Русская Православная Церковь

ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ
Богословский комментарий на некоторые современные
непростые вопросы вероучения.

«Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью.»

Свт. Марк Эфесский


Интернет-содружество преподавателей и студентов православных духовных учебных заведений, монашествующих и мирян, ищущих чистоты православной веры.


Карта сайта

Разделы сайта

Православный журнал «Благодатный Огонь»
Церковная-жизнь.рф

Пасхальное послание проигумена священной обители прп. Григория, Свята Гора Афон,

архимандрита Георгия

Иисус Христос жрец и жертва

архимандрит Георгий (Капсанис), проигумен Священной Обители прп. Григория, Святая Гора Афон

Ο Κύριος Ιησούς Χριστός θύτης και θύμα

 

 

«Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть. Пасха чистительная, и паки из гроба красное правды нам возсия солнце»

(Пасхальный канон Песнь 4-я (Д))

 

Во время своего исхода из египетского плена израильский народ имел повеление от Бога съесть пасхального агнца (Исх. 12, 3-10), который собой прообразовал истинную Пасху, «Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) и приносится в жертву за жизнь и спасение всего мира.

В день Великой Страстной Пятницы мы вновь увидим нашего Господа возносимого на древо Креста, прободаемого и страдающего.

Православная иконография Распятия Христа не изображает Христа как страдающего и осужденного на крест, на мучительную и бесчестную смерть, но как Богочеловека Господа, Который терпит боль и страдает как совершенный человек, но также как и Господа славы, Который господствует над болью и смертью. Поэтому в иконографии отдается предпочтение написанию не «Иисус Назорей Царь Иудейский», но «Царь Славы».

И действительно, наш Господь взошел на Крест добровольно как Царь, Который приносится в жертву по послушанию. Одновременно, как Великий Архиерей, Он является Тем, Кто приносит единственную истинную и спасительную жертву, которая освящает весь мир. Крест является жертвенником, на котором совершается искупление мира жертвой Того, Кто одновременно является и жрецом и жертвой. Он приносит в жертву Самого Себя по беспредельной любви к Своему созданию. Прп. Никодим Святогорец нам говорит, что хотя Господь и мог совершить наше спасение и более простым способом, однако Он предпочел эту мучительную и бесчестную смерть, дабы явить Свою безмерную любовь к словесному Своему творению и нас подвигнуть к тому, чтобы мы ничего более Его не любили.

В Своей Первосвященнической молитве, которую Он совершил до Своих страданий, Господь говорит: «И за них Я посвящаю Себя» (Ин. 17, 19), это означает, согласно словам свт. Кирилла Александрийского, что Я приношу Самого Себя в жертву, как жертву непорочную, посвященную Богу, на Кресте жертвеннике , дабы посредством жертвенной крови все Мои ученики соделались бы причастниками освящения и спасения, которые проистекают из этой жертвы (PG 74, 544). В дальнейшем и они, освященные верные, становятся святой жертвой, посвященной Богу (Иоанн Златоуст., ΕΠΕ 14, 592 ), как об этом говорит Апостол: «предоставьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим. 12, 1).

Однако, хотя Господь и претерпел страдания и умер за освящение и спасение мира, многие остались чуждыми Его благодати, освящению и спасению. Согласно прп. Никодиму это то и было Его величайшей болью. Прп. Никодим пишет: Если же Он столько скорбел глядя на Иерусалим, так что «Он плакал и весьма скорбел по причине пленения и разрушения (Иерусалима), чего следовало претерпеть городу от римлян...насколько же тогда более Он скорбел и плакал о тех, зря как Его распинают, которые остались чуждыми их спасению».

Однако в еще большей степени, нежели из-за зла причиненного Ему Его распинателями, «душа Господа скорбела из-за неблагодарности христиан, поскольку размышлял о том, насколько же из эти верующих и искупленные Его кровью христиане будут попирать его всечестную кровь и Его страдания, сколько из них будут тех, которые пренебрегут Его заповедями, скольких из ни приобретет дьявол» (Πνευμ. Γυμνάσματα, Μελέτη ΛΑ). Поэтому то к женам, которые плакали, взирая на Него повешенного на Кресте, Он сказал «Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших» (Лук. 23, 28)

И действительно, принесенная на Кресте живоносная жертва Господа нашего остается бездейственной, поскольку мы не содействуем ей жертвенностью из-за повседневной нашей эгоистической воли, наших страстных стремлений и богопротивных наших движений души, и остаемся благодаря такому образу нашей собственной жертвы чуждыми приятию ее Богом.

