-то, щадя их, хотя Сам и скрывался от очей их, но в то же время (для обращения их) и открывался в знамениях и чудесах. Так слышат Петра говорящего: «во имя Иисуса Христа востани и ходи» (Деян. 3, 6), не менее значило, как и видеть Христа воскресшего. И что первое служило весьма сильным доказательством воскресения (Христова) и удобно располагало к вере, нежели последнее, т. е. сердца человеческие скорее могли быть утверждены в вере видением чудес, совершенных во имя Его, недели явлением Его Самого по воскресении, - это явствует из следующего: Христос воскрес и явился Своим ученикам; нашелся однакоже и между ними один неверующий: Фома, называемый Дидим. Для уверения своего он требовал вложить персты свои в язвы от гвоздей, осязать ребра Христовы. Если же этот ученик, который три года жил со Христом, участвовал в трапезе Господней, был свидетелем величайших Его знамений и чудес, слушал Его беседы и уже видел Его воскресшим, и — при всем том — не прежде поверил, как когда узрел сами язвы от гвоздей и копия; то скажи мне, как уверовал бы в Него весь мир; потому только, что все видели Его в то время воскресшим? Кто дерзнет утверждать сие — но не сей только, а и другие укажем примеры на то, что чудеса гораздо более имели силы убеждения, нежели явление воскресшего пред глазами других. Вот — когда народ услышал Петра, говорящего хромому: в имя Иисуса Христа востани и ходи, - вдруг пять тысяч мужей обратились к вере во Христа (Деян. 4, 4); а ученик, видевший Самого воскресшего, оставался в неверии. Видишь ли, как это чудо гораздо скорее возбудило веру в воскресшего? Одно явление Христа воскресшего не вывело из неверия даже ближайшего ученика Его; а свидетели чуда сотворенного Петром, из врагов Христовых сделались верующими. Сколько же последнее доказательство (чудо) было важнее и очевиднее первого (явления) и больше имело силы расположить и преклонить людей к вере воскресению! Но что я говорю о Фоме? Если хочешь знать, что и прочие ученики, увидев Господа по воскресении, не вдруг поверили, - выслушай разумно. Только не осуждай их, возлюбленный. Если Христос их не осудил, то и ты не осуждай; ибо ученики видели необыкновенное и чудное видение Самого Первородного воскресшим из мертвых; а столь великие чудеса сначала, обыкновенно, поражают ужасом, доколе, спустя несколько времени, в сердцах верующих не водворится спокойствие. Это самое и случилось тогда с учениками. Ибо после того, как Христос, воскресший из мертвых, приветствовал их словами: «миръ вамъ», они, как сказано, «убоявшеся и пристрашни бывше, мняху дух видети. И рече им Иисус: что смущени есте? Потом показа им руце и нозе: еще же им неверующим от радости и чудящимся, рече им: имате ли что снедно зде» (Лук. 24, 37-40)? Вот каким способом желал Он уверить учеников Своих в воскресении! Если, говорит, не убеждают вас прободенные копием ребра Мои, не убеждают и прочие язвы; то пусть убедит трапеза... итак, когда ты слышишь, что Он «пред ними постави Себе жива, денми четыредесятми являлся им, с ними же и ядый» (Деян. 1, 3-4); то причиною сего ядения признавай не то, чтобы Он Сам имел нужду в пище, но то, что Он желал уврачевать немощь учеников; а отсюда ясно разумей, что знамения и чудесами самих Апостолов служили самым непререкаемым доказательством Христова Воскресения... (Источник: «Воскресное чтение», IX, с. 49-50)



Подписка на новости

Последние обновления

События