Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Воскресение Христа в Ветхом Завете

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа является основополагающим догматом нашей веры, так как оно убедительно доказывает Его святость и провозглашает поражение смерти и греха, ведь именно из греха и берет свое начало смерть. Таким образом, Воскресение Христа – это наше избавление от тления.

В Ветхом Завете существуют пророчества как о вочеловечении и смерти Христа, так и о Его Воскресении из мертвых. Мы приведем несколько ветхозаветных свидетельств, которые, согласно исследованиям святого Иоанна Златоуста, касаются Воскресения Христа.

DikaiaSara01

Святой Иоанн Златоуст в своем слове, посвященном призыву не отчаиваться и молитве за врагов, говорит о бесплодной жене Авраама и других бесплодных женщинах Ветхого Завета. И тот факт, что эти женщины смогли родить, несмотря на свое бесплодие, предрекает чудо рождения Христа от Девы. Святой Иоанн советует христианам: «Если иудей спросит тебя, как родила Мария, отвечай ему: а как родили Сарра, Ревекка и Рахиль?». Ту же самую мысль святой Иоанн высказывает в другом своем слове о неразглашении грехов братьев, где он прямо говорит, что «бесплодная женщина подготавливает приход Девы. Бесплодные предшествуют, чтобы мы смогли уверовать в рождение от Девы».  В слове об отчаянии и молитве за врагов Иоанн Златоуст утверждает, что великие чудеса Нового Завета подготовили именно ветхозаветные знаки: «Когда надлежит случиться чудесному и великому, это предваряет множество знаков». Святой отец приводит замечательный пример: «Когда входит царь, впереди него шествуют воины, чтобы не принять его внезапно и неподготовленными. Так же и с чудесным будущем: его предваряют знаки». И святой исследователь объясняет почему: «Чтобы мы предварительно наученные (тем, что предсказывали пророки, знаками, присутствующими в Ветхом Завете) не были внезапно поражены и не удивлялись происходящим чудесам».

«То же самое касается и смерти», – продолжает святой Иоанн Златоуст. Новый Завет говорит о поражении смерти Воскресением Христа – событием великим и удивительным. Именно поэтому Ветхий Завет подготавливает человечество с помощью различных знаков и пророчеств для того, чтобы по наступлении Христова Воскресения люди уверовали в него. Одним из таких знаков было произошедшее с Ионой. На Иону ссылался и Иисус Христос, говоря о Своем Воскресении (Мтф. 12:39-40, 16:4). «Предшествовал Иона и обнажил наш разум», – пишет Златоуст. Как кит выбросил Иону на берег по прошествии трех дней, так и гроб не принял Христа, – говорит Иоанн Златоуст, – так как смерть не нашла в нем подходящей пищи. А пищей для смерти является грех. «Смерть родилась от греха, с помощью греха укоренилась и грехом питается», говорит Иоанн Златоуст. Далее святой приводит замечательный пример. Если человек случайно проглотит некий тяжелый предмет, например камень, то желудок поначалу захочет его переварить. Но затем, поняв, что камень непригоден в пищу, изрыгнет его вместе с другой находящейся внутри него пищей. То же самое происходит со смертью. Она поглотила краеугольный камень – Христа, и не сумела Его переварить. И посему изгнала Его из своего царства со всеми умершими до Него.

DikaiaRebecca01

Иоанн Златоуст говорил о Сарре и о других бесплодных женщинах Ветхого Завета. Бесплодие этих женщин, пишет святой отец, было знаком смерти. Златоуст призывает своих читателей быть внимательными, ведь речь идет о сложном богословском вопросе. Святой говорит о том, что бесплодное чрево Сарры приводит к вере в Воскресение Христа. Ведь как Сарра в своей омертвевшей утробе Благодатью Божией взрастила живое тело Исаака, так и Христос после смерти воскресает посредством своей собственной силы. И чтобы сказанное Иоанном Златоустом не показалось поспешным выводом, он приводит свидетельство апостола Павла. Апостол в своем послании Римлянам говорит об Аврааме: «Он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное» (Рим. 4:19-21). Иными словами, говоря о том, что от мертвого тела может родиться живой сын, апостол Павел приводит нас к вере в Воскресение Христа. Вслед за этим апостол говорит: «Не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам». Почему? «Вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа» (Рим. 4:23-24). Значит, говорит апостол, Бог дал жизнь Исааку через мертвое тело Сарры, через ее бесплодное чрево. Подобно этому, Он воздвиг из мертвых Иисуса.

Патриарх Иаков также говорит о смерти и Воскресении Христа. Когда престарелый патриарх благословлял своего сына Иуду, от которого по плоти должен был произойти Мессия, он говорил: «Молодой лев Иуда с добычи, сын мой, поднимается». Под «добычей» здесь подразумевается Дева, имеется в виду чистота Марии, пишет Иоанн Златоуст. Далее, намекая на смерть Христа, патриарх говорит: «Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его?». Таким образом, патриарх представляет смерть Иисуса Христа как сон: «Смерть Его он назвал успением и сном», – пишет Иоанн Златоуст. Но патриарх Иаков связывает со смертью и Воскресение, по этой причине он и спрашивает: «Кто поднимет его?». Будто бы желая сказать, что никто другой не может воздвигнуть Иисуса Христа, кроме Него самого. Поэтому и Сам Христос говорил: «Имею власть отдать душу и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:18), «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19). Но что означали пророческие слова патриарха о смерти Мессии: «преклонился он, лег, как лев»? Иоанн Златоуст дает замечательное объяснение этим словам. Как лев страшен и бодрствующий, и спящий, так и Христос и до Креста, и на Кресте, и в Своей смерти был велик и творил такие удивительные чудеса. По его повелению солнце померкло, разделились скалы, содрогнулась земля, разодрались завесы в храмах, пришла в ужас жена Пилата, мучился муками совести Иуда. В момент смерти Иисуса тьма окутала мир и наступила ночь, несмотря на полдень. Тогда и закончилась тирания смерти, и восстали тела умерших святых (Мф. 27:51-53). Это предвидел в давние времена патриарх Иаков и показал, что и в момент Своего распинания Христос будет велик. «Преклонился он, лег, как лев».

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.



Подписка на новости

Последние обновления

События