Согласно бл. Августину на Голгофе было три креста: Крест Безгрешности, который является непостижимым и неуловимым для нашего ограниченного мышления. Крест покаявшегося разбойника, который присущ всем ведущим брань христианам, которые самих себя делают через свое покаяние святой жертвой для Бога. И крест не раскаявшегося разбойника, который эгоистично отделяется и лишает человека благодатной радости, восходящей и светоносной славы Воскресения.

Господь наш не перестал и до сего дня вести за нас борьбу, болезновать о нас и заботиться о нашем спасении. Об этом он прекрасно говорит и Сам: «Отец Мой до селе делает, и Я делаю» (Ин.5, 17) . Согласно Святым Отцам Господь не перестал промышлять о Своем творении, поддерживая его и сохраняя его, но главным образом Он заботится о созданном по Его образу Его создании, человеке.

К этой борьбе и к боли нашего Господа причастны и все Его верные рабы. Прп. Силуан Афонский не прекращал на протяжении всей его жизни болезновать и плакать о всем Адаме, то есть о человеческом роде. Конечно же в какой мере кто получает освящение, в той же мере возрастают его боли за спасение человека.

Итак, как сегодня верующие христиане могут молчать? Смотря на то как доминируют грех и тьма? «Печаль прият мя от грешник, оставляющих закон Твой» (Пс. 118, 53), взывают они с воплем и плачем вместе с пророком Давидом. Их боль становится весьма глубокой, поскольку они видят то, насколько умалилась вера в Воскресшего Христа. Даже, поскольку они видят «в какой цвет окрашивается трость с решением нечестивых судий» против Господа Славы, которая с помощью Всерелигии уравнивает Его с лживыми «богами» язычников, а с людьми братьев Господа. Великая Страстная Неделя и Святая Пасха прошли без всякого сотрясающего чувства о том, что Сам Сын Божий и Бог, вочеловечившееся прежде всех веков Слово Отчее страдает, распинается, умирает и погребается как мертвец дабы и мы жили свободными от безнадежности и безвыходности.

Но окончательным деянием истории является не крест, ни страдание, ни борьба и боль. Им является воскресение.

Наш Господь, хотя Он и умер на Кресте, спустя три дня Он воскрес и наполнили всю вселенную необычайным Светом Своего Воскресения, даря благодать и радость Воскресения Своего тем, кто ежедневно Ему следует и сораспинается вместе с Ним. И твердая вера во Христа — это крест и воскресение.

Бесспорный исторический факт Воскресения Христова рассеивает всю тьму греха, боли и смерти. «Христос воскрес из мертвых и уже более не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 9).
Давайте, братья, и мы оставим мертвые дела греха, давайте очистим сами себя слезами покаяния, давайте принесем Господу наши тела и наши души очищенными от всякой грязи, давайте поспешим соединиться с единственным Победителем смерти и греха, дабы и нам вкусить нескончаемую радость Воскресения Его. Особенно сегодня, когда мы оказываемся лишенными света, надежды, дальнейшей перспективы.
В то же время давайте не переставать вести брань и скорбеть о тех братьях, которые пребывают «ежедневно в стране и сени смертной», умоляя Господа Славы о том, чтобы Он отверз их душевные очи, дабы они постигли нетварный Свет Воскресения Христова и все вместе прославляли бы в веках Воскресшего Господа и Бога нашего, вкушали бы неизреченную сладость «всякий ум превосходящего» соединения с Ним.

 

Христос Воскресе! Во-истину воскресе!

Проигумен священной обители прп. Григория, Святая Гора Афон

+архимандрит Георгий

 

Пасха Христова 2013 год

 

Χριστός Ανέστη! Αληθώς Ανέστη!

Ο Καθηγούμενος της Ιεράς Μονής Οσίου Γρηγορίου Αγίου Όρους

Αρχιμ. Γεώργιος

Άγιον Πάσχα 2013

перевод иеромонаха Сергия Троицкого 2013год.

 



Подписка на новости

Последние обновления

События